Алтайский край в четыре раза увеличил экспорт рапсового масла
Алтайский край в четыре раза увеличил экспорт рапсового масла
![]() «Не покупать две недели и все». Как гречка неожиданно для всех стала новым долларом России От редакции портала Doc22: За последний месяц российские регионы столкнулись с довольно любопытным и малообъяснимым ростом цены на гречку. Говорят, ажиотажный спрос на гречку был якобы спровоцирован информацией о неблагоприятных итогах сельскохозяйственного года в Алтайском крае, являющемся крупнейшим производителем гречихи в России. Однако, думается, этого объяснения недостаточно. Запасов гречки на Алтае достаточно, чтобы обеспечить даже резко возросший спрос. Достаточно сказать, что в 2013 году доля алтайской продукции в собранном в России урожае гречихи составила, по официальным данным, около 45 процентов. В этом году собранный в стране урожай гречихи (744, 6 тыс. тонн) полностью покрывает годовые потребности населения России (550 тыс. тонн). Более того, как утверждают краевые власти, потребители в крае и за его пределами «проедают» еще прошлогодние переходящие запасы гречки, не притрагиваясь к крупе урожая нынешнего года. Объективных поводов для панических настроений и алармистских ожиданий вроде бы нет. Почему же возник ажиотаж? Основанием для тревоги стала, на наш взгляд, общая тревожная ситуация в стране, обусловленная внешнеполитическими проблемами России, а в экономическом плане – внешними санкциями и эмбарго на продовольственный импорт. Впрочем, не исключаем, что в ближайшем будущем любые минимально обоснованные поводы объективного порядка будут использованы монополистами или крупными производителями для эскалации напряженности на потребительском рынке. Цель? Компенсировать свои потери из-за внешнеполитической турбулентности. В этом смысле недавние проблемы с ГСМ в регионах или нынешний, правда, постепенно стихающий, ажиотаж вокруг гречки – явления одного порядка. О том, как это было, что подорожает еще и можно ли вернуть гречку обратно, – читайте в материале РИА «ФедералПресс».
По мнению экспертов, искусственно подогретый ажиотаж начнет спадать – нужно только на время перестать скупать гречку Цены на крупу поднимаются и удерживаются искусственно
За неполный месяц, с 31 октября по 25 ноября, гречка в розничной торговле подорожала на 200–300 %, говорит Росстат. В ведомстве заверяют, что внимательно следят за ситуацией и координируют работу с Федеральной антимонопольной службой, чтобы вовремя выявить ценовой сговор. Самый доходный вклад – это вклад в гречку? Не выявят. Но не потому, что его нет. А потому, что все научились прятать концы. Ведь четыре года назад, летом 2010 года, подобная махинация с этой крупой уже проводилась. Тогда еще в июне стало известно, что грядет «большой неурожай гречки». Его предсказали «эксперты», исходя из двух недель жуткой жары, которая стояла в июне в Москве. Крупа, как по заказу, через два дня исчезла с прилавков на две недели, а потом появилась – по цене от 40 до 50 рублей за килограмм. Однако большого ажиотажа это не вызвало, к тому же оперативно подтянулись поставки гречки из Китая (да, и ее оттуда мы тоже ввозим). В Москве пошли дожди, и на основании этого опять же «экспертами» был сделан вывод, что на Алтае и в Башкирии, где находятся основные посевные площади гречки, крупа уродится. Покупатели перестали ее приобретать, и стоимость гречки снизилась до 25–30 рублей. При этом цена за тонну была около 22 тысяч рублей. Расследования ФАС не проводилось. В 2010 году президент Дмитрий Медведев говорил, что в итоге все причины гречневых спекуляций удалось выявить. Однако никого за это так и не наказали. В прошлом, 2013 году урожай и вовсе был рекордным. Оптовые цены составляли около 15 тысяч рублей за тонну. В розницу гречка стоила все те же 30 рублей за килограмм.
Осенью 2014 года операция «Гречка» была проделана если не изящнее, чем несколько лет назад, то уж точно с учетом новых погодных и политических условий. В этом году первые зимние морозы ударили в середине октября. К 20-му числу в некоторых регионах уже ушли под снег до 40 % посевных площадей пшеницы и ржи. Однако в нашей стране слухи про неурожай хлеба и про связанное с этим его подорожание опасны. В середине октября появилась информация, что в Алтайском крае из-за раннего снега объявят режим чрезвычайной ситуации. 31 октября на одном из федеральных порталов появилась небольшая информация: ретейлеры прогнозируют, что гречка подорожает в три раза. В длинные ноябрьские праздники народ побежал в магазины, но в некоторых крупных – вроде флагмана экономторговли в Екатеринбурге гипермаркета «Ашан» – ее в продаже уже не было. 6 ноября появилась информация Росстата, что гречки в этом году собрано на 4,1 % больше, чем в 2012 году. «Кроме того, гречка же не погибла. Ее убрали в валки, весной ее можно обмолотить и прекрасно пустить в продажу – такой опыт у региона уже есть», – говорили в администрации Алтайского края. Но волну ретейла было уже не остановить. Народ продолжал покупать гречку, но вяло, и тогда в середине ноября крупа пропала – разом и одновременно почти по всей стране. Ее не стало в небольших магазинах, в супермаркетах местных сетей, у ретейлеров российского и мирового масштаба. И даже комментарии Россельхознадзора – мол, гречки хватит на всех, не волнуйтесь – не сбили волну недоумения: а где же собственно, крупа. А уж когда волна дошла до Фейсбука – там и сидит народ, который покупает гречку для семьи, – гречка появилась снова. Но уже по цене 70–90 рублей за килограмм. В Сети тут же появилась масса картинок и демотиваторов про элитность неэлитного продукта. Несколько удивившись от таких цен, оптимисты все же стали искать в этой ситуации хорошее. Получалось, что, купив гречку в июне по 20 рублей за килограмм, в ноябре можно было с удовольствием обнаружить: точно такой же пакет, того же производителя и даже упакованный в то же время, что и купленный летом, стоит теперь в пять раз дороже. Так осенью 2014 года гречка превратилась в самый высокодоходный инвестиционный инструмент. Дорожающий доллар с его «жалкими» 30 % за октябрь ей и в подметки не годится. Да и нестабилен он – опять дешевеет. В отличие от гречки, которая кое-где удерживает планку в 100 рублей и, судя по всему, сдаваться не собирается. Хотя разброс цен еще велик – причем не только по стране, но и по отдельно взятому региону.
Так, пользователи пермских соцсетей сообщают противоречивые данные: один демонстрирует пустые «гречневые» полки, другой показывает пример изобилия. То же и с ценами – по данным блогеров, у разных ретейлеров цена за килограмм гречки может разниться от 40 до 100 рублей. В Тюмени, как утверждает начальник отдела регулирования потребительского рынка управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Ирина Андреева, ажиотажа вроде нет. Но в некоторых магазинах сейчас самостоятельно установили нормы отпуска гречневой крупы в одни руки. «Но ограничивать покупателей никто не имеет права. И нет таких в законодательстве ограничений», – говорит она. В культурной столице страны в гипермаркете «Лента» тоже есть ограничение по продаже – не больше пяти пачек в одни руки. «В последнее время участились случаи скупки товара для его последующей перепродажи по завышенной цене. В связи с этим администрацией торгового комплекса вводится ограничение продажи гречневой крупы в количестве не более пяти пачек на каждого покупателя в день», – говорится в сообщении. В пресс-службе гипермаркета «Лента» сообщили, что такая мера была принята только по отношению к грече производства компании «Мистраль», на которую с 6 по 19 ноября действует скидка: купить 900 грамм крупы можно за 29,9 рубля при наличии карты постоянного покупателя. В других областях СЗФО критической ситуации нет, но везде гречка существенно подорожала.
На юге страны и вовсе удивлены, что гречки может не быть. Например, в Севастополе она не пропадала из продажи, и, соответственно, жуткого скачка цен на нее не было. «Мы на старой живем, на украинской, или из разрешенных недавно», – говорят в городе русской славы. Не добрались до них еще, очевидно, поставщики из России. В ведомстве убеждены, что причиной роста цен стал ажиотажный спрос потребителей, вызванный федеральными СМИ. По словам министра сельского хозяйства Башкирии Николая Коваленко, «спрос был просто подогрет» и стабилизируется, как только журналисты перестанут нагнетать. Неурожай? Да ну! На Алтае тем временем удивлены заявлениями, что в регионе неурожай. «Запасов гречки на Алтае достаточно, чтобы обеспечить даже резко возросший спрос. В 2013 году доля алтайской продукции в собранном в России урожае гречихи составила, по официальным данным, около 45 процентов. В этом году собранный в стране урожай гречихи (744,6 тысячи тонн) полностью покрывает годовые потребности населения (550 тысяч тонн). Более того, как утверждают краевые власти, потребители в регионе и за его пределами проедают еще прошлогодние запасы гречки, не притрагиваясь к крупе урожая нынешнего года. Объективных поводов для панических настроений и алармистских ожиданий вроде бы нет», – говорит Артем Кудинов, редактор информационно-аналитического портала Doc22. Сибирскому эксперту вторит сибирский же чиновник. «В Омской области никаких предпосылок к росту цен на гречневую крупу нет. Потребность региона в этой крупе на год – 7 тысяч тонн, имеется 6 тысяч тонн. Так что никакого дефицита нет. Ежегодно в Омской области засевают гречихой от трех до пяти тысяч гектаров. Урожай отправляют на переработку в основном в Алтайский край. Строить свои предприятия нерентабельно. Эта крупа требует специального оборудования для переработки – при таких незначительных объемах потребления оно будет простаивать», – пояснил глава минсельхоза Омской области Виталий Эрлих. Ситуация, как видим, не в неурожае. Очевидно, есть сговор между оптовиками и ретейлерами. Последним необходимо как-то компенсировать расходы, ведь они же растут – дорожает бензин, необходимо поднимать зарплату персоналу, увеличивается и закупочная цена на другие продукты. При этом выручка падает: граждане стараются экономить. Первым делом они убирают из рациона дорогие продукты питания или переходят на аналогичные, но дешевле (вместо маасдама – пошехонский сыр, например). В этой ситуации ретейлу были необходимы продукты-локомотивы, которые бы потащили за собой всю линейку продуктов. Любимая крупа подходила идеально. Все складывалось за то, чтобы гречке стоить сто рублей. Ценовой сговор ретейла лег на подготовленную почву. Доллар растет, нефть дешевеет, налоги увеличиваются, доходы снижаются, санкции ужесточаются, продукты дорожают. При том что 2015 год обещает быть еще хуже. Украина – основной поставщик гречки в Россию – перекрыла поставки. Страна медленно вползает не в кризис (туда быстро входят, но так же быстро выходят), а в затяжную рецессию. Все это рождает у оптимистов тихое отчаяние, у пессимистов – громкую панику. Она и заставляет как первых, так и вторых идти в магазин не только за охлажденным мясом, но и за годовыми запасами гречки. И теперь есть опасность, что вслед за гречкой подорожают продукты этой же ассортиментной группы. На очереди рис – цены на него растут. За неделю эта крупа у оптовиков подорожала на 400 рублей, до 33 тысяч 555 рублей за тонну. Неделей ранее рост цены превышал 2000 рублей. Значительнее всего рис подорожал в Западной Сибири и на Северном Кавказе, в центральных районах России цены стабильны. Основной его поставщик – Краснодарский край (поставщик 84 % риса в стране). В этом году было собрано 930 тысяч тонн риса. Урожайность на 34,2 центнера выше, чем в других регионах, которые выращивают рис. Его хватит, даже если все бросим есть гречку и начнем есть рис. На самом деле есть универсальный рецепт, как справиться с повышением цены на гречку. Ее надо просто перестать покупать – хотя бы недели на две-три. Тогда ретейлу ничего не останется, как снизить розничную цену. Тем более, как мы видим, рост оптовых цен прекратился, а это значит, что искусственно подогретый ажиотаж начинает спадать. |