18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

А будущее отрасли в Алтайском крае, по мнению сопредседателя НП «Алтайский кластер сельхозмашностроения» и председателя Совета директоров ЗАО «Рубцовский завод запчастей (РЗЗ)» Виктора Зобнева - за организацией в регионе крупного узлового сборочного производства.

Летом этого года для аграрного машиностроения Алтая состоялось важное событие. Впервые в регионе (да и вообще за Уралом!) прошло ежегодное собрание Ассоциации сельхозмашиностротелей России «Росагромаш». Причем президент Ассоциации Константин Бабкин заметил, что во многом выбору места проведения главного агромашиностроительного форума России край обязан Виктору Зобневу, руководителю крупнейшего в крае предприятия отрасли и отраслевого объединения производителей сельхозтехники в регионе.

Виктор Зобнев согласился ответить на вопросы портала Dос22. Темой беседы стали состояние сельхозмашиностроительной отрасли на Алтае, перспективы развития ее лидеров, в частности, ЗАО «РЗЗ».

Председатель Совета директоров ЗАО «РЗЗ», сопредседатель Алтайского кластера сельхозмашиностроения (НП «АлтаКАМ») Виктор Зобнев.

Председатель Совета директоров ЗАО «РЗЗ», сопредседатель Алтайского кластера сельхозмашиностроения (НП «АлтаКАМ») Виктор Зобнев.

- Виктор Викторович, как вы оцениваете перспективы сельхозмашиностроения в Алтайском крае? Можем ли мы вернуть себе утраченные по разным причинам позиции в этой отрасли?

- Дело в том, что нельзя рассматривать эти отраслевые перспективы в отрыве от ситуации в сельском хозяйстве. Сегодня основные хлебосеящие регионы – это южнороссийские и поволжские: Ставрополье, Ростов, Краснодар, Волгоград… Выше урожайность – там же. При этом у конкурентов алтайских зернопроизводителей, как внутри России, так и за ее пределами (Украина, европейские страны), более удачная логистика. А это еще одно конкурентное преимущество, причем крайне важное, почти решающее. Там, в российских черноморских портах,  расположены основные зерновые терминалы, откуда и поставляется российское зерно в Турцию, Египет, страны Магриба. А это сегодня основные рынки сбыта российского зерна. Поэтому основной объем потребления сельхозтехники и запчастей в нашей стране – это тоже Юг России, к которому опять же логистически ближе сельхозмашиностроительные предприятия, расположенные в Европейской России, Западной Европе.

- А близкий традиционно азиатский рынок?

- Обсуждая на совещании «Росагромаша» перспективы экспортных поставок за рубеж, мы рассматриваем в качестве бывшие республики СССР – Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркмению. Эти страны традиционно являются аграрными, с привлекательными климатическими условиями. Поэтому перспективы – в движении в том направлении. В советские времена алтайские машиностроители на это направление и были ориентированы, однако потом его свернули. Но со счетов эти перспективные рынки сбрасывать не стоит. Надо их расширять, что позволит наращивать сбыт продукции сельхозмашиностроения.

- Легко сказать – наращивать…

- Согласен, но впадать в уныние не стоит. Тем более, есть подвижки. Мне кажется, более приземленный вариант для региона – это организация здесь сборочного производство. К примеру, в компании АСМ-Алтай совместно с Петербургским тракторным заводом. Я думаю, будущее – за такими проектами крупной узловой сборки на территории Алтайского края. Хотя, конечно,  хотелось бы участвовать в каком-то амбициозном мега-проекте…

- Помогает ли государство, как обещало, сельхозмашиностроительной отрасли после вступления России в ВТО?

- Действительно, вступив в ВТО, мы теперь не можем получать прямую поддержку от государства.  Отныне субсидировать оно может только приобретение сельхозтехники аграриями. Хотя, конечно, таким образом, пусть и опосредованно, косвенно,  поддерживаются и сельхозмашиностроители. Как бы то ни было, на федеральном уровне вроде бы заработала программа поддержки отечественного сельхозмашиностроения.  Постановление Правительства РФ №1432 предусматривает промышленные субсидии конечному производителю через региональные квоты. Но пока эта поддержку осуществляется, прямо скажем, вяло. Регион дает подтверждение, что та техника, которая попала в список Минсельхоза и Минпромторга,  проходит по всем параметрам, востребована. И эта продукция субсидируется из средств федерального бюджета. Дай бог, чтобы в ближайшем будущем, может, на будущий год, этот инструмент стал более ресурсно обеспечен. 

- Расскажите о своем предприятии – Рубцовском заводе запасных частей…

- Сегодня предприятие входит в число градообразующих для Рубцовска. На нем работает на нем 850 человек. Это довольно много не только для Алтайского края, но и по российским меркам. Объем реализации по итогам прошлого года превысил 1 млрд. рублей. Мы в Рубцовске входим в число лидеров по объемам производства, вместе с такими предприятиями, как, к примеру,  ОАО «Алтайвагон», ОАО «Мельник». По всероссийскому рейтингу среди предприятий нашей отрасли мы - на 10-м месте.  Причем соседство солидное - JohnDeere (совместное производство в Московской обл.), «Ростсельмаш», «Евротехника», дочернее предприятие германской компании Amazone, Петербургский тракторный завод,  «КамАЗ-CNH”…  А среди предприятий, производящих почвообрабатывающую технику, мы находимся на первом месте в России.

Кстати, и на этот год прогноз развития предприятия достаточно оптимистичный, несмотря на целый ряд факторов, негативно сказывающихся на нашей отрасли в целом. На фоне «большого» регионального  агромашиностроительного кластера (НП «АлтаКАМ – Ред.) у нас создан свой, локальный. Так, туда вошли Научно-технический центр «Рубцовский проектно-конструкторский технический институт», которым я и руковожу. Непосредственная производственная площадка – «Рубцовский завод запасных частей» (РЗЗ) и сбытовая организация – ТД «Алмаз». Такой вот триумвират, который уже доказал свою эффективность!


СПРАВКА:ГК «АЛМАЗ» (Алтайские машиностроительные заводы).

ЗАО «РЗЗ».  В 2012 году произвело 3, 6 млн. запчастей к почвообрабатывающей технике. Сегодня выпускает более 200 наименований надежных запасных частей для посевной и почвообрабатывающей техники. На 40 000 м кв. производственных площадей ежегодно выпускают 2,5 млн. единиц запасных частей и более 1 500 машин, которые затем поставляются в 65 регионов России и страны СНГ.

Рубцовский проектно-конструкторский технологический институт (РПКТИ).Отвечает за проектирование и запуск в серийное производство моделей техники и запасных частей АЛМАЗ. Помимо серийных образцов институт осуществляет производство и выпуск нестандартного оборудования по техническим требованиям заказчика.

ТД «Алмаз».На 2012 год дилерская сеть ТД «Алмаз» насчитывает 62 ведущих агроснабженческих компании.


- Какие-то заделы, перспективные проекты есть в вашем портфеле как руководителя сельхозмашиностроительного холдинга?

- Мы постоянно занимаемся диверсификацией бизнеса. Я это называю тренировкой мозга для конструкторов и технологов.  Надо заниматься чем-то другим, непрофильным, пытаться выйти из некой парадигмы, связанной, к примеру, с созданием сельхозтехники. К тому же еще в советское время были сделаны неплохие наработки. Мы постоянно пользуемся архивом института, предлагая рынку новые виды продукции. Сегодня активно работаем для металлургии, по производству горно-шахтного оборудовании. Есть конкретные заказы…

- А для лесного комплекса работаете?

- Ну, они больше ориентированы на импортную технику. Впрочем, меня впечатлил уровень технической и технологической оснащенности Рубцовскоголесо-деревоперерабатывающего комбината. Очень красивое производство!  Проблема – в утилизации отходов производства, стружки. Пока никаких вариантов этой утилизации, кроме как в виде топлива, нет. А ведь можно было бы производить и ДСП, и пеллеты… У нас в институте есть наработки и в этом направлении, хотя оно, казалось бы, никак не связано с нашим основным производством. Уверен, толчок новым перспективным разработкам даст и проект НП «АлтаКАМ», якорным предприятием которого и стало наше предприятие, по созданию на базе РЗЗ бизнес-инкубатора промышленной направленности. В этом нам помогают краевые власти, а используя для этого планируем ресурс федеральной программы. 

- Вы депутат АКСЗ, причем уже второго созыва. Какие задачи перед собой, как депутатом, ставите в очередной, осеннее-весенний период работы АКЗС ставите? Какие-то серьезные, масштабные проблемы – общекраевые, территориальные, отраслевые - планируете поставить в краевом парламенте, решить?

- Так получилось, что я депутат от Рубцовского, Поспелихинского и Егорьевского районов. Моей, как депутата, амбициозной целью является разработка и принятие ряда важных, на мой взгляд, документов.  Один из них - по организации госзакупок, тендеров. Чтобы, по опыту некоторых государств, в региональных госзуакупках принимали участие предприятия, зарегистрированные в регионе. Понятно, что эта проблема решаетсяна федеральном уровне. Но и на уровне региона мы можем и должны защитить интересы своих производителей. Чтобы в конкурсах процедурах побеждали не кемеровчане или новосибирцы, а свои, алтайские предприятия. Чтобы алтайские предприятия имели преимущества, обладали известным приоритетом.  Ведь очевидно, что «варяги» очень часто демпингуют, а то и вовсе срывают поставки. Это было не единожды. Сейчас мы это с коллегами по депутатскому корпусу обсуждаем. Это здоровый лоббизм, разумный протекционизм.

Виктор Зобнев – постоянный участник главного агропромышленного форума региона - «Дня сибирского поля»

Виктор Зобнев – постоянный участник главного агропромышленного форума региона - «Дня сибирского поля»

- Как бы вы охарактеризовали приоритеты социальной политики на вашем предприятии?

- Остановлюсь, с моей точки зрения, на главном обстоятельстве, ярко характеризующем все остальные социальные аспекты. Одним их показателей устойчивости социальной сферы предприятия является отсутствия текучки кадров. Мы практически не сталкиваемся с увольнениями по собственному желанию. Разумеется, избавляемся от тех, кто не отвечает нашим требованиям, не хочет или не может работать, нарушает трудовую дисциплину. Но это единичные случаи. А вот в управлении компанией я даже не припомню таких увольнений. А это, на мой взгляд, свидетельствует, что у нас сложился и сохраняется основной костяк высококвалифицированных инженерных, управленческих и рабочих кадров. Людей устраивают и условия труда, и его оплата,  стабильность и перспективы развития компании. Инженерно-техническому персоналу гарантированы стимулирующие премиальные доплаты, обусловленные качественной работой. Нашего финансового директора руководители других крупных промышленных предприятий России просят поделиться опытом внедрения и практического применения системы стимулирования и мотивации разных групп и категорий персонала. А это дорогого стоит!..

КСТАТИ:

Генеральный директор Ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Евгений Корчевой в интервью информационно-аналитическому порталу Doc22:

- Как вы оцениваете опыт создания и работы Алтайского сельхозмашиностроительного кластера?

- Исключительно позитивно! У сельхозмашиностроения на Алтае очень большие перспективы. Ведь здесь очень сильное сельхозпроизводство, оно динамично развивается, и, уверен, будет развиваться и впредь.  А производители техники должны приближаться к рынку сбыта своей  продукции. Поэтому у Алтайского края хорошие перспективы в развитии отрасли сельхозмашиностроения. Жалко, что закрыли здесь ряд заводов, к примеру, «Алттрак» и АМЗ. Их закрытие было большой ошибкой, но это вопрос к государству и менеджменту компаний. Нынешнее объединение предприятий дает им возможность добиваться многого, лоббировать свои интересы, развивать кооперационные связи. Поэтому любая консолидация выгодна всем ее участникам.

Подготовил Артем Кудинов.