18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
17.03.2010

Город упущенных возможностей

Потенциал Барнаула не используется эффективно и в полном объеме

Так считает администрация Алтайского края, выразив накануне ежегодного отчета мэра краевого центра Владимира Колганова свое отношение к деятельности нынешней городской власти. Системные претензии краевой администрации изложены в письме вице-губернатора края Бориса Ларина председателю Барнаульской городской Думы Людмиле Зубович. Публикуем полный текст письма. 





Уважаемая Людмила Николаевна!

 

Для Алтайского края, как и для России в целом, 2009 год стал достаточно сложным. Кризисные явления потребовали больших усилий для решения основных проблем развития региона. К сожалению, приходится констатировать, что вклад администрации города Барнаула в стабилизацию социально-экономической ситуации оказался не столь значимым, как того позволяет имеющийся потенциал краевого центра.

 

1. Жилищно-коммунальный комплекс.

 

В нарушение пункта 8 статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в бюджете города на текущий год предусмотрены средства в размере 86,307 млн. рублей на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения и 3,041 млн. рублей - на услуги водоснабжения и водоотведения.

 

Вышеизложенные нарушения квалифицируются как невыполнение условий получения финансовой поддержки за счет средств Фонда и в соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона №185-ФЗ влекут возврат выделенных в 2008-2009 году для г. Барнаула средств Фонда на проведение капитального ремонта МКД в размере 1,5 млрд. рублей. Кроме того, наличие данного факта может отрицательно сказаться при принятии Фондом решения о выделении Алтайскому краю дополнительных средств на реализации Федерального закона в 20 1 0 году.

 

2. Промышленность и энергетика.

 

Администрация города недостаточно занимается вопросами надежного энергоснабжения населения, возложенными на нее пунктом 14 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации». Так, например, после технологического нарушения на ТЭЦ-3 Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» 19.01.2010 энергетики вынужденно начали вводить временные ограничения электроснабжения потребителей города. Ввод ограничений в подобных ситуациях обусловлен необходимостью поддержания работоспособности системообразующих объектов энергетики и электроустановок потребителей (для защиты от лавинных перенапряжений и бросков токов в сети). Ограничения вводились на основании разработанных в соответствии с федеральным законодательством «Графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии», которые ежегодно рассчитываются специалистами с составлением перечня объектов, подлежащих таким ограничениям. В список вошло и ОАО «Алтайский завод агрегатов», от подстанции которого запитана котельная, отапливающая 2 крупных микрорайона города Барнаула. Развитие ситуации на данной подстанции 19.01.2010 показало, что ни руководство завода, ни администрация города не предпринимали никаких профилактических мероприятий для обеспечения надежного электроснабжения котельной. Схема электроснабжения котельной была ослаблена, отсутствовал резервный источник электроэнергии. В результате инцидента почти на 3 часа было нарушено теплоснабжение потребителей. Подобного развития ситуации можно было избежать. Для этого предприятию необходимо было уже давно согласовать с энергетиками уровни «аварийной» и «технологической» брони подстанции. Тогда бы энергоснабжающая организация вводила ограничения с учетом этого обстоятельства, и электроснабжение котельной было бы сохранено на достаточном для работы уровне. В этом есть и упущение администрации города, которая должна была проработать данный вопрос, так как речь идет о теплоснабжении горожан.

 

Промышленные предприятия г. Барнаула в настоящее время лишены возможности утилизировать отходы III-IV класса опасности без нарушений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что может привести в ближайшее время к серьезным экологическим последствиям и сбоям в работе ведущих заводов города.

 

В соответствии с Федеральным законом от 08.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возникшая в г. Барнауле проблемная ситуация с организацией сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов промышленных предприятий города должна решаться администрацией городского округа. Единственная организация г. Барнаула – ОАО ПО «АМЗ», принимающая на размещение опасные промышленные отходы на полигоне «Льняной лог», с 30.03.2009 прекратила функционирование в данной сфере в связи с окончанием срока действия соответствующей лицензии и отказом её продления по причине не оформления земельного участка под полигоном. В соответствии со ст. 7 закона Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» ряд промышленных предприятий города в конце 2009 года направил обращение в администрацию г. Барнаула с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию и дать пояснения по дальнейшим действиям. Данная ситуация главой администрации г. Барнаула Колгановым В.Н. была проигнорирована и вопрос до настоящего времени так и не решен. Пассивная позиция администрации городского округа в решении проблемы оформления полигона твердых промышленных отходов привела к тупиковой ситуации. Земельный участок под ранее действовавшим полигоном «Льняной лог» до сих пор не оформлен в связи с его не соответствием нормам природоохранного законодательства, а организация нового в соответствии с Генпланом города, утвержденным только в феврале т.г., по времени уходит на 5-6 лет в будущее.

 

3. Предпринимательство.

 

По оценочным данным доля занятых в малом и среднем бизнесе от численности занятых в экономике составляет по состоянию на 01.01.2010 года 27 %, что ниже, чем на начало 2009 года на 18 % и ниже среднекраевого показателя на 8 % .Так например, в других городах края доля занятых в малом и среднем предпринимательстве составляет: г. Бийск - 38%, г. Заринск - 38,5%, г. Рубцовск - 33,8%, г. Славгород - 41,4%.

 

Таким образом, снижение численности занятых в малом и среднем бизнесе, происходит за счет сокращения работающих на малых, средних предприятиях. Учитывая, что на г. Барнаул приходится более 30 % от общего количества занятых в малом и среднем бизнесе в целом по краю, показатели состояния малого и среднего предпринимательства в г. Барнауле оказывают существенное влияние на формирование статистических данных в этом секторе по региону в целом.

 

При этом в 2009 году финансово-кредитная поддержка за счет средств краевого и федерального бюджетов была оказана 181 субъекту предпринимательства г. Барнаула на сумму 119902 тыс. рублей, что составляет 50 % от суммы средств в целом по региону. В том числе гранты предоставлены - 19 начинающим субъектам предпринимательства на сумму 5 690 тыс. рублей (24,6 %), поручительства Алтайского гарантийного фонда получили - 45 субъектов на сумму 92 309 тыс. руб.(55%), возмещение части банковской процентной ставки получили 106 субъектов на сумму 15 303 тыс. рублей (44 %), микрозаймы выданы 11 субъектам в объеме 6 600 тыс. рублей (62%).

 

Количество хозяйствующих субъектов г. Барнаула (юридические лица, ИП) составляет 56 488 единиц, 43% от количества хозяйствующих субъектов по краю в целом. При этом обрабатывающими производствами, а также сферой производства и распределения электрической энергии, газа и воды отгружено продукции предприятиями города за 9 месяцев 2009 года -23 605,7 млн. рублей, что составляет только 24 % от объемов отгруженных товаров по данным видам экономической деятельности в крае.

 

Индекс промышленного производства по г. Барнаулу за 9 мес. 2009 года составил 83,1 % к уровню соответствующего периода 2008 года. В целом по краю этот показатель равен 88,2 %. Значительное снижение индекса промышленного производства отмечено в производстве машин и оборудования (23,9 %), производстве транспортных средств и оборудования (13,9 %), в обработке древесины и производстве изделий из дерева (30,9 %), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (51,1%).

 

Оценка итогов деятельности за 9 мес. 2009 предприятий края, СФО и РФ показывает, что индекс промышленного производства в г. Барнауле ниже краевого, окружного и общероссийского показателя.

 

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций по г. Барнаулу составил за январь-сентябрь 2009 года - 842 млн. рублей или 27 % к уровню 2008 года, ниже на 12 %, чем по краю в целом. При этом в городах Алейск, Бийск. Белокуриха, Славгород наблюдается увеличение показателя по сравнению с прошлым годом.

 

Среднемесячная заработная плата одного работника составила за январь-сентябрь 2009 года по г. Барнаулу 12 560 рублей, темп роста заработной платы составил 108 %, что ниже краевого показателя.

 

Целевая программа «Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2008-2010 годы» принята 1 февраля 2008 года. В подпункте 1.2.5. перечня программных мероприятий указано «Анализ выполнения мероприятий Программы развития предпринимательства, внесение соответствующих корректировок (ежегодно во II квартале, с учетом сроков разработки проекта бюджета и изменений в статистической отчетности в соответствии с действием Федерального закона от 24.06.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), однако за период с момента принятия программы до настоящего времени изменения и дополнения в программу не вносились.

 

В расходной части городского бюджета на 2010 год сокращен запланированный объем средств на финансирование программных мероприятий с 8000 до 5 000 тысяч рублей.

 

Все денежные средства планируется направить только на финансирование мероприятия «Организация субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства».

 

В то же время, в программе отсутствуют, например, грантовая поддержка начинающим предпринимателям, возмещение затрат на присоединение к инженерным сетям, поддержка инновационных проектов, мероприятия по поддержке молодежного предпринимательства, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области ремесленной деятельности.

 

Обеспеченность торговыми площадями на 01.01.2010. сложилась на уровне 615 кв.м. (на 01.01.2009. - 571 кв.м.) на 1 тыс. жителей при нормативе 300 кв.м. на 1 тыс. жителей (превышение - 190 %). Для сравнения аналогичный показатель по городам Сибири: г. Томск - 648 кв.м., г. Новосибирск - 815 кв.м., г. Горно-Алтайск - 825 кв.м., г. Красноярск -1000 кв.м. на 1 тыс. жителей.

 

Учитывая уровень обеспеченности торговыми площадями г. Барнаула среди сибирских городов, администрации города необходимо активизировать работу по привлечению федеральных инвесторов для строительства и организации крупных торговых объектов.

 

Наиболее проблемным вопросом в сфере торговли является необходимость принятия администрацией города действенных мер по проведению реконструкции и расширению стационарных площадей розничных рынков в связи с приближением конечного срока перевода уличной торговли с рынков в капитальные здания и строения (для г. Барнаула - 01.01.2012 года, Федеральный закон № 271-ФЗ от 30.12.2006г.).

 

На сегодняшний день в стационарных помещениях рынков размещается лишь 21% от общего количества созданных на них торговых мест.

 

Также необходимо активизировать работу по перемещению объектов мелкорозничной торговли, расположенных на территориях, прилегающих к ВУЗам (Медуниверситет - проспект Ленина, Политехнический университет - ул. Димитрова, Педагогическая академия - пр. Социалистический) и на тротуарах центральных улиц города.

 

В прошедшем году в г. Барнауле оборот розничной торговли снизился по сравнению с 2008 г на 18% и составил 82%. Только семь муниципальных образований края (г. Рубцовск, г. Белокуриха, Волчихинский, Михайловский, Смоленский, Топчихинский, Угловский районы) допустили подобное сокращение розничных продаж. Также следует отметить, что годовые показатели розничной торговли и общественного питания в Барнауле является самыми низким среди всех городов края и Сибири.

 

Поскольку доля города Барнаула составляет порядка 50% краевого розничного товарооборота, можно сделать вывод, что на краевой показатель в 80,6% в основном повлияло состояние и развитие потребительской сферы краевой столицы.

 

Таким образом, следует отметить, что администрация города не отслеживает формирование показателей, характеризующих состояние торговли, и общественного питания и не влияет на процессы, происходящие в розничной сети.

 

На заседании Общественного совета по развитию предпринимательства при Губернаторе Алтайского края в марте 2008 года обсуждался вопрос об организации работы информационно-консультационных центров поддержки предпринимательства (далее - ИКЦ) в муниципальных районах и городских округах Алтайского края, на котором перед администрацией г. Барнаула была поставлена задача о создании ИКЦ на городской площадке.

 

Однако до настоящего времени ИКЦ в г. Барнауле не создан, администрация города, ссылаясь на дефицит бюджета и необходимость оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления, считает, что функции, которые должны выполнять центры поддержки предпринимательства, выполняются в полном объеме комитетом по промышленности, предпринимательству и вопросам труда администрации города.

 

Дефицитом бюджетных средств администрация города обосновывает и отсутствие каких-либо попыток создания муниципального бизнес-инкубатора.

 

Администрацией города необоснованно затягивается вопрос оформления земельного участка под строительство 2-ой очереди Алтайского бизнес-инкубатора по ул. Гоголя, 65.

 

В 2009 году поступило более 30 обращений от предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в г. Барнауле, 16 обращений связаны с жалобами на действия администрации города и районных администраций города по вопросам земельно-имущественных отношений, в том числе в связи с отказами в продлении договоров аренды муниципального имущества, длительными сроками процедур по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду СМСП, переводу жилых помещений в нежилые для осуществления предпринимательской деятельности, ограничением права преимущественного выкупа арендуемых помещений муниципальной собственности, отсутствием единых требований по порядку предоставления вышеперечисленных муниципальных услуг.

 

4. Муниципальные закупки.

 

Существующая схема работы администрации г. Барнаула представляет полную децентрализацию муниципальных закупок, что приводит не только к отсутствию эффективного контроля над движением финансовых потоков в рамках всей системы муниципального заказа городского округа, но и требует содержания специалистов по закупкам в каждом подразделении и вызывает сложность поддержания высокого уровня их квалификации, соответствия этическим нормам и стандартам.

 

Наделение комитетов администрации города полномочиями на размещение заказов не способствует эффективному расходованию бюджетных средств.

 

Свидетельством этому являются результаты внеплановых проверок соблюдения требований законодательства муниципальными заказчиками г. Барнаула, проведенных в 2009 г. комитетом Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике и УФАС по Алтайскому краю.

 

В частности, Комитетом Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике по результатам проведения только одной проверки было установлено более 40 нарушений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», включая 8 случаев заключения муниципальных контрактов без проведения торгов, 23 случая необоснованных требований к участникам размещения заказов и к составу заявок, ограничивающих равный доступ к участию в торгах, а также несоблюдение требований о выборе способа размещения заказа, нарушения условий заключения контрактов и другие.

 

Кроме того, проверкой установлены многочисленные случаи нарушения муниципальными заказчиками сроков заключения контрактов по результатам торгов, а также сроков предоставления сведений о заключении и исполнении контрактов в уполномоченный на ведение реестра контрактов орган местного самоуправления - комитет по экономике и инвестициям администрации города. Это свидетельствует о крайне низкой организации системы внутреннего контроля за соблюдением законодательства в области размещения муниципального заказа.

 

По результатам только одной проверки УФАС по Алтайскому краю в 2009 году установлены нарушения в 35 из 47 случаев самостоятельного размещения заказов комитетами по образованию администраций районов и г. Барнаула, причем количество нарушений действующего законодательства по отдельным лотам достигало более трех. В результате было возбуждено 22 административных производства в отношении должностных лиц муниципальных заказчиков г. Барнаула, общая сумма наложенных штрафов составила свыше 550 тыс. рублей.

 

Встречаются также случаи невыполнения предписаний УФАС по Алтайскому краю в сфере размещения заказов, что является правонарушением, предусмотренным ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Например, в связи с установлением муниципальным заказчиком требований к услугам, которые влекут ограничение количества участников размещения заказа, УФАС по Алтайскому краю было вынесено предписание о прекращении нарушения в сфере размещения заказов от 30.12.2009 №184 с требованием об аннулировании открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по опубликованию официальной информации для доведения до сведения жителей г. Барнаула в 2010-2012 гг. Предписание было вынесено организатору торгов - комитету по экономике и инвестициям администрации г. Барнаула до начала аукциона. Несмотря на это, процедура открытого аукциона состоялась.

 

Считаем, что данная ситуация является следствием проводимой администрацией города Барнаула целенаправленной политики в сфере размещения заказов, которая не согласуется с главными принципами Федерального закона № 94-ФЗ по обеспечению прозрачности, гласности, конкурентности, эффективности расходования средств бюджета.

 

Еще в 2008 году в адрес главы администрации города Барнаула Колганова В.Н. было направлено письмо Главэкономики, в котором предложено реформировать существующую систему муниципальных закупок в г.Барнауле, а именно централизовать размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципальных образований городского округа - города Барнаула, обеспечить консолидацию заявок органов местного самоуправления и оптимизировать процесс проведения муниципальных закупок путем размещения заказов через орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по размещению государственных заказов в Алтайском крае в соответствии с действующей нормативной правовой базой.

 

Однако в нарушение постановления Администрации края от 26.09.2007 № 451 «О совершенствовании системы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» в 2009 г. только 0,3% от объема муниципального заказа г. Барнаула было размещено через уполномоченный орган Алтайского края.

 

При этом по результатам самостоятельного проведения закупок муниципальными заказчиками г. Барнаула почти четвертая их часть (без учета закупок продукции естественных монополий и коммунальных услуг) была осуществлена на основании гражданско-правовых договоров и государственных контрактов стоимостью до 100 тыс. рублей.

 

Помимо этого, 52% городских заказов размещено у единственного поставщика в результате несостоявшихся торгов и запросов котировок, с эффективностью менее 0,8%.

 

В результате более 75% городских заказов без учета закупок продукции естественных монополий и коммунальных услуг было размещено у единственного поставщика и почти 2,3 млрд. рублей потрачено практически без экономии бюджетных средств.

 

Сложившаяся ситуация представляется недопустимой, поскольку в результате указанных злоупотреблений муниципальными заказчиками г. Барнаула была нарушена обязанность по соблюдению принципа эффективности бюджетных расходов.

 

Таким образом, размещение муниципального заказа в г. Барнауле не соответствует нормативно-правовой базе Алтайского края, осуществляется с многочисленными нарушениями федерального законодательства, приводит к расточительству бюджетных средств на разных уровнях, позволяет заранее программировать результаты торгов для обеспечения интересов участников процесса.

 

Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным при размещении заказов для нужд г. Барнаула обеспечить:

 

централизацию муниципального заказа и соблюдение Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе в части требований к участникам размещения заказов, составу заявок, выбору способа размещения заказа;

 

консолидацию муниципальных заказчиков, исключение дробления муниципальных заказов и не менее чем двукратного сокращения доли заказов, размещенных у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.14 ч.2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (путем заключения гражданско-правовых договоров стоимостью до 100 тыс. рублей);

 

использование современных высококонкурентных электронных закупочных процедур в целях обеспечения эффективности расходования бюджетных средств и их экономии, в том числе посредством выполнения рекомендаций постановления Администрации края от 26.09.2007 № 451 «О совершенствовании системы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд» в части расширения участия в проводимых уполномоченными органом Алтайского края совместных торгах;

 

развитие конкуренции на рынке муниципального заказа г. Барнаула и не менее чем двукратного сокращения доли заказов, размещенных у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по результатам несостоявшихся торгов, запросов котировок;

 

соблюдение условий, сроков заключения и исполнения муниципальных контрактов, применения предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации финансовых санкций в случаях их нарушения.

 

Кроме того, считаем целесообразным принятие мер в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организациям которых осуществлялось возмещение выпадающих доходов, возникающих в связи с применением регулируемых цен при оказании населению жилищных услуг, услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению с нарушением действующего законодательства. В частности, связанных с завышением объема оказанных услуг и оплатой сверхнормативных потерь горячей воды (субсидии ООО «Барнаулэнерго»), компенсацией из бюджета инвестиционного тарифа ООО «Барнаулэнерго», результатом чего являлось нецелевое использование средств бюджета города.

 

5. Бюджет.

 

В бюджет города Барнаула за 2009 год поступили доходы в общей сумме 7404706 тыс. рублей, что на 2 процента ниже уровня 2008 года.

 

Собственные доходы поступили в сумме 4683677 тыс. рублей, что составляет 99 процентов к уровню 2008 года.

 

При этом темп роста по налоговым доходам составил 101 процент, по неналоговым доходам - 92 процента, при среднекраевых показателях 102 и 94 процента соответственно.

 

Темп роста к уровню 2008 года по налогу на доходы физических лиц составил 101 процент (среднекраевой рост 103 процента), по налогам на совокупный доход — 91 процент (среднекраевой показатель 94 процента).

 

Среднемесячная заработная плата в городе за 9 месяцев 2009 года составила 12560 рублей, что ниже, чем в городах: Новоалтайске (12968 рублей), Белокурихе (13400 рублей) и Заринске (13779 рублей).

 

По состоянию на 01.01.2010 года недоимка в бюджет города по местным налогам и сборам составляет 102478 тыс. рублей (прирост к 01.01.2009 года составил 39461 тыс. рублей или 163 процента), по налогам со специальными налоговыми режимами - 48422 тыс. рублей (снижение к 01.01.2009 года-732 тыс. рублей).

 

Администрацией города и ее структурными подразделениями плохо организована работа по выявлению хозяйствующих субъектов (филиалов, представительств), имеющих рабочие места и осуществляющих деятельность на территории Алтайского края, но не перечисляющих налог на доходы физических лиц в бюджетную систему края.

 

Недостаточно внимания уделяется исчислению и взиманию единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Более 1500 организаций и индивидуальных предпринимателей являются плательщиками минимального налога при упрощенной системе налогообложения и предоставляют «нулевые» декларации, что приводит к выпадающим доходам местного бюджета в сумме более 200 млн. руб.

 

Администрацией г. Барнаула не принимаются меры по изъятию у граждан земельных участков, находящихся в незаконном владении (пользовании). Лицам, использующим земельные участки без правоустанавливающих документов, не было предъявлено к оплате арендной платы в общей сумме 17 млн. рублей.

 

Кроме того, комитетом по земельным ресурсам г. Барнаула необоснованно списана задолженность граждан в общей сумме 14,5 млн. рублей за земельные участки, проданные им под жилищное строительство.

 

Также, в результате бездействия комитета по земельным ресурсам г. Барнаула по своевременному сбору арендной платы за переданные в пользование земельные участки в городской и краевой бюджеты не поступило средств в общей сумме 59,3 млн. рублей.

 

В ряде случаев средства арендной платы за использование земельных участков, подлежащие зачислению в краевой бюджет, необоснованно зачислялись в бюджет города.

 

Комитетом по архитектуре и развитию города Барнаула было выдано 245 разрешений на установку рекламных конструкций. При этом оплата за их размещение в бюджет не поступала.

 

В городе не достигнута полнота постановки всех плательщиков земельного налога на кадастровый и налоговый учет, что приводит к выпадающим доходам в сумме более 150 млн. рублей.

 

К тому же на увеличение суммы выпадающих доходов влияют заниженные ставки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.

 

Так, по земельному налогу предусмотрены следующие ставки:

 

1.Под жилищным фондом - 0,1%, ниже, чем предусмотрено НК РФ (0,3%) и принято в других городах.

 

2. Под землями гаражей, погребов и автостоянок - 0,8%, ниже, чем предусмотрено НК РФ (1,5%);

 

3. Под землями пищевого, строительного, автотранспортного производства, автобаз, автоколонн, других промышленных производств -1,4%, ниже, чем предусмотрено НК РФ (1,5 %).

 

По налогу на имущество физических лиц:

 

1. По имуществу стоимостью от 300 до 500 тыс. руб.- 0,14%, ниже, чем максимально предусмотренные Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее Законом) (0,3%);

 

2. По имуществу стоимостью свыше 500 тыс. руб.- 0,4 %, ниже, чем максимально предусмотренные Законом РФ (2 %).

 

Кроме того, по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, решениями органа местного самоуправления расширен перечень предоставленных льгот, что также приводит к выпадающим доходам городского бюджета.

 

Грубые нарушения допускаются администрацией г. Барнаула при сдаче в аренду и продаже объектов муниципальной собственности.

 

Так, администрацией г. Барнаула значительная часть муниципального имущества была передана частным управляющим компаниям: ЗАО «Барнаульская управляющая компания», ООО «Управляющая компания ПК». При этом указанные компании необоснованно сдавали полученное имущество в аренду по ставкам, существенно превышающим ставки, установленные Городской Думой. Средства арендной платы за использование муниципального имущества зачислялись на счета этих компаний в коммерческих банках. В результате в бюджет города Барнаула не поступило более 10 млн. рублей.

 

Помимо этого, данные компании, с разрешения администрации города, занимались реализацией объектов муниципальной собственности. При этом стоимость продаваемых компаниями объектов была существенно ниже их рыночной стоимости. В результате деятельности указанных компаний по продаже муниципального имущества бюджет города не получил 149,2 млн. рублей.

 

Кроме того, администрацией г. Барнаула муниципальное имущество передавалось в пользование коммерческим структурам без взимания платы (ООО «Барнаулэнерго, ООО «Барнаульская сетевая компания», ООО «Барнаульский водоканал»). В результате в местный бюджет не поступило средств арендной платы в сумме 7,1 млн. рублей.

 

Расходы города в 2009 году исполнены в сумме 7313349 тыс. рублей, или ниже уровня 2008 года на 4 процента. Расходы на выплату заработной платы с начислениями составили 3200396 тыс. рублей, с ростом к 2008 году на 10 процентов, удельный вес их в объеме расходов - 44 процента. На оплату потребленных бюджетными учреждениями коммунальных услуг в 2009 году направлено 424906 тыс. рублей, с ростом к 2008 году на 11 процентов, на увеличение стоимости основных средств — 869717 тыс. рублей, что ниже уровня 2008 года на 12 процентов.

 

Бюджетная обеспеченность в расчете на одного жителя составила в 2009 году 11240 рублей, при средней по городам 11667 рублей, или ниже на 4 процента.

 

Капитальные вложения в 2009 году за счет средств краевого и федерального бюджетов профинансированы в сумме 199203 тыс. рублей. Кроме того, за счет средств краевого и федерального бюджетов финансировались объекты капитального строительства краевой собственности, находящиеся на территории города Барнаула. Расходы краевого и федерального бюджетов на указанные объекты составили в 2009 году около 860 млн. рублей.

 

В рамках реализации Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2009 году городу Барнаулу на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов перечислено за счет средств Фонда 605091,4 тыс. рублей, средств краевого бюджета - 8245,7 тыс. рублей. На переселение граждан города Барнаула из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья направлено за счет средств Фонда 547701 тыс. рублей, средств краевого бюджета -35332 тыс. рублей.

 

Из общей суммы средств, направленных в 2009 году муниципальным образованиям для реализации Федерального закона № 185-ФЗ, на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов городу Барнаулу направлено 25 процентов, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда -61,4 процента.

 

В рамках антикризисных мер Правительства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2009 № 253, постановлением Администрации Алтайского края от 03.08.2009 № 345 «О реализации Соглашения с Минрегионом России о предоставлении субсидий из федерального бюджета на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники» за счет средств краевого и федерального бюджетов для города Барнаула приобретено 12 единиц техники общей стоимостью 4362,8 тыс. рублей. Поступившие автотранспортные средства и коммунальная техника переданы в муниципальную собственность.

 

По оперативной оценке исполнения бюджета городского округа в 2009 году допущено неэффективное использование средств городского бюджета в общей сумме 251595 тыс. рублей.

 

Удельный вес указанных расходов в общем объеме расходов бюджета города составил 3 процента.

 

В связи с превышением установленного норматива расходов на содержание органов местного самоуправления допущено неэффективное расходование средств в сумме 10367 тыс. рублей.

 

Неэффективное использование средств городского бюджета в результате предоставления субсидий юридическим лицам вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров общественного транспорта в 2009 году составило 140655 тыс. рублей, а также в результате установления тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере, не обеспечивающем возмещение издержек -100573 тыс. рублей.

 

Дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с 2008 годом возросла на 16,5 процентов и по состоянию на 01.10.2009 года составила 1810856 тыс. рублей, в том числе неплатежи населения - 1036691 тыс. рублей (рост составил 10 процентов), удельный вес указанной задолженности в общем объеме — 57 процентов.

 

Просроченная кредиторская задолженность по финансированию расходов городского бюджета за 2009 год уменьшилась на 200208 тыс. рублей и на 01.01.2010 года составила 144400 тыс. рублей, или 222 рубля в расчете на одного жителя. Кредиторская задолженность за коммунальные услуги, потребленные бюджетными учреждениями, отсутствует.

 

Объем муниципального долга на 01.01.2010 составил 435149,8 тыс. рублей, в том числе кредиты банков - 115000 тыс. рублей, или 26 процентов от общего объема обязательств, гарантии города -279891 тыс. рублей.

 

Администрацией города осуществлялось привлечение кредитов коммерческих банков для покрытия дефицита местного бюджета. Объем привлеченных заемных средств в 2008 году составил 565 млн. рублей, в 2009 году - 863 млн. рублей. Расходы городского бюджета на обслуживание муниципального долга за этот период составили 60,8 млн. рублей.

 

При этом администрацией г. Барнаула принимались решения, приводящие к неэффективному и неправомерному расходованию бюджетных средств.

 

Так, транспортным предприятиям города под видом возмещения выпадающих доходов за 2007-2009 годы было необоснованно перечислено бюджетных средств в общей сумме 203,9 млн. рублей; предприятиям жилищно-коммунального хозяйства города (ООО «Барнаулэнерго», МУП «Южком», ООО «Барнаульский водоканал» и др.) — 514,2 млн. рублей.

 

Получение всех подлежащих зачислению налоговых доходов, доходов от использования муниципального имущества, а также отказ от неэффективных расходов в области жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, образования и здравоохранения позволил бы не только не привлекать кредиты банков, но и направить дополнительные средства на финансирование жизненно важных для города расходов, сократить расходы на обслуживание долга - уплату банковских процентов.

 

Поступления доходов от использования земельных участков и имущества в бюджет г. Барнаула за 2008 год являются низкими среди городов-столиц субъектов Сибирского Федерального округа: г. Новосибирска, г. Кемерово, г. Красноярска, г. Омска, г. Иркутска.

 

Доходы в расчете на душу населения от использования земельных участков по г. Барнаулу в 2008 году составили 992 рубля, что ниже показателей в городах с сопоставимой численностью населения: г. Кемерово - 2002 рубля, г. Томске - 1206 рублей, г. Иркутске - 2442 рубля. Кроме того, показатель в расчете на душу населения по доходам от использования земельных участков по г. Барнаулу ниже, чем показатель в г. Горно-Алтайске, величина которого составила 1230 рублей.

 

В абсолютной сумме фактическое поступление доходов от использования земельных участков в 2008 году по г. Барнаулу составило 645328 тыс. рублей, в г. Кемерово - 1042074 тыс. рублей, в г. Иркутске -1406329 тыс. рублей.

 

Доходы в расчете на душу населения от использования имущества по г. Барнаулу в 2008 году составили 367 рублей, что ниже показателей в городах с сопоставимой численностью населения: г. Кемерово -467 рублей, г. Томске - 399 рублей, г. Иркутске - 887 рублей.

 

Доходы в расчете на 1 га площади территории города от использования земельных участков по г. Барнаулу составляют 20104 рубля, что ниже показателей в городах с сопоставимой площадью: г. Кемерово -34286 рублей, г. Томске - 21354 рубля, г. Иркутске - 47737 рублей.

 

За 2009 год в бюджет г. Барнаула поступило земельного налога 305953 тыс. рублей, арендной платы за землю - 330762 тыс. рублей. В расчете на душу населения по г. Барнаулу поступление земельного налога составило 470 рублей, что ниже, чем в городах Алтайского края: г. Алейске

 

- 547 рублей, г. Белокурихе - 2094 рубля, г. Заринске - 606 рублей, г. Новоалтайске - 642 рубля. Арендная плата за землю на одного человека в г. Барнауле составляет 508 рублей, это ниже, чем в г. Белокурихе -661 рубль.

 

6. Занятость населения

 

В современных социально-экономических условиях особую актуальность приобретает выработка комплекса мер системного характера, направленных на улучшение ситуации в сфере труда и занятости населения края.

 

Гарантом успешной работы в данном направлении является системное взаимодействие органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления. Особая роль в обеспечении социальной стабильности принадлежит органам власти г. Барнаула, в котором сосредоточено более 26 % населения края, 34 % работников и 52,5 % хозяйствующих субъектов.

 

Однако результаты работы Администрации г. Барнаула свидетельствуют о серьезных недоработках в сфере регулирования социально-трудовых отношений. Незаинтересованность исполнительной власти города решать данные проблемы подтверждают следующие факты:

 

1. Город Барнаул - единственный городской округ в крае, где не принимаются программы содействия занятости населения, несмотря на неоднократные усилия управления Алтайского края по труду и занятости населения и КГУ «Центр занятости населения г. Барнаула» в этом направлении. Тем самым действия администрации города в сфере занятости не согласуются с проводимой в крае политикой занятости населения.

 

Бездействие городской администрации по стимулированию работодателей на создание новых постоянных рабочих мест привело за два последних года к значительному снижению - в 2,5 раза - их ввода (с 10,5 тыс. в 2008 году до 4,2 тыс. рабочих мест в 2009 году). По темпу роста данного показателя среди городов Барнаул занял 10 место. В то же время в каждой третьей территории края отмечается не только сохранение докризисного уровня, но и поступательный рост новых рабочих мест.

 

Как результат, к концу 2009 года уровень регистрируемой безработицы в краевой столице возрос в 2,1 раза (с 0,7 до 1,5 %), что существенно превышает общекраевой показатель (1,4 раза). Численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости населения более одного года, выросла в 1,8 раза при снижении по краю на треть (или 34,7 %). Средняя продолжительность безработицы увеличилась более чем на 40 % (с 4,1 до 5,8 месяцев) при сокращении в среднем по краю с 5,5 до 5,0 месяцев. Рейтинг среди 11 городов края по данному показателю ухудшился на 5 позиций (с 4 до 9-го места).

 

Негативные тенденции продолжаются также в текущем году. Это происходит на фоне стабилизации ситуации по краю.

 

При наличии значительного потенциала, незаинтересованность администрации привела к крайне низким показателям обеспеченности занятости населения города. Уровень трудоустройства ищущих работу граждан составляет всего 10,5 % (по городам - 15,6 %, краю - 12,8%).

 

Барнаул занимает лишь 5 место в рейтинге городов по софинансированию мероприятий активной политики занятости.

 

2. Работа по сокращению долгов по заработной плате ведется не системно, о чем свидетельствует динамика увеличения задолженности.

 

В 2009 году сумма долга увеличилась более чем в 10 раз - с 3 млн. рублей (на 01.01.2009) до 32,6 млн. рублей (на 01.01.2010), соответственно в структуре задолженности удельный вес долгов города вырос с 3,3% до 21%. Численность работников, которым задерживается выплата заработной платы, увеличилась с 327 до 2159 человек, количество организаций возросло с 2 до 7 единиц. Всего же в течение 2009 года задолженность появлялась в 36 организациях города.

 

В связи с этим краевой рабочей группе по вопросам выплаты заработной платы пришлось ежемесячно заслушивать представителей администрации города Барнаула. Главе г. Барнаула В.Н. Колганову было предложено взять под личный контроль вопросы выплаты заработной платы на предприятиях города. Однако ситуация с долгами по заработной плате в городе по-прежнему ухудшается. На 21.02.2010 сумма задолженности составляла 34,1 млн. рублей (18,7 % от общей суммы долга по краю) перед 1867 работниками в 6 организациях. Особую тревогу вызывает неспособность администрации разработать алгоритмы конкретной помощи предприятиям, впервые попавшим в кризисную ситуацию (например, в случае с НИИ им. Лисавенко).

 

3. Администрация краевого центра не обеспечила необходимых темпов аттестации рабочих мест по условиям труда. С учетом периодичности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда за последние пять лет, эта работа проведена в 1163 организациях, что составляет лишь 2,3 % от их количества.

 

В 2009 году эта работа вообще не координировалась администрацией города и практически была сведена до минимума (аттестацию провели 290 организаций). В результате на аттестованных рабочих местах трудятся не более 35 % работников города (по краю - 45%).

 

Утверждение администрации города об обучении по охране труда 96 % работодателей и специалистов организаций не соответствует действительности. По информации, полученной от учебных центров города, обучено не более 30 % от числа подлежащих обучению.

 

Следствием неудовлетворительной трудоохранной работы в г. Барнауле является наличие 9 несчастных случаев на производстве, произошедших за 2 месяца текущего года (из 21 несчастного случая на производстве, произошедшего в крае; за 2009 год - соответственно 43 из 179).

 

4. Вызывает недоумение отстраненность городских властей от процесса становления и развития института социально ответственных работодателей. Не исполняется постановление Администрации края от 30.07.2009 № 341 в части внесения изменений и дополнений в муниципальную нормативную правовую базу, стимулирующих работодателей к социально ответственному поведению.

 

Несмотря на неоднократные обращения управления по труду и занятости населения, власти города единственные в крае не подписали Соглашение о совместных действиях в данном направлении. В результате только 6 работодателей, осуществляющих деятельность в г. Барнауле, получили статус «Социально ответственный работодатель Алтайского края». А таких работодателей могло быть значительно больше при имеющемся в городе потенциале.

 

Во многом причиной сложившейся в г. Барнауле негативной ситуации является то, что система управления в сфере труда и занятости не адаптирована к сложившимся условиям. Власти города не предпринимают должных мер по налаживанию конструктивного взаимодействия с краевым управлением по труду и занятости населения, не налажен мониторинг процессов, происходящих в социально-трудовой сфере, информирование органов власти края по ряду позиций является недостоверным.

 

7. Социальная защита.

 

В настоящее время в г. Барнауле наблюдается ситуация, когда многоквартирный дом одновременно находится в управлении двух «спорящих» управляющих компаний и каждая из них предъявляет квитанции на оплату ЖКУ жильцам одного и того же дома. Некорректное отношение в данном вопросе управляющих компаний, бесконтрольность со стороны администрации города в правомерности притязаний их к управлению тем или другим домом приводит к безответственности управляющих компаний в вопросах взаимодействия с органами социальной защиты населения по предоставлению гражданам льгот по оплате ЖКУ в виде компенсации, вовлечение последних в конфликт, использование льготников как живой щит для достижения своих целей. В период «спора» органам социальной защиты населения невозможно начислять льготникам компенсации, что может повлечь как ущемление прав граждан, так и излишнюю выплату компенсаций за счет средств федерального и краевого бюджетов.

 

В связи с чем, на наш взгляд, администрации города необходимо не только позиционировать себя «защитником» интересов горожан, но и заниматься решением конкретной проблемы, не доводя ее до конфликта: осуществлять учет управляющих компаний, а самое главное - организовать контроль за правомерностью осуществления управления домом конкретной компанией. И в этих целях не последняя роль должна отводиться информационно-разъяснительной работе среди населения.

 

По данному вопросу в Главалтайсоцзащиту поступают письменные и устные обращения граждан, соответственно были направлены письма в прокуратуру Индустриального и Центрального районов города, в администрацию города, в управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству. Даны разъяснения непосредственно управляющим компаниям (ООО «Взаимопомощь-Регион», «Родной Барнаул», ОАО УК «Свой дом» и др.).

 

В 2009 году израсходовано бюджетных средств на выплату субсидий в сумме 927,7 млн. руб., на выплату компенсаций - 1млрд. 827 млн. руб., в январе текущего года- 79,3 млн. руб. и 173,3 млн. руб. соответственно. Более 30% от объема бюджетных средств приходится на г. Барнаул.

 

Как видно из приведенных цифр, значительные средства федерального и краевого бюджетов направлены на социальную поддержку в области жилищных отношений, а несогласованность и бесконтрольность в деятельности управляющих компаний может повлечь неэффективное их использование, лишить граждан возможности воспользоваться гарантированными государством мерами социальной поддержки по оплате ЖКУ и, как следствие, может привести к социальной напряженности среди населения.

 

Одной из важнейших мер социальной поддержки в преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне являлось обеспечение жильем ветеранов, вставших на учет до 1 марта 2005 года. По г. Барнаулу таких ветеранов 98 человек.

 

Губернатором Алтайского края А.Б. Карлиным в сентябре 2009 года в адрес глав администраций районов и городов края было направлено письмо о завершении индивидуального подбора комфортных помещений для нуждающихся в жилье ветеранов до 01.10.2009, а до 01.01.2010 с личного согласия ветеранов их заселения при непосредственном участии в этом руководителей органов местного самоуправления.

 

На 01.01.2010 администрация г. Барнаула отчиталась о заселении ветеранов в квартиры. Но на момент посещения ветеранов, получивших жилье по ул. Малахова, д.162, 4 января 2010 года, администрация города Барнаула не обеспечила сдачу дома в эксплуатацию. По заявлению председателя ТСЖ Мещеряковой Т.Н., из 47 ветеранов, получивших квартиры в 4 подъезде, только 39 были выданы ключи, 8 - ключи не получили. 1-й подъезд вообще не был подготовлен к эксплуатации, где должны заселиться 6 ветеранов.

 

8. Здравоохранение.

 

Анализ деятельности здравоохранения города Барнаула выявил недостаточную структурную эффективность отрасли, следствием которой стали неэффективные финансовые расходы в 2009г. в сумме 180 млн. 168 тыс. руб., (расчет проведен по методике Минрегионразвития РФ), что составляет 1,4% от всех расходов здравоохранения Алтайского края и 6,2% от расходов здравоохранения города Барнаула.

 

Отрасли здравоохранение города Барнаула, согласно программе госгарантий, необходимо сбалансировать объемы стационарной, амбулаторной помощи, скорой медицинской помощи и стационар-замещающих технологий (дневных стационаров).

 

Объемы скорой медицинской помощи в 2009 г. возросли на 4% и составили 446 вызовов на 1 тыс. нас., что превышает федеральный норматив на 40,3%. В структуре выездов 32% (92892 выезда из 290234) составляют выезды к лицам с хроническими заболеваниями. В связи с этим, объем неэффективных расходов на управление объемами скорой медицинской помощи в 2009 г. составил 45 млн. 569 тыс. руб. (16,8% от всех расходов на скорую медицинскую помощь г. Барнаула).

 

Объемы медицинской помощи в круглосуточных стационарах возросли на 1,3%. Федеральный норматив по ОМС превышен на 20%, а «муниципальные нормативы» на 42%.

 

Число посещений к врачам на одного жителя в год в 2009г. составило 11,43 (рост на 9,7%), что существенно превышает федеральные нормативы 2009г. (соответственно 9,198 и 8,458 на 1 жителя). Вместе с тем, удельный вес посещений, сделанных по ОМС составляет всего 72,6% (при федеральном нормативе 92%).

 

Отмечается снижения уровня амбулаторной хирургической активности. Общая численность амбулаторных операций сократилась с 51621 в 2008 г. до 44431 в 2009 г. (снижение на 13,9%).

 

Общее число мест в дневных стационарах сократилось на 71. Хотя коэффициент сменности их работы возрос с 1,0 в 2008 г. до 1,56 в 2009 г., федеральные нормативы по данному виду помощи недовыполнены на 37,7%.

 

На доступности оказания медицинской помощи жителям села влияет недостаточное использование городскими лечебно-профилактическими учреждениями собственных лечебно-диагностических возможностей, при этом нерационально используются ресурсы краевых учреждений здравоохранения.

 

Так, например, в КГУЗ «Диагностический центр Алтайского края» в 2009 году по некоторым позициям около 70 % пациентов, прошедших обследование, являются жителями города Барнаула. В то же время в остальные краевые лечебно-профилактические учреждения по удаленной регистратуре специалистами городских поликлиник направлены на консультирование всего 9 человек.

 

При анализе льготного медицинского обеспечения выяснено, что общее количество федеральных льготников в г. Барнауле по данным краевого сегмента федерального Регистра на 01.01.2009г. составило 74993 человек. Из них сохранили право на получение натуральных льгот в части лекарственного обеспечения 30147 человека. Отказались от «соцпакета» на 2009г. 44856 человек -59,8% (на 2008г. - 58,4%).

 

Врачи города до сих пор порой неправильно выписывают рецепты - забраковано 4344 бланков рецептов, что составило 85% от общего количества забракованных по краю.

 

По итогам 2009г. в аптеках города сложились 2х месячные неизрасходованные остатки медикаментов на общую сумму 50,8 млн. руб., что говорит о неэффективном управлении товарными запасами в городе и нерациональном расходовании бюджетных средств.

 

Серьезную озабоченность вызывает позиция администрации г. Барнаула по вопросу акционирования муниципальных аптечных предприятий.

 

Аптечные предприятия города Барнаула обеспечивают по льготным и бесплатным рецептам более 74,0 тыс. жителей города и были безвозмездно переданы из краевой собственности в муниципальную в 1992-1993 годах. Считаем целесообразным в целях выполнения государственных гарантий по лекарственному обеспечению льготных категорий граждан обеспечить передачу аптечных муниципальных унитарных предприятий г. Барнаула из муниципальной собственности в государственную собственность Алтайского края.

 

В течение 5 последних лет отмечается позитивная динамика демографических показателей - рост рождаемости и снижение смертности. В 2009 г. показатель рождаемости (12,1%о) превысил уровень смертности 11,7%о. Вместе с тем, следует отметить, что уровень рождаемости в г. Барнауле в 2009г. ниже среднего по краю (12,4%о) на 2,4%. За счет низкого уровня смертности (край 14,4 на 1 тыс. нас.) в г. Барнауле в 2009 г. сложился положительный естественный прирост +0,3 на 1 тыс. нас.

 

Негативным фактом в динамике общей и преждевременной смертности является её рост, по сравнению с 2008г.:

 

-     от злокачественных новообразований на 0,6%;

 

-     от болезней органов дыхания (общей на 5,9%, преждевременной на 4,4%), в том числе от острых пневмоний (общей на 9,5%, преждевременной на (8,4%);

 

-     от острого инфаркта миокарда (общей на 25,2%, преждевременной на 8,0%);

 

-     от острого панкреатита (преждевременной в 2,2 раза);

 

-     от самоубийств (общей на 1,5%).

 

9. Образование.

 

Ключевое направление модернизации образования - развитие кадрового потенциала и, прежде всего, привлечение и закрепление в отрасли молодых специалистов. Несмотря на то, что в городе установлены единовременные выплаты из муниципального бюджета молодым педагогам (их размер - 3000 руб.), принимаемых мер недостаточно, чтобы решить эту проблему. Об этом говорит тот факт, что доля учителей и руководителей пенсионного возраста в городе не только выше среднекраевой (соответственно 17,5 % и 14,1%, 15,0% и 14,4 %), но и продолжает расти. Т.е., в городе не эффективно работает механизм «естественной» ротации кадров. Обращаю ваше внимание также на то, что наблюдается диспропорция в повышении заработной платы директоров (на 86,9%) и учителей (на 23,6 %), что не может не влиять негативно на психологическую атмосферу в педагогических коллективах города.

 

Другое важнейшее направление модернизации - развитие образовательной сети, в т.ч. ее реструктуризация. В городе такая работа ведется. Однако имеется ряд нерешенных вопросов, что снижает ее эффективность и способствует созданию социальной напряженности среди участвующих в данном процессе сторон. Это в первую очередь, отсутствие утвержденных на уровне местного органа законодательной власти Положения о порядке создания, ликвидации и реорганизации образовательных учреждений (в настоящее время утверждено приказом комитета по образованию) и муниципальной программы реструктуризации и развития образовательной сети города на среднесрочную перспективу. Считаю, что передача полномочий по утверждению этих актов органу управления образованием не совсем легитимна, а главное, не способствует созданию благоприятных условий для реализации этого крайне важного для развития образования и очень социально чувствительного процесса.

 

Есть еще проблема, в решении которой я надеюсь на Ваше личное вмешательство. В Барнауле успешно реализован проект модернизации технологического оборудования школьных столовых. Вместе с тем, в городе - самая высокая стоимость питания в крае и самая высокая торговая наценка комбината школьного питания - 100%. Кроме того, льготой на питание из муниципального бюджета (18 руб. в день) пользуются только 5% школьников. Для сравнения: в Бийске муниципальной льготой (10 руб.) пользуются 61 % учащихся.

 

Есть проблемы и в сфере летнего отдыха: не заполняются полностью загородные оздоровительные лагеря и, что крайне важно сейчас, не используются в полной мере возможности пришкольных лагерей. Надеюсь, что модернизированные школьные столовые будут дополнительным стимулом для качественного улучшения этого вида оздоровления детей в городе в этом году.

 

10. Культура.

 

Располагая в целом необходимой сетью учреждений культуры по различным направлениям (библиотеки, музей, культурно-досуговые учреждения, детские школы искусств, планетарий, парки, муниципальные творческие коллективы), г. Барнаул при этом заметно отстает от других городских округов края по расходам на отрасль культуры в общем объеме расходов бюджета города: в бюджете городского округа расходы на культуру в 2008 году составляли 1,8%. Для сравнения - расходы на отрасль культуры в 2008 году составляли 3,0 % от бюджета города Бийска и 4% от бюджета города Рубцовска, городах Новоалтайске и Заринске - 5 %. Среднекраевой показатель -3%.

 

Заметно отстает город Барнаул и по среднему показателю бюджетных расходов на культуру по городам края в расчете на душу населения - при краевом показателе 242 рубля (2008 г) в 2009 году он составил 198,3 рублей.

 

Достаточно динамично развиваются детские школы искусств по количеству обучающихся. Культурно-досуговая деятельность поддерживается 10 учреждениями клубного типа, динамика работы которых положительная: рост количества культурно-досуговых мероприятий (2008 год - 1501, 2009 год -1786), рост количества клубных формирование (2008 год - 190, 2009 - 206) и др.

 

Развитие библиотечной сети г. Барнаула, напротив, заставляет задуматься. Библиотечное обслуживание в г. Барнауле осуществляют 27 муниципальных библиотек. Согласно расчетам, соответствующим требованиям социальных нормативов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 13.07.2007 № 923-р, в г. Барнауле должно быть до 65 общедоступных библиотек. На территории города находятся три краевых библиотеки, которые обслуживают преимущественно население города.

 

Кроме того, в 2008 году процент охвата населения г. Барнаула библиотечным обслуживанием по муниципальным библиотекам города составил 18,1 % при среднекраевом показателе 38,9 %.

 

В течение последних лет в г. Барнауле прослеживалась тревожная тенденция по закрытию библиотек: с 2003 по 2007 гг. закрыты библиотеки-филиалы ЦБС № 12, 13, 2, 6, 21, в последние два года эта тенденция приостановлена.

 

В г. Барнауле (в отличие от Рубцовска и Бийска, имеющих свои муниципальные драматические театры) нет своих учреждений профессионального театрального искусства. Население города обслуживается четырьмя краевыми театрами и Государственной филармонией Алтайского края. Для сравнения - в ряде административных центров других регионов Сибирского Федерального округа имеются муниципальные городские театры - например, в городах Омске, Новосибирске.

 

11. Физкультура и спорт

 

Количество активно занимающихся физической культурой и спортом составило 139970 человек, это 21,4% от общего количества жителей города (в 2008 году 138760 человек - 21,4%). Увеличение составило 1210 человек. Для краевого центра это низкий показатель, т.к. здесь сконцентрированные высшие и средние учебные заведения, краевые спортивные школы.

 

Количество штатных работников физической культуры и спорта 2009 году составило 1484 человек (в 2008 - 1477 человек).

 

В городе работает 15 муниципальных спортивных школ, в которых занимается 9220 юных спортсменов, что составляет 17,4% от общего количества учащихся общеобразовательных школ. Краевой показатель 28,3%. Шесть детско-юношеских спортивных школ находятся в приспособленных помещениях. На территории города расположены 11 краевых детско-юношеских спортивных школ, в которых занимаются 7784 учащихся. Затраты на одного занимающего в краевых учреждениях составили в 2009 г. 26409 руб., в муниципальных учреждениях города-7435 руб. Существенной проблемой в развитии детско-юношеского спорта является отсутствие финансовых средств на учебно-тренировочную работу. Спортсмены спортивных школ города участвуют в краевых соревнованиях в основном за счет родительских и спонсорских средств.

 

В 2009 году в городе открыты 2 учреждения спортивной направленности - МОУ ДОД "Дворец спорта для детей и юношества «Барнаул», куда переведены тренеры и учащиеся ДЮСШ №1 и автономное учреждение «Белая ладья».

 

В г. Барнауле 13 организациям предоставлен понижающий коэффициент 0,5 при расчете арендной платы за занимаемые помещения, а 3 организациям помещения предоставлены по договору безвозмездного пользования.

 

В городе Барнауле 847 спортивных сооружений (в 2008 - 830). Обеспеченность спортивными сооружениями в тыс. м на 10 тыс. населения составляет 0,58. Краевой показатель-0,98.

 

В 2009 году за счет средств городского бюджета произведен ремонт стадиона МОУ гимназия № 80 на сумму более 2,5млн. рублей. В городе построены спортивные площадки в микрорайонах «Куета», «Березовка», МОУ школа 127, хоккейные коробки в поселке Бельмесево, в микрорайоне «Авиатор» за счет средств предпринимателей.

 

Администрация г. Барнаула не выступает с инициативой о строительстве современных быстровозводимых спортивных объектов в городе и о включении их строительства или оснащения спортивно-технологическим оборудованием в федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». В рамках ФЦП на условиях софинансирования средствами федерального, краевого и городского бюджетов построен спортивный центр с универсальным игровым залом «Победа», который зарегистрирован в муниципальной собственности. Однако при проведении в нём краевых соревнований крайспортуправлению выставляются счета за аренду помещений.

 

Финансирование физической культуры и спорта в 2009 году составило 9540 тыс. рублей (в 2008 - 11652 тыс. рублей). В расчете на душу населения расходы составили в 2009 году 14,6 рублей (в 2008 - 17,8 рублей). Средний показатель бюджетных расходов на физическую культуру и спорт за 2009 год по городам Алтайского края составил более 55 рублей. Расходы на содержание команд мастеров, представляющих г. Барнаул, и играющих в краевом центре осуществляются в основном из краевого бюджета.

 

Направляю в Ваш адрес для объективной оценки итогов работы администрации города Барнаула за 2009 год.

 

 

 

Заместитель Губернатора

 

Алтайского края                                               Б.В. Ларин