18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

От редакции сайта Doc22: Журнал «Эксперт Сибирь» опубликовал материал, посвященный анализу инвестиционного потенциала и перспектив Алтайского края. Такой анализ приобретает особую актуальность в контексте недавних заявлений губернатора края Александра Карлина, его заместителей о приоритете задач повышения инвестиционной привлекательности региона, стимулирования инвестиционной активности. Фактически наступивший 2011 года объявлен краевыми властями своеобразным «Годом инвестиций». Более того, краевые  чиновники пошли дальше деклараций, приняв недавно целый ряд принципиальных решений и региональных законов, к примеру, о создании регионального инвестиционного фонда или государственно-частном партнерстве.

  


ПАТРИОТЫ ИНВЕСТИЦИЙ

  

Марина Лысенко, Николай Самсонов.

  

За инвестиционным подъемом в Алтайском крае теперь стоит не просто желание региональных властей, а конкретные проекты бизнес-структур. Их общие планы находят поддержку и на федеральном уровне

  

«В качестве приоритета номер один <…> мы рассматриваем существенную активизацию инвестиционной деятельности в крае. Объем инвестиций, привлекаемых из всех источников на развитие инфраструктуры, экономической и социальной сфер региона, должен возрасти в ближайшие несколько лет не на десятки процентов, а в разы», — такую задачу в сфере социально-экономического развития региона сформулировал губернатор Алтайского края Александр Карлин. Судя по числу подготовленных к реализации проектов, на фоне инвестиционной стагнации, наблюдающейся с кризисного 2008 года, следование проектно-кластерному подходу — единственный путь привлечения капитальных вложений местных и инорегиональных бизнес-структур при поддержке бюджетного финансирования.

  

Многопрофильный портфель

  

В феврале 2010 года алтайские инвестиционные проекты (всего их заявляется более 80, но основных, якорных — 12) оказались в центре внимания федеральных властей и крупных инвестиционно-финансовых компаний. В Министерстве регионального развития РФ глава региона представлял масштабный проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное развитие туристско-рекреационных активов юга Сибири», включенный в «правительственный» список первоочередных проектов СФО. И результаты, по мнению сторон, оказались вполне удовлетворительными: потенциальные инвесторы и соинвесторы получили пищу для размышлений, а заявители — время на доработку проектов и новый импульс к значительному увеличению притока вложений в экономику края.

  

Инвестпрограмма «Алтайское Приобье» всесторонне учитывает использование естественных природных преимуществ региона, его сложившуюся экономическую специализацию и размещение производительных сил.

  

В Сибири такого рода комплексных мегапроектов, представляемых на федеральном (министерском) уровне, всего пять. Кроме проекта Алтайского края и Республики Алтай, два в Красноярском крае (Нижнее Приангарье, портовая особая экономическая зона) и по одному в Тыве (строительство «вывозной» железнодорожной ветки в увязке с потенциалом угольной добычи на Элегестском месторождении) и Бурятии совестно с Забайкальским краем (развитие транспортной инфраструктуры для вовлечения минерально-сырьевой базы регионов в эксплуатацию). Несомненными преимуществами, выделяющими алтайский комплексный проект из общего ряда сырьевых и инфраструктурных проектов, является многоотраслевой кластерный подход, ориентация на привлечение внешнего соинвестирования, стоимостная разнокалиберность. Кроме того, из 26 представленных разработок (см. таблицу 1) более 20 способны образовывать сильный межотраслевой мультипликативный экономический эффект. Таким образом, у Алтайского края появится возможность, нивелировав недостатки своей экономической специализации, сформи­ровать мощный инвести­цион­ный поток, хоть и дифференцированный по источникам. Другими словами, удается связать разноплановые проекты в единый узел, сделать, насколько это возможно, экономику многопрофильной, а значит устойчивой к волновым проявлениям экономического кризиса.

  

Отметим, что многопрофильность является в определенной степени срезом, относящимся к тем представленным инвестиционным проектам, стоимость которых превышает 1–3 млрд рублей, и не затрагивающим целый пласт экономики региона, представленный другими устоявшимися сферами производства и предоставления услуг.

  

Проблемы и угрозы

  

По экономической специализации и уровню социально-экономического развития Алтайский край относится к регионам с относительно высокой плотностью населения, сравнительно высоким уровнем развития инфраструктуры и освоенности территории, сбалансированной аграрной и промышленной экономикой. «Исторически в развитии края, а вместе с ним и Республики Алтай выделялось три направления. Прежде всего — сельское хозяйство, и если вспомнить, что первым секретарем обкома являлся человек, который отвечал за сельское хозяйство, то понятно, что с точки зрения партийных приоритетов оно стояло на первом месте, что и давало очевидные результаты, — говорит ведущий научный сотрудник ИЭОПП СО РАН (Новосибирск) Юрий Воронов. — Второе направление — это развитие оборонной и тяжелой промышленности, поскольку в плановой экономике профильные предприятия были размещены здесь из-за близости Кузбасса с его металлургическим комплексом, а само производство не могло быть потребительским и серийным. И третье направление — добыча полезных ископаемых — золота, полиметаллов, ртути и других».

  

Если говорить о современном состоянии агропромышленного комплекса края, вопрос о возможности экономического роста в производстве сельской продукции (вне новых инвестиционных проектов) уже не стоит так остро. АПК характеризуется положительной динамикой выпуска валовой продукции в стоимостном выражении — среднегодовой прирост составляет 14%. В большинстве видов сельскохозяйственной продукции обеспечивается валовая добавленная стоимость, хотя в общей структуре доля сельского хозяйства за пять лет сократилась с 23 до 15%. Стоимость основных фондов предприятий АПК растет темпом 15% в год, но составляет только 10,3% от общей стоимости фондов экономики края. Коэффициент обновления основных фондов возрастает и сегодня составляет примерно 6% (в среднем по экономике только 3,2%) при коэффициенте выбытия 4,4% (в среднем — 1%).

  

Степень износа машин, технологического оборудования, зданий в сельском производстве удалось стабилизировать на уровне 37–38%. Наравне с этим отмечается низкая эффективность сельскохозяйственного производства, недостаточное техническое оснащение, что приводит к недоиспользованию ресурсов, высоким издержкам (особенно в растениеводстве и животноводстве), потерям урожайности и продуктивности животновод­ческого хозяйства. Отодвигается в сторону решение проблем ирригации и освоения сельскохозяйственных территорий юго-западной части края, Кулундинской степи. Инвестиционные проекты агропромышленного кластера Алтайского Приобья являются локальными, их экономи­ческие показатели, разумеется, несколько повысят средние значения развития АПК в перспективе. Частично затронут обслуживающие их сегменты рынка (комбикормовый, упаковочный, оптово-розничный, транспортный), но не решат проблемы существующих низкоэффективных сельских хозяйств и малорентабельных направлений производства продукции. Условием развития сельских территорий является оптимальное сочетание индустриального агропроизводства и малого агробизнеса.

  

В настоящее время за краем сохраняется статус высокодотационного региона (в 2011 году в край поступит более 17,2 млрд рублей на выравнивание бюджетной обеспеченности при собственных доходах в 30,3 млрд рублей). Сейчас предоставление дотаций, с одной стороны, обусловлено финансированием поддержки сельского хозяйства края, необходимостью финансовой подушки безопасности, включая сохранение социально-экономической стабильности. С другой — зажимает во временные рамки выполнение планов по снижению уровня дотационности за счет внутреннего экономического развития, ограничивает участие бюджета региона в строительстве инфраструктуры зон экономического развития. Увеличение доходной самообеспеченности края в будущем будет приводить к снижению федеральной поддержки.

  

С несколько иных, в отличие от агропромышленного кластера, позиций имеет смысл рассматривать туристско-рекреационный и игорно-развлекательный кластеры Алтайского края и Республики Алтай. Это наиболее долгосрочные и дорогостоящие проекты частно-государственного парт­нерства, разрабатывающиеся практически с нуля (не считая в целом бессистемного строительства туристических кемпингов и баз отдыха и предоставления услуг рекреации). В основе реализации проекта лежит принцип частно-государственного партнерства: строительство инфраструктуры осуществляется за счет бюджетных средств, а туристических объектов — за счет частных инвесторов. Затраты на туристическую зону «Бирюзовая Катунь» оцениваются в 30 млрд рублей, на игорную резервацию «Сибирская Монета» — в 29 млрд с паритетным финансированием. Причем роль ведущего играют региональные власти, а ведомого — частные инвесторы. Позитивные результаты уже есть. По данным начальника частно-государственного партнерства Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Сергея Харламова, «разработан и утвержден проект планировки, завершено межевание, проведена оценка стоимости участков первой очереди, представлено в аренду несколько земельных участков, ведется проектирование строительства первых гостиничных комплексов». В стороне не остались традиционные места туризма и отдыха — села Сростки, Алтайское и Яровое, озеро Ая, санаторно-курортный комплекс «Белокуриха» — они включены в программу туристско-рекреационных кластеров. Туристический комплекс «Бирюзовая Катунь», включающий несколько горнолыжных трасс и современную инфраструктуру, имеет все шансы стать одним из ключевых в российском масштабе (учитывая тенденции к сохранению неблагоприятной обстановки в регионах Северного Кавказа), а также частично стимулировать и въездной туризм.

  

С 2011 года в России начинает действовать ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ». Она предусматривает государственное участие в решении таких проблем туристической отрасли, как высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых комплексов (сети электроснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения), проектное кредитное финансирование, позволяющее окупать вложения в приемлемые для частных инвесторов сроки, подготовка персонала для туристско-рекреационной сферы и, соответственно, качество предоставляемых услуг. Часть этих задач уже решается властями Алтайского края самостоятельно. Вместе с тем упускается из виду аспект, связанный с активным вовлечением местного населения в создание обслуживающей инфраструктуры с расчетом на возрастающий турпоток. «Известно, что вложения в бытовое обслуживание туристов и развлекательные объекты окупаются. Когда прогнозируется, что ежегодно к вам будет приезжать два миллиона человек, нужно к этому готовиться», — отмечает Юрий Воронов.

  

Вразрез с развитием бренда Алтайского края как региона с высоким туристическим потенциалом идет увеличение добычи полезных ископаемых. Среди новых проектов наиболее заметна организация добычи угля в Солтонском районе на Мунайском месторождении и строительство конденсационной электростанции мощностью 660 МВт. В Рубцовском районе ООО «Косстоун» (дочерняя компания китайской корпорации Coslight Technology, выпускающей аккумуляторы и батареи) продолжает строительство рудника на Захаровском месторождении полиметаллических руд (в 2011 году планируется инвестировать 845 млн рублей). Общая стоимость горнодобывающего предприятия, введенного в эксплуатацию в начале 2010 года, достигнет 2 млрд рублей. Сейчас валовая добавленная стоимость производимой продукции в краевой добыче полезных ископаемых в ВРП не превышает 0,8%. С развитием этих проектов и уже действующих предприятий по добыче полиметаллических руд (ОАО «Сибирь-Полиметаллы»), золота (артель «Поиск», «Золото Курьи») роль горнодобывающей отрасли возрастет до 1,2–1,5%.

  

От 5,5 до 12 процентов

  

Каковы перспективы изменения объема и структуры ВРП Алтайского края в ближайшие три-пять лет? Чтобы разобраться в этом, следует понять, какова исходная структура инвестиций в отрасли экономики региона и ее динамика. За точку отсчета примем данные по объемам и направлениям финансовых вложений в 2010 году. Именно тогда отмечался в целом посткризисный рост инвестиционной активности местных предприятий и внешних инвесторов: общий объем денежных вливаний в регион составил свыше 70,8 млрд рублей (в 2009 году — 43,6 млрд). Но более детально структура инвестиций просматривается при оценке вложений в основной капитал — они составляют 48% от общих финансовых вложений края, или 34 млрд рублей.

  

Структура распределения инвестиций в основной капитал в Алтайском крае не совсем характерна для экономически специализированных территорий: 90% всех вложений аккумулируют не три-четыре основных направления экономики, как обычно, а около десятка. При этом доля крупных и средних предприятий в формировании инвестиционного потока составляет 61% (34 млрд рублей), что для промышленно развитого региона не характерно и недостаточно.

  

В Алтайском крае на долю сельского хозяйства приходится 14% всех инвестиций в основной капитал (4,4 млрд рублей и снижение на 12% по отношению к 2009 году), на производственную сферу 12% (4,1 млрд, прирост на 4%), на транспорт и связь — 20% (6,8 млрд, прирост на 37,6%), на сферу производства электроэнергии, газа и воды — 11% (3,7 млрд, прирост на 37,9%), на добычу полезных ископаемых — 7% (2,1 млрд, увеличение в 24 раза). Кроме того, на такие социально значимые области как здравоохранение приходится 7% (2,3 млрд, прирост на 12%), а эксплуатацию фонда ЖКХ — 18% (4,2 млрд, снижение на 14%). Это свидетельствует о том, что растущие доходы предприятий и населения Алтайского края и спрос со стороны потребителей вызвали необходимость увеличения (а в ряде случаев просто восстановления) производственных мощностей и, соответственно, роста инвестиционных вложений как в новые производства, так и в реконструкцию старых.

  

В свою очередь, 56% (2,3 млрд) вложений в обрабатывающую промышленность поступили в динамично развивающуюся пищевую промышленность, и на порядок ниже — предприятиям резинотехнических и пластмассовых изделий, химического и текстильного и других производств. Небольшие инвестиции направлены в лесную и деревообрабатывающую промышленность, металлургическое производство и литье,  машиностроение и выпуск оборудования. В сферу оптовой и розничной торговли — 1 млрд рублей (снижение на 15%).

  

Объем инвестиций в основной капитал на 46% формируется за счет собственных средств. Но эта доля постоянно сокращается (кроме амортизационных отчислений). Еще 54% образуют кредиты, займы и бюджетные средства. Иностранные инвестиции, поступившие в нефинансовый сектор экономики края, сократились в два раза и в 2010 году составили 39,6 млн долларов. Основными источниками являются предприятия Китая и Кипра.

  

Данные свидетельствует о необходимости активной работы компаний и региональных властей не только с ключевыми инвестиционными проектами и не только в рамках проектно-кластерного подхода. Недопустимо прикрываться лишь потенциальными успехами, развивая приоритетные отрасли. Проблемных производственных и иных сфер в крае все еще предостаточно. Экономика региона не может держаться на десяти, двадцати или восьмидесяти новых проектах, даже если большинство из них в будущем подтвердят окупаемость и останутся рентабельными. Их миссия состоит в импульсе для региональных зон опережающего экономического роста и мульти­пликации экономического эффекта, охватывающего взаимо­связанные отрасли.

  

Исходя из динамики экономического развития края, роста инвестиционной активности и сроков реализации проектов, ВРП до 2013 года структурно значительно не изменится. Увеличение ВРП до 2013 года в том числе за счет уже запускаемых в эксплуатацию («Алтайский бройлер», «Алтаймясопром», «АгроСиб-Раздолье», «Алтайский лен») и наиболее подготовленных проектов, совокупность которых можно назвать «первоочередным инвестиционным портфелем», оценивается с 2010–2011 годов ежегодно в 5,5–6,5%. Таким образом, четыре последующих года ВРП Алтайского края будет расти с 267 млрд рублей (в 2009 году) до 370–390 млрд рублей ежегодно. Начиная с 2015 года за счет старта работы второго инвестиционного портфеля темпы прироста ВРП могут возрасти в полтора-два раза.

  

«Эксперт-Сибирь», №9-10, март 2011.