18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Выступление губернатора Алтайского края Александра Карлина на выездном заседании Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму «Перспективы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на примере Алтайского края. Законодательное обеспечение» (публикуется с сокращениями).

 

Белокуриха, 19 февраля 2010 года


- На протяжении последних четырех лет развитием туризма мы занимаемся последовательно, целеустремленно и комплексно. При этом мы имеем в виду следующее. Конечно, для такого крупного региона, каким является Алтайский край, со всей спецификой – большой долей сельского населения, жителей малых городов – туризм, включая и сельский, не может решить всех проблем социально-экономического развития. Алтайский край был и останется крупнейшей аграрно-промышленной территорией на востоке страны.  Тогда чем же важен для нас туризм? Во-первых, в  отдельных территориях  края он может стать главной отраслью, которая сможет обеспечивать занятость населения, способствовать пополнению местных бюджетов, раз витию инфраструктуры. Во-вторых, туристическая деятельность имеет очень серьезный мультипликативный эффект, поскольку влечет серьезные изменения во многих связанных с ней сферах: транспорт, гостиничный бизнес, здравоохранение, курортное дело, сельское хозяйство, наука, образование и др. Мы считаем, что если 7 процентов трудоспособного населения Алтайского края будет занято в туристической отрасли, то этот показатель будет для нас желаемым.

 

Я считал и считаю, все больше убеждаясь в своей правоте, что внутренний туризм  является не только экономической категорией. Я бы его квалифицировал как явление социально-политическое… Поэтому мы развитие туристической деятельности рассматриваем как важнейшую государственную и социально-значимую задачу.

 

По мере развития туризма в Алтайском крае мы постепенно уходим от разрушительной атмосферы 90-х – начала 2000-х годов, когда общественное сознание пронизывалось духом депрессивности, отсталости, неуважения к самим себе. Мы постепенно преодолеваем комплекс собственной неполноценности.

 

В последние годы мы решаем целый комплекс задач. Принят целый ряд правовых, программных документов. Создана нормативно-правовая основа, база для конкретной работы.

 

Нельзя говорить о развитии туристической деятельности, только сосредоточившись на поддержке только турбизнеса. Подходить к этой проблеме надо более широко. Что я имею в виду? Мы убедились и сейчас работаем как раз в этом направлении. Без развития инфраструктуры региона, создания инфраструктурных предпосылок для развития бизнеса туризм в регионе не может развиваться. Это и строительство современных дорог, и газификация края. Тем более восточные и юго-восточные территории Алтайского края, где располагается особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» и город-курорт Белокуриха традиционно испытывали дефицит электроэнергии, отсутствовал природный газ, ощущался острый дефицит дорог и мостовых переходов.  Сейчас эти проблемы находят комплексное решение.

 

Думаю, заседание Комиссии Совета Федерации в таком экспертном и медийном сопровождении должно повлечь за собой значительные последствия. Позволю себе высказать некоторые предложения, которые, на мой взгляд, заслуживают если не поддержки, то, по крайней мере, серьезного обсуждения и серьезного к ним отношения.

 

У нас есть конкретные замечания по поводу изменений в законодательстве, регулирующем туристическую деятельность. Смысл их сводится к тому, что законодатель должен создать равные правовые условия для всех туристических организаций независимо от того, работают ли они на выездной туризм либо на внутреннем въездном направлении. Если говорить жестко, то государство должно предоставлять преференции тому бизнесу, который ориентирован на въездной туризм, и уж точно ни при каком раскладе не предоставлять преференция для туристических структур, которые вывозят нашего потребителя за рубеж. У нас сегодня все с точностью до наоборот, и этому в известном смысле способствуют недоработки в законодательстве.

 

Мы хотели, чтобы прозвучали рекомендации, касающиеся сельского туризма. Ведь Алтайский край – аграрный регион. Как часто бывает в нашем любимом Отечестве, то или иное явление подпадает под ответственность разных ведомств. Федеральную поддержку сельскому туризму транслирует Министерство сельского хозяйства, а нормативно-правовым регулированием, методическим обеспечением этого вида туристической деятельности занимается другое ведомство. В итоге получается, что сельский туризм не имеет нормативного закрепления, непонятно, что это такое, какое содержание подразумевается этим видом деятельности. Необходимо определить правовые рамки этого вида деятельности, чтобы сориентировать людей. Мы в крае планируем создать уникальный транспортный маршрут, который получил предварительное название «Малое золотое кольцо Алтая». Предполагается, что в течение двух-трех дней отдыхающие и туристы будут совершать поездки по окрестным достопримечательностям, в том числе и посещать объекты сельского туризма. Уже есть концепция и схема размещения, отдельные индивидуальные проекты. Сельский туризм имеет перспективы и для западных районов Алтайского края – озер Большое и Малое Яровое, Кулундинское, где сосредоточены уникальные бальнеологические ресурсы. Большое будущее за направлением Курья – Змеиногорск, зону традиционного Рудного Алтая, начиная с родины нашего великого земляка Михаила Тимофеевича Калашникова. Там мы в ближайшее время планируем создать крупный мемориально-музейный комплекс. 

 

Нам бы хотелось опереться на поддержку Комиссии в своих предложениях Министерству экономического развития, касающиеся выработки механизмов субсидирования строительства объектов внутренней и внешней инфраструктуры. К этому сейчас проявляет очень серьезный интерес корпоративный инвестор. Думаю, государству было бы более выгодно не напрямую выделять бюджетные средства, а помогать капиталу опосредованно, через субсидирование ссудной ставки по кредитам, которые корпоративный инвестор берет для строительства этих объектов.

 

Мы хотели бы у Министерства экономического развития попросить упрощения регистрации резидентов особой экономической зоны. Слишком много структур желают в этом процессе поучаствовать, в результате потенциальный инвестор с серьезным капиталом и серьезными намерениями оказывался удручен такими сложными процедурами и согласованиями, проникновенным интересом чиновников к его коммерческой сущности.

 

Особые наши просьбы адресованы к Министерству транспорта. Федеральная трасса М-52 сегодня в хорошем состоянии, но явно перегружена, причем именно пассажиропотоком. Не хотел бы драматизировать ситуацию, но положение дел с аварийностью на этой федеральной трассе очень сложное. Другая тем, абсолютно актуальная для нас – это развитие Бийского аэропрота. Этот объект существует в федеральной программе развития транспортной инфраструктуры, но судьба его, что называется, висит на волоске. Мы понимаем, что Министерство транспорта существенно ограничено в ресурсах. Но я хотел бы, чтобы понимание значимости Бийского аэропорта все же превалировало. Дело в том, что он расположен в уникальном месте. Рядом крупный по сибирским меркам город (235 тыс. жителей) Бийск, в пределах 70-100 км республиканский центр – Горно-Алтайск, две особые экономические зоны, 65 км до города-курорта федерального значения Белокуриха. По всем мировым стандартам это оптимальное расстояние от крупного курорта до аэропорта. У нас есть конкретные расчеты по пассажиропотокам, окупаемости вложений в реконструкцию взлетно-посадочной полосы и соответствующего навигационного оборудования. Нужно иметь в виду и еще одно обстоятельство. В Бийске расположен крупный комплекс промышленных предприятий, там сейчас активно развивается биофармацевтический кластер, который создан под проект федеральной целевой программы развития отечественной фарамцевтики. Характер использования в этой отрасли сырья и производимой продукции, как показывает мировой опыт, предполагает доставку авиационным транспортом.

 

В Белокурихе несколько лет назад было три проблемы. Как три источника, три составные части, сами знаете чего. Первое – отсутствие хорошей автострады. Сегодня она есть. Второе – отсутствие устойчивого и надежного тепло-  и энергообеспечения города. Сегодня оно есть. Так что, белокурихинцы сегодня живут совсем в другом городе, с точки зрения качества жизни. Осталась одна-единственная тема – Бийский аэропорт. Его отсутствие является фактором, сдерживающим развитие этой части Алтайского края. Бийский аэропорт нам жизненно необходим!