18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Целью прошедшего накануне в Барнауле форума стало обсуждение наболевших проблем в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности в регионе.

Артикулировать эти проблемы, обсудить пути их решения, выдвинуть свои предложения власти и решено было на «круглом столе» «Энергоаудит Алтая: состояние и перспективы», организаторами проведения которого стали стали администрация Алтайского края, НП «Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий» (создано летом прошлого года) и Торгово-промышленная палата региона.

КРАЙ НЕПУГАНЫХ АУДИТОРОВ

Собственно, поводом для консолидации участников регионального рынка энергоаудита стали обострившиеся осенью прошлого года проблемы, подчас принимавшие откровенно скандальные формы.

Председатель комитета АлтТПП по энергетике Александр Карасев  пояснил:

- В ноябре прошлого года энергоаудиторы собрались в АлтТПП после скандальных итогов конкурса на проведение энергоаудита в АлтГТУ. В декабре прошел «круглый стол», где обсуждалась создавшаяся ситуация. Там и было решено провести этот форум.

Начальник краевого Управления по промышленности и энергетике Виктор Мещеряков рассказал, в чем дело. В прошлом году на краевой  рынок энергоаудита, доселе пребывавший в межеумочном состоянии, для исполнения ФЗ-261 «Об энергосбережении…», краевой программы энергосбережения пришли значительные финансовые ресурсы из федерального и краевого бюджетов.  В край усилиями региональной власти было привлечено более 610 млн. рублей, из них 350 млн. руб. – краевые средства. Сразу же появились  недобросовестные исполнители контрактов по энергоаудиту, готовые «освоить» эти деньги. Загвоздка в том, что главным, чуть ли не единственным критерием отбора энергоаудитора по конкурсу в соответствии с требованиями ФЗ-94 является цена. Разумеется, как и во многих других случаях при проведении госзакупок, появились откровенные мошенники или халтурщики, в том числе и из других регионов, предлагавшие «малой кровью» выполнить любые работы.

Вот примеры. Алтайский государственный аграрный университет провел торги в январе 2012 года на проведение энергоаудита. С первоначальной суммы в 2,5 млн. руб. цена контракта опустилась  до 137434 руб. (почти в 20 раз!). Победил ИП Кегель. А ведь это ни много ни мало 29 объектов огромного учебного заведения, претендующего, кстати, на получения статуса федерального университет.

Другой пример – еще более крупный вуз АлтГТУ, итоги тендера - октябрь 2011. Первоначальная сумма – 2,3 млн. руб., победило ООО «Сибирская энергосберегающая компания» с суммой 587 тыс. рублей. Недоуменные вопросы у специалистов вызвала организация энергообследований и в Алтайском государственном медуниверситете. По словам директора ООО «Алтайский центр экспертизы и энергосбережения» Геннадия Нигматулина, подчас по итогам конкурса недобросовестные «энергоаудиторы» сбивают цену чуть ли не в десятки раз! Разумеется, в ущерб качеству. 

Вроде бы, все формальности соблюдены. Но понятно, что ни о каком качестве энергетических обследований при такой их заявленной стоимости и речи быть не может. Тем более что и ответственности за откровенную халтуру никто – ни заказчик, ни исполнитель – не понесет.

- Вместо реальных обследований зачастую энергоаудит проводится «по фотографии». Некоторым заказчикам энергопаспорт нужен исключительно для того, чтобы избежать административной ответственности. В этом случае получение энергопаспорта –некая формальность,  своеобразная индульгенция, а не руководство к дальнейшей эффективной практической работе по энергосбережению, - посетовал Александр Карасев, промолчавший про возможную коррупционность таких коллизий, в центре которых в очередной раз оказались алтайские вузы.

А ведь от качества аудита зависит последующее исполнение программы по энергосбережению, а самое главное – получение экономического эффекта. Понятно, что в приведенных случаях энергосервисная компания вынуждена будет после такого «аудита» проводить новые обследования.

Да и добросовестные участники рынка энергоаудита (а это около 60 алтайских энергоаудиторов, объединенных в 11 СРО) оказываются, что называется, «вне игры». Такое положение дел не устраивает и краевые власти.

- Нам бы хотелось, чтобы потраченные средства давали экономический эффект. В этом году уже выделено для осуществления муниципальных программ 250 млн. рублей и 150 млн. рублей предусмотрено в краевом бюджете для реализации энергосберегающих программ по краевым бюджетным учреждениям. Плюс 37 млн. руб. из неосвоенных в прошлом году по ФЗ-261. Таким образом в 2012 году планируется направить на осуществление энергосберегающих программ в Алтайском крае 437 млн. рублей. Их надо освоить с толком, с пользой, - отмечает Виктор Мещеряков.

ВРЕМЯ ЕСТЬ, НО НЕ НА РАСКАЧКУ

Один из участников «круглого стола» вздыхал в кулуарах: «То повышали энергооснащенность, то теперь снижаем энергопотребление…».  Однако все понимали: без повышения энергоэффективности, без энергосбережения в крае с его энергодефицитностью не обойтись.

В июле прошлого года был принят краевой закон «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности в Алтайском крае». Разработана и осуществляется долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Алтайском крае» на 2011-2015 и на перспективу до 2020 года. Именно к 2020 году краевым властям предстоит решить сложную, сегодня кажущуюся невыполнимой задачу снизить энергоемкость ВРП к 2020 году на 40 процентов.

В соответствии с рейтингом реализации региональных программ правительством в  прошлом году  были распределены федеральные субсидии на реализацию программ энергосбережения в регионах Алтайский край получил 260 млн. руб. 

Эти средства были направлены на проведение более 400 энергетических обследований в краевых бюджетных учреждениях. В этом году по краевым учреждениям эту работу планируется завершить, проведя энергообследования еще на 250 объектах. В 2011 году эти обследования проводили 16 организаций, подавляющее большинство из которых зарегистрированы в крае.

Однако если по краевым бюджетным учреждениям в прошлом году провели большую работу, то по муниципальным она в этом году только начинается. И есть основания полагать, что это будет самый сложный этап. Об этом, к примеру, на собственном примере рассказал президент СРО НП «АлтайЭнергоАудит» (Рубцовск) Владимир Козловский: «Все ждут, когда грянет гром. «Мне это надо?», спрашивают у меня главы районов. Ведь в результате энергоаудита выяснится, что на местах сплошь и рядом  неэффективно расходуется топливо – уголь, мазут…». Намек более чем прозрачен…  Впрочем, раскаты приближающегося грома слышны вдалеке: уже в этом году энергообследования бюджетных организаций, которые затрачивают на потребление энергоресурсов свыше 10 млн. рублей в год, должны завершиться.

Между тем, по словам начальника экспертно-аналитического отдела в сфере энергетики Управления по промышленности и энергетике Дмитрия Крюкова, есть  положительные примеры энергообследований – краевая клиническая больница, , краевая школа олимпийского резерва и др., где уже есть реальный экономический эффект.  Успешно осуществляются энергосберегающие программы не только в социальной сфере с привлечением бюджетных денег, но и на промышленных предприятиях края. Так, на ОАО «Сибэнергомаш» было заменено 1200 светильников, что уже приносит собственнику ощутимую экономию около 400 тыс. рублей в месяц.

На энергоаудит предприятий малого и среднего бизнеса выделено 7,5 млн. руб. из средств краевого бюджета из расчета 200 тыс. рублей на энергоаудит. Кстати, таким вниманием региональных властей к малому предпринимательству могут похвастаться далеко не все территории страны.

Однако положительный опыт и серьезные вложения не снимают проблем эффективности предпринимаемых шагов. Более того, еще острее становятся вопросы использования бюджетных средств.

-Политическая воля руководства страны в плане повышения энергоэффективности не подкреплена пока  организационно, - убежден Александр Карасев. – Нередко вместо реальной работы по снижению энергозатрат наблюдается подмена системной работы административными указаниями по снижению лимитов бюджетных средств, выделяемых на оплату энергоресурсов. Такие действия вредны для будущего энергосбережения.

Не хватает квалифицированных кадров для проведения энергетических обследований, отсутствует  методическая база, единые стандарты. Не хватает  квалифицированных аудиторов. Нет разработанного механизма погашения затрат исполнителям энергосервисного контракта на осуществление энергоэффективных мероприятий. Непонятно, как можно использовать сэкономленные, «энергосбереженные» деньги. Вопросов много, ответов на них пока не прозвучало…

ЧТО ДЕЛАТЬ?

По итогам «круглого стола» его участники приняли резолюцию. Пусть она и носит в известном смысле противоречивый характер (к примеру, рекомендовать банкам (?) поддерживать энергоэффективные проекты в размере не менее 10% активов (?)), но определяет вектор движения рынка энергоаудита и ориентирована на объединение усилий власти и бизнеса.

Главные выводы. Нужно усилить надзор за проведением обследований, за качеством и результатами работы энергоаудиторов. Заказчик должен иметь право на получение независимого экспертного заключения по результатам работы энергоаудиторов. В конце концов,  обращаться в суд на недобросовестных энергоаудиторов. Директор КГБУ «Алтайский центр кластерного развития» Александр Кондыков развеял скепсис присутствующих, сообщив:

- У наших соседей по СФО уже были прецеденты, когда заказчики энергообследований подавали в суд на недобросовестных энергоаудиторов и выигрывали эти суды. Надо эту практику применять и у нас, в Алтайском крае!..

Ну и наконец, было предложено объединить всех энергоаудиторов Алтайского края в некую общественную организацию,  создать Общественный совет для урегулирования споров как между энергоаудиторами, входящими в различные СРО, так и между энергоаудиторами и энергоснабжающими организациями. Такая общественная организация могла бы вести реестр недобросовестных участников рынка энергоаудита.  Г-н Карасев предлагает аудиторам объединиться под крышей Алтайской торгово-промышленной палаты. Есть и другая позиция. Начальник управления по науке, инновациям и кластерной политике Главного управления экономики и инвестиций Александр Жидких предложил в качестве площадки сотрудничества бизнеса и власти Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий. Впрочем, это уже частности…

Виктор Мещеряков: время есть, но проблем много


Александр Карасев: паспорт энергоаудита - не индульгенция


Дмитрий Крюков с оптимизмом смотрит в будущее.


Власть и бизнес готовы сотрудничать.


Геннадий Нигматулин мечтает о цивилизованном рынке энергоаудита.


Управляющий директор ОАО "Алтайэнергосбыт" Сергей Дрегваль готов любого убедить в перспективности энергосервисных контрактов.

 

Подытожил прения Виктор Мещеряков:

- Третий год идет осуществление ФЗ-261. Однако только в прошлом году мы реально вступили в этап практического осуществления этого закона. Чтобы все предприятия и учреждения приступили к полномасштабному и полнообъемному энергосбережению, необходим переход к энергосервисным контрактам, внедрение которых в бюджетной сфере допускается действующим законодательством. Закон №261 предполагает выполнение всех требований до 2020 года. Время вроде бы есть, но его надо использовать максимально эффективно.

Артем КУДИНОВ