18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Алтай – регион с богатыми водными ресурсами. Сегодня протяжённость только эксплуатируемых водных путей в регионе составляет порядка 830 км, а зоне воднотранспортного обслуживания находится шестая часть территории края с населением в 1 млн. чел   Навигация на реках края продолжается около шести месяцев и совпадает с летним строительным сезоном и массовыми перевозками урожая. Таким образом, перевозя в этот период значительную часть пассажиров и грузов, речной транспорт снижает грузонапряжённость автомобильных и железных дорог края.

Итоги речной навигации в этом году не дают речникам оснований для пессимизма. То, что планировалось, удалось сделать. Перевезено около 1 млн. тонн грузов, в основном на «коротком плече» - от Бийска до Барнаула, от Камня-на-Оби до Новосибирска. Платежеспособный спрос на грузовые и пассажирские перевозки был удовлетворен полностью. И это при том, что отсутствие в этом году «большой воды» создало речникам определенные сложности.

ТЕЧЕТ РЕКА ОБЬ…

С давних времен водные артерии имели стратегическое значение для жителей Сибири. Ну, а для жителей Западной Сибири огромную роль играла Обь – крупнейшая река региона. На ней располагается столица края – Барнаул, Камень-на-Оби, на слиянии Бии и Катуни, откуда и берет свое начало Обь расположен второй по величине город Алтайского края – Бийск.  Разумеется, быть у воды и не пользоваться таким видом транспорта, как речной, было бы преступлением. В советские времена водным транспортом перевозились большие объемы грузов, тысячи пассажиров. Речные магистрали активно использовались для доставки важных народнохозяйственных грузов – угля, ГСМ. Несколько десятилетий назад из сельской глубинки Алтая по всем судоходным рекам  вывозили и зерно.

С тех пор много воды утекло. Развивалась и совершенствовалась дорожная сеть региона, автомобильное топливо было дешево. А потому автотранспорт в известном смысле вытеснил речные перевозки, некоторые категории грузов, наверное, безвозвратно ушли с водного транспорта.

Конечно, если судить по объемам, которые приходятся на долю речного транспорта,  то он занимает  в общекраевой структуре транспортных перевозок не основные позиции. Но как вид транспорта имеет большое значение для экономики края. Достаточно сказать, что сегодня водным путем перевозятся большие объемы инертных материалов из Бийской зоны, где расположены Шульгинский и Бийский песчано-гравийный заводы с огромными запасами сырья, оцениваемыми в миллионы тонн. С учетом того, что провозные возможности железной дороги Барнаул – Бийск ограничены, водный транспорт должен стать той палочкой-выручалочкой, которой по плечу взять на себя основные объемы перевозок.

Что касается пассажирских перевозок, то Алтай имеет достаточно речных судов класса «Москвы», чтобы полностью закрыть традиционные пригородные и две городских линии. Достаточно сказать, что за последние годы (не самые простые в экономическом отношении) ни одно отправление не было изъято из графика.

ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ

Между тем у речного флота Алтая есть серьезные проблемы, которые складывались в последние десятилетия и не решались годами. Прежде всего, это износ материальной базы. Основной флот был построен в 70-е годы и, казалось бы,  устарел. Но на Алтае есть все предпосылки для его поддержания в работоспособном виде. И даже для собственного судостроения! Есть ремонтно-эксплутационная база в пос. Затон. На Алтае производятся и силовые установки - двигатели. Поэтому сегодня вопросов с ремонтом и продлением ресурса нашего флота не стоит, поскольку полностью сохранилось все необходимые мощности. Они дают возможность капитально отремонтировать любой тип речного судна, которыми сегодня располагает речной флот Алтая и соседних регионов. Так что морально устаревший, но еще физически крепкий флот у нас есть.

Обь - это естественный водный путь, причем не имеющий на Алтае больших глубин, когда есть возможность вообще без вмешательства человека длительное время в году осуществлять навигацию. Естественно, река требует к себе внимания и определенных затрат на содержание. Необходимо в определенных местах проводить дноуглубительные работы, где-то выпрямлять русло. А все это и будет обеспечивать гарантированные габариты судового хода с тем, чтобы навигация длилась как можно более продолжительное время. Разумеется, это требует серьезных финансовых затрат. В советские времена для обеспечения 180-суточной навигации и нормального судового хода водного транспорта  требовалось ежегодно вынимать со дна реки 10-12 млн. кубометров грунта. В 90-е годы финансирование существенно сократилось. Сегодня за счет средств  федерального и краевого бюджетов судовой ход поддерживается  только на пассажирских линиях. Что касается грузовых линий до Бийска, то на этом направлении сегодня грузоперевозки ограничены - уже с середины навигации суда не могут идти с полной нагрузкой. Ведь уровень воды начинает падать, в результате баржи грузятся на 50-60%, а себестоимость тонны перевозимого груза соответственно увеличивается. Между тем, краевые власти в ближайшее время намерены большое внимание уделить приведению водных путей края в порядок, предусматривая и выделение значительных финансовых средств.

ВОДНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ КРАЯ

Между тем сегодня у речников появляется шанс вернуть некогда значительные объемы перевозок. Администрация края ставит задачу увеличить объемы производства строительных материалов на Алтае, из года в год наращивает финансирование дорожного строительства в нашем регионе. А значит, придется  увеличить производство щебней, песчано-гравийных смесей для того, чтобы все потребности закрывать за счет их производства в Алтайском крае. Причем основное производство будет развиваться как раз в Бийской зоне. А здесь как раз и может выручить производителей река. Ведь большинство автодорог края строились в основном в 50-60-ее годы и рассчитаны на нагрузки на ось в 8 тонн. Современный автотранспорт ходит с нагрузкой уже в 16 и более тонн. Естественно, если так нещадно эксплуатировать дороги, то никогда невозможно будет привести их в соответствие с нормативами.

Вот и получается, что, имея под рукой естественный водный путь, грех было бы не воспользоваться им максимально. Несмотря на наше короткое сибирское лето, при правильном подходе к содержанию водных путей можно обеспечить 180-суточную навигацию с гарантированным судовым ходом. То есть с весны по осень речники в состоянии обеспечить полную загрузку флота. Документы, определяющие стратегию развития Алтайского края на ближне- и среднесрочную перспективу, особое внимание уделяют  водному транспорту. Оно и понятно: какой бы капризной не была река, но в сравнении с содержанием автомобильной или железной дороги, содержание водных путей гораздо менее затратно.

Очевидно, что участие в этом на основе  частно-государственного партнерства могут и  должны принять частные компании. Ведь сегодня основными перевозчиками являются как раз коммерческие предприятия: ООО «Алтайречфлот», ООО «Бийский речной порт», ООО «Пристань» (г. Камень-на-Оби) и Бийский гравийно-песчаный карьер. Сегодня «частный флот» насчитывает более 30 речных судов. А основными заказчиками грузоперевозок являются в основном предприятия стройиндустрии: «Барнаулавтодор», концерн «Алтайкоксохим», завод «Нова»,  Бийский гравийно-песчаный карьер, несмотря на то, что он имеет и свой флот. Услугами наших судов пользуются предприятия Нижневартовска, Сургута, Новосибирска и других городов СФО.

Кстати, на Алтае есть положительные примеры такого сотрудничества государства и частного капитала. Так, Бийский песчано-гравийный карьер готов вкладывать средства в содержание водного пути, посчитав, что ему выгоднее: возить вползагрузки своим флотом инертные материалы 90 дней, а не 180 и терпеть при этом убытки, либо вложиться и продлить себе срок навигации и увеличить загрузку. Экономический эффект налицо!

ФЛОТ ЖИВ!

На Алтае есть все необходимое для полноценного возрождения масштабных речных перевозок. Сохранилась инфраструктура: Бийский и Барнаульский порты, оборудованные причалы в Сорокино и Камне-на-Оби. Надо учитывать и то, что для организации рабочего речного причала для разгрузки-погрузки требуется всего-навсего несколько часов. Есть у речного флота и все необходимые технические средства - земснаряды, спецтехника, которая может производить дноуглубительные и русловыпрямительные работы. Сохранились  кадры. Растет и спрос на речные перевозки. Ежегодно увеличивается прирост объемов грузооборота по рекам края. А это свидетельствует о том, что экономика в крае заработала, а значит, будет расти востребованность всех видов транспорта, в том числе  речного. Ведь сегодня автомобильные перевозки дорожают, а река – это самый дешевый вид транспорта. Несопоставимы и затраты на содержание водных путей и перевозки по воде по сравнению с наземным транспортом, к примеру, автодорогами. Многие – и частные компании, и муниципальные власти городов и районов края, примыкающих к Оби и другим судоходным рекам, – прекрасно понимают преимущества водных магистралей. Поэтому все чаще обращаются к услугам речников. Так что у речного флота Алтая есть вполне реальные перспективы развития, а у судоходной Оби –  своего возрождения.