18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
23.12.2009

Без вариантов

В крае создается сельхозмашиностроительный кластер. А значит «Алттрак» должен заработать. Иные варианты не рассматриваются.

Самое стабильное предприятие Алтайского края – это, конечно же, «Алттрак». Рубцовским тракторостроителям даже мировой кризис нипочем. Он, проклятый, ударил больно по тем, кто работал. «Алттраку» же кризис – что мертвому припарка. На протяжении многих лет все попытки реанимировать предприятие завершались неизменным крахом. На самом заводе ничего не меняется, но, похоже, стало меняться все вокруг завода. И серьезно меняться. Принято решение построить в Алтайском крае сельхозмашиностроительный кластер. Уже известно, что в него войдут около 20 предприятий. Без Алтайского тракторного завода, который, что называется, по умолчанию, должен стать в нем ключевым звеном, на успех общего дела сложно рассчитывать. Хотя при нынешнем состоянии «Алттрака» о перспективах кластера сложно и рассуждать. Хочется верить, что судьба рубцовского предприятия, наконец-то, предопределена. Совершенно очевидно, что руководство края не позволит собственнику предприятия - вольно или невольно - поставить крест на только зарождающемся кластере, способном активизировать экономическое развитие нашего региона.

Так что вариантов других нет. Только – воскресать из мертвых. И чем скорее нынешний собственник завода г-н Таран осознает, насколько изменились реалии вокруг, тем лучше будет для всех. Удивительно, но собственником «Алттрака» Таран стал всего 5 лет назад. А ощущение, что всю жизнь плешь нам проедает.

ОАО «Алтайский трактор» был куплен группой компаний РАТМ в ноябре 2004-го. Заработать лучше прежнего рубцовское предприятие так и не смогло. Зато прекрасно удавалось наращивать общую кредиторскую задолженность и долги по зарплате пред работниками предприятия. Ни для кого не секрет, что предприятия было и остается убыточным.

Попытки, так сказать, оздоровить «Алттрак» предпринимались неоднократно. Так, в сентябре 2005 года определением Арбитражного суда на ОАО «Алтайский трактор» была введена процедура внешнего наблюдения, в мае 2006-го – процедура внешнего управления, в ноябре 2007-го – конкурсное производство.

В июне 2008 года в городе Люберцы Московской области состоялись торги по продаже имущества ОАО «Алтайский трактор». На торги было выставлено 8 лотов, но куплен только один - тот, в котором было сосредоточено движимое и недвижимое имущество, необходимое для организации производства тракторов. Этот лот, как известно, всего за 202 млн. рублей приобрело никому не известное ООО «Бетон-45», зарегистрированная в Новосибирске структура РАТМ. На остальные лоты покупателей не нашлось из-за низкой ликвидности и высокой цены. При интенсивных действиях администрации края в июле того же года средства, полученные от продажи лота №1, были направлены на полное погашение задолженности по зарплате, которая составляла 125 млн. рублей.

«Бетоном-45» дело не ограничилось. Чуть ли не в тот же день на свет появилось новое предприятие, но со старым названием – ООО «Алтайский трактор», которому ООО «Бетон-45» и передало в аренду имущество по выпуску тракторов. Новый «Алтайский трактор» даже выпустил 141 трактор в течение трех месяцев. Однако из-за отсутствия собственной маркетинговой сети и низкой покупательной способности потенциальных потребителей с реализацией тракторов возникли проблемы. Под влиянием же мирового финансово-экономического кризиса ситуация на заводе еще более ухудшилась.

С декабря прошлого года и по настоящее время предприятие практически полностью простаивает. С начала года выпущено 23 трактора, а долги по зарплате уже к июню выросли до 90 млн. рублей.

Учитывая все более ухудшающуюся ситуацию в ООО «Алтайский трактор», губернатор Алтайского края Александр Карлин 21 апреля 2009 года в письменной форме направил собственнику завода г-ну Эдуарду Тарану письмо с предложением посетить Алтайский край и совместно разобраться в ситуации. Совещание состоялось 29 апреля у первого заместителя губернатора края Сергея Локтева. Руководству ГК «РАТМ Холдинг» было предложено в сжатые сроки разработать и представить программу развития предприятия с учетом влияния финансово-экономического кризиса, а также в срок до 15 мая 2009 года письменно обратиться в администрацию края с предложениями по требуемой поддержке.

Ни того, ни другого от г-на Тарана край так и не дождался. Тогда администрация края взялась за подготовку Соглашения о взаимодействии между «РАТМ Холдинг», ООО «Алтайский трактор» и, собственно, администрацией Алтайского края, предусматривающее организацию производства тракторов различных модификаций и погашение задолженности по заработной плате перед работниками предприятия. Это Соглашение было подписано сторонами 2 июня 2009 года. И только после этого от еще одной структуры, ОАО «Алтайское тракторостроительное объединение» (ОАО «АТО»), поступило письменное предложение по запуску производства и финансовой поддержке завода. Получив которое, администрация края подготовила дополнительное Соглашение о взаимодействии между все теми же тремя сторонами.

В рамках реализации основного Соглашения и дополнения к нему «Алтайский трактор» получил на пополнение оборотных средств 116 млн. рублей. По данным ОАО «АТО», задолженность по заработной плате на тот период составляла 67,7 млн. рублей, стало быть, более 48 млн. рублей оставалось на запуск производства. Администрация края, со своей стороны, в полном объеме выполнила условия Соглашения. Стоит отметить, что полученных средств было достаточно для запуска на «Алттраке» основного производства.

Представленный ОАО «АТО» план запуска завода предполагал поэтапное погашение задолженности по зарплате, а основные средства планировалось в первоочередном порядке направить на приведение предприятия в работающее состояние. В этом случае текущие финансовые поступления от производственной деятельности позволили бы предприятию развиваться и постепенно ликвидировать долги перед работниками.

РАТМ, в свою очередь, взял на себя обязательства обеспечить «Алттрак» средствами для производства 150 тракторов Т-402.01 в течение июня-августа. А также обязался перечислить деньги на погашение долгов по зарплате к 12 сентября 2009 года в сумме 66,7 млн. рублей.

Свои обязательства РАТМ, как мы знаем, не выполнил.

Однако край многострадальный тракторный завод в беде вновь не оставил. Чтобы предотвратить рост социальной напряженности в Рубцовске, «Алттрак» был включен в краевую целевую программу «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 году». На промышленной площадке тракторного завода было организовано 1473 временных рабочих места.

Кроме того, администрация края неоднократно направляла собственнику завода г-ну Тарану требования о необходимости принятия срочных и действенных мер по стабилизации ситуации на предприятии. О ситуации на «Алттраке» постоянно информировались аппарат полпреда президента в СФО, федеральные исполнительные и представительные органы власти. По выявленным правонарушениям в сфере трудового законодательства в октябре этого года в прокуратуру Алтайского края было направлено письмо с просьбой провести проверку законности деятельности руководства и собственника рубцовского тракторного завода.

Реальное положение дел на ООО «Алттрак» было рассмотрено на расширенном совещании с участием федерального инспектора Соколова, которое состоялось 15 декабря в Рубцовске. По результатам совещания Соколов составил докладную записку на имя полпреда Анатолия Квашнина. Полпред написал письмо генеральному прокурору. Тот еще не ответил.

Вердикт краевых властей на сегодняшний день такой: «Учитывая имеющийся опыт деятельности ГК «РАТМ Холдинг» как неэффективного собственника алтайского тракторного завода, можно говорить о том, что проводимая сегодня работа по оптимизации производственных площадей и персонала (по состоянию на декабрь 2009 года осталось 870 человек), хоть и позволяет при появлении заказов на выпуск техники обеспечить экономически оправданное их производство, но выглядит проблематичным».

В течение 2009 года при активном содействии администрации края рубцовские тракторостроители имели реальную возможность восстановить производство, выпустить и реализовать 150 тракторов по краевому лизингу, 52 спецмашины на базе трелевочных машин ТТ-4М для Газпрома, с последующим выходом на заказ с Туркменистаном.

Вместо этого – те же проблемы. На повестке первоочередных дел снова погашение долгов по зарплате: по данным на 16 декабря – свыше 63 млн. рублей – работникам «Алттрака», свыше 28 млн. – работникам, переведенным из дочерних структур (ООО «АТЗ-Запчасть» и ООО «Инструментсервис»). Кроме того, необходимо погасить задолженности за электроэнергию и по другим обязательным платежам, а также изыскать где-то средства на закупку сырья и комплектующих.

Контракт с Туркменистаном – в сложившейся ситуации является, пожалуй, единственным из оставшихся вариантов загрузки производственных мощностей ООО «Алтайский трактор».