18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

С предложением ежегодно проводить в Алтайском крае Форум по туризму под эгидой администрации Алтайского края и Совета Федерации выступил сенатор от Алтайского края, заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму Юрий Шамков. Инициатива прозвучала в его выступлении на выездном заседании комиссии СФ , которое прошло 19 февраля в Белокурихе. Оно было посвящено перспективам развития внутреннего и въездного туризма на примере Алтайского края. В кулуарах совещания будущий форум уже окрестили «туристическим Давосом» по аналогии с «зерновым Давосом», неделей ранее собравшим в Белокурихе представителей федеральных министерств и ведомств, бизнес-элиту страны, авторитетных экспертов. Предлагаем ознакомиться с текстом выступления Юрия Шамкова.

 
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

19 февраля 2010 года Белокуриха

 

Уважаемые участники выездного заседания комиссии СФ по делам молодежи и туризму! Уважаемые гости и приглашенные!

 

Туризм вошел в XXI век как один из наиболее стабильно развивающихся секторов экономики, серьезно влияющих на социально - экономическое положение многих стран мира.

 

 

По оценке Всемирной туристской организации при ООН, на долю туризма приходится 3,2% мирового ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта - 9,4%, при этом в туриндустрии работает 7,6% работающего населения планеты.

Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие.

 

Мировая тенденция развития индустрии туризма заключается в постепенном смещении акцентов от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Юго-Восточная Азия, Северная Африка, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока.

 

Вместе с тем, в настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. На долю въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это низкий показатель, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

 

 

 

По оценкам Всемирной Туристской Организации (ВТО), потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию составляет немногим более 2 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.

 

 

 

Доля туризма в ВВП Российской Федерации составляет 2,5%, а с учетом мультипликативного эффекта – 6,3%.

 

При этом доля туризма в ВВП Кипра и Мальты составляет четвертую часть , более 8%- в Австрии, Великобритании, Италии, более 6 % - в Испании и Франции.

 

Вместе с тем, по оценкам специалистов, каждый рубль, работающий в туризме, привлекает дополнительно до 3-5 рублей в смежные с ним отрасли экономики.

  


По данным Всемирного экономического форума (WEF) 2009 года, Россия заняла 59 место среди 133 стран по конкурентоспособности туристического сектора экономики, 5 место - по «наличию природных туристских ресурсов мирового значения» , 9 место - по «культурным туристским ресурсам мирового значения», одно из последних, 127 место - по показателю «приоритет сектора туризма для государства», 83 место - по «государственным расходам на туризм».
 

  

 
 

Продвижение российских туристских продуктов на международном рынке - еще одна очень важная составляющая государственной политики в сфере туризма. В настоящее время в бюджете России на эти цели предусмотрена сумма в размере 4 млн. евро. При этом на рекламу туристических возможностей Турция тратит в год 112 млн. евро, Испания – 76 млн., Франция- 59млн., Кипр - 40 млн., Польша и Чехия – около 7 млн. Подобное положение дел не позволяет России на равных конкурировать в сфере туризма со странами, традиционно предоставляющими подобный вид услуг. И эту ситуацию необходимо кардинальным образом менять.

 

 

В условиях кризиса в 2009 году объемы въездного туризма в России сократились почти на 7 % по сравнению с 2008 годом, и на 17% снизились объемы выездного туристического потока.

 

 

При этом несколько активизировались граждане России, совершающие путешествия по стране. Их число увеличилось на 500 тысяч и составило в 2009 году 32 миллиона человек.

 

 

На российском рынке туризма доля пляжного туризма составляет – 38%, культурно-познавательного – 20%, делового – 18%, оздоровительного и спортивного – 15 %, событийного, паломнического, экологического, сельского, круизного – 9%

 

Сегодня активная роль в регулировании отношений в сфере туристических услуг принадлежит Министерству спорта, туризма и молодежной политики, Федеральному Агентству по туризму, комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму. Ключевые цели, задачи, принципы и направления государственной политики России в этой сфере определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года.

 

Разрабатывается ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016гг.)»

 

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства России от 17 ноября 2008 г. N1662р) туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

 

В 2009 году в послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев на примере Кавказского региона четко указал на необходимость развития сферы туризма. Однако этот посыл Президента в равной степени относится и к другим территориям. И определенные положительные сдвиги в этой сфере уже есть.

 

О важном значении туризма для социально-экономического, культурного, экологического развития регионов России свидетельствует активно формирующееся законодательство субъектов Российской Федерации о туристской деятельности.

 

В настоящее время в субъектах Российской Федерации реализуются 65 региональных целевых программ развития туризма, в 5 регионах приняты концепции развития туризма.

Одним из регионов, где сегодня активно развивается сфера туризма, является Алтайский край.

 

Хотелось бы отметить, почему принято решение проводить выездное заседание комиссии именно здесь, в Алтайском крае. Это один из регионов, где постоянно увеличивается количество туристов. Ежегодно его посещают более 1 млн. человек. Причем, не только из России, но и из многих стран мира.

В регионе развиваются такие виды туризма, как лечебно-оздоровительный, культурно-познавательный, спортивный, экологический, деловой, сельский, экстримальный, событийный. Уделяется внимание и детскому туризму.

 

В 2009 году Муниципальное Образовательное Учреждение «Станция детско-юношеского туризма и экскурсий» г. Рубцовска стала победителем национальной туристской премии им. Ю. Сенкевича в номинации «За развитие детского и юношеского туризма» среди некоммерческих организаций.

 

Пока доля туризма в ВРП Алтайского края составляет 0,2 %.

Но сегодня в регионе разрабатывается «Программа развития туризма в Алтайском крае» на 2010-2014 г.г., которая органично впишется в Стратегию развития региона до 2025 года. В 2009 году принята региональная целевая программа «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на период 2009 -2012 годы.

 

Проекты, реализуемые в Алтайском крае в туристической сфере и сфере организации отдыха и развлечений, имеют федеральное значение и поддержаны Правительством Российской Федерации. При этом они выстраиваются на современных принципах частно-государственного партнерства.

 

Один из таких проектов – это создание в Алтайском районе Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета».

 

 

Планировалось, что на создание всех российских туристических зон из федерального бюджета до 2026 года будет выделено 44,5 млрд. рублей на строительство местной инфраструктуры, строительство и реконструкцию дорог, аэропортов, электросетей, систем газо- и водоснабжения. Частные инвестиции за этот период должны составить 273 млрд. рублей.

 

Однако на сегодняшний день из 7 российских туристических зон по 9 резидентов зарегистрировано лишь в турзонах Алтайского края и Республики Алтай, и 3 резидента - в Республике Бурятия. Безусловно, такие темпы реализации программ по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа в России не могут не вызывать озабоченности. Сегодня происходит реформирование структуры управления ОЭЗ.

 

Может быть, необходимо подкорректировать саму концепцию создания турзон? Ведь за три года реализации данных проектов конечных результатов не достигнуто. В чем дело? Это тоже вопрос, требующий ответа!

 

Однако, на наш взгляд, важно и далее активно развивать эти проекты, не допуская сокращения их финансирования. Необходим всесторонний анализ - почему туристические зоны не реализовываются в полной мере и что необходимо сделать на государственном уровне для реализации этого проекта.

 

Одна из острейших проблем, стоящих сегодня перед регионами – это отсутствие необходимой инфраструктуры для развития туризма. В Алтайском крае этой проблеме уделяется особое внимание. Если говорить о транспортной доступности ОЭЗ, то расстояние от Барнаула до «Бирюзовой Катуни» и «Сибирской монеты» составляет 300 км, до Белокурихи- 200 км. Вы, уважаемые участники совещания, побывали в аэропорту Бийска и смогли сами убедиться в том, что для развития туризма в крае необходима реконструкция и аэропорта, и федеральной трассы М-52.

 

Приоритетным направлением государственной политики в сфере туризма является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

 

Однако развитие российского внутреннего туризма сдерживается целым рядом негативных факторов, к которым относятся: неконкурентоспособное соотношение цены и качества предоставляемых услуг; скудность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры, в частности, гостиниц среднего класса, отсутствие развитой сети современных транспортных магистралей; неудовлетворительная работа транспортных предприятий; поток негативной информации в средствах массовой информации о криминальной ситуации в стране; непроработанность нормативно-правовой базы; недостаточность рекламы российских туристских направлений в самой России и за рубежом; слабая профессиональная подготовка работников индустрии туризма.

 

Эти проблемы невозможно решить без поддержки государственных органов власти.

 

В ходе выездного заседания комиссии СФ в Белокурихе хотелось бы обсудить проблемы, стоящие перед сферой туризма и наметить возможные пути их решения.


Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму сегодня активно работает в сфере законодательства, направленного на популяризацию международного и внутреннего туризма, привлекая к работе все заинтересованные структуры и ведомства. И в силу специфики, является своего рода координатором такой работы.

 

Ряд федеральных законов, принятых в 2009 году, призван улучшить положение дел в сфере туризма в Российской Федерации. Так, принятыми поправками в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» повышается финансовая защищенность российских туристов. Изменения, принятые в законе «Об особых экономических зонах в РФ» направлены на совершенствование механизма создания и функционирования СЭЗ, более активное участие властей регионов в развитии СЭЗ.


В Государственную Думу ФС РФ членами нашей Комиссии внесен законопроект № 282158-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части расширения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации). Этот документ предусматривает отнесение туризма к вопросам совместного ведения федеральных и региональных органов государственной власти, что создаст законодательную основу для финансирования мероприятий по развитию туристской деятельности из средств региональных бюджетов. В настоящее время совместно с Администрацией Президента РФ и Правительством РФ его текст доработан, и в ближайшее время будет разослан в регионы РФ. Его принятие планируется в период весенней сессии.

 

Наша Комиссия рассматривала и одобрила концепцию законопроекта "О внесении изменения в статью 23 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации", который предусматривает возможность использования внутренних вод Российской Федерации для прохождения иностранных прогулочных и спортивных судов, что придаст значительный импульс развитию водного и яхтенного туризма.

Однако, на наш взгляд, регионы должны активнее заниматься внесением в Госдуму и Совет Федерации законодательных инициатив в сфере туризма.

 

Завершая свое выступление, я бы хотел внести предложение.


Полагаю, что участники совещания уже оценили и первозданную красоту предгорий Алтая, и потенциал турзоны «Бирюзовая Катунь», и целебную силу Алтайской Швейцарии - курорта Белокурихи, и условия, созданные для нашей работы. Поэтому я предлагаю сделать Форум по туризму в Белокурихе ежегодным и системно проводить его на Алтае под патронатом Губернатора края и комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму.