18+

Почти 1800 гектаров просек линий электропередачи расчистят в Алтайском крае

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
Краевые власти предлагают создать на территории края полюсы инновационного развития. У некоторых депутатов краевого Законодательного собрания, на очередную сессию которого был внесен соответствующий законопроект, предложение администрации края вызвало неподдельный интерес. 

 

Так, коммунист Михаил Заполев поинтересовался: а не будут ли полюсы инновационного развития путать с медицинскими полисами?.. «Слово-то одно (?), а понимание разное…», - поделился своими сомнениями депутат. «Нам это даже в голову не приходило!» - изумился неординарной проницательности главного коммуниста Алтая вице-губернатор края Михаил Щетинин, представлявший проект создания на Алтае нового механизма привлечения инвестиций и внедрения инноваций в экономику края.

 

НА ОСНОВЕ ПАРТНЕРСТВА.

 

Краевые власти убеждены: создание полюсов инновационного развития будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию региона, формированию новых механизмов привлечения инвестиций и созданию благоприятных условий для внедрения новых технологий в производство.

 

По словам Михаила Щетинина, полюс инновационного развития – это территориально обособленный комплекс взаимосвязанных производств, научно-исследовательских подразделений и обслуживающих  центров. Целью формирования полюсов инновационного развития в Алтайском крае является повышение эффективности использования потенциальных возможностей муниципальных образований, содействие занятости и росту качества жизни населения посредством создания новых и развития традиционных секторов региональной экономики на инновационной основе. Краевые власти планируют, что динамичный рост и инновационная активность полюсов создадут условия для интенсивного развития окружающего экономического пространства.

 

Что же предлагает законопроект, разработанный администрацией края? Полюса инновационного развития формируются на конкурсной основе посредством создания новых производств или развития уже существующих. Инициатива может исходить от органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и заинтересованных хозяйствующих субъектов. Управление плюсами осуществляет уполномоченный администрацией края орган исполнительной власти в соответствии с его отраслевой принадлежностью. Правда, пока неясно как будет выглядеть этот орган управления и предполагают ли разработчики законопроекта участие в его работе муниципалитетов, бизнеса. В законе говорится, что в основу законопроекта положен принцип государственно-частного партнерства. Однако как он будет реализовываться на практике, до конца не ясно.

 

Законопроект предполагает использование широкого спектра господдержки, предусмотренного инвестиционным законодательством Алтайского края, и не требует выделения дополнительных бюджетных средств. Причем  Михаил Щетинин официально заверил, что никаких особых финансовых вливания осуществление этого проекта не потребует.

 

При подготовке законопроекта было проанализировано федеральное законодательство Российской Федерации. Понятие «полюс инновационного развития» существенно расширяет круг хозяйствующих субъектов, которым может быть предоставлена господдержка. Кстати, как пояснил Щетинин, такой вид стимулирования инновационного развития экономики широко применяется на Западе.

 

МИРОВОЙ ОПЫТ

 

Действительно, под разными названиями – «полюсы конкурентоспособности», «полюсы роста», «полюсы инноваций» и т.д. – такие механизмы развития существуют в мире уже несколько десятков лет, демонстрируя свою эффективность.

 

Впервые концепция «полюсов роста» была выдвинута в начале 1950-х гг. всемирно известным французским экономистом Франсуа  Перру (1903-1987). Согласно ей рост экономики страны во всех регионах не происходит равномерно, он появляется в некоторых пунктах, или полюсах роста, а затем с изменяющейся интенсивностью  распространяется по различным каналам и с определенным переменным эффектом – на всю экономику. К тому же территории, расположенные между полюсами роста и обеспечивающие транспортную связь, получают дополнительные импульсы роста благодаря увеличению грузопотоков, распространению инноваций, развитию инфраструктуры. Поэтому они превращаются в оси (коридоры) развития, определяющие вместе с «полюсами роста» пространственный каркас экономического роста всего региона или страны.

 

Идеи Перру оказались привлекательными и востребованными в объединенной Европе. В результате аналогичные стратегии были приняты и сегодня работают по всему миру: в Австралии, Ирландии, Хорватии, Швеции, Финляндии, Дании, Бельгии, Испании, Италии, Бразилии, Нидерландах, Словении и др. В Германии, например, с 1995 г. существуют кластеры в сфере энергетики, транспорта и авиастроения, а также около 100 «сетей компетенции» в иных областях, связанных с развитием технологий; эти объединения пользуются государственной поддержкой, в частности в выходе на международный уровень.

В Испании в последние годы некоторые провинции активно развиваются благодаря реализации их научного и технологического потенциала в «полюсной» форме. В результате осуществления такой стратегии развития некогда отсталая Каталония, к примеру, сегодня считается одним из мировых лидеров в сфере микроэлектроники и телекоммуникаций.


В Дании, где предприятия малого и среднего бизнеса начали объединяться в «сети» уже с конца 1980-х гг., сейчас проводится более систематическая политика государственной поддержки кластеров на национальном и интернациональном уровне. В Дании, например, существуют сельскохозяйственные кластеры; на которые работает вся наука.

Французское правительство взяло за образец Италию, где с 2002 года прежние «индустриальные округа» сменили более комплексные «технологические округа», и Германию. В обеих странах речь идет о сближении промышленности, научных разработок и образования.

 

Между тем, по всей видимости, в качестве образца разработчиками «алтайской модели» взят французский опыт. Не исключено, что и потому, что в осуществление «полюсной стратегии» во Франции активно участвует государство. Государственная политика формирования «полюсов конкурентоспособности» проводится там с 2004 года. Именно тогда заговорили о создании «полюсов».

 

Правительственный комитет по повышению конкурентоспособности регионов (CIACT) объявил национальный тендер. Группы-победители получали статус полюса конкурентоспособности с вытекающими из него финансовыми (субсидии, налоговые льготы) и социальными (облегчение социального бремени) преимуществами, не считая приоритетной поддержки со стороны Национального агентства стимулирования научных разработок (ANVAR) и Банка развития малого и среднего бизнеса (BDPME). Ожидалось около 15 заявок. Претендентов оказалось 105. Из них было отобрано 67 полюсов, включая 6 «проектов мирового значения» (из них по 2 в крупнейших регионах Иль-де-Франс и Рона-Альпы), 9 «проектов с международным потенциалом» и еще 53 проекта национального и регионального уровня. На их бюджетную поддержку из бюджета страны было выделено в течение трех лет около 1, 5 млрд. евро. Однако ход работы полюсов подвергался регулярным жестким проверкам.


Проекты мирового значения, кроме того, получили дополнительное финансирование от Агентства промышленных инноваций, к их реализации было привлечено около 3000 научных работников. Поначалу создание полюсов коснулось только технологических областей: микроэлектроника, нано- и биотехнологии, автомобиле- и авиастроение. Однако впоследствии  эта схема была распространена и на туризм, экологию и культуру.

Автор проекта полюсов Кристиан Блан подчеркнул, что «для реализации колоссального потенциала подчас не хватало только внедрения новых принципов организации».

 

Как отмечали авторы разработки стратегии полюсов конкурентоспособности во Франции, программа «полюсов» не ставит перед собой непосильной задачи полностью справиться с давлением со стороны развивающихся рынков и не имеет в виду предпочтения исследовательских разработок реальному производству. Ее смысл в том, чтобы обеспечить интеграцию между индустрией, инновациями и наукой, опираясь в этом на регионы (что предполагает также развитие инфраструктуры). Ведь в настоящее время существует географический дисбаланс: предприятия сосредоточены в одних регионах страны, исследовательские институты - в других.


Зарубежные ученые отмечают, что существуют два пути роста промышленного производства. Первый – это увеличение количества крупных фирм с вертикальной интеграцией и внутренней экономией на масштабах производства. Собственно, таковыми, по всей видимости, являются российские госкорпорации, в эффективности которых все больше сомнений. Второй – в сосредоточении большого количества мелких и средних предприятий в отдельных районах, которые развиваются не менее эффективно, чем крупные предприятия за счет гибкой специализации и внешней экономии на масштабах производства.


Можно предполагать, что в качестве стратегии экономического развития Алтайского края выбран именно второй путь, особенно актуальный в условиях разрастающегося экономического кризиса и неравномерности социально-экономического развития нашего региона.



По мнению экспертов, программа полюсов может включать в себя несколько обязательных действий (шагов).

 1. - Выделение существующих или потенциальных полюсов инновационного развития  посредством проведения тендеров и организация их коммуникационной поддержки .
2. - Поощрение (с помощью финансовых и иных рычагов) объединения предприятий в полюсы ("сети") с целью оптимизации издержек: совместная политика закупок, общее оборудование, исследовательские лаборатории.
3. - Инвестирование в кадры, организация системы совместного для групп предприятий управления человеческими ресурсами: как в плане поиска сотрудников (объединение работодателей в союзы, составление планов найма), так и в плане их обучения.
4. - Укрепление связей между производством, с одной стороны, и наукой и образованием - с другой. Предприятия, входящие в состав полюсов наряду с исследовательскими лабораториями и иными "инновационнообразующими" структурами, могут рассчитывать на финансовую поддержку региона.
5. - Стимулирование создания и развития инновационных предприятий внутри полюсов. Внутреннее закостенение полюсу противопоказано.
6. - Обеспечение связи полюса с внешним миром за счет эффективных транспортных коммуникаций и высокоскоростных средств связи.
7. - Продвижение концепции полюсов на федеральном и международном уровне. Тем самым и финансирование их можно вывести на более высокий уровень.
8. – Тесное сотрудничество с местными властями и специалистами, бизнес-сообществом региона.
   

ЧТО ДАЛЬШЕ?

 

Кому-то покажется, что мы слишком много места уделили анализу зарубежного опыта, по мнению многих, малоконвертируемому в наши российские и алтайские реалии. Однако мы хотели показать, что, во-первых, идея «полюсов инновационного развития» имеет серьезную научную и практическую базу, дала конкретные результаты, во-вторых, вполне применима на уровне отдельного региона  с огромным потенциалом, но пока весьма ограниченными возможностями. Об этом однозначно свидетельствует мировой опыт, который показывает: именно там создание «полюсов роста (развития)» может дать серьезный кумулятивный и мультипликативный эффект, причем в весьма короткие сроки.     

 

Отвечая на вопрос Doc22 о смысле и перспективах очередной законодательной инициативы краевой власти, вице-губернатор Михаил Щетинин пояснил:

 

-Мы предложили рамочный проект, который расширяет сферу применения инновационного законодательства Алтайского края. При том же инструментарии инвестиционной поддержки мы можем существенно расширить круг участников и изменить качественные подходы. Это направление предполагает именно поддержку инвестиций в сферу инноваций. Опираясь на этот закон, мы можем создать региональную особую экономическую зону технико-внедренческого типа, региональный технопарк. Сегодня мы можем говорить о создании полюсов инновационного роста на базе бизнес-инкубаторов в Бийске, Барнауле, дорабатывается проект создания в крае агротехнопарка н базе ОПХ «Докучаево».  Что же касается каких-либо территориальных ограничений, то по каждому из полюсов инновационного развития будет приниматься особое постановление администрации края. В России Алтайский край -  пионер в части законодательного оформления такой формы инновационного развития. Аналога такому закону в региональном законодательстве России пока нет.

 

Пока законопроект принят в первом чтении, а работа над ним продолжится в ближайшее время. Очевидно, что пока этот документ носит сугубо эскизный характер. Однако перспективы у предлагаемой властями идеи, несомненно, весьма велики. Ведь как сказал один известный экономист, «процветание государства зависит от уровня его конкурентоспособности на мировом рынке, а основа конкурентоспособности – в эффективном использовании потенциала регионов».

 

Артем КУДИНОВ