18+

Объем банковских гарантий в рамках госзакупок в Алтайском крае вырос в полтора раза

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Накануне Дня российского предпринимателя Управление по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры подготовило доклад об итогах и перспективах развития малого и среднего бизнеса в регионе. 

А накануне, чуть больше недели назад, Министерство экономического развития РФ включило Алтайский край в число лучших регионов страны по уровню эффективности реализации программы государственной поддержки предпринимательства.

Об этом заявил замминистра Михаил Осеевский на совещании, посвященном реализации государственной программы поддержки и развития предпринимательства. По его словам, Алтайский край по итогам работы в 2011 году показал высокий уровень эффективности использования государственных субсидий и обеспечил своевременное освоение выделенных средств на реализацию мероприятий государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Всего заместитель министра в числе лучших обозначил восемь субъектов страны, в их числе Алтайский край, Белгородская, Волгоградская области,  Санкт-Петербург и др.

Говоря о перспектива развития малого и среднего бизнеса в Алтайском крае, начальник Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры региона Евгений Дешевых отметил, что приоритеты региональной политики государственной поддержки предпринимательства акцентированы на динамично развивающихся малых предприятиях и начинающих субъектов, прежде всего в сфере производства и инноваций, а также на тех, чья деятельность носит социально значимый характер в развитии конкретных территорий края. К примеру, планируется, что к 2025 году доля инновационно активных малых предприятий в их общем числе превысит 10 процентов, а удельный вес продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП Алтайского края составит более 30 процентов.

 

Основные статистические данные

Основные показатели развития сферы малого и среднего бизнеса Алтайского края определяют его роль в решении социальных и экономических задач региона. По данным Алтайкрайстата,  по состоянию на 01.01.2012 в регионе действует более 100 тысяч (100,5) субъектов малого и среднего предпринимательства. Общее число работающих в малом и среднем бизнесе составляет около 478,7 тысяч человек или 41% занятых в экономике края. По количеству малых предприятий край стабильно входит в тройку лидеров Сибирского федерального округа и в двадцатку ведущих регионов России.

По данным проведенного органами статистики в прошлом году сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства края составляет 1,93 % от общего количества субъектов в Российской Федерации. Алтайский край занимает первое место среди регионов Сибири по показателю количества фактически осуществляющих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. В крае на одну тысячу человек населения приходится 11 юридических лиц и 25 индивидуальных предпринимателей, что дает региону возможность занимать соответственно 26 и 29 места среди регионов Российской Федерации.

Динамика развития сектора малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае определяет положительные результаты их деятельности в посткризисный период.

Так, оборот малых и средних предприятий составил по итогам 2011 года 276,9 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше чем по итогам 2009 года. Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций алтайского края составляет 28,1 %, что на 4,3 процентных пункта выше, чем в 2009 году. По предварительной оценке результатов 2011 года, удельный вес продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, составил 23 % в общем объеме валового регионального продукта, на 1,8 процентных пункта выше, чем в 2010 и на 3 п.п. выше чем в 2009 году. Объем инвестиций в основной капитал малых и микро предприятий составил по итогам прошлого года 8,6 млрд. рублей, 155 % к уровню 2009 года. По предварительной оценке сумма налогов поступающих от субъектов малого и среднего бизнеса в консолидированный бюджет края составил за 2011 год 7,6 млрд. рублей, 129 % к уровню 2009 года.

В структуре малых и микро предприятий наибольшую часть занимают предприятия оптовой и розничной торговли (43,9 %- от общего количества предприятий, занятых операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг ( 16,5 %), в обрабатывающих производствах( 10,3%), сельском хозяйстве (6,2 %). За последние 2 года увеличилась доля оборота малых и микропредприятий, занятых в обрабатывающих производствах на 1,8 процентных пункта, сельском хозяйстве на 0,9 процентных пункта, транспорт и связь на 1,1 процентных пункта. Снизилась доля оборота предприятий. занятых недвижимым имуществом и арендой на 1,5 процентных пункта. Доля оборота предприятий оптовой и розничной торговли увеличилась незначительно на 0,3 процентных пункта.

 

Кредитование СМСП

На начало 2012 года в Алтайском крае осуществляют деятельность более 50 (52) кредитных организаций (из них 7 кредитные организации Алтайского края, 35 филиалы, головная контора которых находится в другом регионе, 10 головная контора которых находится в крае), 30 микрофинансовых организации (потребительские, кредитные кооперативы, НО «Алтайский фонд микрозаймов») и 22 лизинговых компании.

Анализ структуры кредитования бизнеса в Алтайском крае показывает, что за 1 квартал текущего года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям региона предоставлено кредитных ресурсов на сумму 46,4 млрд. рублей. Из них 24 млрд. рублей (51,7%) - кредиты, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства (по СФО эта доля- 32,4 %, по России- 24%),  2,2 млрд. рублей (4,7%) - индивидуальным предпринимателям (по СФО-4,7%, по России- 2,2 %).

Принимая во внимание приблизительно идентичные условия кредитования предпринимательских структур финансово-кредитными учреждениями в различных регионах РФ, высокая доля кредитования малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае объясняется преимущественно проведением эффективной государственной поддержки данного сегмента бизнеса, его повышенной инвестиционной активностью и информированностью об имеющихся возможностях использования внешних ресурсов.

На протяжении ряда лет в крае осуществляют деятельность некоммерческие организации «Алтайский гарантийный фонд» и «Алтайский фонд микрозаймов». Предоставление поручительств Алтайского гарантийного фонда направлено на оказание государственной поддержки для состоявшихся компаний и индивидуальных предпринимателей, способных претендовать на получение заемных средств в кредитной организации. Сейчас капитализация гарантийного фонда составляет 502 млн. рублей, он входит в десятку крупнейших подобных фондов, действующих в стране. Только через использование поручительств фонда предприниматели края смогли привлечь кредиты банков на сумму 2,2 миллиарда рублей.

 

Итоги реализации Программы 2011

В целом на реализацию мероприятий программы из краевого бюджета направлено 58,5 млн. рублей. Общий объем софинансирования из федерального бюджета в 2011 году составил 152,4 млн. рублей, из них 85,6 млн. рублей ‑ объем софинансирования мероприятий, реализуемых управлением. Средства освоены в полном объеме. Кроме этого, на сумму 453 млн. рублей было предоставлено поручительств Алтайского гарантийного фонда и заемных ресурсов Алтайского фонда микрозаймов. Это позволило оказать поддержку 1 384 субъектам предпринимательства.

Впервые в рамках программы были реализованы мероприятия по содействию развитию лизинга техники и оборудования, повышению энергоэффективности производства, поддержки субъектов молодежного предпринимательства, а также осуществляющих инновационную, ремесленную деятельность.

Эффективность реализованных мероприятий очевидна. Так, поддержка по договорам лизинга в сумме 13 млн. рублей обеспечила приобретение субъектами предпринимательства новой техники и оборудования на сумму свыше 230 миллионов (235). В рамках грантовой поддержки, получателями которой за отчетный период стали 34 субъекта малого бизнеса, уже создано 67 новых рабочих мест и планируется дополнительно организовать еще 157.

Из общего количества получателей финансово-кредитной поддержки 58,7% осуществляют деятельность в сельских районах края.

Активное содействие реализации предпринимательских инициатив в селах края абсолютно коррелируется с системой мер Администрации края по повышению уровня качества жизни сельского населения, развитию инфраструктуры и социальной сферы села. Благодаря различным формам поддержки, а также мероприятию по софинансированию муниципальных программ развития предпринимательства в сельских территориях организованы новые виды деятельности по созданию частных детских садов, предоставлению услуг здравоохранения и уходу за пожилыми людьми, обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства.

Сегодня софинансирование программ муниципалитетов является реальным инструментом для привлечения инвестиций в сферу предпринимательства территорий края и исполнения полномочий органов местного самоуправления в области развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Этому предшествовала значительная работа управления с муниципалитетами по формированию территориальных программ и их финансовому наполнению. Объем средств местных бюджетов на поддержку предпринимательства в прошлом году составил 18,3 млн.рублей или 160 % от уровня 2009 года. В текущем году плановая цифра ‑ 23 млн. рублей.

По итогам года 41 муниципальное образование, из них 34 сельских (в 2010 году – 36 и 28 соответственно), приняли участие в проекте софинансирования, направив более 11,8млн. рублей, что в 2,5 раза превышает объемы 2010 года.Государственная поддержка оказана почти 650 (648) субъектам малого и среднего предпринимательства, в территориях края создано 400 (392) новых рабочих мест и сохранено свыше 3 тысяч шестисот(3672).

Отдельный блок работы в минувшем году был адресован поддержке предпринимательства в моногородах. В частности, моногороду Новоалтайску предоставлена субсидия в размере 5 млн. рублей для субсидирования части затрат по лизинговым договорам, грантовую поддержку начинающих предпринимателей и обучение по специальным программам. Всего государственной поддержкой воспользовались 100 субъектов предпринимательства, было создано 334 новых рабочих места и сохранено 259 рабочих мест.

Логичным продолжением краевой инфраструктуры поддержки предпринимательства стало создание и введение в действие в прошлом году бизнес-инкубатора инновационного типа в наукограде Бийске и открытие территориальных представительств Алтайского фонда микрозаймовв семи сельских районах края(Благовещенском, Ключевском, Мамонтовском, Поспелихинском, Смоленском, Целинном, Немецком национальном).

Объективными показателями эффективности реализованных в 2011 году программных мероприятий являются 1200 новых рабочих мест, созданных на предприятиях, ставших получателями государственной поддержки, а также сохранение более 8 тысяч рабочих мест со средним уровнем заработной платы в размере 11,5 тысяч рублей. Объем инвестиций, привлеченных субъектами предпринимательства – получателями финансово-кредитной поддержки, в три раза превысил размер бюджетной помощи и составил более 619 млн. рублей.

В целом на поддержку предпринимательства Алтайского края через мероприятия, реализуемые различными органами исполнительной власти Алтайского края направлены ресурсы в размере 1,8 млрд. рублей, в том числе 1,1 млрд. рублей из федерального, 238,7 млн. рублей из краевого. 19,2 млн. рублей из местных бюджетов, на сумму 432,4 млн. рублей оказано государственной поддержки с использованием ресурсов некоммерческих организаций. Входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса- «Алтайский гарантийный фонд» и «Алтайский фонд микрозаймов».

Государственную поддержку получили порядка 12 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса (11996).

 

Задачи, приоритеты текущего года

Системное качественное исполнение государственной политики по оказанию поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства вкупе с расширением полномочий управления определили ряд задач, которые предстоит решить в наступившем году в области государственной поддержки предпринимательства:

 

  • развитие приоритетных для региона видах экономической деятельности (в том числе направленных на обустройство в современном формате жилья в сельской местности, организацию малых строительных компаний в муниципальных образованиях края, оказание социальных, бытовых услуг, услуг в сфере здравоохранения и др.);
  • совершенствование форм и инструментов государственной поддержки, включая разработку новых механизмов и оптимизацию действующих нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной поддержки;
  • обеспечение координации программ, направленных на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства через создание единого Координационного совета.

 

На реализацию программных мероприятий, направленных на оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса, в 2012 году будут направлены средства краевого и федерального бюджетов в размере  203,1 млн. рублей ( в том числе 57,5 млн. рублей из краевого, 145,6 млн. рублей из федерального бюджета). Расширен перечень мероприятий государственной финансовой поддержки. Впервые в этом году с участием средств федерального бюджета в регионе будут реализованы следующие механизмы: предоставление субсидий СМСП, осуществляющим модернизацию производства товаров (работ, услуг), включая субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым на приобретение оборудования и строительство производственных помещений, возмещение части затрат по приобретаемому оборудованию (для юридических лиц с численностью 50 и более человек), поддержка СМСП, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные на экспорт.

Индикаторы результативности институциональных мероприятий согласно Стратегии развития Алтайского края до 2025 года.

 

Наименование показателя

2010(факт)

2025(прогноз)

Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике, %

40

60

Удельный вес продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме ВРП, %

16

30

Доля инновационно активных малых предприятий в их общем числе, %

менее 1

более 10

Оборот малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения, % к соответствующим среднероссийским показателям

68,1

78,0

 

Роль МСБ в социально-экономическом развитии региона

Приоритетность роли малого и среднего бизнеса в стратегии социально-экономического развития региона необходимо рассматривать в первую очередь с учетом инновационной составляющей, которую несет с собой предпринимательская деятельность как таковая. Кроме того, особая значимость данного сектора будет возрастать пропорционально участию частного капитала в перспективных для региона направлениях деятельности, включая сельскохозяйственное и перерабатывающее производство, туризм, наукоемкий бизнес.

Реальные предпосылки такому сценарию развития малого и среднего бизнеса в регионе есть. По всем основным индикаторам динамика развития предпринимательства края характеризуется устойчивым ростом. С 2005 по 2009 годы в два раза выросло число малых предприятий, в полтора раза — среднесписочная численность работников на малых предприятиях, почти в три раза — инвестиции в основной капитал малых предприятий. Удельный вес субъектов малого и среднего бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов края составляет более 78%.

В последние годы тенденции распределения субъектов предпринимательства по видам экономической деятельности демонстрируют рост количества хозяйствующих субъектов, занятых в сельском хозяйстве (почти в три раза по отношению к 2008 году), в обрабатывающих производствах на 18%, в сфере производства и распределении электроэнергии, воды и газа — на 69%, в строительстве — на 21%. 

Также наблюдается существенное увеличение внутренних затрат сектора предпринимательства на научные исследования и разработки. Уже сегодня в крае участие государственного и частного секторов экономики в финансировании научных исследований и разработок осуществляется практически в равных долях. (Распределение внутренних затрат на научные исследования и разработки по секторам деятельности в Алтайском крае: 42,4% - предпринимательский сектор; 44,1% - государственный сектор; 13,4% - сектор высшего образования;0,1% - сектор некоммерческих организаций).

С учетом этого приоритеты региональной политики государственной поддержки предпринимательства акцентированы на динамично развивающихся малых предприятиях и начинающих субъектов, прежде всего в сфере производства и инноваций, а также на тех, чья деятельность носит социально значимый характер в развитии конкретных территорий края.

В результате осуществления комплексных мероприятий к 2025 году прогнозируется увеличение до 30%  удельного веса продукции, произведенной малыми предприятиями,  в общем объеме ВРП, а также до 60% удельного веса занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике. Доля инновационно активных малых предприятий должна составлять более 10%.

Стимулирование предпринимательской активности первостепенно и с точки зрения улучшения качества жизни нашего населения. Новые услуги, качественные товары, инфраструктурные объекты, рабочие места, создаваемые малым и средним бизнесом, в целом сейчас выступают определенным гарантом социальной стабильности и в перспективе должны коррелироваться с запросами общества.

 

Взаимодействие с общественными объединениями

В Алтайском крае сектор деловых объединений начал формироваться с началом создания первых кооперативов и частных предприятий (Алтайская торгово-промышленная палата отметила 20 лет со дня образования, Алтайский союз предпринимателей – 12 лет) и зарекомендовал себя активным общественным движением, способным и желающим участвовать в формировании стратегических направлений развития края,  социально-экономической жизни.

В крае убеждены, что сегодня у администрации края налажен вполне конструктивный и эффективный диалог с деловыми общественными объединениями края. Представители ведущих краевых объединений предпринимателей являются членами различных комиссий, рабочих групп, созданных органами исполнительной власти для решения вопросов в развитии предпринимательства, все законодательные инициативы и нормотворческие акты в этой области в обязательном порядке представляются на общественную экспертизу.

Значимым общественным объединением в крае выступает совет предпринимателей, созданный при губернаторе Алтайского края. В этом году были внесены существенные изменения в формат работы Общественного совета: практикуются выездные заседания непосредственно в муниципальных образованиях края с целью обобщения передового опыта и его распространения через принятие соответствующих решений. Стало практикой проведение управлением совещаний с руководителями ведущих региональных бизнес-объединений, в том числе по вопросам улучшения условий для ведения предпринимательской деятельности. Более того, в процесс активного диалога вовлечены руководители общественных советов предпринимателей всех муниципальных образований края. Для этого управлением организованы зональные совещания в управленческих округах.

 

Социальная направленность бизнеса. Проекты к 75-летию края

Реализация мероприятий государственной поддержки помимо прямого экономического эффекта, выражающегося в увеличении оборота предприятий, росте выручки, расширении направлений деятельности, позволяет в значительной мере способствовать повышению социальной ответственности бизнеса. Только в 2011 году показателями эффективности реализованных в крае программных мероприятий являются 1200 новых рабочих мест, созданных на предприятиях, ставших получателями государственной поддержки, а также сохранение более 8 тысяч рабочих мест со средним уровнем заработной платы в размере 11,5 тысяч рублей.

Предприниматели края принимают активное участие в социальных акциях инициируемых органами власти (марафон «Поддержим ребенка», восстановление села Николаевка после пожара, поддержка инвалидов, многодетных детей, ветеранов Великой отечественной войны и др.), а также нередко сами выступают инициаторами различных благотворительных акций (городской благотворительный фонд в г. Рубцовске «Развитие», адресная помощь детским домам и социальным учреждениям).

В этом году управление совместно с общественными объединениями предпринимателей реализует ряд социальных и информационных проектов: «Школьный парк» (предусматривающий озеленение пришкольных территорий в территориях края за счет средств предпринимателей), выпуск каталога деловых общественных объединений предпринимателей с целью популяризации общественных институтов делового сообщества края, «Предприниматели – краю», приуроченный к 75-летию Алтайского края и направленный  на позиционирование развития малого бизнеса, значимых бизнес-проектов для экономики региона и муниципальных образований.