В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет
В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет
Сборочное производство лифтов будет организовано в Заринске, где также располагается крупнейшее промышленное предприятие региона – ОАО «Алтай-Кокс». Переговоры о создание лифтового производства начались в апреле этого года и вот, спустя полгода от разговоров инвесторы перешли к делу. Весной в администрации Алтайского края прошли переговоры между администрацией региона, представителями деловых кругов Алтая и делегацией германского концерна ThyssenKrupp AG. Немецкую делегацию возглавил генеральный директор ООО «Тиссен Крупп Элеватор» Маркус Вартингер. Российскую сторону на переговорах представлял начальник краевого Управления ЖКХ Николай Целищев.
ТОЧКА ПОДЪЕМА Германская сторона предложила создать в регионе логистический центр, т.е. фактически развернуть в Алтайском крае производство германских лифтов. Причем с перспективой в самые короткие сроки в значительной степени локализовать производство в Алтайском крае. Вот что пояснил г-н Вартингер: - По нашей информации, в течение 5-10 лет в России необходимо будет заменить не менее 150 тыс. лифтов. Мы предлагаем создать логистический центр, где производилась бы продукция, имеющая долгосрочный перспективный спрос и адаптированную к российской специфике. Проект предполагает локализацию в короткие сроки не менее 80 процентов объемов производства на базе местного производства, на местном сырье. А это, помимо загрузки заказами местных производителей, означает и создание новых рабочих мест. Не исключено, что вслед за организацией логистического центра последует создание и других структур нашей компании, такой опыт у нас есть. Гости пояснили, что среди таких структур может быть торговый дом и службы сервисного обслуживания, которые бы работали не только в Алтайском крае, но в сопредельных с ним регионах Сибири. Что же касается т.н. «локализации», иными словами, перевода производства на местный уровень с привлечением региональных производителей, то процесс этот займет, по расчетам специалистов ThyssenKrupp, не менее двух лет. Первый этап предполагает местные поставки в объеме 10-20 процентов. На этом этапе происходит адаптация местных комплектующих к основным компонентам. Второй этап предполагает включение в местные поставки электроники и электрики, расширения номенклатуры выпускаемых в крае и России комплектующих. Однако не будет локализованы ни при каких условиях системы безопасности, которые сохранят бренд Тиссен Крупп. Нет смысла производить здесь и моторы, поскольку их производство рентабельно от 10 тыс. штук. Поэтому их проще ввозить из Германии. На завершающем этапе логистический центр представляют собой производственную площадку, а не простое сборочное производство. - Сегодня производить в России не дешевле, а экономить можно будет на транспортных расходах, за счет логистических решений. Это позволит производить конкурентоспособную продукцию, - отметил Маркус Вартингер. - Мы не ставим перед собой цели сделать производство продукции Тиссен Крупп дешевле российской. Это было бы глупо! Наша философия не предполагает снижения цен. За счет чего? Наша продукция безопасная и энергосберегающая. Однако вы понимаете: чтобы быть таковой, она должна быть дороже. Хотя потом с лихвой себя окупит. Генеральный директор компании BEMO Technologies Oil GmbH (партнер ThyssenKrupp AG) Сергей Майоров пояснил: - В предлагаем проекте по созданию логистической площадки в Алтайском крае в принципе нет ничего нового для Тиссен Крупп. По такой же в принципе схеме концерн реализует свои проекты в Омске, Волгограде, Ханты-Мансийске и др. городах России. К примеру, в Омске Тиссен Крупп сотрудничает с таким крупным предприятием, как ОАО «КБТМ» (Омск), входящим в НПК «Уралвагонзавод». Наша задача – найти возможность сотрудничества по замене лифтового хозяйства в рамках существующего законодательства, привлечь для решения этой проблемы не только технологии, но и инвестиции. В отношении инвестиций Сергей Майоров пояснил, что провел предварительные переговоры с берлинским Landesbank, руководство которого заявило о своей готовности проработать совместно с алтайскими финансистами схему финансирования проекта модернизации лифтового хозяйства региона на условиях предоставления российских государственных гарантий для привлечения германского капитала. Такой инвестиционный механизм вызвал предварительный интерес и в профильных структурах Совета Федерации, где германским предложениям пообещали поддержку. Конкретные детали предложений Landesbank не раскрывались. Стороны пришли к согласию, что пока об этом говорить рано. Решено было сосредоточиться на организации производства, с созданием логистического центра будет сопряжено и открытие в Алтайском крае торгового дома ThyssenKrupp Elevator. Как пояснили участники немецкой делегации, рентабельность создания логистического центра – при минимальном объеме производства в 400-500 (при условии использования возможных инвестиций с германской стороны) лифтов в год. Всего же предполагается создать не менее 5 логистических центров по России. Проведены переговоры в разных регионах страны. Причем, по расчетам ThyssenKrupp, если в созданных логистических центрах будет достигнут объем производства в 1,5-2 тыс. лифтов в год, то в России в большой долей вероятности будем построен завод, чтобы не вывозить комплектующие из Германии, а полностью локализовать производство в России. В качестве партнера ThyssenKrupp Elevator в Алтайском крае первоначально рассматривалось ОАО «Алтайпресс» (Барнаульский завод мехпрессов). Осмотрев завод, немцы были удовлетворены имеющимся потенциалом. Что же касается квалификации рабочих, то они могли бы пройти профессиональную подготовку компании Тиссен Крупп в Москве. Начальник Управления ЖКХ Николай Целищев подчеркнул, подытоживая встречу: - Лифтовое производство на территории Алтайского края необходимо. Концепция, предложенная Тиссен Крупп, будет внимательно изучена, подготовим протокол намерений со стороны администрации Алтайского края. В крае сегодня надо менять не менее 2 тыс. лифтов, причем ежегодно к ним добавляются около 200 лифтов. Развивается и жилищное строительство. Если сегодня ежегодно сдается не менее 650 тыс. кв. метров жилья в год, то в планах наращивание до 2015 года жилищного строительства до 1 млн. кв. метров в год. Увеличивается многоэтажное строительство. Все это потребует развития и модернизации лифтового хозяйства в крае». Итак, переговоры, начавшиеся весной 2011 года, завершены, соглашение подписано, и первые лифты должны появится в апреле 2012 года. «МЫ САМИ МОЖЕМ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА!..» Вот что рассказал Doc22 о планах ThyssenKrupp AG в Алтайском крае руководитель представительства концерна в России Маркус Вартингер: - Почему в качестве площадки для размещения логистического центра был выбран Алтайский край? - Мы проанализировали рынок, ситуацию по Алтайскому краю, и пришли к выводу о перспективности открытия такого производства именно здесь. Причем ваш регион может стать одним из первых в ряду логистических центров, которые мы планируем открыть по стране. Мы заинтересованы в том, чтобы обеспечить потребности в наших лифтах сопредельных с Алтайским краем регионов. Алтай был выбран, таким образом, и с географической, логистической точки зрения, и с точки зрения наличия довольно сильной индустриальной базы. В этом мы убедились, посмотрев ряд барнаульских предприятий. - Вы предложили краевым властям концепцию создания в регионе логистического центра. Чего вы ждете от властей, какой встречный шаг должны сделать они? - Мы ждем поддержки по продвижению нашего проекта… - Протекционизма?.. - Нет. Это поддержка должна касаться локализации производства: выбор производственной базы на одном из предприятий. Ну и конечно, мы рассчитываем на поддержку нашей концепции. Нам не нужны преференции, это не политика Тиссен Крупп. Мы сами можем добиваться успеха, выпуская свою продукцию. НЕМЦЫ ИДУТ! Между тем, в Алтайский край зачастили весьма солидные делегации, представляющие ведущие индустриальные концерны Германии. Вслед за эмиссарами ThyssenKrupp AG в Алтайский край с деловым визитом приехали скауты из компании Ferrostaal AG, входящей в концерн MAN. Заметим, что это компании, представляющие «первый ряд» индустриального потенциала Германии и заинтересованные в серьезном и долгосрочном сотрудничестве. Как выяснилось, завязыванию контактов немало поспособствовали алтайские чиновники, в частности, «промышленный» вице-губернатор Виталий Ряполов. У него необходимость таких контактов сомнений не вызывает. Ведь значительная часть алтайских промышленных предприятий нуждается в серьезной и, главное, комплексной модернизации своих основных фондов, производственных мощностей. А основным направлением деятельности компании Ferrostaаl Industrieanlagen GmbH (представители именно этого подразделения Ferrostaal приехали в Барнаул) как раз и является инженерное проектирование, осуществление типовых и т.н. «специальных» проектов комплексной технической модернизации предприятий, монтаж промышленных установок и производственных линий «под ключ».
И еще один вывод – эффективность работы краевой власти по привлечению инвестиций. Вот как оценили ее в эксклюзивном интервью Doc22 встречи исполнительный директор отделения «Промышленные установки» ООО «Ферросталь» Дирк Удо Фрикке (Dirk Udo Fricke): - В рамках регионального маркетинга мы увидели, что Алтайский край – достаточно привлекательный регион, где есть целый ряд промышленных предприятий, занимающихся механической обработкой металлов, машиностроением, энергетического комплекса и др. Между тем во многом наш приезд сюда, в Алтайский край, обусловлен контактами с региональными чиновниками. Мы благодарны за возможность приехать сюда и наладить диалог со многими алтайскими предприятиями сразу. Мы считаем, что роль администрации края чрезвычайно высока. Поездка в край была организована очень быстро. Ей предшествовала встреча с вице-губернатором г-ном Островским в Москве, на которой мы рассказали о наших возможностях, а он, в свою очередь, предложил приехать и провести переговоры здесь, на Алтае. Затем последовала встреча с вице-губернатором г-ном Ряполовым. Причем все происходило оперативно, организованно, без всяких препонов и административных проволочек. Согласовали с Управлением по промышленности и энергетики края сроки нашей миссии, план работы. Все сработали эффективно, поэтому мы и надеемся на продолжение нашего сотрудничества. Артем КУДИНОВ. |