18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Краевые власти подвели предварительные итоги развития сельского хозяйства и сельхозпереработки в уходящем году.

На традиционной итоговой встрече руководства Алтайского края с главами городов и районов региона о результатах работы рассказал вице-губернатор Александр Лукьянов. Отметив, что сельское хозяйство края пережило из-за засухи в этом самый сложный за последние лет пятьдесят год, г-н Лукьянов подчеркнула: негативное влияние аномальной засухи не ограничится текущим годом, но, к сожалению, будет ощущаться и в следующем году. А чтобы справится с последствиями засухи необходимо мобилизовать все собственные резервы и максимально использовать помощь федерального центра. Вот текст его доклада, который портал Doc22 публикует с некоторыми сокращениями.


 Вице-губернатор Александр Лукьянов.

Вице-губернатор Александр Лукьянов.

ЗАСУХА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

Из-за аномальной засухи пострадало более 3 млн. га посевов, из них погибло 749 тыс. га (14 процентов), ущерб сельхозтоваропроизводителей оценивается в размере более 4 млрд. рублей, в том числе невозмещенные затраты – более 2,0 млрд. рублей.

Особенно сложная обстановка сложилась в кормопроизводстве. В расчёте на условную голову в среднем по краю заготовлено 15,4 ц кормовых единиц грубых и сочных кормов, что составляет всего 62% от потребности.

В результате воздействия неблагоприятных погодных условий индекс производства продукции сельского хозяйства в сравнении с 2011 годом ожидается на уровне 83%, в т.ч. в растениеводстве – 70%. При этом в животноводстве при сохранении положительной динамики, индекс производства составит 100%, стоимость произведенной сельхозпродукции оценивается в пределах 85 млрд. рублей.

Засуха отразилась и на финансовых результатах отрасли. Объем чистой прибыли, с учетом возросших затрат на покупку семян и кормов, ожидается на уровне 3 млрд. рублей, что на 41% ниже, чем в прошлом году. При этом наблюдается рост кредиторской задолженности сельхозтоваропроизводителей. Рентабельность деятельности аграрных предприятий при сохранении благоприятной ситуации на рынках сельскохозяйственной продукции оценивается на уровне 8-10%.

В таких условиях значимость государственной поддержки для сельхозтоваропроизводителей и ответственность органов власти за полноту и своевременность ее предоставления существенно возрастает.

На краевом и правительственном уровне приняты решения об оказании дополнительной финансовой помощи сельхозпроизводителям, которые пострадали от засухи.

На содержание маточного поголовья крупного рогатого скота из краевого бюджета дополнительно выделено 164 млн. рублей, из федерального – 117 млн. рублей.

Объем поддержки в рамках экономически значимых программ по развитию молочного и мясного скотоводства составил более 465 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета – 278 млн. рублей. На сегодняшний день аграриям перечислен 341,0 млн. рублей.

На компенсацию затрат по орошению сельхозкультур из краевого бюджета выплачено более 49 млн. рублей. На строительство и реконструкцию оросительных систем  профинансировано около 132 млн. рублей.

По развитию промышленного свиноводства и свеклосахарного производства из федерального бюджета поступило еще 84 млн. рублей.

Кроме того, в целях смягчения последствий засухи, Алтайскому краю в качестве дополнительной поддержки из федерального бюджета предварительно определен объем дотаций в размере 412,8 млн. рублей, из них 245 млн. рублей на содержание крупного рогатого скота, свиней и птицы, около 168 млн. рублей – на покупку семян и минеральных удобрений.

С учетом выделения дополнительных ресурсов в текущем году государственная поддержка составит в пределах 5,3 млрд. рублей, что значительно выше прошлогоднего уровня. В настоящее время администрация края активно взаимодействует с банками по вопросам пролонгации кредитов, привлеченных сельхозтоваропроизводителями.

ИТОГИ ГОДА.

Индекс промышленного производства пищевых продуктов по итогам года составит не менее 106%. Стоимость отгруженных товаров собственного производства по отрасли ожидается в объеме более 73 млрд. рублей, что на 10% превысит прошлогодний уровень. Значительный рост производства - более 200 % - ожидается в масложировой  промышленности, что связано с деятельростью предприятий Группы компаний ООО «Юг Сибири» (ООО «АгроСиб-Раздолье» и ЗАО «Бийский маслоэкстракционный завод».

В крае собрано 2,7 млн. тонн зерна в первоначально оприходованном весе, 246 тыс. тонн подсолнечника, 420 тыс. тонн сахарной свеклы. Несмотря на крайне неблагоприятные условия по производству зерна край занял 7 место среди регионов России, урожайность сахарной свеклы сложилась выше, чем в среднем по стране, а объем производства подсолнечника сопоставимы с уровнем прошлого года.

Объемы производства продукции растениеводства в целом по краю обеспечивают внутренние потребности и получены благодаря проведенной в последние годы технической и технологической модернизации производства. С 2006 года на эти цели инвестировано более 30 млрд. рублей, в том числе в 2012 году - более 4 млрд. рублей. При этом не возникало вопросов с обеспечением горюче-смазочными материалами. Краю было выделено по льготным ценам более 120 тыс. тонн моторного топлива (50% от потребности), что позволило крестьянам сэкономить около 800 млн. рублей.

В текущем засушливом году прилагаются все усилия для сохранения поголовья и роста продуктивности сельскохозяйственных животных. Отмечу, что по результатам развития отрасли с начала года эти задачи решаются.

По итогам 2012 года производство молока ожидается на уровне
1452,0 тыс. тонн, что соответствует уровню 2011 года, скота и птицы на убой – 320,0 тыс. тонн – рост к уровню прошлого года 102,4%, яиц – 1064,0 млн. шт. (100,5% к уровню прошлого года).

Более половины районов увеличили поголовье коров. В сельхозорганизациях удой на корову в среднем по краю ожидается в пределах 3950 кг. Лидирующие позиции по продуктивности дойного стада (более 4000 кг на корову за 10 месяцев 2012 г.) сохраняются за Хабарским, Косихинским, Ключевским, Павловским, Шелаболихинским, районами. В то же время по итогам 10 месяцев самыми отстающими районами по надою молока на корову являются Панкрушихинский (1681 кг), Локтевский (1700 кг), и Ельцовский (1889 кг) районы.

Причины – несоблюдение технологии производства, низкая кормообеспеченность, недостоверный учёт скота при формировании статистических показателей, что явилось следствием слабой работы по их мониторингу.

ИНВЕСТИЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ.

Несмотря на сложности текущего года, сельхозтоваропроизводители продолжили реализацию инвестиционных проектов и техническую модернизацию производства. Основной объем инвестиционных ресурсов на развитие животноводческой отрасли направляется в рамках краевой программы «100+100». В 2012 году хозяйства края построили, реконструировали и модернизировали 122 объекта животноводства, ввели в эксплуатацию 142 тыс. постановочных скотомест. Наиболее крупные из них реализованы на базе ООО «Агрофирма Урожай» Зонального района, ООО «Западное» Ключевского района, ООО «Колос» Локтевского района, ООО «Агро-Сибирь» Смоленского района, ОАО «имени Анатолия» Хабарского района, ОАО «Крутишинское» Шелаболихинского района и ряда других организаций.

До конца текущего года планируется завершить строительство ещё
4 объектов на 1,8 тыс. постановочных мест.

Наряду с перечисленными объектами в стадии реализации находится ряд крупных инвестиционных проектов, среди которых: ООО «Алтаймясопром» Тальменского района,  ООО «Фунтики» Топчихинского района , ООО «Альтаир – Агро» Ребрихинского района . В настоящее время объекты первой очереди на данных трех комплексах общей мощностью 124 тыс. голов свиней в год введены в эксплуатацию.

В целом же с начала реализации программы «100+100» построено, реконструировано и модернизировано 266 объектов животноводства на 212 тыс. постановочных мест, создано более 700 новых высокопроизводительных рабочих мест.

В текущем году сохранялась высокая инвестиционная активность: ЗАО «Алейскзенопродукт» наряду с реконструкцией мельницы ведет строительство элеватора – емкости по хранению зерна будут увеличены на 12 тыс. тонн; ЗАО «Коротоякский элеватор» ведет строительство мельницы  производительностью 420 тонн зерна в сутки;  в райцентре Троицкое осуществляет строительство крупозавода мощностью 100 тонн в сутки; ЗАО «Алтайская крупа» завершает строительство овсозавода производительностью 100 тонн в сутки; «Третьяковский элеватор» ведет строительство комбикормового завода производительностью 300 тонн в сутки;  «Табунский элеватор» сооружает крупоцех производительностью 75 тонн в сутки; для обеспечения своего свинокомплекса ООО «Алтаймясопром» строит комбикормовый завод мощностью 540 тонн сутки;  «Топчихинский мелькомбинат» увеличивает мощность мельницы на 100 тонн в сутки, те же работы планируется провести в «Усть-Калманский элеватор».

Активная работа по реконструкции и модернизации производства ведется в  «Агрофирма «Урожай» Зонального района,  «Алейский мясокомбинат»,«Алтайхолод», «Барнаульский молочный комбинат».

Самое современное оборудование и технологии применяются в ходе глобальных реконструкций Барнаульского и Бочкаревского пивзаводов.

ОАО «Черемновский сахарный завод» реализует 5-летнюю программу реконструкции предприятия, результатом которой будет увеличение мощности переработки сахарной свеклы до 5 тыс. тонн в сутки.

Всего с начала года на предприятиях отрасли создано 295 рабочих мест, внедрено в производство 224 наименования новых видов продукции.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА.

В текущем году на реализацию программы «Социальное развитие села направлено более 1,3 млрд. рублей, что выше уровня 2011 года более чем на 40% или 410 млн. рублей. Это позволит обеспечить 505 семей, в том числе 372 молодых семьи (молодых специалистов) нормальными жилищными условиями, значительно расширить и модернизировать инженерные системы сельских населенных пунктов путем ввода в эксплуатацию 50 км водопроводов, 122 км газораспределительных сетей, привести в нормативное состояние 22 км автомобильных дорог между населенными пунктами.

Кроме того, в текущем году завершена реализация пилотного проекта по комплексной компактной застройки в с. Мамонтово. Помимо, полного обустройства всей инженерной, дорожной инфраструктурой жилого микрорайона с перспективной застройкой 60-ти домостроений, для маленьких жителей районного центра Мамонтово откроется новый детский сад на 140 мест.

Дополнительно решен вопрос по увеличению финансирования на 77 млн. руб. на строительство жилья для территорий, участвующих в инвестиционных проектах, т.е. 73 семей смогут дополнительно заиметь новое жилье.

В рамках Федеральной целевой программы по социальному развитию села в 2013 году запланировано направить 1473,87 млн. рублей (что на 158,6 млн. рублей, или на 12% превышает лимит текущего года).

Более 30% средств (476 млн. руб.) будет направлено на жилищное обустройство, 393 млн. рублей – на развитие газификации и водоснабжение; 339 млн. рублей – дорожное обустройство, 94 млн. руб. – на строительство школы на 260 мест в с. Верх-Катунское Бийского района.

В новом году начнется реализация проектов комплексной компактной застройки и благоустройства микрорайона «Альтаир» с. Клочки Ребрихинского района и микрорайона с. Ключи Ключевского района. На эти цели предусмотрено 177 млн. рублей.

Выстроенная с Минсельхозом России работа позволяет оставаться Алтайскому краю одним из немногих субъектов Российской Федерации, получающим значительные объемы федеральной поддержки для решения вопросов социального и инженерного обустройства поселений. Со своей стороны администрация края ежегодно выполняет взятые на себя обязательства по софинансированию федеральных источников.

ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ.

Со следующего года начинает работать новая Государственная программа развития сельского хозяйства, разработанная на период до 2020 года. Для обеспечения участия в ней алтайских товаропроизводителей в крае утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013 - 2020 годы, где определены основные направления государственной поддержки развития отрасли. Наряду с ней будет продолжена реализация экономически значимых программ по развитию молочного и мясного скотоводства, свеклосахарного производства, мелиорации, промышленного свиноводства, переработки молока. С 2013 года начнут действовать новые целевые программы по поддержке производства овощей защищенного грунта и производства и переработки льна.

С 2013 года край заключает Соглашение с Минсельхозом о реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства. Перед субъектами, рассчитывающими на поддержку из федерального бюджета, Министерство ставит целый ряд обязательных условий, в том числе по усилению контроля над эффективностью использования бюджетных средств и выполнением целевых показателей Соглашения.

В рамках реализации Соглашения, заключенного с Минсельхозом России,  в 2013 году в крае необходимо: 

  • сохранить поголовье крупного рогатого скота, в том числе коров;
  • обеспечить производство зерна на уровне не ниже 4 млн. тонн, свеклы – 500 тыс. тонн, молока 1481 тыс. тонн; скота и птицы на убой (в живом весе) – 327 тыс. тонн;
  • довести продуктивность коров в сельскохозяйственных организациях до 4020 кг на корову.
  • увеличить маточное поголовье овец - на 1%; табунных лошадей -   на 1,2% к уровню 2012 года;
  • обеспечить индекс физического объема инвестиций в основной капитал – 104%; среднемесячную заработную плату в сельскохозяйственных организациях – 11700 рублей, рост производства продукции сельского хозяйства – на 23% к уровню текущего года. 

С каждым муниципальным образованием будут заключены Соглашения по реализации мероприятий Государственной программы и доведены целевые показатели.

Для обеспечения безусловного выполнения обязательств предстоит сложная и напряженная работа, направленная на решения следующих задач: 

1. Сохранить поголовье сельскохозяйственных животных и обеспечить рост продуктивности сельскохозяйственных животных. В ряде районов слабо налажена работа по мониторингу и контролю состояния сельскохозяйственного производств. Прошу на уровне Администрации района отследить сохранение поголовья всех видов животных в разрезе каждого сельхозтоваропроизводителя. 

В целях обеспечения животноводства кормами в период подготовки к зимовке Главным управлением и муниципалитетами предпринимались меры, направленные на максимальное использование всех кормовых ресурсов. Тем не менее, в ряде районов края обеспеченность кормами остается на очень низком уровне. Наиболее сложная обстановка в Немецком, Табунском, Суетском, Хабарском районах, г. Славгороде. Необходимо постоянно отслеживать ситуацию с обеспеченностью сельхозживотных кормами в целях своевременной переброски скота в другие хозяйства края и реализации других мер организационного характера. Крайне важно ускорить доведение средств государственной поддержки до сельхозтоваропроизводителей на приобретение кормов. От муниципальных районов требуется более ответственно подойти к работе с хозяйствами по подготовке документов на предоставление субсидий, чтобы исключить задержки выплаты субсидий и нецелевой характер их перечисления. 

2. Вторая задача на предстоящий период – обеспечить проведение весенних полевых работ в оптимальные сроки. В связи с засухой во многих хозяйствах Алтайского края не сформирован в необходимом объеме семенной фонд. По расчетам, представленным районными органами управления, недостает более 90 тыс. тонн.. Решаются вопросы по  приобретению семян, в том числе за счет федеральных средств. 

Учитывая благоприятно складывающиеся условия по запасам влаги в почве, на 2013 год будет скорректирована структура посевных площадей. Предполагается прирост площадей под кормовыми и масличными культурами. В частности – льном, рапсом, соей. Наращивание нацелено, в первую очередь, на обеспечение животноводства сбалансированной кормовой базой, а также обеспечение сырьем перерабатывающих предприятий. В частности, крупнейшего в Сибири маслоэкстракционного завода «Агросибраздолье». 

При организации весеннего сева необходимо учесть, что с 2013 года изменяются подходы государственной поддержки в растениеводстве. Субсидии на приобретение средств химизации, предоставление топлива по льготным ценам, субсидирование краткосрочных кредитов на проведение сезонных работ (покупку семян, ГСМ, удобрений и т.д.) заменяются погектарной субсидией. Важно проинформировать сельхозтоваропроизводителей края об изменениях в подходах государственной поддержки, активизировать работу на муниципальном уровне по разъяснению новых условий и порядков предоставления государственной поддержки. 

3. Вступление России в ВТО обостряет необходимость решения еще одной важной задачи - повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. А это невозможно без активизации процессов технической и технологической модернизации производства, расширения трансфера инноваций. Поддержка этих направлений в рамках Государственной и региональных целевых программ по развитию сельского хозяйства будет увеличиваться. 

В 2013 году будет продолжена реализация программы «100+100». О своем участии в ней пока заявили 13 районов. Планируется строительство 15 объектов на 18,8 тысяч постановочных мест, а также реконструкция и модернизация 9 объектов на 1,5 тысяч постановочных мест. Считаю, что органам местного самоуправления необходимо принять меры по более активному участию в развитии инвестиционного процесса и тесному взаимодействию с бизнесом. Тем более что от этого зависит состояние экономического потенциала сельских поселений и формирование доходной базы местных бюджетов. 

4. Как уже отмечалось, с 2013 года обостряются вопросы эффективности и целевого характера использования бюджетных средств. В то же время отдельными руководителями сельхозорганизаций в нарушение Порядков субсидирования представляется в Главное управление сельского хозяйства заведомо недостоверная информация с целью получения государственной поддержки. При этом документы на получение субсидий подтверждаются муниципальными органами управления без осуществления соответствующего контроля. Подобные действия недопустимы. Считаю необходимым на уровне муниципальных образований усилить контроль в этом направлении, а также активизировать предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям организационной, консультационной и иной помощи по вопросам отчетности и подготовки документов для получения господдержки.