18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Выступление губернатора Алтайского края Александра Карлина на Отчете мэра Барнаула по итогам социально-экономического развития города в 2009 году

 

Барнаул, 16 марта 2010 года

 


 

 

- Главным приоритетом администрации Алтайского края в 2009 году стало совместное с органами местного самоуправления обеспечение социальной стабильности и выполнение государственных обязательств перед гражданами в каждом муниципальном образовании. Барнаул входит в 20-ку крупнейших городов России, это самый большой город в крае, его административный, культурный, медицинский, образовательный центр.

 

Естественно, что социально-экономическое развитие города, которе существенным образом влияет на качество жизни жителей края, является предметом особого внимания общественности, политческих партий и простых граждан, жителей Алтайского края. В подтверждение этого тезиса я хотел бы привести несколько конкретных цифр о том, как мы относимся к нашей столице, как мы занимаемся перспективными вопросами ее развития.

 

В прошлом году в целом объем финансирования объектов на территории города за счет средств федерального и краевого бюджетов по инвестиционным программам – я не имею в виду ряд других программ, а именно программы реформирования ЖКХ, поддержки автопрома, по которой мы закупали автотранспортные средства, и ряд других программ – составил 4 млрд. рублей. Из этой суммы 1 млрд. рублей – это средства краевого бюджета.

 

Как мы поддерживали бизнес, реальный сектор экономики столицы Алтайского края? В прошлом году была оказана государственная поддержка 24-м крупнейшим организациям, в первую очередь, промышленности города. Большинство тех объектов, о которых говорилось в докладе (мэра Барнаула В. Колганова – ред.), это объекты, построенные или реконструированные, технически переоснащенные при поддержке краевого инвестиционного фонда. Только сумма субсидирования этих предприятий из краевого бюджета  составила 165 млн. рублей. Это 40 % всех средств, которые вовлекла в реальный сектор экономики краевая инвестиционная комиссия.

 

В выступлениях говорилось в том числе о необходимости поддержки малого и среднего предпринимательства. Приведу несколько цифр. Наибольшую поддержку в рамках краевой программы получили предприниматели города Барнаула. По грантовой поддержке начинающим предпринимателям было выделено предпринимателям Барнаула 45 % общекраевых средств.

 

Объем поручительств краевого гарантийного фонда составил 90 млн. рублей. Это 90 % от общего объема фонда.

 

Новое направление поддержки малого и среднего бизнеса – микрозаймы. В крае реализовано 12 проектов, из них 11 проектов – в Барнауле. По реальному сектору экономики я мог бы продолжать, но думаю, что и из приведенного все достаточно ясно.

 

Но хотел бы привести еще несколько цифр, которые в этом смысле говорят сами за себя. За последние 3 года на объекты, расположенные в краевом центре, по отрасли «культура» направлено свыше 73 % средств, которые направил краевой бюджет всего на регион. По отрасли «спорт» - 43 % всех средств. По отрасли «здравоохранение – 81 %.

 

Мы реализуем программу развития и поддержки горэлектротранса, хотя это вообще сфера муниципальной ответственности. 70 % средств направлено на поддержку пассажирского электротрнаспорта в краевом центре. В то же время им пользуются менее 5 % жителей края.

 

Параллельно с этим приведу несколько других цифр. Расположенные в Барнауле учреждения культуры краевой подведомственности на 90 % обслуживают жителей краевого центра... Всего в Барнауле 5 профессиональных театров, и все они на краевом бюджете. Нет ни одного муниципального.

 

В спортивных организациях, которые финансируются из краевого бюджета, 85 % пользователей – жители Барнаула.

 

40 % краевых медицинских учреждений обслуживают жителей Барнаула.

 

Мы понимаем исключительную роль Барнаула как столицы Алтайского края, уделяем городу приоритетное значение и главенствующую роль в развитии инфраструктуры, образовательной сферы, сферы здравоохранения, спорта и т.д. И в дальнейшем будем этим активно заниматься.

 

Но будем спрашивать, будем и критиковать в тех случаях, когда для этого будут основания.

 

Давайте поговорим о некоторых проблемах. Хотелось бы обратить внимание на следующее. Да, был кризис, кризис был глобальный. Он коснулся и края, в частности, промышленного производства. Но сокращение объемов промышленного производства в краевом центре, к сожалению, было в 1,5 раза больше, чем по краю в целом. И составило более 10 %. При этом, есть отрасли, которые в целом по краю начнают активно развиваться, но краевой центр, к сожалению, таких  реалий не показывает. Я сейчас имею в виду такой подвид пищевой промышленности, как мясопереработка. Мы вывозим из края значительное количество непереработанного мяса. В том числе везем его мимо города Барнаула, а Барнаул завозит из других городов Сибири продукцию мясопереработки. Мы уже многократно обращали на это внимание городских властей. Я вообще считаю это явление позорным. Тем более что есть и производственные мощности, есть и площадки, нужна только воля и минимальная поддержка со стороны власти. И мы должны, просто обязаны обеспечивать высококачетвенной продукцией мясоперерабатывающей промышленности жителей краевого центра.

 

Еще раз повторяю: пока ситуация прямо противоположная.

 

Дальше. Рынок труда. Так, безработица по Барнаулу продемонстрировала более высокие темпы роста, чем в целом по краю. Она выросла в прошлом году в 2,1 раза. В крае безработица тоже выросла, но только в 1,7 раза. В среднем по городам она выросла в 1,8 раза.

 

Что еще нас заботит особенно. Это профессионализация безработицы. Для крупного города это тем более недопустимо. 8,5 % барнаульцев, стоящих на учете в службе занятости, состоят на учете более года. Это тревожащая тенденция. На этом фоне ввод новых рабочих мест сократился в прошлом году в 2,5 раза – с 10,5 тысяч в 2008 году до 4,2 тысяч мест в 2009 году.

 

Еще одна застарелая проблема города – низкий уровень заработной платы. Я не хочу приводить сравнения с другими столицами регионов Сибири, но в Алтайском крае Барнаул занимает лишь 4-е место среди городов края по уровню заработной платы. И это при том, что в городе сосредоточены все центральные офисы региональных банков и финансовых учреждений, велика доля занятых в государственном секторе.

 

По Барнаулу темп роста номинальной заработной платы значительно ниже, чем в среднем по краю. В крае она возросла на 11,4 %, а в Барнауле всего на 8,3 %...

 

У нас очень серьезные претензии к тому, как формируется бюджет города и как он используется. На эти темы я просил  депутатов Барнаульской городской думы, вообще всех, кто себя считает ответственным за судьбу города, все же ознакомиться с отчетом Счетной палаты. Там приводятся данные, которые не могут не вызывать серьезных вопросов. Сообщу лишь о некоторых.

 

По собственным доходам бюджет города в 2009 году выполнен на 99 % к уровню 2008 года. При этом ниже среднекраевых темп поступлений по налогу на доходы физических лиц (причина, как я уже сказал – низкий рост заработной платы) – по краю рост 103 %. Снижение по налогу на совокупный доход почти на одну десятую. По краю снижение есть, но гораздо ниже.

 

Недостаточно внимания уделяется доходам от использования имущества, земельного ресурса города. Здесь нельзя не сравнивать, потому что сравнивать надо со столицами Сибири. По доходу от земемельного налога и арендной платы за землю Барнаул занимает последнее 12 место среди региональных столиц Сибири. В том числе опередили Барнаул Абакан, Улан-Удэ, Горно-Алтайск, земля в которых значительно дешевле и соответственно ценность этого ресурса меньше.

 

Но что сравнивать со столицами, когда и в крае в расчете на душу населения доходы от использования земельного налога выше в Алейске, Белокурихе, Заринске, Новоалтайске. Исходя из этого еще одна цифра. Поскольку мы слабо работаем над формированием доходной части бюджета, отсюда и средние возможности барнаульца на 4 % ниже, чем в среднем по городам края.

 

У нас вызывает большую тревогу  эффективность использования бюджетных ресурсов... Несмотря на прямой запрет федерального законодательства, продолжается трансляция крупных бюджетных ресурсов предприятиям и организациям в качестве субсидий на перевозки пассажиров общественного транспорта... Мы не против поддержки, но согласно федеральному закону она должна осуществляться конкретным гражданам. То же самое – субсидии юридическим лицам вследствие установления тарифов ЖКХ в размере, который не обеспечивает возмещения их издержек.

 

Мы уже получили предупреждение от федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ о том, что Барнаул может не получить больше средств на решение проблемы капитального ремонта жилья и переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, поскольку такая практика продолжается, а ее быть не должно.

 

Самое серьезное, чего мы ни в коем случае не должны допустить, это если положение не будет в ближайшее время исправлено, то Барнаулу могут быть предъявлены претензии на возврат 1,5 млрд. рублей, которые уже были потрачены...

 

Еще одна тема – государственный заказ, в данном случае муниципальный. Всего на мунципальный заказ в прошлом году потрачено 3,5 млрд. рублей. При этом Алтайский край как субъект является лидером в Сибири по технологиям организации проведения соответствующих процедур, по централизации этой работы. И неслучайно мы избраны площадкой для проведения торгов во всероссийских масштабах. Документы из Минэкономики об этом мы недавно получили.

 

Но Барнаул из 3,5 млрд. рублей в прошлом году 2,3 млрд. рублей по сути дела вывел из технологии какого-то конкурентного определения цены на поставку товаров и услуг для муниципалитета. Более того, несмотря на наши многочисленные просьбы и обращения, не происходит никакой концентрации этой работы. По-прежнему однотипные товары и услуги приобретаются на уровне районов... Я многократно пытался получить ответ: чем отличаются товар и услуга, которые закупаются для школы в Индустриальном районе от товара и услуги, которые закупаются для школы в Ленинском или Октябрьском. Ничем! Кроме того, что эта раздробленность процедур позволяет неэффективно (это мягкое выражение) использовать бюджетные ресурсы. Их и так очень и очень немного.

 

На что могли бы быть потрачены эти дополнительные средства? В Барнауле у нас живут удивительно прекрасные люди – творческие, трудолюбивые, любящие и свой город, и свой край... Ради таких людей хочется работать как можно больше... Так вот что для них можно было бы сделать... Спасибо, что благодарили (за объекты, построенные на федеральные и краевые средства – Ред.), но могли бы и сами кое-что сделать... В 2009 году финансирование физкультуры и спорта составило в Барнауле 14 рублей на одного жителя, в то время как в среднем по краю – 55 рублей. Тоже очень немного, но, извините, почти в 4 раза больше. То же самое и по культуре...  В среднем по краю в 2009 году муниципальные бюджеты потратили 242 рубля, а в Барнауле – 198 рублей на жителя...

 

Я призываю всех горожан – а власть по определению обязана это делать – приложить максимум усилий и стараний для того, чтобы наша любимая столица Алтайского края процветала... Чтобы, произнося слово «Барнаул», мы всегда испытывали чувство радости, гордости и уважения к себе и к своему краю за то, что в нашем крае такая замечательная столица!..