18+

По данным Банка России в Алтайском крае за 4 месяца 2018 года кредитные организации предоставили заемщикам более 85 млрд рублей, что на 15 млрд рублей превышает показатели аналогичного периода прошлого года

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В 2017 году дорожники Алтайского края отмечают не только юбилей региона, но и 80-летие «Алтайавтодора». Для дорожной отрасли текущий год стал насыщенным. На территории Барнаульской агломерации реализуют приоритетный проект федерального уровня «Безопасные и качественные дороги», уже подготовлена проектно-сметная документация на строительство обхода краевой столицы и третьего моста через Обь. Новый мост на Правобережном тракте, построенный 20 лет назад, ожидает покраска. Об итогах дорожно-строительного сезона и будущих проектах в преддверии Дня работников дорожного хозяйства в интервью информационно-аналитическому порталу Doc22 рассказал начальник КГКУ «Алтайавтодор» Василий Мотуз.

Doc22.ru Начальник КГКУ «Алтайавтодор» Василий Мотуз

Начальник КГКУ «Алтайавтодор» Василий Мотуз

- Василий Орестович, дорожно-строительный сезон скоро завершится. Каковы первые итоги?

- Ещё в августе прошлого года Губернатор Алтайского края Александр Богданович Карлин на совещании с представителями дорожной отрасли поставил соответствующие задачи на текущий сезон. В настоящее время, чтобы соблюсти требования законодательства в области государственных закупок и при этом успеть начать работы с наступлением тёплого сезона, необходимо как можно раньше подготовить проектно-сметную документацию, провести процедуры торгов, заготовить материалы в зимний период. Это было сделано, многие наши предприятия ушли в зиму 2016-2017 года уже с готовыми контрактами. Большую часть необходимых материалов удалось завезти до весеннего ограничения на передвижение большегрузов по краевым дорогам (ограничение вводится ежегодно с целью минимизации повышенного разрушения дорожного покрытия в период обильного снеготаяния, - прим. авт.). Уже выполнено более 90% запланированного объёма ремонта. План текущего года особенно важен для нас, т.к. к 80-летию Алтайского края и юбилею «Алтайавтодора», который является ровесником региона, необходимо завершить все работы с высоким качеством. Всё будет выполнено до 1 октября. Параллельно мы продолжаем заниматься и содержанием дорог.

- Расскажите об основных направлениях ремонтной кампании 2017 года.

- В настоящее время - это трассы «Алтай-Кузбасс», Крутиха-Панкрушиха-Хабары-Славгород и ряд других. Плюс к этому по инициативе Губернатора муниципалитетам выделяются субсидии на ремонт дорог внутри муниципальных образований. В этом году на территории Барнаульской агломерации начата работа в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Это программа федерального уровня - городам России с населением свыше 500 тысяч человек выделены значительные средства. Алтайский край в числе 34 субъектов РФ принимает участие в проекте. С учётом софинансирования на ремонт по данной программе направят в общей сложности около 1 миллиарда 300 миллионов рублей. Федеральная субсидия составила порядка 637,5 млн. рублей. Я уверен, жители уже успели оценить, насколько большой объём работ выполняют дорожники. По плану этого года завершается ремонт 33 улиц Барнаула, двух участков федеральных и трех участков региональных дорог. В том числе 15-километровый участок дороги Калманка–Новороманово–Лебяжье в Калманском районе, 10 километров трассы Фирсово–Бобровка–Рассказиха–Нижняя Петровка–Чаузово в Первомайском районе и 11,5 километров дороги Белоярск–Заринск в Первомайском районе. В 2018 году реализация проекта «Безопасные и качественные дороги» в Барнауле будет продолжена. По текущим оценкам объём средств по программе составит 1 миллиард 800 миллионов рублей. Вторая программа - это «Благоустройство дворовых территорий» в Барнауле, Рубцовске, Бийске. На эти цели направлено около полумиллиона рублей.

- Особенность Алтайского края в разветвлённой сети автодорог и большом количестве сельских населённых пунктов. Ко всем ли из них удаётся обеспечить комфортный подъезд?

- Значительная часть нашей работы - это строительство дорог, соединяющих небольшие сёла с дорогами общего пользования. По-прежнему у нас в крае около 1800 километров дорог не имеют асфальтового покрытия. При этом, я напомню, что общая протяжённость дорожной сети в Алтайском крае превышает 16 тысяч километров - это больше, чем в любом другом регионе России. Тем не менее, решать возрос с грунтовыми дорогами необходимо. Для жителей некоторых сёл является настоящей проблемой выехать на региональную дорогу в период весенней распутицы. Ранее дороги от сёл строили по программе «Развитие транспортной системы России», сейчас финансирование на эти цели осуществляется по программе «Устойчивое развития сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года». Она в том числе позволяет строить подъезды к объектам переработки сельхозпродукции - на эти цели в этом году из федерального бюджета Алтайском краю выделено 219 миллионов рублей. Всего, начиная с 2011 года построено 199,4 км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, которые соединили 99 населённых пунктов и три сельхозпредприятия с сетью автомобильных дорог общего пользования.

- Каков общий объём дорожного ремонта и строительства в Алтайском крае в текущем году?

- В 2017 году планируется построить, реконструировать и отремонтировать 460 километров автомобильных дорог и 28 мостовых сооружений. Наиболее значимые объекты: Павловск–Ребриха–Буканское в Мамонтовском районе, Барнаул–Камень-на-Оби–гр. Новосибирской области в Шелаболихинском районе, Бийск – Белокуриха в Смоленском районе, Алтай-Кузбасс в Залесовском районе, Крутиха-Панкрушиха-Хабары-Славгород-граница Республики Казахстан в Крутихинском, Немецком, Панкрушихинском, Хабарском районах и Славгороде, а также ряд других. Уже завершается капитальный ремонт путепровода на шоссе Ленточный бор в Барнауле. По объектам строительства введём в эксплуатацию больше 31 километра автодорог и 7 мостов и путепроводов. В предыдущие годы по данному направлению проведена большая работа: восстановлены все мосты, пострадавшие от сильнейшего наводнения 2014 года. Старые деревянные конструкции, которые не выдержали удара стихии, заменены на капитальные сооружения, спроектированные в соответствие с современными требованиями. Разработан план постепенного обновления мостов в регионе, выработавших свой ресурс.

- Какая работа проводится для предотвращения ускоренного разрушения дорог?

- Прежде всего, это весовой контроль. По Алтайскому краю передвигаются 5 мобильных пунктов контроля, есть и стационарные. Эта деятельность направлена не столько на пополнение бюджета за счёт штрафов, сколько на сохранение дорог. И ответственные перевозчики это понимают, не загружают свои автомобили больше, чем предполагает норматив - не более 12 тонн на одну ось. Конечно, есть негабаритный груз, который невозможно разделить, а везти необходимо, но для этого можно получить соответствующее разрешение, стоит оно недорого.

Для контроля за состоянием дорог и обстановкой на трассах применяются 11 метеостанций, оснащённых камерами и специальными датчиками, также в распоряжении Управления федеральных автомобильных дорог «Алтай» на территории региона есть ещё 30 подобных комплексов. Это перекрывает всю дорожную сеть края, позволяет оперативно реагировать в случае возникновения снежных заносов или иных чрезвычайных ситуаций.

- Сколько километров автодорог Алтайского края соответствуют современным нормативным требованиям?

- Президент Российской Федерации Владимир Путин провёл совещание с Правительством страны и рекомендовал проработать план поэтапного увеличения процента автомобильных дорог, находящихся в нормативном состоянии. Он подчеркнул, что заниматься этим необходимо уже сейчас, чтобы не упустить ситуацию. Согласно поручению Президента, к 2020 году процент дорог в нормативном состоянии должен вырасти вдвое по отношению к уровню 2012-го. В Алтайском крае на 1 января 2017 года 7885,9 километров дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения соответствовало нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. Это 48,85%. Состояние дорожной сети Алтайского края в целом оценивается как удовлетворительное - на всем её протяжении обеспечен безопасный и бесперебойный проезд автотранспорта.

Конечно, существенную поддержку оказывает федеральный бюджет. В этом году на сельские дороги Алтайский край получил порядка 208 миллионов рублей, софинансирование региона составило аналогичную сумму. В следующем году мы рассчитываем получить уже 300 миллионов рублей, что позволит не снижать темпы ввода объектов. В прошлом году на дороге Шипуново-Краснощёково-Курья через р. Алей мы реконструировали мост благодаря субсидии из фонда, формируемого благодаря введению системы «Платон».

- Многих жителей Барнаула и Алтайского края интересует проект строительства обхода краевой столицы. На каком этапе находится его реализация?

- По проекту «Обход г. Барнаула с мостом через р. Обь» подготовлена проектно-сметная документация. Только на эти работы направлено 600 миллионов рублей. По изначальному плану реализация проекта оценивалась в сумму порядка 18 миллиардов рублей, однако в настоящее время она значительно выросла. Причина в том, что соблюдение всех экологических норм, особенности русловых процессов на Оби потребовали проектирования четырёх мостов. Протяжённость самого крупного из них составит 2,5 километра. При этом, выбран оптимальный с экономической точки зрения вариант. Кроме того, изменилась и техническая категория будущей дороги. Принято решение, что трасса будет соответствовать 1 категории на всём протяжении - это означает две полосы движения в каждом направлении с разделительной полосой. Предполагается строительство нескольких многоуровневых развязок в местах пересечения с Павловским трактом и другими дорогами. Развязка с выходом на трассу по направлению в Рубцовск будет построена по типу «Клеверный лист». В районе реки Барнаулка будет создана большая зона отдыха для водителей и стоянка транзитного транспорта. Всё это существенно повысило конечную стоимость строительства обхода. Однако, такой значимый для Барнаула и всего Алтайского края проект должен быть выполнен на самом высоком уровне и обладать запасом по пропускной способности.

Проект подготовлен компанией «Стройпроект» (Санкт-Петербург). У них есть опыт проектирования обходов Хабаровска, Новосибирска, дорогу на подъезде к Керченскому мосту в Республике Крым и т.д. Отмечу, что значительную наземную часть обхода, около 27 километров, проектировали в Барнауле силами специалистов АО «Алтайиндорпроект». В сентябре проект уже будет передан на государственную экспертизу. Эта процедура займёт до трёх месяцев. В марте 2018-го планируем подать проект на конкурс в «Росавтодор». Только после этого станет возможно прогнозировать сроки выделения средств и строительства.

В зону строительства попадает лес, без расчистки территории не обойтись, однако проектом предусмотрена компенсация - учитывается каждое дерево, после завершения работ, будет проведено соответствующее благоустройство. В качестве примера можно вспомнить Новый мост - 20 лет назад по направлению современного Правобережного тракта леса не было вообще, теперь по обе стороны дороги растут сосны, большой массив. В своё время их высадили дорожники.

Строительство обхода решит одну из важных проблем - выведет за пределы Барнаула огромный поток транзитного автотранспорта, прежде всего грузового. Это позволит разгрузить улично-дорожную сеть краевой столицы. Также вдоль обхода можно будет разместить крупные торговые центры, автосалоны, не нагружая подобными объектами территории города.

- Летом 2017 года Новый мост через реку Обь в Барнауле отметил своё 20-летие. Тогда в беседе с журналистами Вы отмечали, что объект ждёт масштабная покраска. Когда начнутся работы?

- Необходимые конкурсные процедуры проведены, подрядчик определён. В этом году работы будут начаты. Уже выделено 18 миллионов рублей, но весь объём работ потребует около 200 миллионов. Мост металлический, внутри он имеет крупные полости, болтовые соединения и т.д. Всё это необходимо своевременно обслуживать. Прошло 20 лет со времени сдачи моста в эксплуатацию, поэтому самое время его полностью покрасить - со временем на поверхности металла появляются трещины краски, начинается коррозия. Если не следить за подобными сооружениями - результат может быть плачевным. Сначала будет проведена очистка поверхности от старого покрытия методом пескоструйной обработки. После этого нанесут грунтовку и новый слой краски. Условия работы - крайне сложные, учитывая, что специалисты часто трудятся в ограниченном пространстве, в респираторах, в пыли и при искусственном освещении. Да, всё это сложно и дорого. Но необходимо.

- Каков план на дорожно-строительный сезон следующего года?

- Проектирование ведётся полным ходом. При формировании плана 2018 года мы по-прежнему руководствуемся государственной программы «Развитие транспортной системы Алтайского края» на 2015 – 2022 годы. Поступления в региональный дорожный фонд планируются в сумме 7 миллиардов 855 миллионов рублей: Планируется построить, реконструировать, отремонтировать 336,6 км автомобильных дорог общего пользования и 21 искусственное сооружение. Кроме этого в рамках реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» – 73 километра улиц краевой столицы и дорог на территории Барнаульской агломерации. Также в планах подготовка проектно-сметной документации для расширения шоссе Ленточный бор в Барнауле на участке от Кутузова до Южного тракта. Очень важно, что дополнительные полосы движения планируется добавить, не прибегая к вырубке леса.

- Уделяют ли краевые власти внимание развитию кадрового потенциала в дорожной отрасли?

- В структуре «Алтайавтодора» с учётом ДСУ работают 4500 человек. За 80-летнюю историю предприятия 387 человек были удостоены звания «Почётный дорожник», у нас работали три Героя социалистического труда, 6 работников награждены Орденом Ленина, 18 специалистов - Орденом Трудового Красного Знамени, 27 человек - Орденом Трудовой славы, 26 - медалями «За доблестный труд». В настоящее время средняя зарплата составляет около 30 тысяч рублей. Развитию кадрового потенциала уделяется особое внимание, в том числе со стороны краевых властей. Стоит отметить, что Губернатор Алтайского края, Председатель Правительства региона Александр Карлин не только очень требовательно относится к выполнению дорожниками планов ввода объектов, но и оказывает немалую поддержку. Он лично рассматривает все планы. Как сибиряк, понимает, что зима на Алтае бывает очень суровой, и если не обеспечить должный уровень содержания дорог, то после первой метели многие населённые пункты попросту будут отрезаны от сети автодорог.

Александр Богданович всегда внимательно относится к бытовым условиям работников на строящихся объектах и требует, чтобы оплата их труда находилась на достойном уровне. Также именно благодаря Губернатору в Алтайском крае средства из дорожного фонда не расходуются на сторонние нужды ни под каким предлогом. А это встречается далеко не во всех регионах России. По инициативе главы региона учреждена премия «За верность профессии» имени Героя социалистического труда Василия Гольцова для материального поощрения работников, внесших значительный вклад в развитие дорожного хозяйства края.

Справка. Дорожно-строительная отрасль Алтайского края - это крупнейшая в России сеть автомобильных дорог, протяженностью 16 779 км; в том числе федеральных дорог – 636 км. Из общей протяженности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения более 14 тысяч км – это дороги с твердым покрытием; расположено 778 мостов, эксплуатируется 7823 водопропускных трубы. Краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края» (КГКУ «Алтайавтодор») осуществляет функции государственного заказчика на выполнение дорожных работ. Основными подрядными организациями являются 6 государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства: Центральное ДСУ, Северо-Восточное ДСУ, Северо-Западное ДСУ, Южное ДСУ, Юго-Восточное ДСУ, Юго-Западное ДСУ.