18+

В Алтайском крае на модернизацию почти 200 объектов тепло и водоснабжения в 2021 году выделено 2 млрд рублей.

Подробнее…

Популярное за 100 дней

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Выступление вице-губернатора, начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Михаила Щетинина на выездном заседании Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму.

 


 


Особенности развития регионального туризма на примере особой экономической зоны туристско- рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»

 

Белокуриха, 19 февраля 2010 года

 


 
Алтайский край обладает уникальным разнообразием природно-географических и культурно-исторических ресурсов для развития туризма. Географическое соседство региона с наиболее густо населенными и промышленно развитыми регионами Западной Сибири, высокая степень транспортной доступности, экологическая чистота территории позволяют активно развивать Алтайский край как туристический центр Сибири.

 

Одной из наиболее сильных сторон Алтайского края является уникальное разнообразие условий и ресурсов для развития туризма.

 

Алтайский край – это пограничный регион, находящийся на стыке географических и культурных систем.

 

Ни в одном субъекте южной части Западной Сибири нет такого разнообразного комплекса ландшафтов, такой протяженной границы с Казахстаном, такой территориальной близости к Китаю и Монголии. В Восточном Казахстане находится официально установленный географический центр Евразии, являющийся привлекательным перспективным туристским брендом; непосредственное соседство Алтайского края позволяет рассчитывать на привлечение иностранного турпотока.

 

Алтайский край располагается на границе одной из самых больших равнин мира – Западносибирской и обширной горной системы Азии. Именно на юго-востоке Западная Сибирь полосой предгорий сливается с горами  Центральной Азии, вследствие чего природные контрасты на территории Алтайского края особенно зримы и отчетливы.

 

Таким образом, в силу объективных природно-географических причин, Алтайский край обладает уникальной мозаичностью условий для развития разнообразных видов туризма и рекреации.

 

Положение Алтайского края на пересечении путей древних переселений народов и заселения Сибири, богатая история, создали особенный культурно-исторический потенциал края, который в настоящее время является источником привлекательности для таких видов туристской деятельности как культурно-познавательный и специальный туризм.

 

Другой особенностью туристско-рекреационного комплекса края является мощная база специализированных коллективных средств размещения, в том числе курорта федерального значения города Белокуриха, что также выгодно отличает его от регионов, не обладающих широкими естественными возможностями для развития сектора лечебно-оздоровительного отдыха.

 

В крае насчитывается около 40 санаторно-курортных организаций, способных одновременно принять на лечение до 8 тыс. человек. Основными лечебными ресурсами, на которых базируется данный сектор, являются природные лечебные травы, грязи, минеральные воды, рапа соленых озер. В настоящее время в крае развивается особый вид оздоровления – пантолечение. Кроме того, не только на территории России, но и за рубежом известно о целебной силе продукции Алтайского биофармацевтического кластера, центр которого расположен в городе Бийске.

 

Обладая огромным природным, культурным, рекреационным потенциалом, Алтайский край обязан превращать свои конкурентные преимущества в конкурентоспособный туристский продукт.

 

Немаловажную роль в формировании туристского продукта Алтайского края играет сельский туризм. Администрация края предпринимает все возможные шаги по выводу этого туристического сектора из тени, предоставлению малому бизнесу  на селе возможностей эффективного развития. В 2009 году была принята ведомственная программа «Развитие сельского туризма в Алтайском крае на 2009-2012 годы». Об этой программе и развитии сельского туризма более подробно расскажет в своем выступлении начальник главного управления сельского хозяйства Алтайского края - Александр Николаевич Чеботаев.

 

Понимая важность комплексного развития туризма в настоящее время Администрацией края завершена разработка краевой целевой программы «Развитие туризма в Алтайском крае на 2010-2014 годы», которая проходит согласование в органах исполнительной власти края и на март намечено проведение круглого стола по ее обсуждению.

 

В рамках данной программы предполагается осуществление ряда мега-проектов, способных коренным образом изменить туристическое предложение и статус региона – закрепив статус края в качестве одной из всероссийских здравниц и курортов.

 

Одним из таких проектов является создание и развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь». 3 февраля 2007 года постановлением Правительства Российской Федерации в 7 регионах России были созданы особые экономические зоны туристско – рекреационного типа. Администрацией края в полном объеме выполняются обязательства в рамках Соглашения, заключенного с Правительством Российской Федерации о создании особой экономической зоны.  Спустя три года можно с уверенностью говорить о том, что туристско-рекреационная зона «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае – единственная из 7 созданных зон данного типа, которая реально развивается в заданном направлении и уже имеет возможность принимать посетителей.

 

 

Данный проект позиционируется как первый в России крупный единый комплекс природного и экстремального туризма в горах, с четким разделением на «молодежно-экстремальную» зону с культовым статусом, привлекательным архитектурным решением молодежного отеля и центрами горнолыжников, рафтеров, треккеров, скалолазов, и на зону для состоятельных туристов с эксклюзивными и комфортабельными гостиницами VIP-класса, включающими, в дополнение к приключениям на природе, оздоровительные и СПА-комплексы и процедуры.

 

 

Уникальное сочетание природных, историко-культурных и лечебно-оздоровительных факторов предопределили популярность территории зоны для туристов. Учитывая, что в 2009 году общий турпоток в Алтайском крае составил около 1 млн. человек, в том числе въездной – 700 тыс.чел., а  особую зону за тот же период посетило около 225 тысяч человек, что более, чем в 2 раза  превышает общее количество отдохнувших в 2008 году, то можно сказать, что каждый третий отдохнувший в Алтайском крае, посетил особую экономическую зону «Бирюзовая Катунь».


Благодаря разнообразному ландшафту территории комплекс предлагает большой спектр развлечений, часть которых имеет экстремальную направленность.

 

К активным видам отдыха стоит отнести, прежде всего, водные виды спорта- рафтинг, моторафтинг, каякинг. Природный ландшафт «Бирюзовой Катуни» позволяет заниматься альпинизмом. Наличие равнинных участков предполагает возможность безопасной посадки при занятиях парапланеризмом и дельтапланеризмом.

 

 

 

Зимой к услугам отдыхающих на территории зоны горнолыжный комплекс, имеющий на сегодня 3 горнолыжные трассы, оборудованные бугельным подъемниками.

 

Для более традиционного и семейного отдыха на территории «Бирюзовой Катуни» в летнее время функционирует теплое искусственное озеро с целым спектром дополнительных услуг, в пик летнего сезона его ежедневно посещает около 5000 человек.

 

Туристы могут совершить экскурсию в Тавдинские пещеры, археологический музей под открытым небом «Перекресток миров», увидеть своими глазами установленный летом 2009 года памятник всемирно известному философу и художнику  Николаю Рериху.

 

 

Перспективное развитие ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» направлено на улучшение уже существующего спектра услуг и на старт совершенно новых. В частности, оправдывая экстремальную специализацию ОЭЗ, будет построен центр экстремальных водных видов спорта, парк развлечений на острове,  спортивные парки, второй горнолыжный комплекс, развитие которого предполагает строительство еще 7 горнолыжных спусков, 5 кресельных подъемников и сноубордпарка. Дальнейшее развитие получит эко-туризм за счет организации работы двух парков природы, один из которых уже проектируется резидентом ОЭЗ – ООО «Новый мир Плюс».

 

 

Стоит отметить, что «Бирюзовая Катунь» - это единственная из семи созданных туристско-рекреационных особых экономических зон, где зарегистрированные резиденты действительно проектируют и строят объекты.

 

В настоящее время в ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» зарегистрировано 9 резидентов, ими инвестировано 64 млн. рублей и введено в эксплуатацию 12 объектов туристско-рекреационного назначения. В ходе их эксплуатации создано 40 рабочих мест и уплачены налоги в размере 4,4 млн. рублей.

  

Однако в связи с вступлением в октябре прошлого года в силу Указа Президента России о ликвидации Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами в настоящее время возникли проблемы в работе с резидентами. 

 

На данный момент на территории Алтайского района Алтайского края зарегистрировано 5 компаний – потенциальных резидентов особой зоны, бизнес-планы которых одобрены еще в ноябре 2009 года Наблюдательным советом ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь». Однако до сих пор данным инвесторам не присвоен статус резидентов ОЭЗ, поскольку, учитывая изменения законодательства, бизнес-планы должны рассматриваться не Консультационным советом (как было до принятия Указа), а Экспертным советом по особым экономическим зонам туристско-рекреационного типа, который до сих пор не создан. Таким образом, сложившаяся ситуация не позволяет потенциальным резидентам оперативно начать работу по реализации инвестиционных проектов, общая стоимость которых составляет более 3,8 млрд. руб.

 

 
 
Особенность инвестиционного проекта «Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» состоит в применении механизма государственно-частного партнерства. Государство берет на себя обязательства по строительству инженерной инфраструктуры, как внешней, так и внутренней, а частный бизнес – строительство туристических объектов.

 

 

Работа по строительству внутренней инфраструктуры комплекса находится на постоянном контроле в Администрации края. На 15 слайде представлены действующие и планируемые к строительству объекты внутренней инфраструктуры.

 

В течение 2009 года завершено проектирование практически всех объектов внутренней инфраструктуры. Подведены итоги аукционов, заключены контракты и начата подготовка к строительству основных объектов. Завершено строительство и введен в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов. Всего на строительстве объектов ОЭЗ в течение 2008-2009 гг. освоено около 800 млн. руб.

 

Следует отметить, что темпы строительства объектов внутренней инфраструктуры зоны имеют значительный потенциал для ускорения, обусловленный длительными процедурами согласования конкурсной документации из-за чего сроки проведения конкурсов постоянно смещаются и соответственно затягиваются сроки строительства. Конкурсные процедуры по основным объектам, расположенным на территории особой экономической зоны в Алтайском крае, проводятся головной компанией в Москве. Наши предложения о совместном проведении торгов не нашли поддержки в РосОЭЗ и ОАО «ОЭЗ», несмотря на то, что Алтайский край занимает 2 место в Российской Федерации по созданию одной из наиболее открытых и прозрачных систем закупок продукции для государственных нужд.

 

Администрация края полностью поддерживает предложения, озвученные на прошедшем 3 февраля текущего года совещании у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака, о переходе на финансирование развития ОЭЗ в форме федеральных субсидий на строительство объектов внутренней и внешней инфраструктуры по защищенным заявкам и возврате средств в федеральный бюджет в случае их невыполнения.
Еще в ноябре 2009 года в адрес Минэкономики Российской Федерации было направлено письмо за подписью Губернатора Алтайского края А. Б. Карлина с предложением изменить принцип финансирования строительства объектов инфраструктуры особой зоны, перейдя от системы вливания средств в уставный капитал акционерных обществ к системе целевого финансирования строительства объектов.

  

В настоящее время Правительством России дано поручение Минспорттуризму совместно с Минэкономики и Минфином подготовить предложения о предоставлении в рамках соответствующих ФЦП субсидий субъектам Российской Федерации на создание инфраструктуры особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

 

На границе с особой экономической зоной расположена игорная зона «Сибирская монета», что позволяет значительно расширить спектр туристических услуг, предлагаемых на территории края, а также позволит сформировать сегмент эксклюзивных игорно-развлекательных услуг.

 

Сегодня проект «Сибирская монета» уже активно реализуется: разработан проект планировки территории зоны, завершено межевание всех 158 участков территории, проведена оценка участков первой очереди строительства. И что самое главное – на конкурсной основе предоставлены в аренду два земельных участка, на каждом из которых в течение 2 лет будут построены гостиничный комплекс вместимостью 50-100 мест с казино, а также гостиница бизнес-класса на 10 номеров. Общий объем инвестиций составит не менее 420 млн. рублей.


Администрацией края ведется активная работа по развитию Особой экономической и игорной зон. Постоянно выделяются средства на строительство необходимой внешней инфраструктуры. Учитывая близость двух комплексов, для них строится общая внешняя инфраструктура (объекты газификации, электроснабжения, связи, транспортной инфраструктуры и другое).

 

Строительство объектов внешней транспортной инфраструктуры предполагает необходимость взаимодействия федеральных и краевых исполнительных органов власти, так как речь идет федеральных и региональных автомобильных дорогах, аэропортах г. Барнаула и г. Бийска. Такие расходы невозможно произвести только за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

 

Однако в связи с сокращением федерального бюджета в 2009 году исключены средства, предусмотренные подпрограммой «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» на: 1) реконструкцию участка автомобильной дороги «Алтайское – Ая –Нижнекаянча – «Бирюзовая Катунь»; 2) строительство мостового перехода через реку Катунь у села Ая.

 

 

Несмотря на это, учитывая важность создания внешней транспортной инфраструктуры для обеспечения функционирования ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» и выполнения взятых на себя обязательств, Администрацией Алтайского края за счет средств краевого бюджета полностью профинансировано строительство участка дороги «Алтайское – Ая – Нижнекаянча – «Бирюзовая Катунь» (8,6 км из 11,2 км), который 9 октября 2009 года был введен в эксплуатацию, а также направлено 50 млн. рублей на строительство мостового перехода через реку Катунь у села Ая.

 

Вместе с тем строительство региональной дороги не решит проблему транспортного обеспечения комплекса, если при этом не будет уделено внимание реконструкции федеральной автомобильной трассы. Как вы уже убедились в ходе вчерашней поездки на «Бирюзовую Катунь», в настоящее время федеральная трасса М-52 на большинстве участков имеет только по одной полосе в каждую сторону, в связи с чем ее пропускная способность на сегодняшний день не соответствует транспортному потоку, особенно в  пик туристического сезона. Перегруженность трассы значительно ограничивает скорость движения транспортного потока, а также существенно повышает аварийность. Поэтому расширение существующей автомобильной трассы «Чуйский тракт» является необходимым условием повышения транспортной доступности крупнейших туристических объектов Алтайского края для гостей и жителей региона.

 

Немаловажную роль для туристических комплексов, позиционирующих себя на международном уровне, играет близость аэропортов международного класса. Ближайшим аэропортом к особой экономической и игорной зонам является аэропорт г. Бийска, как ключевой объект внешней транспортной инфраструктуры, а его реконструкция является необходимым условием развития данных зон, как международных туристических центров.

 

Учитывая это, администрация края за счет средств краевого бюджета осуществляет разработку и экспертиза проектно-сметной документации на реконструкцию аэродрома аэропорта г. Бийска. Реконструкция взлётно-посадочной полосы аэропорта г. Бийска включена в подпрограмму «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)». Тем не менее, несмотря на неоднократные обращения Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина в Министерство экономического развития и Министерство транспорта России о сохранении финансирования мероприятий по реконструкции аэропорта г. Бийска, в 2010 году их финансирование не предусмотрено. Минэкономики России сообщило, что вопрос реконструкции аэропортового комплекса г.Бийска может быть рассмотрен Росавиацией и Минтрансом России при подготовке предложений по расходам инвестиционного характера на 2011 и последующие годы.

 

В этой связи еще раз хотелось бы подчеркнуть чрезвычайную важность создания современной транспортной инфраструктуры туристско-рекреационных зон в силу их специфики, заключающейся в значительной удаленности от развитой транспортной инфраструктуры, и необходимости восстановления финансирования из федерального бюджета реконструкции аэропорта г. Бийска, автомобильной дороги «Алтайское – Ая –Нижнекаянча – «Бирюзовая Катунь» и мостового перехода через реку Катунь у села Ая, а также выделения средств федерального бюджета на реконструкцию федеральной трассы М-52.

 

 

 

С целью газификации территории «Бирюзовой Катуни» разработана проектно-сметная документация на строительство магистрального газопровода-отвода в направлении ближайшего к ней села Нижнекаянча и в течение 2010 года строительство данного объекта планируется завершить.

 

Учитывая важность решения технических задач по обеспечению надежного и качественного электроснабжения ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» в 2008 году за счет средств краевого бюджета было разработано технико-экономическое обоснование четырех вариантов схем электроснабжения ОЭЗ ТРТ в Алтайском крае и Республике Алтай. Однако, принимая во внимание сообщение Минэкономразвития России в августе 2009 года о приостановлении финансирования из федерального бюджета строительства объектов инфраструктуры туристско-рекреационной зоны «Алтайская долина» (Республика Алтай), следует констатировать, что реализация предусмотренной ранее единой схемы внешнего электроснабжения особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территориях Алтайского края и Республики Алтай в настоящее время невозможна.

 

В связи с этим Администрацией Алтайского края в ноябре 2009 года направлено обращение в адрес Минэкономики России о рассмотрении возможности включения в перечень объектов инфраструктуры туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории Алтайского края, подлежащих в 2010 году строительству, реконструкции и капитальному ремонту, локального энергоцентра мощностью 25 МВт и общей стоимостью 1 млрд. рублей (проектирование и строительство), однако спустя более чем три месяца ответ так и не получен.

 

Сегодня ведется активная работа по продвижению брэнда «Бирюзовая Катунь» на межрегиональном и международном уровне.

 

Только в 2009 году данный проект был представлен на крупнейших международных специализированных мероприятиях, в том числе на международной туристической выставке «ITB» (Германия), туристической выставке «Интурмаркет» (Москва), презентации Алтайского края в Российско-германской внешнеторговой палате, Посольстве Чешской Республики в Москве и Торгово-промышленной палате России, а также на презентации инвестиционного потенциала и крупных инвестиционных проектов Алтайского края в г.Милане и выставке «En Plein» в г. Венеция (Италия).

 

10 дней назад, 8-9 февраля текущего года, Алтайский край с деловым визитом посетили руководители итальянских туристических компаний, заинтересованных в продвижении  алтайского турпродукта на итальянский рынок, которые дали высокую оценку реализации проекта «ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь».

 

Естественно, представляя проект «Бирюзовая Катунь», мы не забываем и об игорной зоне «Сибирская монета».

 

В ближайшей перспективе развитие особой экономической зоны и игорной зоны может столкнуться с таким препятствием, как проблема кадрового обеспечения, которая является следствием специализации данных зон. Туристско-рекреационная и развлекательная направленность зон предполагает их значительную удаленность  от крупных городов, являющихся основными «поставщиками» рабочей силы.

 

В настоящее время в Алтайском крае в десяти высших учебных заведениях региона ведется подготовка менеджеров по туризму, где  обучается более 2000 человек. Ежегодно высшее образование в сфере туризма получают около 300 человек - специалистов среднего и высшего звена.

 

Проблемой сегодня является подготовка специалистов начального звена, которую осуществляют колледжи, лицеи и вузы на специализированных курсах, по таким направлениям, как гостиничный сервис, углубленная подготовка в сфере организации экскурсионного сервиса, инструкторы. В средних специальных учебных заведениях в настоящее время обучается более 300 человек, а ежегодно  выпускается около  50 специалистов, что явно не покрывает потребности туристической сферы края даже на данном этапе развития.

 

Более того, заявленный уровень оказания услуг на территории ОЭЗ, позиционируемой как курорт мирового уровня, требует от обслуживающего персонала высокой квалификации и культуры обслуживания. В этой связи уже сейчас необходимо подходить к решению данной проблемы комплексно.

 

Учитывая мировой опыт, решению данной проблемы  во многом будет способствовать создание центра обучения персонала на территории ОЭЗ, специализирующегося на подготовке специалистов первичного звена сферы сервиса и туризма, в подготовке данных специалистов определяющую роль, играют практические занятия, базой для которых станут туристические объекты ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны.

 

В подтверждении правильности наших шагов в этом направлении на этой неделе в адрес Администрации края поступило и рассматривается предложение от европейской академии «EURAC» (Италия) об открытии в Алтайском крае учебного центра по подготовке квалифицированных кадров для туризма и гостиничного хозяйства. В этой связи, хотелось бы обратить внимание нашего научного сообщества на перспективность идеи создания центра подготовки персонала в сфере туризма на территории особой зоны «Бирюзовая Катунь». И привлекать иностранных преподавателей для обучения наших специалистов, а не отдавать перспективные возможности своим иностранным коллегам.

 

Несмотря на отмеченные трудности, с которыми мы сталкиваемся в ходе развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», уже сегодня можно сказать, что даже на первом этапе своего строительства она является локомотивом развития туризма в Алтайском крае и единственным примером успешной реализации проекта по созданию туристско-рекреационных зон на территории Российской Федерации.

 

Этот проект служит дополнительным стимулом к формированию высокого уровня конкурентоспособности внутрироссийского туризма, позволяет значительно увеличить поток российских и иностранных  туристов и приток финансовых поступлений в экономику региона и нашей страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая мультипликационный эффект, - развитие смежных отраслей экономики и повышение уровня занятости населения.