18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
18.08.2009

Логика бизнеса

Новый собственник «Сибэнергомаша» не скрывает своих планов и демонстрирует открытость.

Как известно, на днях в рамках исполнительного производства и по решению арбитражного суда состоялись торги по продаже имущественного комплекса ОАО «Энергомашкорпорация». Чтобы было понятно, это бывший Барнаульский котельный завод, а в новейшее время – ОАО «Сибэнергомаш».

 

Завод «Сибэнергомаш» является сегодня, пожалуй, единственным производственным комплексом в рамках корпорации. Торги откладывались на протяжении как минимум полутора месяцев. В основном потому, что «Энергомашкорпорация» всячески препятствовала тому, чтобы ее задолженность была реализована через продажу активов. Оно и понятно: фактически завод в Барнауле – единственная структурная единица, реально производящая прибавочную стоимость.

 

В результате в торгах приняли участие две компании – ООО «Сибэнергомаш» (Барнаул) и ООО «Трубснаб» (Москва). Победителем стал «Сибэнергомаш», купивший активы завода за 376 177 745,19 рублей.

 

Как пояснил представитель нового собственника Андрей Егоров, у нынешней коллизии была своя предыстория. В начале 90-х годов существовала Энергомашиностроительная корпорация, которая объединяла 42 предприятия бывшего Минэнергопрома СССР.  Затем была создана новая компания -«Энергомашкорпорация», которую возглавил Александр Степанов. Одним из громких и широко распиаренных проектом ее стало производство 1000 газотурбинных энергоагрегатов, которые планировалось установить по всей России. Под этот проект были взяты огромные кредиты, исчисляемые миллиардами рублей, однако он оказался экономически неэффективным, как, впрочем, и менеджмент этого проекта, у которого, по мнению экспертов, несмотря ни на что, были и есть перспективы.

 

В результате у компании накопились многомиллиардные долги перед крупнейшими российскими и зарубежными банками. По словам Андрея Егорова, в производстве московского арбитражного суда находится около 40 исков к ОАО «Энергомашкорпорация». При этом большая часть исков относится не собственно к деятельности компании, а к поручительствам «Энергомашкорпорации» за другие компании, которые входят в конгломерат г-на  Степанова. «Считаю, что такое обременение «Энергомашкорпорации» и «Сибэнергомаша», зарегистрированных в Барнауле, абсолютно несправедливо. Это не в интересах Алтайского края, России в целом. Это в интересах г-на Степанова и его окружения», - убежден Егоров. Не подтвердилась и информация о грядущей продаже активов ОАО «Энергомашкорпорация» госкорпорации «Росатом».

 

В эксклюзивном интервью Doc2 Андрей Егоров особо подчеркнул, что имущественный комплекс был продан единым лотом.

 

- Это важно потому, что, как правило, имущество промзон реализуется по кускам, частями, чтобы привлечь как можно больше покупателей и для того, чтобы «размазать» единый имущественный комплекс по участкам, которые бы можно было осваивать потом путем ликвидации производства и превращения территории в какие-либо строительные площадки или торговые площади.  Продажа всего имущественного комплекса единым лотом происходит тогда, когда покупатель намерен приобрести не просто некое имущество, а развивать на его основе производство, - резюмирует эмиссар нового собственника.

 

Это принципиально важно, и это, по мнению Егорова, должны понять те, кто сегодня считает, что покупатель займется частичной распродажей вновь приобретенной собственности. В случае с состоявшимися торгами покупатель фактически выступил в роли стратегического инвестора. «Наши задача была спасти завод от масштабной распродажи в процессе банкротства. Поэтому мы и нашли понимание в администрации края», - подчеркивает Андрей Егоров. 

 

Каковы же планы сторон в новых условиях?

 

- Мы намерены сохранить профиль предприятия, его ориентацию на производство оборудования для энергетических компаний как в России, так и за рубежом.  В наших планах - наращивание объемов производства на этой производственной базе. Мы видим, что потенциал предприятия до конца, на полную катушку не используется. Предприятие, мягко говоря, управляется неэффективно.  И, наконец, у предприятия есть перспективы, которые, к сожалению, нынешний собственник не видит. - считает Андрей Егоров, который полагает, что люди на предприятии должны четко понимать несколько вещей:

 

  • Сегодня работники «Сибэнергомаша» юридически ни от кого и ни от чего не защищены, поскольку формально трудятся на другом предприятии ЗАО «Энергомаш» (Барнаул) и не имеют к «Сибэнергомашу» прямого отношения. Мы говорим этим людям сегодня: мы намерены сохранить производственный коллектив.
  • Мы намерены не только развивать, но и наращивать производство на этом предприятии. Со стороны нового собственника необходимо будет искать новые контракты, заказы, обеспечивать предприятие работой в режиме полной загрузки, а со стороны коллектива нужно качественно и эффективно эти заказы выполнять. Это условие стабильной и безубыточной работы предприятия.
  • Мы намерены ориентироваться на потребности электроэнергетической отрасли. У ФСК, которая занимается магистральными электрическими сетями, очень большие планы на Сибирь. Мы понимаем потребности этой государственной компании. Для нее Алтай – очень удобная база. Западно-Сибирское предприятие магистральных электрических сетей находится в Алтайском крае, как и склады хранения энергетического оборудования федеральной энергетической компании по Западной Сибири. Одна только программа возобновления электропередачи 1150 кВ Барнаул – Итатское через Казахстан на Урал – хороший шанс для «Сибэнергомаша». Потребуется и другое энергетическое оборудование, которое сегодня производят другие предприятия. Назрела необходимость диверсификации производства при сохранении его базового профиля.
  • Есть энергокомпании, которые разработали и реализует свои инвестиционные программы по строительству новых энергетических мощностей, модернизации старых и т.д.  Сегодня средний износ мощностей в электроэнергетике, а точнее, в генерации электроэнергии на тепловых станциях, достигает 70 процентов. Это означает, что 240 эектростанций в России, на которых установлены  котлы производства Барнаульского котельного завода («Сибэнергомаша») свой ресурс уже выработали и подлежат либо замене, либо глубокой реконструкции. Существуют планы реконструкции действующих и ввода новых мощностей, которые требуют прямой замены котлоагрегатов, которые производились в том числе и на «Сибэнергомаше». Таких котлов по инвестпрограмме РАО ЕЭС 2007 года в ближайшие пять лет понадобится десятка два. Это пять годовых программ. Проблема в том, что энергокомпании скептически относятся к возможностям ОАО «Энергомашкорпорация» по выполнению этих заказов. Альтернатива – Китай. Если в ближайшее время «Сибэнергомаш» в ближайшее время не подтвердит возможность производства этого оборудования, эти заказы уйдут в Китай. А там производство котлов сегодня в отличие от «Сибэнергомаша» поставлено на конвейер.
  • Намерены заниматься сервисным гарантийным обслуживанием и ремонтом производимого котельного оборудования. Почему этим сегодня не занимается его производитель в лице «Сибэнергомаша»? Ведь это очень неплохие деньги – ремонт стоит дороже изготовления. Сегодня ремонтом котлов, произведенных в Барнауле, занимается завод Красный котельщик» (Таганрог).
  • Экспортные возможности. «Восстановить экспортный потенциал «Сибэнергомаша» очень непросто в контексте масштабного производства котлов в Китае. Заниматься изучением и анализом ситуации на внешних рынках, пытаться выйти на них, конечно, необходимо».

 

В ответ на обвинения юриста «Энергомашкорпорации» Дмитрия Пономаренко в скрытом рейдерском захвате «Сибэнергомаша» г-н Егоров ответил буквально следующее:

 

- Если слово «рейдерство» прозвучит публично, мы будем изучать возможность предъявить иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Могу ответственно заявить, что ни одного шага, ни одного действия, противоречащего действующему законодательству, нами совершено не было. Мы себя очень уверенно чувствуем в правовом отношении в этой ситуации. Убеждены, что закон на нашей стороне.Нам было намного проще, если бы закон определял, что такое рейдерство. Тогда мы могли бы вчинить иск г-ну Пономаренко. Пока же мы можем только сожалеть, что такое заявление прозвучало.

 

Кстати, как стало известно, нынешний победитель торгов и стоящие за ним инвесторы в свое время предлагали собственнику «Энергомашкорпорации» Александру Степанову вполне цивилизованный механизм урегулирования взаимоотношений с кредиторами.

 

- В мае прошлого года была достигнута со Степановым устная договоренность о продаже предприятия «Сибэнергомаш» по справедливой цене, которая бы включала и размер сложившейся у «Энергомашкорпорации» кредиторской задолженности. Причем сделка должна была протекать строго в рамках действующего законодательства. Была предложена нормальная, простая схема покупки активов.  Договорились о выборе оценщика активов предприятия, паритетной оплате его услуг. Однако впоследствии собственник отказался от условий достигнутой договоренности, вся процедура была заморожена. Это была инициатива Степанова. Все последующие отношения происходили в судебном порядке, который и завершился состоявшимися на днях торгами. Так что, вина во всей этой коллизии лежит исключительно на г-не Степанове как конечном бенефициаре того бизнеса, который называется группа «Энергомаш», - убежден Егоров.

 

Менеджмент «Энергомашкорпорации», которая может лишиться своего, возможно, самого ликвидного актива, не скрывает своих амбиций бороться за него до конца.  Об этом Doc22 заявил и Дмитрий Пономаренко:

 

-  Мы будем оспаривать все действия в рамках исполнительного производства, которые и привели к продаже активов предприятия. Это еще не конец!..

 

Он  также сообщил, что истцами в арбитражном суде выступили организации-поставщиков металла, которые на протяжении 2007 года  поставляли металл на барнаульское предприятие. «Как выяснилось позже, поставки эти осуществлялись с использованием мошеннической схемы по завышенным в 1,5-2 раза ценам. Сегодня они выступают в качестве наших кредиторов. Сумма задолженности перед этими 6 поставщиками, являющимися фиктивными компаниями, составила 270 млн. руб. Сегодня следственной частью ГУВД Барнаула возбуждено уголовное дело по факту мошенничества» - такова версия юридической службы «Энергомашкорпорации», которая вызывает немало недоуменных вопросов и вполне обоснованных сомнений в эффективности управления предприятием.

 

Между тем в ходе торгов анонимный представитель «Энергомашкорпорации» заявил, что имущество компании арестовано по иску компании из другого субъекта России, что существует некий судебный документ, который якобы налагает запрет на сделки по отчуждению имущества от «Энергомашкорпорации». Однако, специалисты ООО «Сибэнергомаш», заинтересованных государственных ведомств заявляют, что о существовании каких-либо документов, это подтверждающих, им ничего не известно. Иными словами, все эти заявления – пустые декларации, которые документально ничем не подтверждаются. В любом случае они никак не препятствуют проведению торгов, которые состоялись и закончились победой ООО «Сибэнергомаш».

 

Другой вопрос, который волнует персонал предприятия: что будет с портфелем заказов, который имеет сегодня «Энергомашкорпорация»? Егоров пояснил позицию победителя торгов:

 

- Заказчики, которые уже разместили свои заказы на предприятии, должны принять и понять складывающуюся ситуацию и строить свою политику в контексте новых реалий. С другой стороны, г-н Степанов, если он считает происходящее на заводе бизнесом, должен каким-то образом выходить на переговоры с новым собственником. В данной ситуации предложения должны исходить не столько от нас, поскольку мы купили не компанию, с которой заказчики заключили договоры, а приобрели имущественный комплекс. К слову сказать, насколько мне известно, контракты заключены не с «Энергомашкорпорацией», а переведены на другую компанию, назвать которую я не могу. Иными словами, ОАО «Энергомашкорпорация» не является исполнителем заказов, которые размещены на «Сибэнергомаше». Как в этой ситуации быть, надо спрашивать у г-на Степанова, поскольку новый собственник никаких обязательств  перед заказчиками г-на Степанова не несет. Мы считаем правильным, чтобы заказы были исполнены и доведены до конца. Ведь речь идет об оборудовании, которое изготавливается для энергокомпаний, металлургических предприятий. Мы готовы с г-ном Степановым  разговаривать, но за свои деньги исполнять его обязательства  - нет!..У нас есть свои заказчики, перед которыми мы и несем ответственность. Это логика бизнеса.

 

Все нюансы сделки, реальные инвесторы станут известны в ближайшем будущем.  Во всяком случае, об этом пообещал Андрей Егоров, который  мотивировал сохранение некой интриги тем, что формально сделка пока еще не завершена: «Мы выиграли торги, но  не стали полноправным собственником  этого предприятия в соответствии с действующим российским законодательством. Это произойдет с момента госрегистрации имущества на новое юридическое лицо». И пообещал, что будет держать читателей сайта Doc22 в курсе событий и коллизий, разворачивающихся вокруг «Сибэнергомаша».