18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

На прошлой неделе на состоявшемся Совете администрации края была одобрена краевая целевая программа «Стимулирования развития жилищного строительства в Алтайском крае на период 2011-2015 годов». Кстати, КЦП получила поддержку 30 ноября в Министерстве регионального развития, где была проведена презентация и защита этой программы.  С докладом на Совете администрации края выступил начальник краевого Управления по строительству и архитектуре Александр Мишустин.

 

О краевой целевой программе

«Стимулирование развития жилищного строительства

в Алтайском крае на период 2011-2015 годов»


 


В целях обеспечения населения доступным и комфортным жильем в Алтайском крае разработан и реализуется программно-целевой подход.

 

Выполнение в 2005-2010 годах мероприятий краевой целевой программы «Улучшение жилищных условий населения в Алтайском крае на период до 2010 года», утвержденной Законом Алтайского края от 9 декабря 2005 года № 119-ЗС, позволило:

 

1) в 2005 году остановить падение вода жилья в крае и обеспечить в 2005-2008 годах среднегодовой рост ввода жилья на уровне 113,6 %, что на 5,3 % выше среднероссийского показателя;

 

 

 

2) повысить обеспеченность населения края жильем с 19,5 кв. метра общей площади на одного жителя в 2004 до 21,26 кв. метра на каждого жителя в 2010 году;


 

 

3) существенно снизить влияние финансово-экономического кризиса на строительный комплекс края в 2009-2010 годах;


 

 

4) обеспечить участие края в реализации подпрограмм ФЦП «Жилище», в частности - подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» в рамках которой реализуется инвестиционный проект «Обеспечение инженерной инфраструктурой кварталов 2000, 2001 г.Барнаула». Площадь кварталов в границах красных линий составляет 45,4 га, планируемый ввод жилья – 442 тыс.кв. метров общей площади, из которых 255 тыс.кв. метров введены в эксплуатацию, в том числе 70 тыс. кв. метров в 2010 году;

   

5)  организовать работу по обеспечению территории края и муниципальных образований градостроительной документацией, в рамках которой Постановлением Администрации Алтайского края одной из первых в Сибирском Федеральном округе утверждена Схема территориального планирования Алтайского края.

 

 


  

6)  в значительной степени обновить производственную базу промышленных предприятий и строительных организаций. В эксплуатацию введено 17 новых технологических линий, около двадцати новых производств по изготовлению малоэтажных жилых домов различных конструкций. За пять лет физический объем производства строительных материалов увеличился в 1,6 раза, степень износа основных производственных фондов на предприятиях промышленности стройматериалов в крае снизилась с 35% в 2006 году до 22% в 2009 году;

 

7)  реализовать меры по увеличению покупательского спроса населения на жилье за счет привлечения средств через развитие ипотечного жилищного кредитования, на цели которого в 2005-2009 годах привлечено более 34 млрд. рублей;

 

 

 

8) сформировать законодательную базу для развития рынка жилья.

 

Действие краевой целевой программы, разработанной на основе ряда федеральных законов 2004 года и ФЦП «Жилище» заканчивается.

 

Кроме того, современная экономическая ситуация требует новых подходов к развитию жилищной сферы.

 


  

Во исполнение поручения Губернатора Алтайского края А.Б Карлина, данного 31 мая 2010 года на заседании Координационного совета по реализации приоритетных национальных проектов, управлением Алтайского края по строительству и архитектуре с участием органов исполнительной власти Алтайского края, предприятий, организаций и муниципальных образований разработан и представлен вашему вниманию проект краевой целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае на период 2011-2015 годов».

 

Данный проект разработан в соответствии с Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 16 августа 2010 года, согласно Методическим рекомендациям Минрегиона России по разработке региональных программ стимулирования развития жилищного строительства.

 

30 ноября текущего года в Минрегионе России проведена презентация и защита проекта краевой целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Алтайском крае на период 2010- 2015 годов».

 

Комиссией в составе представителей Минрегиона России, институтов развития (Федеральных фондов содействия развитию жилищного строительства и содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования») Программа согласована и одобрена.   

 


 

Основная цель Программы - обеспечение населения Алтайского края доступным, качественным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.

 

Обращу Ваше внимание, что, несмотря на то, что Программа направлена на обеспечение сбалансированного спроса и предложения на рынке жилья, в ней все же в большей степени сделан акцент на стимулирование предложения. Дело в том, что ранее действовавшие жилищные программы были нацелены на стимулирование спроса, что послужило одним из основных факторов роста цен на жилищном рынке.

 

Основными задачами Программы являются:

  • участие в реализации программы социально-экономического развития Алтайского края, проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья», создание условий для реализации данных программных документов в среднесрочной перспективе;
  • создание условий для развития массового жилищного строительства, в том числе малоэтажного;
  • оказание содействия при разработке и утверждении документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий муниципальных образований Алтайского края;
  • поддержка обеспечения земельных участков для жилищного строительства социальной, коммунальной и дорожной инфраструктурой;
  • развитие производственной базы строительного комплекса Алтайского края, создание условий для применения в жилищном строительстве новых технологий и материалов, отвечающих требованиям энергоэффективности, экономичности и экологичности;
  • оказание содействия муниципальным образованиям Алтайского края в финансировании строительства и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечении благоустроенным жильём граждан, проживающих в помещениях, не отвечающих установленным требованиям для жилых помещений; создание условий для развития ипотечного жилищного кредитования и деятельности участников рынка ипотечного жилищного кредитования;
  • обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
  

 

 

За пять лет реализации программы будет введено 4 485 тыс. кв. метров жилья.

 

Показатели ввода жилья в городах и районах края представлены в приложении 1 к Программе.

 

В процессе разработки программы мы с каждым муниципальным образованием проработали вопрос объемов ввода жилья по годам реализации Программы. При этом были учтены предложения муниципалитетов, объемы незавершенного жилищного строительства, ветхого и аварийного жилищного фонда, количество семей, зарегистрированных в качестве нуждающихся в обеспечении жильем, сложившаяся и перспективная обеспеченность жильем жителей.

 

«Точками роста» определены:

 
  • первое -  города края; здесь у нас есть резервы. При среднекраевом показателе вводимого жилья в расчете на тысячу жителей 263,5 кв. метра и показателе города Барнаула - 599 кв. метров, второй по численности населения город Бийск в текущем году согласно заключенному соглашению с Администрацией края, должен ввести 159 кв. метров жилья в расчете на тысячу жителей, Рубцовск – 129, Заринск – 61, Новоалтайск – 205. Считаю, что администрациям городов для обеспечения их дальнейшего развития необходимо активизировать работу по строительству жилья;
  • второе – районы, в которых реализуются инвестиционные проекты по комплексному освоению территорий (в приложении 1 они выделены желтым цветом);
  • третье - города и районы, на территории которых планируется предоставление земельных участков под комплексную застройку (выделены зеленым цветом).

Основным ориентиром и целевым показателем работы органов местного самоуправления по улучшению жилищных условий населения является показатель ввода общей площади жилых домов в расчете на тысячу жителей.

 

Президентом и Правительством Российской Федерации поставлена задача достижения к 2020 году показателя ввода жилья – не менее 1 кв. метра на каждого жителя.

 

К 2015 году в городах-лидерах жилищного строительства этот показатель составит:

  • в Барнауле - 830 кв. метров на тысячу проживающих,
  • в Белокурихе - 1046 кв. метров.
 

Мы рассчитываем, что в других городах края он должен быть не менее 500 кв. метров на тысячу жителей, в районах – не менее 150 кв. метров.

 

Доля жилья экономического класса к 2015 году составит 75 % от общего ввода жилья в эксплуатацию (класс энергоэффективности «С»), при этом средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилья категории экономического класса не должна превышать уровень, установленный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации.

 

Доля годового ввода малоэтажного жилья увеличится с 54,3 % в 2009 году до 65 % от общего ввода по краю в 2015 году.  

 

 

 

Уровень обеспеченности населения жильем вырастет с 21 кв. метра на человека в 2009 году до 23,2 кв. метров на человека в 2015 году.

 

Доля аварийного жилья в жилищном фонде снизится с 0,15 % в 2009 году до 0,01 % в 2015 году.

 

Коэффициент доступности жилья для населения Алтайского края составит 3,5 в 2015 году (в 2009 году – 4,99 года).   

 

 

 

Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, увеличится к 2015 году до 30 %;

 

 

 

Общий объем средств, привлекаемых для реализации Программы, составляет 255,73 млрд. рублей,

в том числе:

  • средства  федерального бюджета – 4,8 млрд. рублей,
  • средства краевого бюджета – 22,93 млрд. рублей,
  • средства местных бюджетов – 5,48 млрд. рублей,
  • средства внебюджетных источников -222,52 млрд. рублей.
 

Объемы финансирования являются расчетными и необходимыми для обеспечения наращивания объемов строительства и ввода жилья в эксплуатацию при сохранении стоимости строительства на сложившемся уровне.

 

Проектом предполагается обязательное участие инвестиций краевого бюджета в финансировании мероприятий по следующим направлениям:

  • подготовка документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий;
  • обеспечение территорий жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры, модернизация существующих мощностей;
  • обеспечение перспективных микрорайонов массовой жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры: водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение;
  • обеспечение территорий жилой застройки объектами социальной инфраструктуры, в том числе микрорайонов массовой жилой застройки;
  • обеспечение территорий жилой застройки, в том числе массовой, объектами транспортной инфраструктуры;
  • формирование маневренного жилого фонда;
  • развитие рынка строительства жилья эконом-класса за счет реализации программы «Стимул», гарантии Алтайского края;
  • социальные выплаты на компенсацию части расходов по оплате процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) при приобретении жилого помещения в многоквартирных жилых домах, вновь введенных (вводимых) в эксплуатацию, гражданам, постоянно проживающим на территории Алтайского края;
  • финансирование жилищного строительства в рамках реализуемых в крае жилищных программ;
  • финансирование строительства жилья для предоставления его по социальному найму;
  • строительство жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.          


Основные мероприятия Программы

 

Важнейшей задачей 2011 года мы считаем завершение разработки документации территориального планирования.

 

 

 

Разработаны и согласованы в Администрации Алтайского края схемы территориального планирования 39 (из 60) муниципальных районов края, в 21 муниципальном районе ведется разработка.

 

Разработаны 10 (из 11) генеральных планов городских округов, из них утверждены 5, остальные 5 проходят согласование в установленном порядке. В 1 городском округе ведется разработка проекта генерального плана. Утвержден генеральный план 1 поселения. Разработаны и находятся на согласовании 4 (из 703) проекта генеральных планов поселений. В 98-ми ведется разработка генеральных планов. В 600 поселениях разработка генеральных планов не ведется ввиду отсутствия финансирования.

 

Для завершения формирования системы документов территориального планирования в крае необходимо завершение и разработка 21 схемы территориального планирования муниципальных районов и 698 генеральных планов поселений (6 городских и 692 сельских).

 

Схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы городских округов, городских и сельских поселений должны быть разработаны до 1 января 2012.

 

В целях обеспечения жилищного строительства земельными участками, в том числе под строительство малоэтажного жилья и жилья экономического класса ведется взаимодействие с Фондом РЖС.

 

В Фонд РЖС представлен перечень находящихся в федеральной собственности земельных участков общей площадью 1235 га для подготовки предложений об их использовании в целях жилищного строительства, производства строительных материалов, изделий и конструкцией, а также создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов.

 

Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства полномочия по распоряжению земельным участком ориентировочной площадью 20 га по ул. Моховая поляна, 1 в г. Барнауле переданы Администрации Алтайского края. На данном земельном участке планируется осуществление строительства и ввод в эксплуатацию в 2013-2014 годах 14 тыс. кв. метров жилья.

 

В целом по Алтайскому краю существует потенциал наличия муниципальных земельных участков, пригодных для жилищного строительства, общей площадью более 1700 га. На 700 га за период реализации Программы планируется построить более 1250 тыс. кв. метров многоэтажного и 99 тыс. кв. метров малоэтажного жилья.

В настоящее время на территории края идет освоение земельных участков общей площадью 1930 га. Часть земельных участков планируется освоить до 2015 года.

 

В малоэтажном строительстве акцент сделан на комплексное освоение территорий.

 

 

 

Перечень приоритетных инвестиционных проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, планируемых к реализации на территории Алтайского края в 2011-2015 годах, приведен в Приложении N 6 к Программе.

 

 
       

      

В соответствии с Перечнем ввод жилья по проектам комплексного освоения территории в период реализации Программы составит 1 млн. 266 тыс. кв. метров, в том числе малоэтажного - 665,74  тыс. кв. метров, многоэтажного – 600,39 тыс. кв. метров. Стоимость инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры – 26980,6 млн.руб.

 

 

 

Строительство объектов инженерной инфраструктуры будет осуществляться организациями коммунального комплекса – сетевыми компаниями – с их последующей эксплуатацией. Окупаемость их затрат на строительство достигается путем формирования и защиты инвестиционных программ развития сетей инженерно-технического обеспечения (за счет инвестиционной надбавки в тарифе), взимания с потребителей экономически обоснованной, согласованной с Региональной энергетической комиссией Алтайского края платы за подключение к указанным сетям.

 

Минрегионом России поставлено следующее условие: инвестиционные программы должны быть скорректированы в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований и утверждены до 1 января 2012 года.

 

В целях формирования создания и эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры как отдельного бизнеса предлагается:

  • в рамках действующего законодательства осуществить переход на долгосрочное регулирование тарифов на коммунальные услуги с учетом доходности инвестированного капитала;
  • заключить соглашения с естественными монополиями о содействии в присоединении к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • внести в функции Координационного совета по реализации приоритетных национальных проектов в Алтайском крае при Губернаторе Алтайского края задачу синхронизации инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций с планами реализации приоритетных жилищных проектов;
  • строить и модернизировать объекты инженерной и транспортной инфраструктуры на основе концессионных соглашений.
 

На обеспечение перспективных микрорайонов массовой жилой застройки объектами коммунальной инфраструктуры проектом Программы предполагается направить 6,3 млрд. рублей инвестиций, в том числе 1,89 млрд. рублей – из краевого, 1,26 млрд. рублей – из местных бюджетов.

 

Учитывая, что обеспечение коммунальными системами районов массовой застройки является основным сдерживающим фактором жилищного строительства и во многом определяет стоимость строительства 1 кв. метра общей площади жилья, убедительно прошу поддержать данное предложение.      

 

 

 

В целях развития производства стройматериалов на перспективу до 2020 года сформирован портфель из 23 инвестиционных проектов, суммарная стоимость которых составляет более 17 млрд. рублей. Планируется увеличить производство основных строительных материалов не менее чем в два раза к уровню 2010 года.

 

 

 

Стимулирование инвестиционной деятельности предприятий строительного комплекса предполагается продолжить в рамках действующего  постановления Администрации Алтайского края "О мерах государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Алтайском крае", предусматривающего субсидирование  банковской процентной ставки по кредитам, привлеченным предприятиями, субсидирование налогов на имущество и прибыль.              

 

 

 

Кадровая политика. Исходя из запланированного роста объемов жилищного строительства к 2015 году в 1,75 раза по отношению к 2010 году и прогнозируемого роста производительности труда, общая дополнительная потребность в кадрах прогнозируется в количестве 13 тысяч работников.

 

Данный вопрос будет решаться в рамках краевой целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края на 2008 – 2012 годы».

 

Основные направления деятельности развития рынка ипотечного жилищного кредитования в Алтайском крае:  

  • массовое внедрение механизмов, предусмотренных программой «Стимул», обеспечивающих заказ, строительство и кредитование жилья экономического класса;
  • разработка и внедрение новых ипотечных продуктов для различных социально-ориентированных групп населения;
  • поддержка заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении;
  • осуществление взаимодействия с участниками рынка управления жильем (управляющими компаниями, ТСЖ, поселковыми советами) и органами государственного управления в сфере жилищных отношений;
  • осуществление секьюритизации ипотечных кредитов с участием ОАО «АИЖК»;
  • разработка схем привлечения долгосрочных финансовых ресурсов на рынок ипотечного жилищного кредитования.
 

 

 

Общий объем финансирования мероприятий по стимулированию спроса на первичном рынке жилищного строительства, в том числе путем реализации специальных программ и мероприятий ипотечного жилищного кредитования, направленных на приобретение жилья экономического класса гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в 2011-2015 годах составит 43,9 млрд. рублей.

 

В результате реализации мероприятий к 2015 году предполагается достичь следующих показателей:

  • количество предоставленных жителям края ипотечных жилищных кредитов -  36292;
  • количество семей, получивших государственную поддержку в виде субсидий на внесение первоначального взноса – 29034 семьи.

 

 

 
  
   

В период реализации Программы подлежат расселению 805 аварийных и подлежащих сносу жилых многоквартирных домов общей жилой площадью 229,5 тыс. кв. метров (6370 жилых единиц, 15704 человека).

 

Общая потребность в финансировании мероприятий в 2011-2015 годах составляет 5 млрд. 840,8 млн. рублей (при стоимости 1 кв.м. приобретаемого жилья 25,45 тыс. рублей).                

 

 

  

В рамках снижения административных барьеров планируется:

  • разработка регламентов по оказанию государственных и муниципальных услуг, в которых указан перечень необходимых документов, порядок действий, сроки;
  • установление жестких мер ответственности для должностных лиц, принимающих решения в соответствии с вышеуказанными регламентами  за несоблюдение сроков либо непринятие никаких решений;
  • внедрение процедуры электронных торгов размещения государственных и муниципальных заказов на подрядные строительные работы для государственных и муниципальных нужд;
  • оптимизация процедуры формирования и предоставления земельных участков для строительства.
 

Контроль реализации Программы обеспечивается Координационным советом по реализации приоритетных национальных проектов в Алтайском крае при Губернаторе Алтайского края.

 

Общий вклад Программы в экономическое развитие Алтайского края и Российской Федерации заключается в обеспечении эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на развитие жилищного строительства, и в обеспечении решения поставленной Президентом Российской Федерации задачи по вводу одного квадратного метра жилья на человека в год к 2020 году, а также повышению его доступности и комфортности для населения края.

 


Редакция информационно-аналитического сайта Doc22 благодарит за предоставление материалов Александра Анатольевича Мишустина и Александра Геннадьевича Галкина.