18+

По данным Банка России в Алтайском крае за 4 месяца 2018 года кредитные организации предоставили заемщикам более 85 млрд рублей, что на 15 млрд рублей превышает показатели аналогичного периода прошлого года

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Обзор политики государственных внутренних заимствований органов власти Алтайского края, представленный в статье доцента кафедры экономики, финансов и кредита Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова Татьяны Ярышевой продолжает анализ статистики государственного долга региона.

Обзор политики государственных внутренних заимствований органов власти Алтайского края, представленный в статье доцента кафедры  экономики, финансов и кредита Алтайского государственного технического университета им. И.И.Ползунова Татьяны Ярышевой продолжает анализ статистики государственного долга региона. Автор анализирует структуру доходов консолидированного бюджета Алтайского края и государственный внутренний долг региона по отношению к собственным доходам за последние 12 лет. Это позволяет автору выявить тенденция сокращения долговой нагрузки на бюджет Алтайского края. По мнению автора статьи проводимая в регионе финансовая политика позволяет не только стабилизировать, но и улучшить показатели социально-экономического развития.


 

Правительство Алтайского края проводит сбалансированную политику

государственных внутренних заимствований

 

Ярышева Татьяна Николаевна,

доцент кафедры Экономика, финансы и кредит ФГБОУВО АГТУ им. И.И. Ползунова

 

Алтайский край один из регионов России, завершивших финансовый 2016 год с профицитом. Основную часть в расходах края составляют образование (26,26%), социальная политика (20,45%), национальная экономика (19,99%) и здравоохранение (18,56%). Таким образом, две трети общей суммы затрат в крае идет на развитие и поддержание социальной сферы, что подтверждает социальную направленность бюджетной политики края. При этом источниками финансирования расходов региона выступают преимущественно (на 67%) собственные доходы. Достаточно велика зависимость регионального бюджета от внешних финансов, привлекаемых в форме межбюджетных трансфертов, однако, явно заметна тенденция к ее ослаблению при стабильно увеличивающихся собственных доходах региона. За последние пять лет увеличение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет края составило 138%, при этом в среднем в год бюджет края прирастает на 8%, 2016 год отличается максимальным за данный период приростом в 17%.

Doc22.ru Структура доходов консолидированного бюджета Алтайского края 2009-2016 гг

Власти Алтайского края довольно сдержанно относятся к заимствованиям. На фоне растущих показателей государственного долга субъектов Российской Федерации (абсолютный размер государственного долга вырос на 74% за последние пять лет), темпы роста задолженности края перед федеральным центром сегодня незначительны. Размер внутреннего государственного долга Алтайского края на 1 января 2017 года составил 2,2 млрд. рублей (справочно: средний размер государственного долга по субъектам РФ 27,7 млрд. руб.; максимум – 150,0 млрд. руб. в Краснодарском крае). Данная величина не превышает 4,5% собственных доходов краевого бюджета и является наименьшей по Сибири. В целом по России Алтайский край находится на шестом месте по доле обязательств в доходах, уступая Москве, Санкт-Петербургу, Тюменской и Сахалинской областям, а также г. Севастополь.

Doc22.ru Мониторинг сбалансированности бюджетов субъектов РФ (бюджет субъекта) (по состоянию на 1 января 2017 года)

По данным Министерства финансов РФ и Федерального казначейства государственный долг отдельных субъектов РФ на 1 января 2017 года превысил их собственные доходы. В разряд таких регионов попали Республика Мордовия (при доходах в 22,8 млн. руб. имеет задолженность в 40,2 млн. руб., превышение на 76%), Республика Хакасия, Костромская и Астраханская области и (превышение на 45,5%, 43,3% и 35,4%, соответственно), в меньшей степени, но все же превысили стопроцентный рубеж такие субъекты, как Республика Карелия (15,1%), Смоленская область (13,0%), Республика Марий Эл и Еврейская автономная область (0,9% и 0,6%, соответственно). В 46 регионах России размер государственного долга превышает 50% собственных доходов.

За последние пять лет в Алтайском крае среднее значение данного показателя составило чуть более 4%, а максимальное - не превысило 6% в 2015 году. Такая тенденция выглядит достаточно позитивно на фоне роста государственного внутреннего долга в целом по России. За тот же пятилетний период доля внутреннего долга в доходах субъектов выросла в среднем с 26% до 35%. Если расширить временной период исследования до 12 лет, то тенденция сокращения долговой нагрузки на бюджет Алтайского края выглядит еще более привлекательно.

Doc22.ru Алтайский край. Государственный внутренний долг по отношению  к собственным доходам. 2005-2017 гг

С 2004 года по 2016 год государственный внутренний долг края по отношению к собственным доходам сократился с 57% (при средней величине 23%) до 4,4% (при среднем значении 35%).

Объем государственного долга в расчете на душу населения на 1 января 2017 года в Алтайском крае также является минимальным по России (0,9 тыс. руб./чел.), а «лидируют» по этой позиции Ненецкий автономный округ (82,1 тыс. руб./чел.), Магаданская область (82,5 тыс. руб./чел.) и Чукотский автономный округ (226,1 тыс. руб./чел.) при средней величине задолженности на одного жителя по субъектам 16,1 тыс. руб./чел.

Doc22.ru Объем государственных долговых обязательств по состоянию на 1 января 2017 года, объем государственного долга субъектов на 1 жителя

Структуру внутреннего государственного долга Алтайского края формируют бюджетные кредиты, привлеченные из федерального бюджета, (98,8%) и незначительную долю занимают государственные гарантии в размере 4,7 млн. руб. (0,02%). Кредиты коммерческих организаций в качестве источника финансирования регионального бюджета не используются. Что вполне логично с точки зрения стоимости привлекаемых внешних источников финансирования бюджета. Государственные кредиты, предоставляемые под 0,1%, по данным Федерального Казначейства обходятся сегодня Алтайскому краю в 7,8 млн. руб., что составляет около 0,5% от суммы задолженности и лишь 0,007% от суммы расходов края. В целом по РФ относительная величина затрат на обслуживание государственного долга от размера задолженности составляет около 5,5% на 01.01.2017 г., хотя в отдельных субъектах она достигает величины в 37% (Московская область). Обслуживание займов кредитных организаций, предоставляемых под 12%-14% в год, обошлось бы краю значительно дороже. К примеру, если рассмотреть вариант привлечения коммерческого кредита в размере планируемого на 2017 год дефицита краевого бюджета 4,7 млрд. рублей (по данным Министерства финансов Алтайского края), то годовое обслуживание такого источника финансирования бюджета обойдется региону в сумму сопоставимую с затратами, необходимыми на строительство типового социального объекта (около 600 млн. руб.), нескольких дошкольных или одного общеобразовательного учреждения.

Анализ показателей, характеризующих бюджетную политику властей Алтайского края, позволяет утверждать, что в области государственных внутренних заимствований регион стремится к минимизации затрат на обслуживание долгов по привлекаемым источникам финансирования и снижению долговой нагрузки на региональную экономику, ставя в приоритет «жизнь по средствам» и своевременное и безусловное исполнение принимаемых обязательств. Такая финансовая политика позволяет не только стабилизировать, но и улучшить показатели социально-экономического развития региона, а дополнительно поступающие налоговые доходы направлять на развитие социальной сферы и экономики края.