18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
На состоявшемся на днях заседании краевой комиссии по местному самоуправлению комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края проинформировал членов комиссии о состоянии межбюджетных отношения за два последних года. По сути это исчерпывающая и наиболее полная картина состояния дел в муниципальных образованиях региона, характера и сущности муниципальной политики краевых властей, основных тенденция социально-экономического развития городов и районов Алтайского края. Публикуем доклад финкомитета с небольшими сокращениями, поскольку полагаем, что этот документ дает незашоренному и пытливому уму, интересующемуся проблемами Алтайского края, вполне достаточную информацию для серьезного анализа положения дел в регионе.



Результаты межбюджетных отношений за период 2009-2010 годов.


Формирование бюджетов как краевого, так и муниципальных образований края на 2010 год происходило в условиях финансовых последствий экономической ситуации 2009 года, ставилась цель сбалансировать минимальные расходные обязательства. Бюджет 2010 года складывался более сложным, чем в 2009 году. Несмотря на это в течение года было обеспечено не только сохранение уровня жизни граждан, но и устойчивое экономическое развитие. Продолжена реализация приоритетных направлений поддержки реального сектора экономики и инвестиций, расходные обязательства по которым в 2009 году были приостановлены.

По итогам 2010 года консолидированный бюджет исполнен по доходам в сумме 72375,8 млн. рублей с ростом к 2009 году 110,5 процента, бюджеты муниципальных образований – в сумме 31993,5 млн. рублей с ростом к 2009 году 107 процентов.

Удельный вес местных бюджетов в объеме консолидированного бюджета по доходам составил 44 процента (в 2009 году – 46 процентов).

В 2010 году доходы бюджетов муниципальных образований выросли на 7,3 процента по отношению к уровню 2009 года.

Налоговые и неналоговые доходы поступили в консолидированный бюджет в сумме 39060,3 млн. рублей с ростом к 2009 году 133,2 процента, в бюджеты муниципальных районов и городских округов поступило 12837 млн. рублей, рост к уровню 2009 года составил 121 процент (прирост по краевому бюджету составил 140 процентов). В 2009 году в сравнении с 2008 годом прирост собственных доходов по местным бюджетам составил 100,3 процента, тогда как по краевому бюджету – снижение 90,8 процента, в целом по консолидированному бюджету снижение составило 94 процента.

Удельный вес налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в общем объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Алтайского края составил 33 процента, сни-зился по сравнению с 2009 годом на 3 процента.

В расчете на 1 жителя доходы бюджета края составили 29058 рублей. Доходы местных бюджетов в расчете на 1 жителя составили 12845 рублей, рост к уровню 2009 года составил 107,6 процента.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета края в расчете на 1 жителя за 2010 год составили 15682 рубля.

Налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований в расчете на 1 жителя за 2010 год составили 5150 рублей, рост к уровню 2009 года составил 121,3 процента.

В абсолютном выражении бюджетная обеспеченность муниципальных образований различается в 6,4 раза: от 1872 рубля (Красногорский район) до 11992 рубля (Белокуриха).

По итогам исполнения местных бюджетов за 2010 год уровень бюджетной обеспеченности налоговыми и неналоговыми доходами в расчете на 1 жителя дифференцирован по городам в 3,2 раза, по районам в 2,69 раз, по поселениям в 62,6 раз. Вследствие существенных различий в уровне развития экономического и налогового потенциала муниципальных образований края разрыв между минимальным и максимальным значением собственных доходов в расчете на душу населения увеличился с 2005 года по городским округам на 5 процентов, по муниципальным районам на 14 процентов.

В расчете на 1 жителя расходы бюджета края составили – 27029 рублей. Расходы консолидированного бюджета края в 2010 году составили 67322,6 млн. рублей и увеличились к уровню 2009 года на 2 процента.

Расходная часть бюджета имеет социальную направленность. На содержание и функционирование отраслей социальной сферы (обеспечение предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и социальной поддержки населения) направлено 67 процентов от расходной части бюджета.

Краем в полном объеме обеспечены обязательства по первоочередным расходам: обеспечению социальных выплат (с ростом к 2009 году более чем в 1,4 раза), выплате заработной платы (на уровне 2009 года), оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями (с ростом к 2009 году на 17 процентов).

На предоставление социальной помощи населению направлено 13069,3 млн. рублей, что на 43 процента больше 2009 года. Значительное увеличение расходов на социальные выплаты населению произошло в 2010 году в результате принятия дополнительных расходов бюджета края в связи с прекращением финансирования (софинансирования) из федерального бюджета; оказания социальной помощи гражданам, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате природных пожаров на территории Михайловского района; обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны.

Удельный вес первоочередных расходов (зарплата и ЖКУ) в расходах за 2010 год составил по муниципальным районам в среднем – 59 процентов, по городским округам в среднем – 47 процентов, по консолидированному бюджету – 41,5 процента.


Доходы.

Бюджеты районов и городов исполнены по доходам в сумме 31993,5 млн. рублей или 101 процент к плановым назначениям, что выше уровня 2009 года на 7 процентов (к уровню 2006 года – 154 процента).

Удельный вес собственных доходов бюджетов муниципальных образований в объеме бюджетов в среднем составил 40 процентов, что выше уровня 2009 года на 4 процента.

Налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных районов и городских округов составили в 2010 году 12837 млн. рублей (на-логовые доходы – 10236 млн. рублей, неналоговые – 2601 млн. рублей).

Рост налого-вых и неналоговых доходов местных бюджетов к уровню 2009 года составил 121 процент, в том числе по муниципальным районам – 122 процента, по городским округам - 120 процентов.

Рост налоговых и неналоговых доходов к уровню 2009 года ниже среднерайонного пока-зателя сложился в 25 муниципальных районах и ниже среднегородского – в 5 городах.

Снижение поступлений налоговых и неналоговых доходов к уровню 2009 года произошло по трем муниципальным районам: Каменскому (85%), Ключевскому (97%), Славгородскому (98%). Наименьший рост налоговых и неналоговых доходов к уровню 2009 года (менее 10%) произошел в Тогульском, Топчихинском, Угловском районах и городе Славгороде.

Наибольший рост налоговых и неналоговых доходов к уровню 2009 года произошел в Алтайском (192 процен-та), Зональном и Первомайском (143 процента), Курьинском (141 процент), Новичихинском (137 процентов), Змеиногорском, Ребрихинском, Шипуновском, Чарышском (134 процента), Ма-монтовском, Немецком (132 процента), Советском (131 процент), Крутихинском, Родинском, Тю-менцевском (127 процентов), Калманском, Бурлинском, Кулундинском, Поспелихинском (126 процентов) районах, городах: ЗАТО Сибирский (132 процента), Белокуриха, Заринск (129 процен-тов), Бийск (125 процентов), Новоалтайск (124 процента).

Основными доходными ис-точниками бюджетов муниципальных образований остается налог на доходы физических лиц, его доля в общем объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципальных образований составляет 43 процента (в 2009 г. – 48 процентов); налоги на совокупный доход составляют 17 процентов, в том числе налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 13 процентов (в 2009 году – 18 и 11 процентов соответственно). Доля земельного налога увеличилась с 8 процентов в 2009 году до 12 процентов в 2010 году. Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности остались на уровне 2009 года и составляют 12 процентов.

В 2010 году в бюджеты му-ниципальных образований поступило 5517 млн. рублей налога на доходы физических лиц. Рост поступления налога на доходы физических лиц к уровню 2009 года составил 109 процентов. Сни-жение поступления налога на доходы физических лиц к уровню 2009 года необоснованно допустили 6 муниципальных районов (Быстроистокский – 96 процентов, Краснощековский – 92 процента, Солонешенский – 96 процентов, Ельцовский, Хабарский – 99 процентов и город Славгород – 97 процентов).

Выше среднерайонного показателя рост поступления налога на доходы физических лиц к уровню 2009 года сложился в 18 районах и 6 городах: Алтайском (270 процентов), Бурлинском (119 процентов), Змеиногорском, Кулиндинском, Табунском (113 процентов), Зональном (111 процентов), Курьинском (128 процентов), Немецком (120 процентов), Новичихинском (116 процентов), и прочих районах, городах ЗАТО Сибирский (124 процента), Новоалтайск (120 процентов), Алейск, Рубцовск (114 процентов), Белокуриха, Бийск (111 процентов).

На рост поступления налога на доходы физических лиц в местные бюджеты повлиял рост среднемесячной заработной платы, за январь-декабрь 2010 года среднемесячная заработная плата на 1 работника составила по краю 12047 рублей с ростом к уровню 2009 года 110,8 процентов, при этом среднемесячная заработная плата по районам выросла на 109,5 процента и составила 9401 рубль, по городам при росте 110 процентов составила 13123 рубля (по оперативным данным за 3 месяца 2011 года среднемесячная заработная плата на 1 работника составила по краю 12307 рублей, рост на 2 процента).

По налогам на совокупный доход поступило 2176,8 млн. рублей, к уровню 2009 года по-ступления по муниципальным районам составили 117 процентов, по городским округам – 114 процентов. Наибольшее снижение допустили Ельцовский, Табунский (89 процентов), Быстрои-стокский, Романовский, Топчихинский (92 процента), Солонешенский (94 процента), Славгород-ский (96 процентов), Баевский, Тогульский (97 процентов), Смоленский (99 процентов).

Наибольший рост к уровню 2009 года произошел в Красногорском (212 процентов), Чарышском (177 процентов), Советском (170 процентов), Крутихинском (158 процентов), Рубцовском (157 процентов), Завьяловском (144 процента), Калманском, Усть-Калманском (141 процент), Тюменцевском (135 процентов) районах, городах: Белокуриха (124 процента), Яровое (122 процента), Барнаул (116 процентов), Камень-на-Оби (111 процентов), Заринск (110 процентов).

Недоимка по налогам на совокупный доход по состоянию на 01.01.2011 составила 101,3 млн. рублей, что на 11 процентов ниже, чем на 01.01.2010. Удельный вес недоимки в поступившей сумме налогов на совокупный доход составил 5 процентов. В 7 муниципальных районах недоимка составляет более 10 процентов от поступивших сумм по этим налогам в местные бюджеты (Алтайский, Залесовский, Зональный, Новичихинский, Славгородский, Солонешенский, Шелаболихинский).

Поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составили 1361,4 млн. рублей. Рост поступления по данному источнику к уровню 2009 года составил по муниципальным районам 122 процента, по городским округам – 117 процентов.
Рост платежей обусловлен изменением законодательства в части увеличения предельного размера доходов, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения организациям (индивидуальным предпринимателям) до 60 млн. рублей и ограничивающего право ее пере-хода до 45 млн. рублей, что способствовало образованию новых налогоплательщиков.

Единый налог на вмененный доход поступили в сумме 764,8 млн. рублей, плановые на-значения выполнены на 102 процента, к уровню 2009 года рост составил по муниципальным районам 111 процентов, по городским округам – 107 процентов.

По налогу на имуще-ство физических лиц за 2010 год в местные бюджеты поступило 242,6 млн. рублей. Рост к уровню 2009 года составил 105 процентов. Ниже уровня 2009 года поступил налог на имущество физиче-ских лиц в 12 муниципальных районах, основной причиной являются возвраты в 2010 году сумм перерасчетов по долям в праве общей собственности на имущество физических лиц за 2009-2010 годы.

Поступление налога на имущество физических лиц на 1 человека за 2010 год в среднем по муниципальным районам составило 44 рубля, по городским округам – 146 рублей. При этом в 34 муниципальных районах и 10 городских округах поступление налога на имущество физических лиц ниже среднерайонного и среднегородского показателей соответственно.

За 2010 год в бюджеты муниципальных образований поступило 1476,8 млн. рублей земельного налога, из-за отмены авансовых платежей по физическим лицам сумма выпадающих доходов в 2010 году составила 116 млн. рублей.

Рост поступления земельного налога к уровню 2009 года составил 169 процентов, за счет проведенной в 2009 году переоценки кадастровой стоимости земельных участков по землям поселений.

Поступление земельного налога на 1 человека за 2010 год в среднем по муниципальным районам составило 321 рубль, по городским округам – 839 рублей. В 2009 году этот показатель составлял 230 рублей и 459 рублей соответственно. При этом в 19 муниципальных районах данный показатель составил более 400 рублей (Алейский, Бийский, Благовещенский, Змеиногорский, Каменский, Крутихинский, Курьинский, Кытмановский, Локтевский, Новичихинский, Панкрушихинский, Поспелихинский, Ребрихинский, Романовский, Топчихинский. Усть-Калманский, Усть-Пристанский, Хабарский, Шипуновский).

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, расположенными в границах муниципальных районов или городских округов, собственность на которые не разграничена или которые находятся в собственности муниципальных образований.

Муниципальные районы в Алтайском крае распоряжаются земельными участками, находящимися в собственности муниципальных районов, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах населенных пунктов, за границами населенных пунктов из категории «земли промышленности», «земли сельскохозяйственного назначения», «земли особо охраняемых территорий и объектов».

По состоянию на 01.01.2011 органами местного самоуправления муниципальных районов передано в аренду земель 2231 тыс. га, из них 2146 тыс. га земли сельскохозяйственного назначения. Поступило доходов от аренды указанных земельных участков, а также от продажи права аренды на торгах по сведениям органов местного самоуправления 402 млн. рублей.

В большинстве муниципальных районов в 2010 году размер арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения (пашни) не изменился по отношению к 2009 году и составил от 50 до 200 руб. за гектар. Максимальные размеры арендной платы (350-450 руб./га) установлены в районах, входящих в состав Каменского управленческого округа.
В границах городских округов размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в среднем увеличился в 1,3 раза.

Доходы от сдачи в аренду земельных участков за 2010 год поступили в бюджеты муниципальных образований в сумме 1078,9 млн. рублей. К уровню 2009 года поступления по муниципальным районам составили 130 процентов, по городским округам – 126 процентов. Снижение поступлений допустили 8 муниципальных районов и 2 городских округа.

В среднем по краю с 1 га земли, сданной в аренду, в бюджет поступило 318 рублей. При этом в 34 районах данный показатель сложился ниже среднекраевого. В 24 муниципальных районах с 1 га поступило выше среднекраевого показателя (318 рублей) (Змеиногорский, Солонешенский, Ребрихинский, Усть-Пристанский, Каменский, Кытмановский, Локтевский, и другие). Ниже 100 рублей поступления сложились в 2 муниципальных районах (Бурлинский и Залесовский).

Проведенный анализ показал, что во многих районах не проводятся торги (конкурсы, аукционы) по сдаче в аренду земельных участков, либо они носят формальный характер, величина ставок арендной платы ниже ставок земельного налога. Все эти факторы негативно сказываются на поступлении доходов от сдачи в аренду земельных участков.

Доходы от сдачи в аренду имущества за 2010 год поступили в бюджеты муниципальных образований в сумме 373,5 млн. рублей. К уровню 2009 года поступления по муниципальным районам составили 107 процентов, по городским округам – 90 процентов. Снижение поступлений в отдельных муниципальных районах и городских округах обусловлено продажей имущества муниципальной собственности. В тоже время есть отдельные районы и муниципальные образования, где не пересматривались ставки арендной платы по имуществу ряд лет.

Недоимка по местным налогам на 1 января 2011 года составила 422,2 млн. рублей, прирост недоимки по сравнению с 1 января 2010 года составил 59,0 млн. рублей, или 16 процентов. Прирост недоимки по налогам, зачисляемым в местные бюджеты, сложился в 34 муниципальных районах и 7 городских округах.

В 2010 году поступление штрафов, налагаемых административными комиссиями в соответствии с законом Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» в доход краевого бюджета составило 6195 тыс. рублей. На функционирование административных комиссий при местных администрациях в 2010 году было перечислено 12506 тыс. рублей субвенций.

Только в 2 муниципальных районах и 2 городских округах сумма поступивших штрафов превысила сумму субвенций, выделенных на выполнения этих функций. Особенно низкие показатели работы административных комиссий в Новичихинском (4 тыс. рублей), Славгородском (6 тыс. рублей), Советском (6 тыс. рублей), Солтонском (6 тыс. рублей), Завьяловском (8 тыс. рублей) районах, штрафы административных комиссий Кытмановского района в 2010 году в доход краевого бюджета не поступали.

Необходимо проводить работу по активизации работы административных комиссий в части рассмотрения ими дел об административных правонарушениях и взыскания наложенных штрафных санкций в доход бюджета.

В соответствии с законом «О краевом бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» должны были перечислить межбюджетные субсидии в краевой бюджет 5 сельских поселений и Рубцовский район в сумме 7080 тыс. рублей. Указанные субсидии в полном объеме поступили в краевой бюджет.

Кроме того, в 2010 году комитетом администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике продолжена практика взыскания задолженности прошлых лет по межбюджетным субсидиям в доход краевого бюджета. Данная мера позволила в 2010 году дополнительно взыскать в краевой бюджет задолженность в сумме 2,9 млн. рублей.

По состоянию на 01.01.2011 задолженность прошлых лет по перечислению межбюджетных субсидий в краевой бюджет погашена всеми поселениями за исключением Благовещенского (2,2 млн. рублей).

Практика взыскания межбюджетных субсидий за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми ре-жимами, подлежащих зачислению в местный бюджет, через Управление Федерального Казначейства по Алтайскому краю продолжена в 2011 году.

В 2010 году из краевого бюджета предоставлены бюджетные кредиты бюджетам муниципальных районов и городских на прохождение отопительного сезона в сумме 299,1 млн. рублей, из них возвращено в 2010 году 234,7 млн. рублей, пролонгировано погашение на 2011 год в сумме 53 млн. рублей. Не обеспечен в срок возврат бюджетного кредита Панкрушихинским районом в сумме 5,8 млн. рублей и городом Славгородом в сумме 5,5 млн. рублей. В 2011 году просроченная задолженность по возврату бюджетных кредитов взыскивается на основании приказов комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике через Управ-ление Федерального Казначейства по Алтайскому краю.


Расходы.

В 2010 году общий объем расходов местных бюджетов составил 31385,1 млн. рублей, что выше уровня 2009 года на 3 процента.

На выполнение переданных государственных полномочий Российской Федерации и Алтайского края направлено 10707,7 млн. рублей, или 34 процента от общего объема расходов. В 2010 году передано 21 государственное полномочие Российской Фе-дерации и Алтайского края.

Наибольший удельный вес в структуре расходов местных бюджетов продолжают занимать расходы на социальную сферу – 73,6 процента, в том числе по городским округам – 69 процентов, по муниципальным районам – 81 процент, по поселениям 29 процентов. Увеличение доли в общем объеме расходов против уровня 2009 года составило 4 процента.

В разрезе функциональной структуры расходы исполнены следующим образом. По разделу «Общегосударственные вопросы» расходы составили 3017 млн. рублей, что на уровне 2009 года. Удельный вес отрасли в общем объеме расходов местных бюджетов – 10 процентов, в том числе по городским округам – 7 процентов, по муниципальным районам – 7 процентов, по поселениям – 29 процент.

По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» расходы составили 4028,4 млн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы сократились на 1611,5 млн. рублей, или на 29 процентов, по сравнению с 2006 годом расходы возросли более чем в 2 раза. Удельный вес отрасли в общем объеме расходов составил 12,8 процентов (в 2006 году удельный вес отрасли в общем объеме расходов составлял 9 процентов, в 2009 году – 18 процентов). Расходы по жилищно-коммунальному хозяйству по городским округам составили – 16 процентов, по муниципальным районам – 3 процента, по поселениям – 37 процентов. Снижение объемов финансирования по отрасли связано с завершением освоения расходов по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилья за счет средств государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого и местных бюджетов.

За 2008-2010 годы Алтайским краем из Фонда содействия реформированию ЖКХ получено на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда 5130,5 млн. рублей (в т.ч. 1019,9 млн. рублей в 2010 году, 3276,5 млн. рублей – в 2009 году, 834,1 млн. рублей – в 2008 году), что на 838,5 млн. рублей, или 19,5 процентов больше первоначально доведенного краю лимита. Из краевого бюджета на указанные цели направлено 238,7 млн. рублей.

В реализации № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» принимали участие все муниципальные районы и городские округа края, кроме Суетского района и ЗАТО.

По разделу «Образование» исполнение составило 13518,6 млн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы сократились на 371 млн. рублей, или на 3 процента, к уровню 2006 года – возросли на 5060,1 млн. рублей, или на 60 процентов. Удельный вес отрасли в общем объеме расходов местных бюджетов составил 43 процента (в 2006 году – 42 процента, в 2009 году – 46 процентов), в том числе по городским округам – 40 процентов, по му-ниципальным районам – 50 процентов, по поселениям – 7 процентов, в 2009 году – 38, 58 и 9 процентов соответственно.

На исполнение отдельных государственных полномочий направлено 6937,7 млн. рублей, или 51 процент от общего объема расходов по отрасли. Наибольший удельный вес в объеме передаваемых полномочий занимают расходы на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях – 79,5 процентов (5515,3 млн. рублей).

По разделу «Культура, кинематография, средства массовой информации» исполнение составило 1420,1 млн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы возросли на 95 млн. рублей, или на 7 процентов, по сравнению с 2006 годом – на 630 млн. рублей, или на 80 процентов. Удельный вес отрасли в общем объеме расходов местных бюджетов составил 4 процента (на уровне 2008 и 2009 годов), в том числе по городским округам – 3 процента, по муниципальным районам – 2 процента, по поселениям – 20 процентов.

По разделу «Здравоохранение и спорт» расходы исполнены в сумме 3738,4 млн. рублей, что на 3 процента, или 120 млн. рублей ниже уровня 2009 года. Удельный вес отрасли в общем объеме расходов составил 12 процентов (в 2006 году – 12 процентов, в 2009 году – 13 процентов), в том числе по городским округам – 15 процентов, по муниципальным районам – 10 процентов, по поселениям – 2 процента.

На исполнение отдельных государственных полномочий направлено 237,8 млн. рублей, или 6 процентов от общего объема расходов по отрасли, в том числе на оказание специальной медицинской помощи в краевых специализированных центрах, отделениях (лабораториях) муниципальных организаций здравоохранения – 223,2 млн. рублей, на оказание специальной медицинской помощи с применением донорской крови и ее компонентов – 14,6 млн. рублей.

По разделу «Социальная политика» исполнение составило 4409,7 млн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы возросли на 2434,9 млн. рублей, или в 2,2 раза. Удельный вес отрасли в общем объеме расходов составил 14 процентов, в том числе по городским округам – 10,6 процентов, по муници-пальным районам – 19 процентов, по поселениям – менее 1 процента (удельный вес отрасли в общем объеме расходов в 2006 году составил 17 процентов, в 2009 году – 6 процентов). На исполнение отдельных государственных полномочий направлено 3206 млн. рублей или 72,7 процента от общего объема расходов по отрасли.

Значительный прирост указанных расходов в 2010 году обусловлен направлением средств на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны.

На обеспечение жильем ветеранов и инвалидов в 2010 году направлено 2552,7 млн. рублей, в том числе ветеранов ВОВ 2517,5 млн. рублей (в 2009 году 222,6 млн. рублей). Обеспечено жильем 2827 человек, в том числе ветеранов ВОВ - 2751 че-ловек. Средства на обеспечение жильем ветеранов ВОВ направляются районам и городам в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации. Всего за период 2009-2010 годов обеспечено жильем 3044 ветерана ВОВ.
За 2010 год 533 бюджета муниципальных образований исполнены с профицитом (67 процентов от общего количества муниципальных образований), в том числе 9 по городским округам, 48 по районным бюджетам, 476 по поселениям; 251 – с дефицитом (32 процента), в том числе 2 по городским округам, 12 по районным бюджетам, 237 по поселениям; сбалансированные – 11 (1 процент) по поселениям.

Местные бюджеты за 2010 год в целом исполнены с превышением доходов над расходами в сумме 608,5 млн. рублей, в том числе по городским округам – 400,9 млн. рублей, по муниципальным районам – 147,1 млн. рублей, по поселениям – 60,5 млн. рублей. Основным источником покрытия дефицита являются остатки средств бюджетов, сложившиеся на начало 2010 года.

Расходы на содержание органов местного самоуправления.

В целях повышения эффективности муниципального управления и соблюдения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Администрации края от 30.10.2009 № 453 «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления» муниципальным районам и городским округам Алтайского края установлены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, ограничивающие предельные размеры расходов на указанные цели.

По итогам 2010 года 10 муниципальных образований превысили установленный норматив (Бийский, Калманский, Ключевский, Красногорский, Павловский, Романовский, Тальменский, города Белокуриха и Бийск) (в 2009 году превысили норматив 15 муниципальных образований).

Рост налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов на 121 про-цент к уровню 2009 года и проведенное в 2009 году значительное сокращение расходов на со-держание органов местного самоуправления привело к тому, что из поступивших в бюджеты муниципальных районов 3579 млн. рублей собственных доходов на обеспечение деятельности органов местного самоуправления направлено 45 процентов (1601,3 млн. рублей), или на 26 процентов меньше 2009 года (71%).

По консолидированным бюджетам 6 муниципальных районов расходы на содержание органов местного самоуправления составили более 80 процентов по отношению к собственным доходам, собираемым на территории района. Тогда как в 2009 году 12 районов осуществили расходы на содержание аппарата в объеме, превышающем поступления по налоговым и неналоговым доходам, и 17 районов – на уровне более 80 процентов по отношению к собственным доходам.

По районным бюджетам расходы на содержание аппарата в среднем составили 35 процентов по отношению к поступившим налоговым и неналоговым доходам и ни по одному району не превысили их уровень (в 2009 году по 6 районным бюджетам расходы на содержание ОМС превышали объем налоговых и неналоговых доходов).

По итогам исполнения местных бюджетов за 2010 год в 8 районах расходы на содержание ОМС поселений в целом превышают объем поступивших собственных доходов (в 2009 году таких районов было 34).

Если рассматривать отдельно бюджеты конкретных поселений, то в 287 сельских поселениях (в 2009 году – 484 поселения) расходы на обеспечение функционирования органов самоуправления превысили объем поступивших в эти бюджеты налоговых и неналоговых доходов:
в 7 поселениях – более чем в 6 раз (в 2009 году 18 поселений)
  • Курьинский район – Бугрышихинский с/с (9,4 раза) (2009 – 15 раз)
  • Петропавловский район – Солдатовский с/с (16,4 раза) (2009 – 27 раз)
  • Солтонский район – Кумандинский национальный с/с (7,4 раза)
  • Тальменский район – Забродинский с/с (16,5 раза) (2009 – 10 раз)
  • Тогульский район – Верх - Коптельский с/с (26 раз)
  • Топчихинский район – Листвянский с/с (11,5 раза) (2009 – 20 раз)
  • Чаузовский с/с (7,2 раза) (2009 – 13 раз)
В 20 поселениях – более чем в 3-4 раза, в 42 поселениях – более чем в 2 раза, в 218 поселениях – в сумме, превышающей объем поступивших налоговых и неналоговых доходов.

По итогам исполнения консолидированных бюджетов муниципальных районов за 2010 год 34 района направили на рас-ходы по обеспечению деятельности органов местного самоуправления менее 50 процентов по отношению к объему поступивших в бюджет налоговых и неналоговых доходов (в 2009 году лишь 2 района Благовещенский и Павловский); 12 районов – менее 60 процентов (в 2009 году – 10 районов).


Капитальные вложения.

Всего муниципальными районами и городскими округами на финансирование капитальных вложений за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов направлено 2 млрд. рублей, или 71,4 процента к уровню 2009 года. Из них за счет средств краевого бюджета на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности направлено 614,3 млн. рублей, в том числе на газификацию 38,9 млн. рублей, на реализацию губернаторской программы «75*75» - 172,7 млн. рублей. Для обеспечения своевременного ввода объектов в эксплуатацию и выполнения условий долевого участия бюджетов муниципальных образований в софинансировании губернаторской программы «75*75», а также в целях снижения нагрузки на местные бюджеты, уменьшен размер долевого участия муниципальных районов до 10 процентов.

Удельный вес капитальных вложений в объемах расходов местных бюджетов 6,4 процента (в 2005-2006 годах – 7 процентов, в 2007 году – 10 процентов, в 2008 году – 12 процентов, в 2009 году – 9 процентов).


Кредиторская задолженность.

Просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2011 составила 312,4 млн. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 262,4 млн. рублей или на 45,7 процентов (наиболее значительное сокращение провел город Барнаул – на 139,3 млн. рублей или 53 процента от всего снижения).

По отношению к фактическим расходам местных бюджетов кредиторская задолженность на 01.01.2011 года составила в среднем 1 процент (в 2008 году 2,6 процентов, в 2009 году – 2 процента), выше среднего уровня доля задолженности сложилась по 17 муниципальным образованиям, по 3 территориям – доля задолженности превышает 6 процентов фактических расходов бюджетов за 2010 год (Немецкий, Славгородский районы и город Камень-на-Оби).

На конец 2009 года просроченная задолженность имелась по 51 району и 6 городам. Отсутствовала задолженность по 9 районам и 6 городам (что составляло 21 процент муниципальных образований края).

На конец 2010 года просроченная задолженность имеется по 41 району и 7 городам, в том числе по 5 районам (Бийский, Залесовский, Кулундинский, Тальменский, Топчихинский) и городу Бийску это задолженность только по начислениям на оплату труда. В течение года 10 муниципальных образований погасили задолженность в полном объеме (Алтайский, Волчихинский, Калманский, Нови-чихинский, Солонешенский, Солтонский, Тогульский, Третьяковский, Целинный, Шипуновский районы) и на конец 2010 года задолженность отсутствовала у 35 процентов муниципальных образований края.

Город Белокуриха – допустили образование, допустили прирост – 8 территорий (Ключевский, Панкрушихинский, Петропавловский, Романовский, Рубцовский, Славгородский, Чарышский районы и город Славгород).

Наибольший объем кредиторской задолженности (54 процента) приходится на 9 муниципальных образований:
  • Камень-на-Оби (30,2 млн. рублей или 9,7%), 
  • Немецкий (26,9 млн. рублей или 8,6%), 
  • Бийск (25,7 млн. рублей или 8,2%), 
  • Павловский (19,2 млн. рублей или 6,1%), 
  • Рубцовск (17,5 млн. рублей или 5,6%), 
  • Благовещенский (13,4 млн. рублей или 4,3%), 
  • Завьяловский (12,4 млн. рублей или 4%), 
  • Мамонтовский (12,2 млн. рублей или 3,9%), 
  • Славгородский (11,3 млн. рублей или 3,6%).

Задолженность по начислениям на заработную плату составила 165,6 млн. рублей или 53 процента от общего объема кредиторской задолженности, сократилась на 174,4 млн. рублей или на 51 процент.

Долги по начислениям на оплату труда отсутствуют у 55 процентов муниципальных образований (39 территорий, в том числе 12 погасили полностью в 2010 году), задолженность сохраняется по 28 районам и 4 городским округам. Прирост задолженности допущен по 3 территориям (Михайловский, Немецкий, Славгородский).

Наибольший объем кредиторской задолженности по начислениям (62 процента) приходится на 8 муниципальных образований:
  • Бийск (25,7 млн. рублей или 15,5%), 
  • Немецкий (19,3 млн. рублей или 11,7%), 
  • Рубцовск (12,8 млн. рублей или 7,8%), 
  • Благовещенский (12,4 млн. рублей или 7,5%), 
  • Завьяловский (9,5 млн. рублей или 5,7%), 
  • Павловский (8 млн. рублей или 4,8%),
  • Михайловский (7,4 млн. рублей или 4,5%), 
  • Залесовский (7,4 млн. рублей или 4,5%).

Задолженность по оплате коммунальных услуг и угля бюджетными учреждениями составила 30 млн. рублей.

Задолженность по коммунальным услугам на 01.01.2011 сложилась у 16 муниципальных образований, в том числе по 5 допущено образование в 2010 году: Романовский, Рубцовский, Советский, Чарышский районы, город Славгород. Панкрушихинский район допустил значительный прирост (+2,8 млн.).

Межбюджетные отношения и финансовая помощь, оказываемая муниципальным образо-ваниям.

Местным бюджетам из краевого бюджета в 2010 году перечислено 19133,9 млн. рублей, что составляет 34,7 процента расходов краевого бюджета (в 2009 году – 35 процен-тов).

Удельный вес межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов муници-пальных образований составил 59,8 процента (в 2009 году – 64 процента). Межбюджетные транс-ферты, связанные с финансовым обеспечением собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (дотации, субсидии и иные межбюджетные трансферты), составили 8426,2 млн. рублей, или 44 процента общего объема межбюджетных трансфертов и 39,6 процентов объема собственных доходов местных бюджетов.

Дотации на выравнивание и сбалансированность составляют 4105,7 млн. рублей или 48,7 процента от объема межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения.

В 2010 году муниципальным районам и городским округам увеличена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на 600 млн. рублей. В соответствии с поручением губернатора Алтайского края А.Б. Карлина впервые при распределении дополнительных средств были использованы показатели анализа исполнения соглашений, заключенных с администрациями муниципальных районов и городских округов, о взаимодействии в области социально-экономического развития по от-дельным социально-значимым показателям по итогам 2009 года.

В 2010 году из краевого бюджета осуществлялось премирование муниципальных районов и городских округов по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на 3-летний период, перечень которых утвержден органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ в соответствии с Указом Президента № 607 от 28.04.2008.

Финансовая помощь из краевого бюджета муниципальным образованиям края, активно проводящим оптимизацию бюджетной сети и территориального устройства, составила более 10 млн. рублей. Перечисленные в целях стимулирования муниципальных образований средства направлялись на ремонт и оснащение бюджетных учреждений, исходя из принципа окупаемости затрат в течение трех лет. По сравнению с 2010 годом в текущем году количество муниципальных образований, планирующих преобразование бюджетной сети, и количество мероприятий по оптимизации значительно сократилось.

Кроме финансовой поддержки му-ниципальных образований в форме межбюджетных трансфертов из краевого бюджета направляются в районы и города значительные средства на поддержку экономически значимых отраслей.

В 2010 году продолжена практика закупки автотранспортных средств и коммунальной техники на условиях софинансирования федерального и краевого бюджетов, продолжена реализация мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.

В 2010 году из краевого и федерального бюджетов выделены значительные средства на реализацию государственных программ поддержки отраслей сельского хозяйства. Указанные средства в общем объеме (3139,9 млн. рублей) практически соответствуют уровню поступления собственных доходов (3573 млн. рублей) в бюджеты муниципальных районов края, по некоторым районам – выше объема налоговых и неналоговых доходов, собранных за 2010 год, в несколько раз:
  • Алейский (61,7 млн. рублей, что выше объема собственных доходов в 1,3 раза);
  • Зональный (389 млн. рублей, что выше объема собственных доходов в 6,2 раза);
  • Каменский (88 млн. рублей, что выше объема собственных доходов в 2 раза);
  • Ключевский (266,2 млн. рублей, что выше объема собственных доходов в 4,3 раза);
  • Немецкий (148,2 млн. рублей, что выше объема собственных доходов в 2,9 раза);
  • Ребрихинский (136,8 млн. рублей, что выше объема собственных доходов в 1,7 раза);
  • Хабарский (111,5 млн. рублей, что выше объема собственных доходов в 2 раза).

Одним из приоритетных направлений расходов бюджета края в реальном секторе экономики является государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.

В 2010 году за счет средств краевого и федерального бюджетов объем государственной поддержки в виде субсидий, а также за счет предоставления поручительств через Алтайский га-рантийный фонд составил 484 177 тыс. рублей. Поддержка осуществлялась через управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.

В 2010 году объем государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, с учетом федеральных средств, увеличился в 2 раза.

Вместе с тем в 2010 году пред-приниматели 10 муниципальных образований не реализовали право на получение государственной поддержки, из них предприниматели Бурлинского, Быстроистокского, Залесовского, Зонального, Красногорского, Панкрушихинского, Славгородского, Третьяковского, Тюменцевского и Усть-Пристанского районов. Указанное право на получение поддержки не реализовали в течение 2010, 2009 и 2008 годов предприниматели 2 районов: Бурлинского и Тюменцевского.


Преобразование муниципальных образований.

В связи с необходимостью совершенствования социально-экономического положения отдельных муниципальных образований на территории края проводится планомерное объединение сель-ских советов.

В 2008 году преобразование муниципальных образований в Алтайском крае началось с объединения города Змеиногорска в Змеиногорский муниципальный район, в 2010 году бюджет Змеиногорского района уже исполнялся, включая бюджет городского поселения Змеиногорск. Процедура объединения позволила увеличить доступность бюджетных услуг, предоставляемых населению муниципального образования, а также минимизировать затраты на управление в связи с укрупнением.

В 2010 году принято 17 законов Алтайского края о преобразовании муниципальных и административно-территориальных образований в 15 муниципальных районах края. В процедуре преобразования (слияния) приняли участие 40 сельских поселений, в результате чего количество сельских советов сократилось на 21. По состоянию на 01.05.2011 уже принято 13 аналогичных законов Алтайского края. Муниципальным образованиям, участвующим в процессе объединения, из краевого бюджета оказывается финансовая поддержка.

Источник: Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Алтайского края