18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Депутат Государственной думы РФ, первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья Николай Герасименко встретился с представителями СМИ Алтайского края и рассказал журналистам о проблемах российского здравоохранения.



Положительный тренд завершился

- Демографическая ситуация в России в 2005-2014 годы находилась в положительном тренде: росла рождаемость, снижалась смертность. Сейчас ситуация постепенно меняется — начинает расти смертность, а рождаемость снижаться. Этому есть свои объективные и субъективные причины.

В 2005-2014 годах рождаемость росла, потому что в фертильном возрасте находились женщины 1980-годов, когда был пик рождаемости — это объективная причина. Среди субъективных: материнский капитал, как стимуляция второго и третьего ребенка в семье. А также реализация проектов «Здоровье» и «Модернизации здравоохранения», строительство перинатальных центров в стране.

Смертность снижалась объективно, потому что в период дожития вступило поколение, рожденное во время войны, когда рождаемость снизилась в три раза. Свою роль сыграло также улучшение финансирования здравоохранения, реализация национальных проектов .

Сейчас ситуация меняется: смертность снова начала расти, потому что теперь в период дожития вступило многочисленное послевоенное поколение. Как бы мы не организовали здравоохранение — это объективный процесс.

Николай Герасименко, Депутат Государственной думы РФ, первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья

Николай Герасименко, Депутат Государственной думы РФ, первый заместитель председателя Комитета ГД по охране здоровья

Две больные проблемы

- Самые острые проблемы здравоохранения сегодня - это коммерциализация отрасли и сокращение лечебной сети и кадров. Эти больные вопросы мы будем обсуждать 25 апреля на Всероссийском форуме в Крыму.

С 2000 по 2015 год сеть лечебных учреждений в России сократилась в 2 раза: было 11,5 тыс., сейчас чуть больше 5 тыс. Больше всего в регионах пострадали роддома. В Ярославле, например, были закрыты все роддома, остался только перинатальный центр. Закрыто огромное количество участковых больниц. Сокращение кадров коснулось и врачей, и средний медперсонал.

А Минфин РФ выступил с еще более провокационными предложениями по сокращению финансирования здравоохранению и ограничению доступа населения к бесплатным медицинским услугам. Согласно им скорую помощь бесплатно можно будет вызвать не более 4 раз в год, посетить врача - не более 8 раз в год. Новая идея Минфина — люди старше 72 лет допускаются к врачебной помощи только через медсестру. Это дискриминация и нарушение Конституции РФ.

Из-за сокращения финансирования происходит коммерциализация отрасли. Сейчас здравоохранение финансируется через фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), но там тоже не хватает средств. Поступления в ФОМС снижаются, потому что фонд оплаты труда в стране сокращается. Следовательно, идет рост платных услуг. Когда закрываются госучреждения, особенно в крупных городах, люди идут в частные клиники или пользуются платными услугами в госбольницах. Сейчас в стране, по данным ВОЗ почти 50 процентов всего объема затраченных на здравоохранения средств составляют деньги населения. Это не только платные услуги, но и лекарства, санаторно-курортное лечение. Как следствие - увеличивалось число жалоб населения. Много нареканий на работу страховых медицинский организаций, которые выступают посредниками между ФОМС и больницами. На содержание страховых организаций тратится порядка 28 млрд рублей в год, но фактически защитой застрахованных они не занимаются. Кроме того, страховые компании накладывают огромные штрафы на лечебные учреждения за формальные недочеты. Никакой пользы они не приносят, поэтому сейчас обсуждается вопрос - либо страховщики изменят отношение к застрахованным, либо уйдут с рынка. Есть предложение восстановить систему, которая была в 1990-х, когда деньги напрямую перечислялись из ФОМС в лечебные учреждения.

Законодательные инициативы

Чтобы остановить негативные процессы в здравоохранении, мы внесли ряд законодательных инициатив, которые призваны навести порядок в отрасли. Так, уже принят в первом чтении законопроект о запрете реорганизации и ликвидации лечебных учреждений без общественного обсуждения и запрете на ликвидацию единственной больницы без схода села. В регионах должны быть созданы общественные комиссии, которые будут этим заниматься.

Еще один подготовленный нами законопроект должен остановить рост смертности при ДТП. За 10 последних лет в России погибло более 350 тыс. человек, то есть каждый год по 35 тыс. Ранения получают порядка 800 тыс. человек в год. Люди гибнут в первый час после аварии из-за того, что вовремя не оказана помощь. Полиция и спасатели могли бы помочь пострадавшим, но согласно ФЗ-323 такую помощь могут оказывать только медработники, а скорая у нас выезжает на ДТП очень долго. Наш законопроект предлагает разрешить пожарникам, альпинистам, спасателям, полицейским оказывать первую помощь попавшим в ДТП, в том числе делать инъекции, дефибрилляцию, накладывать шины. Конечно, это потребует дополнительных затрат на обучение, оснащение экстренный служб, но и цена здесь — человеческие жизни.

Лекарственное обеспечение сегодня тоже большая проблема. На бесплатные лекарства федеральным и региональным льготникам государство выделяет большие ресурсы, но аптеки не всегда имеют в наличии нужные препараты. В результате люди отказываются от льготного лекарственного обеспечения в пользу денег. Мы разработали законопроект, который предполагает, что, если в госаптеке нет нужного препарата, то больной покупает его в другой аптеке и через соцзащиту возмещает ту сумму, которая была выделена на приобретение этого препарата по льготе.