18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

По мнению экспертов, задолженность населения по оплате коммунальных услуг в СФО за 2015 год выросла на 11% и достигла показателя в 24,1 млрд. рублей. Причем более 55% должников в регионе ссылаются на финансовые трудности.

По аналитическим данным «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», на 1 января 2016 года просроченная задолженность населения за поставленные коммунальные услуги в Сибирском федеральном округе достигла 24,1 млрд. рублей, рост за год составила около 15%. При этом ровно год назад задолженность была на уровне 21 млрд. рублей.

Около 12% жителей округа относятся к категории хронических неплательщиков за услуги ЖКХ – их доля постепенно снижается из-за применяемых мер со стороны государства (введение штрафных санкций, ограничение выезда за границу), а также за счет активной работы управляющих компаний с проблемными долгами, в том числе с помощью коллекторских агентств. Таким образом, за 6 месяцев доля таких неплательщиков сократилась на 20%.

Отметим, что на округ приходится более 9,5% всей задолженности за услуги ЖКХ в России, он занимает 4 место по объему долга (в прошлом году СФО находился на 5 месте). Таким образом, проблема с оплатой в данном сегменте является актуальной и требующей принятия мер – в общем долговом портфеле задолженность за жилищно-коммунальные услуги в Сибирском федеральном округе занимает второе место после просрочки по необеспеченному кредитованию, на третьем месте с большим отрывом – задолженность по ипотеке.

Стоит отметить, что наибольшая доля просроченной задолженности в округе приходится на Красноярский край (15,3%), Кемеровскую область (14%), Иркутскую область (12,7%), Омскую область (12%) и Алтайский край (11,8%).

Самые большие долги в СФО сформировались по платежам за такие услуги, как тепло и электроэнергия.

Это объяснимо географическим положением округа – Сибирский федеральный округ находится в зоне суровых климатических условий (в наиболее «мягкой» Западной Сибири в среднем температура в январе может опускаться до -30° С). Как правило, отопительный сезон здесь длится 9 месяцев. В это время активно потребляются дорогие топливно-энергетические ресурсы, а это, в свою очередь, в целом отражается на размере задолженности. Кроме того, Сибирь пока отстает по уровню газификации от центральной полосы и юга России, поэтому в случае возникновения необходимости дополнительного обогрева помещений жители вынуждены использовать электрические приборы. Отметим, что в России цена на электроэнергию превышает стоимость газа (в среднем в 5 раз), что также увеличивает финансовую нагрузку на население и, как следствие, отражается на объеме задолженности.


Елена Докучаева отмечает, что ресурсоснабжающие организации для выбивания долгов все чаще прибегают к услугам коллекторов.

К причинам роста просроченной задолженности населения за коммунальные услуги можно отнести сразу несколько совокупных факторов.

В 2015 году, в отличие от предыдущих периодов, основной причиной стали финансовые трудности потребителей, связанные со сложной макроэкономической ситуацией: рост инфляции, снижение реальных располагаемых доходов населения, высокий уровень кредитной нагрузки.

Стоит отметить, что на протяжении последних нескольких лет тарифы за коммунальные услуги увеличивались с опережением темпов роста инфляции в стране в несколько раз. В 2014 году впервые за 7 лет ситуация изменилась – инфляция обогнала показатели по росту тарифов за ЖКХ. Так, например, в среднем в 2015 году рост составил 8,7%, планируется, что в 2016 году он не превысит 4%. Однако это не улучшило, а скорее усугубило и так сложное положение с платежами за ЖКХ. Рост цен на товары первой необходимости (в округе по итогам 2015 года – 10,3-12,5%) и высокий уровень закредитованности заставили граждан увеличить долю расходов на текущие покупки и обслуживание кредитов, сократив средства, которые планировалось направить на  оплату услуг ЖКХ. Отметим, что в среднем по СФО  на  одного заемщика приходится 1,8 кредита.

Таким образом, из года в год именно жилищно-коммунальные платежи остаются одной из самых заметных статей расходов населения. По итогам 2012 года, на услуги ЖКХ в СФО приходилось более 8% всех трат, в 2013 году – уже 11,5%, в 2014 году – около 13%. По итогам 2015 года данный показатель составил 15%.

В качестве еще одной весомой причины неоплаты услуг ЖКХ можно назвать появление с недавнего времени в регионах Сибирского федерального округа в извещениях жителей многоквартирных домов (вне зависимости от возраста самих домов) строки об обязательных платежах за капитальный ремонт, добавленной на основании поправок в Жилищный Кодекс (271-ФЗ). Этот факт вызвал недовольство со стороны граждан, и на текущий момент капремонт отказываются оплачивать около 20% собственников жилья, несмотря на то, что тарифы в Сибирском федеральном округе по данной статье одни из самых низких в стране.

Многие эксперты сходятся во мнении, что период кризиса не лучшее время для введения новых выплат, так как существенная часть населения России относится к малообеспеченным или к категории среднеобеспеченных граждан. Т.е. именно к тем, кто больше всего ощущает влияние негативных явлений в экономике страны.

Увеличение объема просроченной задолженности за коммунальные услуги, в том числе, связано с невысокими доходами населения в отдельных областях данного региона. Кроме того, по состоянию на 1 января 2016 года уровень безработицы в СФО достиг 8,1%, что превышает показатель в целом по стране на 47,27%. Самый высокие показатели зафиксированы в Республике Тыва (21,7% - второй результат в России), Республика Алтай (10,8%), Забайкальский край (10,4%), Республика  Бурятия (9,6%), Алтайский край (9,4%).

На сегодня средняя зарплата в Сибирском федеральном округе не превышает 21 тыс. рублей (ниже среднего показателя по стране на 18,6%), среди малообеспеченных граждан – не более 15 тысяч рублей. Безусловно, отдавать 15-17% своих доходов (а порой эта доля превышает 20-23%) на оплату коммунальных услуг большинству жителей округа довольно обременительно. Учитывая, что цены на товары первой необходимости растут, на оплату ЖКУ остается меньше средств, чем это необходимо.

Кроме того, в 2015 года практически в 2 раза снизилось в СФО количество тех должников, которые не воспринимают услуги ЖКХ как коммерческий продукт, за который необходимо платить регулярно – на начало 2016 года на его долю приходится не более 6%. Как правило, эта категория жильцов ограничивается только оплатой услуг телефонной связи, так как при неплатежах ее сразу отключают. Многие россияне либо оплачивают коммунальные услуги в последнюю очередь, либо не оплачивают вообще.

Около 10% (за год данный показатель снизился на 30%) жителей просто-напросто забывают оплачивать коммунальные услуги. В первую очередь, это касается тех, у кого в собственности более 2-х квартир, в одной из которой никто не проживает (например, была куплена в инвестиционных целях). Эта причина чаще всего встречается в крупных городах с населением более 1 млн. человек: Новосибирск, Омск, Красноярск. К данным неплательщикам также можно отнести жителей региона, выезжающих в отпуск и забывающих рассчитаться за ЖКУ. Как правило, по возвращению долг погашается. Особенно характерно такое поведение для резидентов территорий, приравненных к районам крайнего севера, где существуют нормы дополнительных отпускных дней – Иркутской области, Красноярского края, Республик Тыва, Алтай и Бурятия.

В регионах (особенно это касается Забайкальского края и Кемеровской области) задолженность растет за счет тех, кто временно не проживает на данной жилплощади: собственники уехали на заработки в столицу или более экономически привлекательный город округа. Таким образом, у них нет либо стимула, либо возможности оплачивать услуги ЖКХ в срок и в полном объеме – риск остаться, например, без электричества их не пугает. Также в связи с сокращением с начала года темпов роста доходов населения, не каждый может погашать счета за содержание нескольких квартир, особенно, если жилье в другом городе арендуется.

Зачастую нежелание потребителей оплачивать услуги ЖКХ вызвано несоответствием цены и качества услуг (недостаточный уровень отопления, низкая температура воды из горячего крана и т.п.). И в ряде случаев нарушения нормативов со стороны компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, действительно имеют место. Но нередки ситуации, когда потребители просто не понимают, из чего складывается цена на те или иные услуги ЖКХ, считают их несправедливо завышенными и также перестают платить. Особая группа – жители ветхого и аварийного жилья, которые, видя изношенность инженерных коммуникаций, отказываются платить по принципиальным соображениям – на их долю приходятся чуть менее 1% неплательщиков.

По прогнозам аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», коммунальная задолженность населения в Сибирском федеральном округе в ближайшее время продолжит свой рост, но несколько меньшими темпами, чем ранее. Учитывая сложившуюся макроэкономическую ситуацию в стране, задолженность по итогам года может продемонстрировать рост в 10%.

Таким образом, если говорить о причинах возникновения задолженности за ЖКХ, то согласно статистике 6% должников просто не считают коммунальные ресурсы товаром, подлежащим регулярной оплате, 10% должников недовольны качеством предоставляемых услуг, 19% считают необъективным рост тарифов и не справляются с увеличивающейся нагрузкой по оплате коммунальных услуг, 55% ссылаются на финансовые трудности и потерю работы, 10% забывают платить по счетам вовремя.

>

Кризис оказал влияние на изменения структуры должников - доля работающих среднеобеспеченных и обеспеченных должников (то есть способных оплачивать поставленные ресурсы в срок и в полном объеме) достигает 45% - в начале года данный показатель был на уровне 49%.

Доля малообеспеченных должников не превышает 25%, временно безработных—20% (против 14% в начале 2015 года). Процент асоциальных граждан, к которым относятся лица с хронической алкогольной и наркотической зависимостью не превышает 10%.

- От неплатежей конечных потребителей прежде всего страдают прежде всего  ресурсоснабжающие организации: они не получают достаточные средства для компенсации понесенных затрат, на их балансе отсутствуют деньги для модернизации старого оборудования и т.д. К сожалению, для успешной работы с должниками-физическими лицами им не хватает ресурсов, а также опыта эффективной работы с долгами, поэтому просрочка растет с каждым годом. Однако сейчас на рынке видна тенденция, когда все больше и больше ресурсоснабжающих организаций передают задолженность профессиональным коллекторским агентствам, эффективность работы которых на ранних сроках просрочки достаточно высока даже  в досудебном порядке, -  считает президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева.