18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Краевые власти отчитались о своей бюджетной политике в кризисном 2009 году.

Выступивший на состоявшейся на днях расширенной коллегии Управления по финансам, налоговой и кредитной политике Алтайского края его начальник, вице-губернатор Владимир Притупов был уверен: краевыми властями были приняты все возможные меры для стабилизации финансовой и бюджетной ситуации в Алтайском крае.

 

В АГРЕССИВНОЙ СРЕДЕ

 

Более того, по словам Притупова,  в весьма непростых макроэкономических условиях удалось привлечь на нужды экономики и социальной сферы региона беспрецедентные ресурсы из федерального бюджета.  А главное – исполнить бюджет, выполнить все свои, в первую очередь, социальные обязательства, как бы это ни было трудно сделать. Однако этого было бы невозможно добиться без внесения корректировок в бюджет-2009. А они в течение года вносились аж 5 (!) раз. Правда, внесенных ровно год назад корректировок решено было придерживаться в течение всего прошлого  бюджетного года, что и соблюдалось неукоснительно. «Мы считали это принципиально важным, поскольку установленные бюджетные ориентиры позволили всей бюджетной сфере края работать без сбоев, обеспечили стабильное исполнение бюджета даже в  условиях снижения налоговых доходов», - подчеркнул главный финансист края. Его поддержал и главный краевой мытарь – начальник краевого УФНС Алексей Легостаев: « Корректировки бюджета способствовали конструктивной работе и налоговых органов». По его словам, работать пришлось им в крайне сложной ситуации. В результате по итогам прошлого года  общая мобилизация средств составила 49 млрд. руб., что на 6 процентов меньше, чем в 2008 году. Отрицательные, пусть и небольшие темпы отмечались по федеральному и краевому бюджетам. Правда, положительная динамика отмечалась по платежам во внебюджетные фонды. Тем не менее, положение дел с собираемостью налогов в крае была лучше, нежели в среднем по России.

 

Как бы то ни было, в результате совместных усилий удалось  дополнительно привлечь в Алтайский край из федерального бюджета в течение 2009 года 6,1 млрд. руб. Наиболее значительные объемы средств были получены на обеспечение лекарственными средствами, на модернизацию образования, дополнительные меры по содействию занятости населения, приобретение отечественной автомобильной техники, реализацию 185-ФЗ и др. Причем, отметим, что все эти  средства изначально для нашего региона не предусматривались.

 

Беспрецедентную по объему (тем более, в кризисный год) поддержку, которая составила в прошлом году 3,2 млрд. руб., получил АПК региона. Значительные финансовые ресурсы были транслированы федеральным бюджетом на поддержку малого предпринимательства (430 млн. руб.).  Существенно увеличились расходы на ЖКХ (на 14 процентов по сравнению с 2008 годом), что обусловлено осуществлением 185-ФЗ. НА ремонт жилья и переселения граждан было получено 4,3 млрд. руб., из них в 2009 году – 3,3 млрд. руб.

 

О МЕСТНОМ БЮДЖЕТЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО…

 

Понятно, что финансово-экономический кризис тяжело ударил по местным бюджетам, которые также подверглись значительным правкам. Были сокращены плановые показатели по доходам и расходам. Сокращения коснулись также зарплат, оплаты коммунальных услуг, капвложений и др. статей. Наверное, негативные последствия этого вынужденного секвестра были бы более фатальными, если бы в последние три года бюджеты муниципальных образований не росли высокими темпами, прирастая ежегодно на 15-20 процентов. Достаточно сказать, что в 2009 году по сравнению с 2005 годом доходы местных бюджетов в среднем выросли более чем на 80 процентов. А доля их в консолидированном бюджете не изменилась, составляя около 46 процентов.

 

Основными источниками доходов муниципальных районов являлись налог на доходы физлиц, налог на совокупный доход, доходы от использования имущества. Налог на имущество физических лиц на одного жителя в сельской местности составил 37 руб., горожанина – 141 руб. Причем зачастую в селе затраты на сбор налога превышают нередко саму сумму поступления. Проблемными остаются для администрирования налог на совокупный доход и земельный налог. Что касается земельного налога, то рост его поступления в целом составил 106 процентов.

 

- Считаем, что этот налог, наряду с налогом на имущество, должен иметь положительную динамику. Это налоги не зависят от состояния экономики и имеют стабильную налоговую базу».

 

Администрация края считает, что аренда земли – еще одни источник пополнения бюджета. Средняя цена аренды земли по края составила в 2009 году 242 руб., при этом в 42 районах этот показатель ниже среднекраевого. «Во многих районах не проводятся конкурсные процедуры по сдаче земли в аренду, а разница между ставкой арендной платы по результатам конкурсных процедур достигает 20-кратного значения по сравнению со ставками арендной платы по другим формам.

 

Что же касается расходов муниципальных бюджетов, то они выросли по сравнению с 2008 годом на 8 процентов. Оно и понятно: в 2009 году на муниципальный уровень было делегировано более двух десятков государственных полномочий с соответствующим финансовым подкреплением. Тем не менее 70 процентов всех расходов муниципальных бюджетов (более 20 млрд. руб.) составили расходы на социальные нужды. Причем социальные расходы даже несколько выросли по сравнению с 2008 годом, что вполне объяснимо обстоятельствами кризисного года.

 

Вместе с тем обоснованность, справедливость социальных расходов в некоторых муниципальных образованиях вызывает вопросы. Так, были отмечены случаи, когда компенсацию оплаты коммунальных услуг получали не самые бедные жители, что создает социальную напряженность в этих территориях.  Самыми крупными получателями социальной поддержки среди педагогов Шипуновского района является изготовитель пластиковых окон, чья жена-бывший педагог получает компенсацию в размере 73 тыс. руб. в год. В том же районе руководитель деревообрабатывающего предприятия, у которого жена тоже учительг, получает 50 тыс. руб. «Эти случаи не носят массового характера, но недовольство граждан, односельчан, конечно же, вызывают», - посетовал Притупов.

 

Между тем поддержка муниципалов из федерального и краевого бюджетов была в прошлом году весьма серьезной. Так, к примеру, по ФЗ-185 Павловский район получил 62 млн. руб. Это 22 процента всех доходов районного бюджета и в 2 раза больше расходов района на оплату коммунальных услуг. А в рамках поддержки сельского хозяйства предприятия АПК Бийского района получили 125 млн. руб., что в 1,6 раза выше доходов районного бюджета, сельхозтоваропроизводители  Каменского районе – 132 млн. руб. (в 2,5 раза), в Зональном – 340 млн. руб. (в 7 раз больше!) и т.д.

 

ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?..

 

Однако у администрации края немало претензий к муниципалитетам по поводу расходования предоставляемых им финансовых ресурсов.

 

- Из года в год мы говорим об одних и тех же нарушениях, выявленных как при формировании бюджета, так и при его исполнении. Есть случаи, когда не утверждаются дефицит бюджета, источники его покрытия, программы приватизации и инвестиционная, принимаются обязательства и нормы, не закрепленные нормативными документами и т.д. Много нарушений по администрирования, полноте взиманию и перечисления неналоговых доходов, по использованию муниципальной собственности, как имущества, так и земли, - отметила председатель Счетной палаты Алтайского края Надежда Юдакова, приведя в качестве отрицательного примера Барнаул.  

 

Приведенная ею статистика просто поражает. Оказывается,  в 2009 году в ходе проверок городов и районов Алтайского края выявлены нарушения при использовании  663 млн. руб., из них 630 (!) млн. приходится на Барнаул. Значительный объем нецелевых расходов, который по краю составляет 270 млн. руб., зафиксирован в сфере ЖКХ.  Неэффективно расходуются средства и на транспорт, что характерно для нескольких муниципалитетов, к примеру, Барнаула.

 

- Удивляет при этом, что у некоторых муниципальных образований, к примеру, Барнаула и Бийского района, появляются сомнения в полномочиях Счетной палаты по проверке муниципальных образований. Хочу авторитетно заявить: такие полномочия у нас есть, и мы ими будем пользоваться и впредь, - категорически подытожила Юдакова.

 

Не устраивает краевую власть и пассивность местных чиновников. Взять, например, программы поддержки малого предпринимательства, которая является составной частью комплекса антикризисных мер. 16 районов края никак не участвовали в краевых программах, хотя от них ничего-то и не требовалось, никакого софинансирования, кроме организации субъектов малого и среднего бизнеса, предоставлении заявок на получение грантов и т.д.

 

Проблемными  для администрирования остаются налог на совокупный доход и земельный налог. Что касается земельного налога, то рост его поступления в целом составил 106 процентов. «Считаем, что этот налог, наряду с налогом на имущество, должен иметь положительную динамику. Это налоги не зависят от состояния экономики и имеют стабильную налоговую базу», - отметил Притупов и призвал не горячиться по поводу новой кадастровой оценки земли:

- Хочу обратить внимание, что при увеличении размера кадастровой стоимости земли и соответственно размера земельного налога при сохранении налоговых ставок надо исходить не только из темпов роста, но и из абсолютной суммы налога. Не надо торопиться и изменять ставки земельного налога, снижать их, а нужно провести анализ по конкретным плательщикам. Выборочный анализ показал, что при высоких темпах роста абсолютные суммы остаются приемлемыми, если сравнивать их с выручкой, товарооборотом  предприятий торговли, хозяйствующих субъектов. В любом случае надо подходить к этой проблему сугубо индивидуально, в случае необходимости и обоснованности предоставляя компенсации, но не снижая налог и не предоставляя льгот.

 

Такова позиция финансового блока администрации и, судя по всему, будущего министра финансов в правительстве края.

 


ЦИФРЫ И ФАКТЫ
  
В 2009 году доходы консолидированного бюджета составили 65 млрд. руб., или 101 процентов  к запланированному. Они увеличились к 2008 году на 9 процентов, а с 2005 годом
в 2,3 раза. Расходы на одного жителя составили 26,5 тыс. руб.
 

Средняя цена аренды земли по края составила в 2009 году 242 руб., при этом в 42 районах этот показатель ниже среднекраевого.
 

Объем средств, выделенных в прошлом году на содействие занятости населения, в Барнауле, к примеру, составил 570 млн. руб., в Бийске – 225 млн. руб.
 

Муниципальный долг в 2009 году сократился и на конец года составил 1,2 млрд. руб. В большинстве муниципальных образований произошло значительное сокращение долга.

 

 

КАМО ГРЯДЕШИ?

 

Между тем, по словам Владимира Притупова, В 1 квартале 2010 года отмечается существенный рост доходов муниципальных бюджетов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, особенно в городах.  Отмечает положительные тенденции и Алексей Легостаев: «Почти в полтора раза увеличились поступления по сравнению с прошлым годом, а относительно благополучного 2008-го они выросли на 16 процентов. Причем положительная динамика платежей отмечается по всем уровням бюджетов».

 

Администрация края твердо намерена не допустить снижения зарплаты в бюджетной сфере в текущем году. А ведь именно зарплата является сегодня самой крупной статье расходов муниципальных бюджетов (в целом - около половины, при этом в городах – 40 процентов, в сельских районах – 57 процентов). На зарплату направляется половина всех собственных доходов муниципальных бюджетов. Вместе с тем краевые власти намерены и впредь добиваться сокращения расходов на содержание органов власти. Предлагается соблюдать режим экономии, оптимизация физических объемов потребления коммунальных услуг. Тем более, что есть положительные примеры такой экономии (потребления электроэнергии, тепла и проч.) в некоторых районах до 20 процентов. К тому же надо учитывать, что нынешнее федеральное законодательство и без того требует сокращение в ближайшие 5 лет потребления коммунальных услуг на 15 процентов.

 

Конечно, проблемы с исполнением местных бюджетов остаются. Хотя  общие поступления и увеличились, половина муниципальных образований (30 территорий) за 1 квартал свои бюджеты по доходам не исполняют. Есть отрицательная динамика и по отдельным доходным источникам: к примеру, по земельному налогу и ЕНВД. А вот что касается налога на доходы физических лиц, безусловно, основного бюджетообразующего источника, то общие поступления за 1 квартал составили 27 млрд. руб., что на 5 процентов больше уровня прошлого года. Это не может не обнадеживать! Правда, и здесь – ложка дегтя: 39 муниципальных образований имеют по этому налогу отрицательные темпы поступлений.

 

Как бы то ни было, специалисты прогнозируют оживление, правда, медленное, экономики региона. А краевые власти по-прежнему к приоритетам своей бюджетной политики относят исполнение социальных обязательств. По словам Владимира Притупова,  «недопустимо наличие  задолженности по социальным обязательствам перед гражданами. Тем более что суммы долгов незначительны и свидетельствуют только об уровне организации работы местных властей». О еще одной опасности предупреждали и налоговики: «Прогнозируется усиление увода зарплаты «в тень» в течение 2010 года. Поэтому надо усилить работу комиссии по легализации выплаты зарплаты».
 

- Если же подводить итоги 2009 года, можно сказать: могло быть и хуже, но совместными усилиями удалось предотвратить более негативное развитие ситуации, - оптимистично улыбаясь, резюмировал Легостаев.