Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья
Тезисы выступления заместителя Губернатора Алтайского края Черепанова Н.П. на совместном заседании Координационного совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в СФО по трудовым ресурсам и Координационного совета по труду и занятости населения МА «Сибирское Соглашение» Барнаул, 22 октября 2009 г. Добрый день, уважаемые коллеги! Одной из важнейших проблем, от решениях которых зависят перспективы социально-экономического развития страны, каждого региона, является формирование и использование трудового потенциала самой востребованной части населения – молодых специалистов, выпускников системы профессионального образования. Эта проблема всегда была значимой, но именно кризис заострил ее, сделав еще более актуальной. Ряд мер по созданию кадрового резерва для развития высокотехнологичных отраслей и стабилизации ситуации с трудоустройством выпускников высших учебных заведений на ближайшие два года озвучил Глава Правительства В.В.Путин. Наблюдается в последнее время и явное повышение интереса работодателей к студентам и выпускникам вузов. Это явление, прежде всего, объясняется ожиданием критического снижения числа работоспособного населения к концу десятилетия, что заставляет предприятия обращаться к тем специалистам, что только выходят на рынок. Резкое сокращение числа населения в возрасте от 14 до 30 лет в новом десятилетии выступает одной из главных угроз и обуславливает жесткую конкуренцию регионов за молодежь как за основной ресурс воспроизводства и развития общества и государства. Отчетливо сознавая эту проблему, Администрация края в качестве стратегического приоритета определила и законодательно закрепила молодежную политику. Именно с этих позиций в крае оказывается повышенное внимание реализации потенциала молодежи в сфере профессионального образования и трудовой занятости. Ежегодно на рынок труда края выходит порядка 25 тысяч выпускников системы профессионального образования очной формы обучения. Обеспечить их активное включение в экономику региона - важнейшая задача органов государственной власти, местного самоуправления совместно с работодателями. Ее решение постоянно находится на личном контроле у Губернатора края А.Б. Карлина. В настоящий период мы оцениваем ситуацию с трудоустройством выпускников в крае как стабильную. Это обусловлено объективно сложившейся нагрузкой выпускников на экономически активное население. На каждую тысячу экономически активного населения в крае приходится 19 выпускников, что соответствует среднему показателю по России (максимальный показатель в регионах достигает 35). Риск нетрудоустройства от общего выпуска в этом году оценивается в объеме 13 процентов (в предыдущие годы – 10-11 %). Другим и основным фактором указанной стабильности выступает система мер, реализуемая в крае в предшествующие годы и расширенная в текущем году за счет антикризисных мер по снижению напряженности на рынке труда. В нашем регионе специфика трудоустройства выпускников в целом соответствует специфике самого рынка труда края. Она вызвана традиционно сложившейся структурой экономики региона, а также размещением производительных сил и трудовых ресурсов. Как известно, регион является одним из крупнейших в России производителей сельскохозяйственной продукции и имеет развитый промышленный комплекс. Почти половина трудоспособного населения (727,7 тыс. человек, или 46 %) проживает в 60 районах края и в 719 сельских поселениях. В то же время основная потребность в работниках формируется в городах, это 79 процентов заявленных вакансий. В результате такого дисбаланса более 60 процентов безработных граждан сконцентрированы в сельской местности. Еще один значимый фактор, который учитываем при подготовке кадров и их трудоустройстве - это динамика развития региона. В последние годы край имеет существенное продвижение в развитии социальной сферы и в экономике. Через инвестиционную политику, проводимую Администрацией края, работодатели максимально сориентированы на технологическое развитие. В настоящее время в крае реализуется более 400 инвестиционных проектов. Будет создано только за этот год не менее 17 тысяч постоянных новых рабочих мест. Это меньше, чем в докризисный год, тогда этот показатель превысил 30-тысячный рубеж, но с учетом негативного влияния кризиса он остается существенным. В ближайшем будущем для кадрового обеспечения новых инвестиционных проектов также потребуется немало выпускников. В основе реализуемой в крае политики содействия занятости выпускников лежит программно-целевой подход. Работает целый ряд краевых целевых программ, содержащих мероприятия по созданию условий для трудоустройства выпускников по полученной специальности, закрепления их на рабочем месте и дальнейшего профессионального роста. Остановлюсь на основных. Так, в рамках программы «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Алтайского края» нам удалось перейти от формальных договоров с работодателями на подготовку кадров - к действенным, реально работающим. Мы уже смело заявляем, что многие работодатели Алтайского края проявляют социальную ответственность, участвуя в формировании заказа на подготовку кадров, их обучении и трудоустройстве на своих предприятиях. Заключаются договоры о сотрудничестве в системе начального профессионального образования между образовательными учреждениями и работодателями, а также договоры на подготовку кадров «под рабочее место». Как правило, в договоры включается пункт о гарантированном трудоустройстве выпускников. В итоге гарантия трудоустройства молодых специалистов за последние несколько лет увеличилась более чем в 2 раза - с 24 до 58 процентов. Реальной профилактической мерой будущего трудоустройства явилось формирование краевого государственного заказа на подготовку кадров в краевых учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. В рамках госзаказа мы сознательно пошли на сокращение в разы подготовки поваров, кондитеров, продавцов, но увеличили набор по специальностям строителей, станочников для машиностроительных производств, мастеров по переработке сельскохозяйственной продукции и других. В результате за последние два года набор учащихся на востребованные на рынке труда профессии вырос почти на четверть (более 20 процентов). Заметный эффект дает перепрофилирование учебных заведений с учетом роста новых и перспективных рынков труда. Сегодня в крае таковыми являются: туризм и гостиничный сервис - для развития особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»; горное дело - для обеспечения собственными кадрами потребностей предприятий по разработке полезных ископаемых; информатика и вычислительная техника - для всех сфер экономики; и целый ряд других рынков. В этом году сделан еще один системный шаг в направлении сбалансированности рынка образовательных услуг и рынка труда. Принято решение и уже приступили к глобальной модернизации системы начального профессионального образования. Ее суть в техническом переоснащении учебного процесса, рациональном территориальном размещении заказа на подготовку рабочих кадров. Кроме того, в рамках модернизации состав педагогических работников и другого учебного персонала переводится на новые системы оплаты труда. Основным критерием для установления размера заработной платы будет конечные результаты индивидуального и коллективного труда, включая трудоустройство выпускников. На кадровое обеспечение стратегического развития региона направлены инициативы Администрации края по созданию в крае научного прикладного потенциала, в частности, исследовательского института на базе Алтайского аграрного университет. Кроме того, в августе 2009 года Губернатором края подписано Соглашение о сотрудничестве с ведущими научными учреждениями региона - Сибирским отделением Российской академии наук (СО РАН) и Сибирским отделением Российской Академии сельскохозяйственных наук (СО РАСХН). Не сомневаемся, что эти решения послужат повышению престижа технического и естественно - научного образования в нашем крае. В силу уже обозначенной специфики регионального рынка труда актуальным для нас является привлечение молодежи в сельскую местность. Эта проблема заметно начала решаться посредством оказания молодым специалистам финансовой поддержки за счет бюджетных средств при приобретении (строительстве) жилья. Эта мера реализуется через две краевые программы: «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» и «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в крае», которая реализуется в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Благодаря этим программам, уже удалось закрепить в различных организациях сельского хозяйства и бюджетной сферы 2600 молодых специалистов. Еще столько же выпускников системы профессионального образования смогут решить жилищный вопрос на селе в ближайшие три года. Кроме того, успешно работают мотивационные механизмы по закреплению в крае лучших выпускников вузов. Используем формат включения их в резерв на замещение должностей в органах власти, на руководящие посты в организациях края. Формируем группы с высоким творческим потенциалом, работаем по их дальнейшему развитию. В текущем году 388 выпускников включены в кадровый резерв организаций края по программе «Молодежь Алтая» и 100 лучших студентов и аспирантов вузов включены в перспективный резерв на замещение должностей государственной гражданской службы по программе «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Алтайского края». Ключевая роль в общей системе мер отводится формированию инфраструктуры содействия трудоустройству выпускников. Для этого на базе Алтайского государственного университета создан региональный методический центр по трудоустройству выпускников вузов. Во всех Вузах и Ссузах края также созданы центры содействия трудоустройству и по профессиональному сопровождению. Наблюдается положительная динамика работы этих служб. Если в 2008 г. с их помощью трудоустраивался каждый шестой выпускник, то в 2009 г. - каждый четвертый от числа обратившихся. Работа этих служб включает проведение для выпускников спецкурсов, организацию практических занятий, тренингов по поведению на рынке труда, по психологической готовности к конкурентной борьбе за рабочие места. Эти службы проводят обмен опытом, круглые столы с участием самих выпускников. Широко используем специализированные акции для адаптации молодежи на рынке труда. Такие, как ярмарки вакансий для выпускников - «Первый шаг к работе», профориентационную акцию «Первое рабочее место», обучающие программы «Прогноз профессиональной успешности». Во всех этих акциях уже успели принять участие почти 6 тысяч студентов и выпускников. В настоящее время прорабатываем вопрос о создании краевой общественной организации «Ассоциация центров содействия трудоустройству выпускников и студентов учреждений профессионального образования». Вопросам трудоустройства выпускников самое пристальное и постоянное внимание уделяет Совет ректоров Алтайского края. В апреле 2009 г. этот вопрос был всесторонне рассмотрен под эгидой Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина с участием руководителей профильных управлений. В 2009 году в крае максимально использованы все формы работы с выпускниками, инициируемые на федеральном уровне. В соответствии с указаниями Президента России в магистратуру зачислено почти в 2 раза больше студентов, чем годом раньше (569 и 389 чел. соответственно). При этом сложилась позитивная тенденция перераспределения государственных мест гуманитарного профиля в пользу инженерных и естественнонаучных специальностей. Ожидается в этом году и увеличение зачисления на дневную форму обучения в аспирантуру (277 человек, было в 2008 г.. – 254 чел.). В соответствии с федеральным законом о создании хозяйственных обществ бюджетными научными и образовательными учреждениями в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности в 2010 году будет создано до 20 подобных структур в вузах края. Они дадут возможность задействовать 250-300 молодых специалистов. Мы намерены поддерживать эту работу, так как уверены, что в ней кроются большие перспективы. В современных условиях молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями. В целях обеспечения максимальной занятости выпускников в крае реализуются целевые программы содействия занятости населения и дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда. Их содержание позволяет четко выстроить алгоритмы взаимодействия органов власти, образовательных учреждений и работодателей по трудоустройству всех молодых рабочих и специалистов, обращающихся в службу занятости. Еще в мае текущего года были составлены пофамильные списки выпускников, не определившихся с трудоустройством, выявлены их дальнейшие намерения. Всего в списки вошло более трех тысяч человек. Это позволило службе занятости в упреждающем порядке подобрать подходящие рабочие места у конкретных работодателей. Сформирован межтерриториальный специализированный банк вакансий для этой категории клиентов. В рамках КЦП «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края» в 2009 году такой подход обеспечил сокращение времени поиска подходящей работы. В результате из тысячи уже трудоустроенных выпускников каждый второй направлен на работу в течение первой недели со дня обращения. Кроме того, программой предусмотрено трудоустройство выпускников на рабочие места в форме стажировки, их количество может быть реально увеличено. Кроме того, данная Программа позволяет выпускникам реализовать свои предпринимательские способности по направлению «Самозанятость». Сегодня уже 7 выпускников организовали собственное дело, получив на это финансовую поддержку от государства. В рамках программы «Содействия занятости населения Алтайского края» на «Первое рабочее место» направлено более 400 выпускников. Информационное сопровождение всей проводимой с выпускниками работы в рамках нашего заседания рассматривается сегодня на специальном «круглом» столе. Это свидетельствует о значимости информационной составляющей в решении обсуждаемой проблемы и позволяет мне не останавливаться на ней более подробно в своем выступлении. Уважаемые коллеги! Разумеется, что реализуемые на уровне региона меры не являются исчерпывающими. Многое делаем впервые, нарабатываем опыт, учимся решать кадровые задачи в сложных условиях кризиса и рыночных отношений. К примеру, в перспективе мы планируем создание единого информационного пространства между органами службы занятости и высшими учебными заведениями края. Подобный пилотный проект уже реализуется совместно с Алтайским государственным университетом. Сегодня же мне представляется целесообразным от имени координационного Совета МАСС по трудовым ресурсам обратиться к Правительству Российской Федерации с рядом инициатив. Во-первых, уже давно в регионах сложилась острая потребность в единой методике долгосрочного прогнозирования потребности в подготовке кадров. Данный вопрос на федеральном уровне неоднократно включался в различные мероприятия, в том числе в мероприятия по реализации концепции действий на рынке труда. Но методики так и нет до настоящего времени. Во-вторых, полагаем необходимым принятие федерального закона о развитии рабочей силы в Российской Федерации. В нем, на наш взгляд, нужно установить обязательные нормы для учебного заведения: - по гарантированному трудоустройству выпускников, обучающихся по договорам с работодателями; для работодателя - по материальной ответственности при отказе в приеме на работу выпускника, обучающегося на основе договора; для выпускника, обучающегося в рамках бюджетного набора - гарантированное направление на трудоустройство и его обязательства по отработке по специальности не менее трех лет; И третье предложение - нужно ускорить принятие нормативных актов по реализации дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году с сохранением в них норм проведения стажировки выпускников учреждений профессионального образования. Уверен, что наше заинтересованное обсуждение вопросов, поставленных на повестку дня, обязательно высветит еще и другие проблемы и дельные предложения. Для этого мы и собрались. Благодарю за внимание!
|