18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Автодорога А-321 Барнаул – Павловск – граница с Республикой Казахстан в Алтайском крае получила статус федеральной. Разговоры об этом ходили давно, но правовой статус изменился только в этом году. Безусловно, для Управления федеральных автомобильных дорог «Алтай» - это увеличение подведомственной сети и, конечно, дополнительная ответственность. Что влечёт за собой такое «приобретение» и что предстоит сделать в ближайшие годы? Об этом в материале информационно-аналитического портала Doc22.

Дорога международного значения

Дорожная сеть Алтайского края - самая протяженная среди всех регионов России. Требуются колоссальные затраты даже на то, чтобы её просто содержать и поддерживать в достойном состоянии. Поэтому перевод одной из региональных дорог в федеральную собственность позволит перенаправить высвободившееся финансирование на другие краевые дороги, это безусловно пойдет на пользу региону. Поэтому то, что произошло — не просто смена хозяина. Это новые дыхание для всей автодорожной сети края и дополнительные перспективы развития.

Ключевой момент, что эта трасса, можно сказать, становой хребет, центральная дорога для степной части региона. Изменения ее статуса создаст эффект синергии, при котором Упрдор «Алтай» будет развивать это основное направление, а Алтайавтодор, отвечающий за региональные дороги, сможет привести в порядок прилегающие маршруты.

Значимость трассы А-321 для Алтайского края трудно переоценить. От Барнаула до Павловска движение всегда достаточно интенсивное — многие ездят по этому маршруту из дома на работу и обратно, в летний период — на дачи, к тому же дорога ведёт к международному барнаульскому аэропорту имени Г.С. Титова — а это объект уже стратегический. После Павловска трафик снижается, но это один из важных маршрутов к солёным озерам — популярному месту отдыха и туризма как среди жителей Алтайского края, так и гостей из других регионов. Наконец, в масштабах страны это один из транспортных коридоров, соединяющих Сибирь со столицей Республики Казахстан. При этом, состояние дороги на многих участках оставляет желать лучшего. В Упрдор «Алтай» намерены привести дорогу в порядок как можно скорее, однако отмечают, что качественный подход требует внимания и времени.

Постановление о присвоении дороге федерального статуса в Правительстве России подписали ещё в конце июля, затем последовала процедура переоформления документов. В итоге на баланс Росавтодора и подведомственного ему ФКУ Упрдор «Алтай» дорога перешла в середине сентября и получила новое название: А-321 Барнаул – Павловск – граница с Республикой Казахстан.

«Любая дорога – это, конечно, в первую очередь ответственность. Каждый сотрудник Упрдора это осознает и рачительно относится к вверенному нам имуществу. Но и объем работы возрос значительно: ранее мы приняли еще одну дорогу, уже в Республике Алтай, она вошла в состав Чуйского тракта и получила название подъезд к озеру Телецкому. Таким образом в этом году наша подведомственная сеть увеличилась на треть, с 1 181 километра до 1 731 километра» - говорит начальник ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослав Долинский.

 

Трасса А-321 - один из транспортных коридоров, соединяющих Сибирь со столицей Республики Казахстан (фото из архива ФКУ Упрдор «Алтай»)

Перспективы и первоочередные задачи

«Дорога для нас новая, кураторы выезжают с проверками и обследованиями регулярно, и всякий раз обнаруживают какие-то новые, еще неучтенные аспекты. Если на А-322 и Чуйском тракте знаем буквально каждый метр, конструкцию дорожной одежды на каждом участке, здесь приходится сталкиваться с сюрпризами, - отмечает Ярослав Долинский. - Поэтому легко точно не будет, но приобретению, безусловно, рады».

Почти 400 километров дороги А-321 пролегают по живописным алтайским просторам (фото из архива ФКУ Упрдор «Алтай»)

Сейчас дорожно-строительный сезон стремительно приближается к завершению. Основной сложностью в этом году было успеть подготовить дорогу к зиме в сжатые сроки. Федеральный центр оперативно выделил финансирование на ее содержание, контракт на эти работы подписали 5 октября. По результатам конкурсных процедур генеральным подрядчиком стало «Барнаульское ДСУ № 4». При этом, на субподряде остались те же дорожные организации, что работали на этой трассе и раньше. ДСУ № 4 и Центральное ДСУ работают с Упрдор «Алтай» давно и знакомы с требованиями, предъявляемые к федеральным трассам, Юго-Западное ДСУ пока не выступало подрядчиком на таких объектах, но в Упрдор «Алтай» уверены, что это мощное предприятие с опытными, профессиональными кадрами справится с задачами.

На новой «федералке» уже выполнили ремонт и замену покрытия на локальных участках общей площадью более 20 тысяч квадратных метров. Трещины в асфальте залили битумной мастикой — это позволит предотвратить дальнейшее разрушение дорожной одежды при частых переходах температуры через ноль в межсезонье, когда в трещины попадает вода, а затем, замерзая, расширяется и разрушает покрытие. Также вырубили кустарники в полосе отвода и на откосах земляного полотна, чтобы избежать образования снежных заносов - в период метелей это может стать серьёзной проблемой и ограничивать движение по трассе. Такие работы провели на всём протяжении дороги на общей площади 32 гектара. В Кулундинском и Ключевском районах восстанавливают щебеночное покрытие. В Павловском, Ребрихинском и Родинском районах заменили 128 пришедших в негодность дорожных знаков. Эти и другие работы будут продолжать пока позволяет погода.

Устранение локальных повреждений покрытия (фото из архива ФКУ Упрдор «Алтай»)

Зима — серьёзное испытание для всех отраслей, и для дорожного хозяйства в том числе. По нормативам для этой дороги на сезон требуется почти 20 тысяч тонн песко-соляной смеси, сейчас заготовлено более 60%, оставшийся объём сформируют уже к 1 ноября, хранить его будут на семи пескобазах вдоль трассы А-321. Зимой для снегоочистки и обработки покрытия на этой дороге на линию смогут выйти 98 специализированных дорожных машин. В Упрдор «Алтай» учитывают обратную связь от пользователей дорог и призывают автомобилистов высказывать свои замечания по поводу содержания федеральных дорог по телефонам диспетчерской службы: 8-962-815-9869, 8-3852-63-14-59.

План работ — до 2030 года

При всей важности дороги для Алтайского края и её трансграничном значении, из 389 километров дороги нормативам соответствует всего около 70 километров. У специалистов Упрдор «Алтай» было время оценить масштаб работы. К моменту, когда дорогу приняли в оперативное управление, уже сверстали предварительный план на ближайшие годы. «Будем действовать сразу в нескольких направлениях, - подчеркивает Ярослав Долинский. - В первую очередь – капитальный ремонт на участке от Мамонтово в сторону Кулунды. Строительно-монтажные работы на ряде объектов начнутся в 2021 году, параллельно с этим будет идти проектирование следующих. Необходимо привести в порядок участки, находящиеся в наиболее плачевном состоянии. В целом, предварительный план работ уже рассчитан до 2030 года. Сюда входит капитальный ремонт 100 км, ремонт 213 км и устройство слоев износа на 72 км дороги. Таким образом постепенно всю дорогу приведем в порядок».

На этом участке ремонт проведут уже в 2021 году (фото из архива ФКУ Упрдор «Алтай»)

Кроме того, начнётся ремонт дороги от краевой столицы до аэропорта и далее до села Шахи и на обходе Павловска. Там покрытие в не самом плохом состоянии, а вот после Мамонтово в гораздо худшем. Но такая расстановка приоритетов объяснима. Если там, где дорога только начала разрушаться, не провести работы сейчас, то, скажем, через пять лет простым ремонтом уже не обойтись: разрушения достигнут нижних слоев дорожной одежды. Там, где деформация минимальна, достаточно будет обновить защитный слой - это увеличит ровность и коэффициент сцепления колес автомобилей с дорогой, а кроме того, остановит дальнейшее разрушение покрытия.

Перед Кулундой на трассе есть 45-километровый участок в щебёночном исполнении. Это не соответствует требованиям, предъявляемым к федеральным трассам. Щебёночных или грунтовых разрывов быть не должно. По сути, речь идёт практически о строительстве новой дороги. Предварительно работу разделили на четыре этапа, участки в среднем по 12 километров. Со следующего года начнётся подготовка проекта для первого из них, с 316 по 328 километр. Дорожники рассчитывают приступить к строительству в 2022 году. Работы по всем участкам должны занять пять-шесть лет.

Транспортная нагрузка на трассу А-321 достигает 20 тысяч автомобилей в сутки на участках с наиболее интенсивным движением (фото из архива ФКУ Упрдор «Алтай»)

Одну из главных транспортных артерий не только Алтайского края, но и соседних регионов — Чуйский тракт — Упрдор «Алтай» планомерно расширяют до четырех полос движения. Для трассы А-321 говорить о реновации такого масштаба пока рано. Интенсивность по этой дороге сильно снижается по мере удалённости от краевой столицы. Так в районе Барнаула она достигает 20 тысяч автомобилей в сутки, возле Павловска – около 10 тысяч, далее, к Кулунде, снижается до трех тысяч транспортных средств. По мнению руководства Упрдор «Алтай» целесообразно расширять дорогу до четырех полос только там, где это действительно необходимо: от существующей «четырёхполоски» возле Барнаула до Павловска. Это порядка 24 километров. Такие планы есть, они тоже включены в график работ до 2030 года, проектирование начнется уже в 2021-м. Тем не менее, точно говорить о сроках реализации таких проектов преждевременно. Это скорее дорожная карта, вектор на среднесрочную перспективу.

На всё перечисленное потребуется около 10 миллиардов рублей. Это цифра приблизительная, потому что стоимость каждого объекта определяется при подготовке проектно-сметной документации, после чего она должна ещё получить одобрение Главгосэкспертизы. Контроль за расходование бюджетных средств очень тщательный. Да и времени такие масштабные работы потребуют. Дорожники просят автомобилистов, гостей и жителей края набраться терпения, а сами специалисты Упрдор «Алтай» посвятят ближайшие годы тому, чтобы сделать новую федеральную трассу безопасной и комфортной для всех участников движения.

Справка

Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Алтай» Федерального дорожного агентства» (ФКУ Упрдор «Алтай») образовано в 2004 году на основании распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации. В оперативном управлении находятся федеральные автодороги в границах двух субъектов Российской Федерации: Алтайского края и Республики Алтай. Общая протяженность подведомственной дорожной сети 1 731 км.