18+

В Алтайском крае на модернизацию почти 200 объектов тепло и водоснабжения в 2021 году выделено 2 млрд рублей.

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Об этом заявили краевые власти, пообещавшие довести объем бюджетных капвложений к этому времени до 1 млрд. рублей, а объем инвестиций в экономику территорий края – до 30 млрд. рублей.

С докладом о роли туризма в развитии сельских территорий края на научно-практической конференции «Преобразование Сибири: от реформы Столыпина до современности», состоявшейся в рамках празднования 75-летия Алтайского края, выступил начальник управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов Юрий Захаров. 

Doc22.ru - Юрий Захаров с оптимизмом смотрит в будущее туристической отрасли региона.

Юрий Захаров с оптимизмом смотрит в будущее туристической отрасли региона. 

По его словам,  долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Алтайском крае» в 2012-2016 гг. в Алтайском крае предполагает создание в регионе 11 туристско-рекреационных кластеров на территории 14 муниципальных образований и городских округов.  Вот текст его выступления.

 


Наш регион - один из наиболее перспективных регионов России для инвестирования в туристическую сферу. Более четверти городов и районов края являются зонами активного развития туризма.

Doc22.ru - туристическая карта Алтайского края

Разнообразие природных комплексов, наличие уникальных памятников истории и культуры ежегодно привлекают около миллиона не только российских, но и иностранных туристов. Ландшафтное разнообразие территории, собственная историческая уникальность каждого муниципального образования позволяют развивать на территории региона множество видов туризма, в том числе сельского.

Популярность сельского туризма в России и за рубежом наглядно продемонстрировал Первый международный форум «Сельский туризм», прошедший в Алтайском крае в начале июня этого года. Гостями мероприятия стали более 8 тысяч человек, из которых более 500 – участвовали в форуме на профессиональной основе.

Doc22.ru - субъекты туризма в Алтайском крае

В целом роль туризма в экономике края в последнее время неуклонно возрастает. Туризм активно развивается сегодня на территории 29-ти муниципальных районов и 5-ти городских округов. В регионе функционирует более 860 туристических предприятий, из которых около 600 единиц – коллективные средства размещения и «зеленые» дома.

Структура субъектов туристской деятельности приведена на слайде.

Doc22.ru - показатели функционирования туризма в Алтайском крае

В 2011 году количество мест единовременного размещения в коллективных туристско-рекреационных и санаторно-оздоровительных, а также детских оздоровительных учреждениях составило 46,9 тысяч, в том числе круглогодичных – 16,6 тысяч.

Количество занятых в сфере туризма в 2011 году составило 16 тыс. человек. Предпринимателями Алтайского края в 2011 году оказано услуг 1,3 млн. туристам и экскурсантам, что на 10% больше, чем в аналогичном периоде 2010 года. В текущем году эта цифра, по нашим прогнозам, может достичь 1,5 млн.человек.

Doc22.ru - Финансовые результаты функционирования сферы туризма в Алтайском крае

Doc22.ru - туристско-рекреационный комплекс муниципальных районов Алтайского края

Одной из особенностей туристско-рекреационного комплекса края является сектор коллективных и индивидуальных средств размещения, более 70% которого, включая детские оздоровительные учреждения, расположено в сельской местности. Около 420 объектов размещения расположено вне городских округов, среди них 160 зеленых домов, 50 детских оздоровительных лагерей, 130 турбаз и организаций отдыха и 80 гостиниц.

Doc22.ru - Основные программные документы государственного регулирования сферы туризма в Алтайском крае

Одной из главных задач реализации на территории края государственной политики в сфере туризма является освоение новых сегментов рынка, увеличение гаммы продуктов и направлений, предлагаемых туристам, расширение рамок туристского сезона.

Обладая огромным природным, культурным, рекреационным потенциалом, Алтайский край обязан превращать свои конкурентные преимущества в конкурентоспособный туристский продукт.

Немаловажную роль в формировании туристского продукта Алтайского края играет сельский туризм. Администрация края предпринимает все возможные шаги по развитию этого туристического сектора, предоставлению личным подсобным хозяйствам возможностей эффективного развития. В 2009 году была принята ведомственная программа «Развитие сельского туризма в Алтайском крае на 2009-2012 годы», в рамках которой более 20 сельских усадеб уже получили государственную поддержку.

Основными же инструментами госрегулирования развития туризма на территории края призваны стать принятая год назад федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», а также долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Алтайском крае», рассчитанная на период 2011-2016 гг.

В рамках упомянутых программ предполагается осуществление проектов туристских кластеров «Белокуриха» и «Золотые ворота», способных коренным образом изменить туристическое предложение и статус региона – закрепив имидж края, как одного из всероссийских и крупнейших за Уралом курортно-туристических центров.

Doc22.ru - Основные параметры КПЦ

Кроме того, среди мероприятий краевой целевой программы - создание системы туристских кластеров на территории 14 городов и районов края для обеспечения развития объектов туризма и сопутствующей инфраструктуры, проведение маркетинговых и социологических исследований развития туриндустрии региона, разработка стратегии продвижения туристского продукта Алтайского края, строительство объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета».

Практически все мероприятия программы предусматривают участие в их  реализации муниципальных образований региона.

Общие затраты краевого бюджета на реализацию программы в 2011-2016 гг. составят более 1 млрд. рублей, а предполагаемые вложения инвесторов в экономику муниципальных районов – около 30 млрд. руб.

Doc22.ru - Механизмы реализации государственной политики в сфере туризма на территории муниципальных районов

В соответствии с пунктом 8 статьи 15.1. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создание условий для развития туризма является правом органов местного самоуправления муниципального района.

Приоритетной задачей в развитии сферы туризма на территории любого муниципального района видится создание правовой и экономической основы для разработки, построения и функционирования комплексной системы обслуживания туристических потоков, позволяющей, в том числе, решать задачи повышения качества жизни местного населения, роста экономики района и обеспечения популяризации турпродукта Алтайского края в целом.

В процессе достижения указанной задачи должны учитываться положения схемы территориального планирования и комплексной программы социально-экономического развития района, в связи с чем органам исполнительной власти на местах рекомендуется рассмотрение возможности реализации организационных мероприятий, приведенных на слайде.

Такого рода комплексный подход к вопросам развития туристического сектора города или района поможет сформировать более четкое представление об объемах требуемых внебюджетных средств на развитие туристской инфраструктуры и обеспечить включение в программу потенциальных инвесторов по инициативе стороны муниципалитета. 

Мощным инструментом по развитию отдельно взятых туристских территорий уже сейчас служит кластерный подход, который предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

Главное отличие кластера в туристской сфере от всевозможных прочих (производственных, агропромышленных, сервисных и др.) – в его маршрутной территориальной организации. Туристские маршруты и соответствующие им туристские потоки связывают объекты, превращая их из конкурирующих во взаимодействующие элементы системы. Благодаря туристскому потоку формируется кластер.

Доминантой туристского кластера может быть как объект инфраструктуры (средство размещения), так и объект туристского интереса (горнолыжный комплекс), но в любом случае главное условие развития туристского кластера – это наличие или появление маршрутов и туристских потоков. Яркими примерами возникающих туристских кластеров является активизация туризма на территории в связи с культурным событием, вызывающим событийные туристские потоки.

Туристские кластеры формируются на базе ключевых туристических активов и состоят из предприятий различных секторов, связанных с обслуживанием туристов: туроператоров, турагентов, гостиниц, предприятий сектора общественного питания, производителей сувенирной продукции, транспортных предприятий.  

Кластерный подход призван повысить эффективность реализации государственной экономической политики за счет:

стимуляции поддержки коллективных проектов, связанных с развитием инновационной инфраструктуры, за счет акцента на вопросах повышения конкурентоспособности не только отдельных предприятий, а всей производственной цепочки;

использования механизмов частно-государственного партнерства, предусматривающего поддержку со стороны государства проектов востребованных рынком, содействие самоорганизации бизнеса, выявление «узких мест», преодоление которых максимально важно для повышения конкурентоспособности экономики. 

Кластерный подход применительно к развитию туризма в муниципальных образованиях Алтайского края заключается в следующем.

1. За основу разработки системы региональных кластеров были взяты основные конкурентные туристские преимущества края среди других субъектов Российской Федерации и обозначены территории, где выделенные преимущества проявляются наиболее ярко.

2. Было проведено туристское районирование, при котором были интегрированы подходы и принципы природного и социально-экономического зонирования.

В основу принципов туристского районирования был положен принцип востребованности туристских маршрутов, а также учет выделенных конкурентных туристских преимуществ.

В пределах выделенных туристско-рекреационных районов были определены территории, которые отличались выражением какого-либо основного преимущества. В таком случае каждый район мог бы предлагать особенные турпродукты и взаимодополнять друг друга в региональной системе. Туристско-рекреационный район при таком подходе является территорией, потенциально способной выполнять туристские функции.

3. На следующем этапе в каждом туристско-рекреационном районе были выделены объекты, которые способны своим появлением и развитием структурировать пространство вокруг себя. В этом случае на основе туристских районов сложились как таковые территориальные сочетания предприятий – туристские кластеры.

Туристское районирование Алтайского края

Doc22.ru -  Формирование туристических кластеров на территории муниципальных районов Алтайского края в 2011-2016 гг

В соответствии с долгосрочной целевой программой «Развитие туризма в Алтайском крае» в 2012-2016 гг. в Алтайском крае планируется создание 11 туристско-рекреационных кластеров на территории 14 муниципальных образований и городских округов. Общая информация о формируемых кластерах представлена на слайде.

Таким образом, краевые туристские кластеры были сформированы в пределах туристско-рекреационных районов и характеризуются наличием в каждом из них бизнес-компоненты (туристских предприятий, объектов стабильного туристского притяжения), имеющей тесные связи. Была принята во внимание возможность развития специализированного туристского предпринимательства в каждом кластере для сбалансированного развития всей туристско-рекреационной системы. Каждый кластер должен иметь возможность создания особенных туристских брендов.

Предполагается, что каждый кластер будет выполнять свои особые функции в региональной туристско-рекреационной системе, выделяться своими видами туризма и рекреации. Администрацией Алтайского края в рамках реализации в 2011-2016 гг. долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Алтайском крае» поставлена задача получения синергетического эффекта на уровне региона от взаимосвязанного развития всех кластеров, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.

Успешные технологии взаимосвязанного развития, отрабатываемые сегодня в таких пилотных зонах, как «Бирюзовая Катунь» и «Сибирская монета», предполагается распространить на все региональные кластеры, перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма, тем самым обеспечивая оптимизацию возврата как государственных, так и частных инвестиций.

Основными управленческими инструментами достижения поставленных задач на уровне муниципальных образований Алтайского края призваны стать:

развертывание долгосрочных решений (со сроком реализации 5 и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели развития сферы туризма на территории района;

согласование планируемых действий, требующих значительных бюджетных и внебюджетных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (реализация проектов в туристической сфере, сопутствующих проектов в инженерной инфраструктуре, социально-культурном секторе), определение соответствующих долгосрочных ориентиров для бизнеса в целях снижения рисков при принятии долгосрочных инвестиционных решений;

ориентация субъектов турбизнеса на деятельность, отвечающую интересам района и края в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития муниципального образования.

Таким образом, наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, кластерный подход позволит активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.

В связи с изложенным выше предлагаю внести в резолюцию секции пункты по реализации следующих предложений: 

  • Внесение изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в части введения понятия сельского туризма и определения его статуса как социального вида;
  • Разработка концепции развития сельского туризма в России как основы для подготовки программных документов различного уровня, предусматривающих систему мер по стимулированию развития данного направления;
  • Разработка механизма снижения налоговой нагрузки в части уплаты налога на доходы физических лиц для граждан, предоставляющих услуги сельского туризма;
  • Создание федерального реестра туристских ресурсов как основы развития туристско-экскурсионных маршрутов в субъектах Российской Федерации.