18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В Общественной палате России обсудят необходимость принятия проекта федерального закона об особо значимых аграрных субъектах страны, а разработанный в крае законопроект рассмотрят до конца года в Госдуме.

Представители регионального отделения Молодежного Союза юристов России обратились в Алтайское краевое Законодательное собрание (АКЗС) с инициативой о проведении слушаний на площадке Общественной палаты. Накануне в Парламентском центре региона состоялось первое заседание рабочей группы по подготовке этих слушаний.

Планируется, что в обсуждении проекта закона примут участие представители региональных и федеральных органов власти, общественности и научного сообщества. Мероприятие намечено на конец сентября - начало октября текущего года.

Doc22.ru Александр Лукьянов уверен, что пришло время прислушаться к алтайским инициативам. Фото из архива Doc22.

Александр Лукьянов уверен, что пришло время прислушаться к алтайским инициативам.

В ходе совещания заместитель губернатора края Александр Лукьянов отметил давно назревшую необходимость принятия закона об особо значимых аграрных территориях России.

- Закон такой нужен, время пришло. Все указывает на это. Тем более, сегодня решаются задачи импортозамещения. К примеру, только за прошлый год в Алтайском крае на 17 процентов нарастили объем производства сыров. А в 2015 году прирост будет еще более ощутимым. Алтайский край – единственный регион за Уралом, который сохранил в полном объеме пищевую и перерабатывающую промышленность и нарастил мощности. В регионе ежегодно производят 1,25-1,3 млн. тонн муки. Всю сельхозпродукцию мы перерабатываем и большую часть вывозим в другие регионы при действующих тарифах на перевозку продукции. Алтайский край на большом расстоянии и от Дальнего Востока, и от центральной части страны. Тем не менее сохраняются вопросы финансового сопровождения развития наших предприятий. Ведь мы заведомо поставлены в неравные условия с центральной частью России, где плотность населения намного выше, чем в нашем регионе, и, соответственно, потребительский спрос совсем другой, - пояснил Александр Лукьянов.

Doc22.ru Лидия Михеева пообещала поддержку аграрного законопроекта. Фото из архива Doc22.

Лидия Михеева пообещала поддержку аграрного законопроекта.

Обращение из Алтайского края с просьбой оказать поддержку в продвижении законопроекта на федеральном уровне направили секретарю Общественной палаты России Александру Бречалову. О своей поддержке законодательной инициативы заявила председатель комиссии Общественной палаты страны по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева.

Doc22.ru У алтайского сенатора Белоусова есть серьезные аргументы в поддержку законопроекта. Фото из архива Doc22.

У алтайского сенатора Белоусова есть серьезные аргументы в поддержку законопроекта.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Белоусов уверен, что поддержка законопроекта со стороны Общественной палаты России придаст ему еще большую значимость и вес.

СПРАВКА. Законопроект «Об особо значимых аграрных субъектах РФ» предусматривает обеспечение продовольственной безопасности страны путем увеличения поддержки сельхозпроизводства и регионов, традиционно специализирующихся на сельском хозяйстве. Это регионы с исторически сложившейся аграрной специализацией, с природно-климатическими ресурсами, производственным и социальным потенциалом для развития сельского хозяйства. Предполагается, что присваивать такой статус будет Правительство РФ.

Законопроект направлен в Комитет Госдумы по аграрным вопросам, его должны рассмотреть в рамках осенней сессии.

Спикер краевого парламента Иван Лоор предлагает радикально оптимизировать финансирование российского АПК.

- Нам сегодня важно убедить общественность, что этим законопроектом мы решаем не местечковые, исключительно территориальные интересы. Речь идет о сохранении продовольственной безопасности страны. Международная ситуация и условия санкций требуют всерьез задуматься над существенной оптимизацией финансирования сельского хозяйства. Сегодня продовольственная безопасность – это такая же гарантия суверенитета страны, как сильная армия. А чтобы добиться продовольственной безопасности, нужно не «размазывать» средства господдержки по принципу «всем сестрам по серьгам», а поддерживать прежде всего аграрные регионы, которые и формируют закрома Родины, - считает председатель АКЗС Иван Лоор.

Впервые инициатива о создании в стране особо значимых аграрных территорий была озвучена Губернатором Алтайского края Александром Богдановичем Карлиным на Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года в присутствии тогдашнего кандидата в президенты Дмитрия  Медведева и получила его поддержку.

Содержание инициативы раскрыто в двух разработанных в крае документах. Законодательная основа представлена в проекте федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях Российской Федерации».

Конкретные проекты и программные мероприятия в рамках концепции особо значимых аграрных территорий обобщены в проекте «Комплексное развитие Алтайского Приобья», который внесен в Перечень первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе, утвержденных в июле 2010 года Председателем Правительства России Владимиром Путиным. 

Выступая на международной конференции «Продовольственная безопасность и экспортные возможности АПК» в августе 2011 года Иван Лоор рассказал о ключевых идеях и идеологии алтайской инициативы.

По его мнению, действующий механизм господдержки аграрного сектора не учитывает глубину межрегиональных различий, которые оказывают серьезное влияние на эффективность сельхозпроизводства.

С одной стороны, аграрный потенциал и степень агропромышленной специализации территорий существенно отличаются. А с другой стороны, в зависимости от бюджетной обеспеченности регионы имеют различные финансовые возможности по поддержке своих сельхозтоваропроизводителей. И зачастую, именно аграрные регионы больше всего ограничены в бюджетных ресурсах.

Отсюда вытекает необходимость дифференцированного подхода к поддержке агропромышленного комплекса территорий России. Сегодня же, к сожалению, механизм федеральной государственной поддержки никак не выделяет регионы, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны.

Так, например, более четверти пашни в стране и более четверти всего валового объема продукции сельского хозяйства России приходится на долю всего 7 регионов страны.

- Мы предлагаем создать своего рода «локомотивы роста» аграрной экономики всей страны. Кстати, такой подход сегодня широко применяется в развитии туризма, инновационного комплекса, транспорта, энергетики и других отраслей. Убеждены, что при системном подходе к развитию таких территорий отдача будет многократной. Регионы – продовольственные доноры – в обмен на приоритетную государственную поддержку будут брать на себя дополнительные обязательства по увеличению производства сельхозпродукции, - пояснил Лоор. - Надо сказать, что необходимость региональной специализации агропромышленного комплекса давно стала аксиомой для аграрной экономической науки. И те страны, которые можно сравнить с России по площади, по разнообразию природных условий, по масштабам сельскохозяйственного производства – США, Канада, Австралия, - шли именно по такому пути. Например, в США региональная специализация позволила повысить эффективность сельского хозяйства в 2-3 раза.

Каковы критерии, позволяющие выделить в России особо значимые территории?

В алтайском законопроекте их предлагается три:

  • Первый: доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте – не менее 8 процентов.
  • Второй: площадь пашни – не менее 3 миллионов гектар.
  • Третий: доля сельского населения в общей численности населения региона - не менее 30 процентов.

- По нашим предварительным расчетам, в рамки предложенных критериев входят порядка семи-восьми крупнейших аграрных регионов страны: Республика Башкортостан, Татарстан, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края, Воронежская, Оренбургская, Ростовская области. Безусловно, эти критерии и пороговые значения – не окончательный вариант. В то же время для нас принципиально, что дополнительная поддержка должна распространяться на регионы аграрной или аграрно-промышленной специализации. Индустриальные регионы, особенно с развитой добывающей промышленностью, как правило, имеют собственный ресурсный потенциал для поддержки сельского хозяйства. Принципиальным требованием является и наличие значительных земельных ресурсов, которые позволяют обеспечивать животноводство кормами за счет собственных ресурсов, - подчеркнул, выступая четыре года назад, Иван Лоор, охарактеризовав потенциал и вместе с тем и проблемы особо значимых аграрных территорий на примере Алтайского края.

По его словам, Алтайский край является крупнейшим аграрным регионом и играет важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности в Сибири и на Дальнем Востоке. Сельское хозяйство играет определяющую роль в формировании экономики края – на долю сельского хозяйства приходится 15% валового регионального продукта (2008 год) (по России - около 4%), в сельской местности проживает 45% населения региона.

По площади пашни (6,5 млн. гектаров) Алтайский край занимает первое место в России, по поголовью крупного рогатого скота – четвертое.

По ряду позиций Алтайский край занимает лидирующие позиции на российском продовольственном рынке - 1-е место по производству муки, 1-е место по производству сыра, второе место – по производству крупы. Характерный пример: в прошлом году три четверти гречихи в стране выращено в Алтайском крае.

Алтайский край отличает многообразие природно-климатических зон и выращиваемых сельскохозяйственных культур. Наличие семи природно-климатических зон – от полупустынь до альпийских лугов – позволяет выращивать практически все традиционные для нашей страны культуры, вплоть до винограда.

Поддержка сельскохозяйственного производства является приоритетом нашей бюджетной политики. В результате доля расходов краевого бюджета на поддержку сельского хозяйства достигает  10 процентов от собственных доходов бюджета! Для сравнения - доля расходов на сельское хозяйство в консолидированном бюджете России (федеральный и региональные бюджеты) в 2011 году среднем составляла порядка 1,5% - 1,7%.

Вместе с тем, с учетом масштаба аграрного сектора Алтайского края объемы государственной поддержки оказываются недостаточными. Имея самую большую в стране посевную площадь сельскохозяйственных культур, край в расчете на 1 га получил средств по госпрограмме более чем в 2 раза меньше, чем в среднем по России. За счет всех бюджетов на 1 га пашни на Алтае в 2011 году приходится 570 рублей, в среднем по России – 1400 рублей. В том числе, за счет федерального бюджета – 440 рублей в Алтайском крае, в среднем по России – 1090 рублей. За счет регионального бюджета в Алтайском крае – 130 рублей, в среднем по регионам России – 310 рублей.

- В итоге, несмотря на очень высокую долю бюджетных расходов на сельское хозяйство наши крестьяне получают меньше средств, чем их коллеги большинства других регионов. Мы не можем обеспечить финансирование сельского хозяйства даже на среднероссийском уровне! – посетовал Лоор.

При этом за пределы края ежегодно вывозится около 80% муки и крупы, около 70% сыра и 20% животного масла. Тем самым, обеспечение продовольствием населения других территорий приводит к дополнительной нагрузке на бюджет края. В целом, по экспертной оценке, более половины выделяемого из краевого бюджета объема государственной поддержки сельскому хозяйству фактически «уходит» за пределы региона.