Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья
С Т Е Н О Г Р А М М А заседания Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Здание Государственной Думы. Зал 704. 25 июня 2009 года. 13 часов. Председательствует председатель комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.П. Денисов Председательствующий. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас не совсем обычное заседание комитета, и это связано с (потише, пожалуйста, Андрей Филиппович) это связано с тем, что очень большую резонансную активность депутаты, члены Совета Федерации и представители ряда регионов проявили к первому вопросу, который у нас значится в повестки дня, это связано с инициативой Алтайского края. Я хочу формальную часть сначала провести. Обращаюсь к членам комитета. Есть ли какие замечания по повестке дня?
Впервые на заседании комитета присутствует губернатор и практически всё руководство края. Я думаю, что такая практика по региональным инициативам нами будет продолжена.
Вы ещё раз сами подчеркнули важность вопроса. Мне бы хотелось знать, Минфин, Минэкономика и Министерство сельского хозяйства кем представлены? Десятыми, пятыми, какими лицами?
Безусловно, рассмотрение вопроса в столь высоком и профессиональном собрании, мы уверены, придаст дополнительный импульс нашей идеи и будет способствовать её практической реализации. В последние годы отношение к аграрному сектору со стороны государства изменилось коренным образом. И я бы особо хотел подчеркнуть, что наша инициатива как раз и могла возникнуть и сформироваться, и так оформиться именно на фоне изменившегося отношения государства к аграрному сектору. Это нельзя ни в коем случае рассматривать как следствие забвения проблем аграрного сектора. С принятием Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" создана законодательная база современной аграрной политики в России. Уже не первый год демонстрирует свою действенность национальный проект "Развитие АПК" и Государственная программа развития сельхозпроизводства, которая принята два года назад правительством, в которой среди главных целей названо устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня занятости и качества жизни сельского населения.
В условиях мирового финансового экономического кризиса сельское хозяйство и АПК в целом имеют шанс реализовать свои конкурентные преимущества. Я просил бы показать слайд 2 - место Алтайского края в России по производству сельхозпродукции.
Следующий слайд - это уровень государственной поддержки сельского хозяйства. Я думаю, здесь как бы все тоже достаточно наглядно показано. Нижняя часть графика - это средства из федерального бюджета, верхняя часть - из регионального. Мы выросли в структуре господдержки по региональной части более высокими темпами, чем растет федеральная часть, хотя она выросла существенно: в два с лишним раза по сравнению с 2005 годом.
Следующий слайд - расходы и там были показаны направления господдержки. Все здесь присутствующие их знают. Расходы бюджета на сельское хозяйство и бюджетная обеспеченность края. В 2008 году здесь показан консолидированный бюджет Алтайского края и доля расходов бюджета на сельское хозяйство. Мы констатируем, что в прошлом году она составила более 7 процентов от общих расходов консолидированного бюджета региона. А в среднем по России регионы направляют на поддержку сельского хозяйства менее 3 процентов - 2,9. По доле расхода бюджета на сельское хозяйство Алтайский край является одним из лидеров в России и занимает третье место. Но несмотря на это в Алтайском крае на один гектар пашни пришлось господдержки почти в три раза меньше, чем в среднем по России - 645 рублей против 1563. И мы, несмотря на предельный уровень расходов регионального бюджета, не можем обеспечить уровень поддержки, такой, какой обеспечивается в среднем хотя бы по России.
Вместе с тем за пределы края ежегодно вывозится для обеспечения продовольствием населения страны 80 процентов произведенных муки и крупы, 70 процентов произведенного сыра и 20 процентов животного масла. И при этом мы должны иметь в виду, что бюджетная поддержка - это в конце концов дисконт в цене продовольствия. А поскольку значительная часть продовольствия поставляется и на региональные рынки, мы тем самым из своего бюджета поддерживаем население других регионов, но мы по бюджетной обеспеченности далеко не самые богатые, а скорее наоборот - мы занимаем по данным 2007 года 68 место в России. В 2008 году несколько бюджетная обеспеченность выросла, но, тем не менее, она остается значительно ниже, чем в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации.
Следующий слайд - это особенности региональные Алтайского края. Алтайский край - второй по плотности субъект в Сибири населения, но это субъект с самым равномерным расселением по всей территории. 60 сельских районов, самое большое количество сельских районов в России и всего у нас 795 субъектов бюджетного процесса, мы здесь тоже в тройке лидеров в России. Это и сложности формирования, управления бюджетом и вообще осуществление региональной политики. Девятый слайд. Что мы имеем в качестве цели создания особо значимых аграрных территорий? Это повышение продовольственной безопасности страны, укрепление позиции России в мировом агропродовольственном рынке путём приоритетной, более масштабной государственной поддержки регионов, которые играют значимую роль в решении продовольственной безопасности в общенациональном формате. Задача обеспечения продовольственной безопасности, снижения независимости от импортных поставок. Здесь ситуация на продовольственном рынке всем известна. Увеличение объёмов потребления отечественных продуктов питания и улучшения здоровья нации. Речь идёт и о качестве продовольственного обеспечения. Рациональное и эффективное использование земельных ресурсов, повышение плодородия, естественно, почв. Сохранение и развитие генетического потенциала сельскохозяйственных животных. Повышение конкурентоспособности отечественных сельхозмашин и тракторов. И обеспечение комфортных условий проживания сельского населения. Далее. Прошу показать следующий слайд. Основные направления государственной поддержки особо значимых аграрных территорий. Это поддержка региональных программ развития сельского хозяйства, У нас эти программы приняты и успешно реализуются. Но мы бы хотели иметь в виду более эффективную федеральную поддержку для нас, поскольку ресурсы регионального бюджета по сути дела мы задействовали уже до конца. Мы на пределе своих собственных возможностей. Далее. Развитие внутрихозяйственных оросительных систем для Алтайского края, для засушливых районов Юга и Юго-Запада. Это абсолютно актуальная тема. Это субсидирование затрат на приобретение сельхозтехники и оборудования для молочного животноводства. Субсидирование части затрат на приобретение ГСМ. Это восстановительные работы в лесозащитных полосах. Вот привожу цифру. В Алтайском крае под лесозащитными полосами занято 100 тысяч гектаров. Это почти половина площади пашни в отдельных регионах Европейской части России. И без поддержания лесозащитных полос в нормальном функциональном состоянии мы стоим перед угрозой развития массовой ветровой и водной эрозии почв, которая создалась в регионе в конце 50-х годов. И путём неимоверных усилий, в том числе за счёт государственных вложений эта проблема была решена. Это субсидирование части затрат на оформление земельных участков развитие социальной инженерной инфраструктуры. Поддержка реализации конкретных проектов. Это закуп в рамках установленных аграрными территориям квот сырья и продовольствия по фиксированным ценам. Дальше. Я здесь особо хотел бы сказать по субсидированию затрат на производства молока. Эта тема абсолютно актуальная. Я её менее недели назад затрагивал на заседании правительственной комиссии по региональному развитию. Я знаю, что отдельные регионы в России практикуют субсидирование производителей на килограмм произведенного молока. Даже если бы мы, например в Алтайском крае делали это по минимальному, один рубль на один килограмм молока, то в прошлом году мы должны были бы на это потратить 1 миллиард 400 миллионов рублей. у нас таких денег в региональном бюджете просто нет. Вместе с тем проблема сбыта молока все здесь присутствующие знают, и меня прекрасно понимают, насколько это тяжелая отрасль какие длинные инвестиции в этой отрасли и как тяжело они окупаются. Вот те направления поддержки сельского хозяйства в особо значимых аграрных территориях. Мы постарались их развить в проекте федерального закона. Речь идёт о том, чтобы государство, проводя свою аграрную политику, на наш взгляд, не действовало по принципу "всем сестрам по серьгам". Это хорошо с точки зрения абстрактной справедливости, но это не совсем правильно с точки зрения обеспечения общенациональных интересов. Мы, например, мы нас в регионе развиваем горнорудную промышленность. Но мы прекрасно понимаем, что никогда Алтайский край не будет рассматриваться федеральным центром в качестве региона, где эта отрасль является базовой и имеющей общенациональное значение. Она имеет для нас, конечно, большой интерес с точки зрения диверсификации нашей региональной экономики, но мы никогда не ревнуем государство, когда оно в этом плане более внимательно относится к другим регионам, которые являются лидерами в данной отрасли. Это частный пример. Его можно продолжать. Но когда речь идёт о регионе, имеющем самый высокий пашенный потенциал, аграрный потенциал, когда мы ведём речь о регионе, где в сельской местности проживает 46 процентов населения, население, которое имеет гигантский профессиональный, исторический, культурный опыт работы в аграрной отрасли, оставлять в забвении этот потенциал и относится к нему одинаково, как ко всем другим территориям, где подчас сельское хозяйство является лишь экзотической подцветкой местной экономики, я думаю, что это было бы неправильно. В этом суть нашей инициативы. Я попросил бы следующий слайд показать. Это по источникам. Когда мы говорим, что до 2025 года проект "Алтайское Приобье" рассчитан, и объёмы привлечённых инвестиций мы исчисляем провизорно в 590 миллиардов рублей, при этом мы считаем, что эти инвестиции из государственных (я имею в виду федерального и регионального) и муниципальных бюджетов в общей сложности должны составить порядка 40 процентов, а 60 процентов - это инвестиции корпоративные частные. Практика показывает сейчас, когда мы уже в рамках этого проекта реализуем крупные инвестиционные проекты по мясному животноводству, по молочному животноводству, по птицеводству, то на самом деле на каждые 10 потраченных бюджетных рублей из федерального и регионального бюджета (мы имеем в виду частных инвестиций) 80-90 рублей. К одному рублю государственному приходит 8-9 корпоративных. Мы в связи с этим абсолютно реалистичны с точки зрения того, что, если государство пойдёт на приоритетную поддержку особо значимых аграрных территорий за счёт привлечения дополнительных ресурсов, корпоративный капитал будет приходить в наши территории более высокими темпами, в больших объёмах. Следующий слайд. Это вклад особо значимых аграрных территорий в социально-экономическое развитие Алтайского края и России. Я особо хотел бы подчеркнуть, что мы видим, что эти инвестиции, о которых идёт речь, помогут обеспечить стабильность на внутреннем рынке продовольствия, на основе ускорения развития отечественного производства сельскохозяйственной продукции. Я не хотел бы эту тему (следующий покажите, 12 слайд) особо обострять. Мы её достаточно глубоко анализировали, когда на правительственной комиссии рассматривали и проект доктрины продовольственной безопасности страны, что сейчас уровень собственной обеспеченности у нас катастрофически низок продовольствия в стране. Есть экспертные оценки. Они несколько разнятся. Все эксперты сходятся в том, что этот уровень запредельно низкий. При этом мы должны все понимать, что мы говорим, приводя такого рода цифры, о продовольственной безопасности первого порядка. Есть продовольственная безопасность более глубокая (второго порядка), когда мы обеспечиваем собственную независимость с точки зрения технологической и технической обеспеченности сельского хозяйства за счёт собственных источников, самодостаточность отрасли. В этом смысле мы на сегодняшний день ещё более уязвимы. Я в завершение покажу пару наших программ, которые как раз направлены на решение именно проблемы, именно в этом плане. Вот, наконец, и цели появились. Пожалуйста, я бы хотел особо подчеркнуть, что мы предполагаем увеличение объёмов валового регионального продукта в расчёте на душу населения почти в четыре раза, заработную плату на одного работающего - в семь раз. Это позволит снизить уровень безработицы в крае и создать условия для достижения европейских стандартов уровня и качества жизни населения. Я уже сегодня хочу сказать, что, например, в образовательной сфере 60 процентов школ сельской местности Алтайского края обеспечивают образовательный процесс в полном соответствии с образовательными стандартами. Это выше среднероссийских. Мы буквально в пятницу говорили о формировании в Алтайском крае пионерского пилотного проекта: "Создание медицинского кластера", и в качестве базовой части этого кластера являются учреждения медицины первичной помощи, большая их, подавляющая часть в Алтайском крае расположена в сельской местности. Мы только ФАПов имеем почти 1 тысячу в Алтайском крае, больше, чем во всей России. (Следующий слайд.) Это программа устойчивого развития сельских территорий. Мы нашу концепцию разрабатывали, корреспондируя её с программами устойчивого развития сельских территорий Алтайского края, но при этом имея в виду наши региональные особенности, о которых здесь сказано, на этом слайде. Это и диверсификация сельской экономики, развитие альтернативных сфер деятельности в сельской местности. У нас в Алтайском крае сегодня хорошо показывает себя сельский туризм, есть региональная программа, одобренная Министерством сельского хозяйства, она успешно реализуется, укрепление и развитие сельского самоуправления в наших аграрных территориях - это отдельная и важная тема. И в завершении я хотел бы сказать, что формирование нового института развития в Российской Федерации особо значимых аграрных территорий позволит стабилизировать ситуацию на внутреннем агропродовольственном рынке страны и внести существенный вклад в формирование государственного резерва. И это будет направлено на достижение важнейшей стратегической цели: обеспечение продовольственной безопасности страны. Этот тезис целиком согласуется с Указом Президента Российской Федерации (свежим) от 12 мая этого года № 536 "Об основах стратегического планирования в России", где закреплено нормативно, что основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, включая приоритеты развития России. И несмотря на то, что наш проект не находится в каком-либо системном противоречии с действующим законом о развитии сельского хозяйства, мы считаем, что он получит более полную реализацию при условии и принятия федерального закона об особо значимых аграрных территориях. И содокладчик - наш заместитель Председателя Законодательного Собрания - Землюков Сергей Валентинович, доктор юридических наук, доложит концепцию этого законопроекта. Но я бы хотел в завершении, когда мы говорим об обеспечении уровня продовольственной безопасности в более глубоком понимании этого значимого явления, продемонстрировать. У нас разработана региональная подпрограмма: "Аграрное машиностроение", как элемент межрегиональной и инновационной программы: "Сибирское машиностроение". То есть мы в этом смысле тоже работаем, не замыкаемся, собственно, на сельской тематике, и эта программа получила высокое одобрение в экспертном сообществе, в Ассоциации "Сибирское соглашение". Мы сегодня этот документ представили в Министерство промышленности и торговли России в качестве подтверждения региональных инициатив по созданию условий для самодостаточного функционирования аграрной отрасли в России и в регионах Сибири с точки зрения создания технической и технологической подосновы для этого. Но что касается чисто технических аспектов, то есть наработки в виде алтайских технико-технологических комплексов машин для освоения энерго-влагосберегающих технологий в земледелии. Это то, что касается земледелия в степных засушливых регионах Западной Сибири. Эта техника и технология абсолютно применимы и для других регионов России со схожими погодно-климатическими условиями. Спасибо за внимание. Председательствующий. Спасибо, Александр Богданович. Я предлагаю следующий порядок обсуждения. Мы сейчас послушаем Сергея Валентиновича по концепции законопроекта об особых аграрных зонах, которые алтайцы предлагают. Потом я бы хотел предоставить слово Фомину Александру Анатольевичу - руководителю нашего научно-экспертного совета при комитете. Следующему - Борису Абрамовичу Чернякову, он тоже участвовал в экспертизе пакета документов, которые представлены. Я бы очень хотел услышать позицию представителя региона, который здесь присутствует, представителей министерств и ведомств федеральных, а потом депутаты выступят, и мы перейдем к принятию решения. Пожалуйста, Сергей Валентинович. С.В. Спасибо. Уважаемый Валентин Петрович, уважаемый Александр Богданович, уважаемые депутаты, коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона об особо значимых аграрных территориях. Данный проект предлагается рассмотреть сегодня концептуально. Это значит, с точки зрения экономической и социальной необходимости принятия такого закона, обоснованности и целесообразности регулирования отношений, которые мы предлагаем в рамках федерального закона, оценить, есть ли здесь противоречия со стороны Конституции, федеральных законов и вписывается ли проект данного закона в систему законодательства, регулирующего отношения в области сферы сельского хозяйства. Надо отметить, что экономическую и социальную целесообразность принятия такого закона обосновал Александр Богданович в своём выступлении на основе концепции Алтайского Приобья. Проект закона об особо значимых аграрных территориях предназначен для правового обеспечения комплексного подхода к реализации потенциала регионов с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, благоприятными природными и социальными условиями её развития. Это территория, на которой проживает большинство сельского населения России и производится наибольшее число сельскохозяйственной продукции. Правовое регулирование особо значимых аграрных территорий предполагает создание благоприятных социально-экономических условий для выполнения аграрными территориями России их социальных, производственных, экономических функций. В основу концепции рассматриваемого проекта закона заложены следующие общие положения. Первое - проект закона предполагает формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в особо значимые аграрные территории Российской Федерации. Второе - проект закона закрепляет целостный, комплексный подход и эффективный механизм устойчивого развития особо значимых аграрных территорий, развивает их конкурентное преимущество. Третье - проект закона предполагает особые преференции данным территориям при формировании федерального бюджета и, как следствие, увеличение доли федерального центра в финансовой поддержке развития этих территорий и, соответственно, концентрация финансовых и материальных ресурсов для решения задачи обеспечения продовольственной безопасности страны и социального развития села. В проекте реализуется государственная протекционистская политика в виде закупа сельскохозяйственной продукции, обеспечения рынков сбыта продукции и приобретения соответствующих товару материальных средств. Развитие данного проекта предполагает и введение действенного механизма взаимодействия федерального центра, региональной власти и органов местного самоуправления по решению проблем сельского развития. В работе над структурой и содержанием проекта федерального закона были учтены нормативно-правовые акты федерального уровня. Конечно, это закон о развитии сельского хозяйства, об особо значимых экономических зонах в Российской Федерации, государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. ФЦП "Социальное развитие села", а также проект концепции "Устойчивое развитие сельских территорий в Российской Федерации". Учтено и законодательство Алтайского края в сфере регулирования сельскохозяйственных отношений. В федеральном законе о развитии сельского хозяйства заявлено, что устойчивое развитие сельских территорий, а равно создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства являются одним из приоритетных направлений государственной аграрной политики. Однако на данный момент на федеральном уровне отсутствует комплексный закон, позволяющий учесть и развитие аграрного производства во взаимосвязи с развитием сельской территории. В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции также установлено, что одним из основных целей государственной аграрной политики является устойчивое развитие сельских территорий. Однако дальнейшая реализация данного направления в программе не получена. Что же мы понимаем под особо значимой аграрной территорией? По нашему мнению, из всех аграрных территорий, из всех территорий Российской Федерации, которые занимаются сельскохозяйственным производством, необходимо выделить особо значимые аграрные территории в Российской Федерации. В проекте федерального закона даётся понятие особо значимых аграрных территорий. Это территория субъекта Российской Федерации с исторически сложившейся преимущественно аграрной специализацией, обладающей природно-климатическим потенциалом и социальными условиями для развития сельского хозяйства, на которой установлен специальный правовой режим осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом в целях настоящего федерального закона под предпринимательской и иной экономической деятельностью мы понимаем сельскохозяйственное производство во всём комплексе этих отношений, деятельность, направленная на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, то есть это производственная инфраструктура, социальная инфраструктура и, наконец, это сельскохозяйственное машиностроение. Предметом регулирования данного проекта федерального закона являются отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением существования особо значимых аграрных территорий, определяет порядок установления специального правового режима, осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности на данной территории. Законопроектом предусмотрено, что особо значимая аграрная территория признаётся территорией субъекта Российской Федерации при следующих условиях. Первое, доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте не менее 8 процентов. Второе, площадь пашни не менее 3 миллионов гектар, доля сельского населения в общей численности населения региона - не менее 30 процентов. Признание территории субъекта Российской Федерации особо значимой аграрной территорией осуществляется постановлением правительства сроком на 49 лет. При этом необходима долгосрочная программа региона по развитию данной территории. Глава вторая проекта закона регулирует правовое положение участников особой значимой аграрной территории. При этом под участниками особой значимой аграрной территории мы видим две категории лиц. Первая - это инвесторы, которые вкладывают непосредственно инвестиционные проекты в инфраструктуру, инвесторы, вкладывающие инвестиционные проекты в развитие непосредственно аграрного сектора. И государственные инвестиционные вложения, направленные на развитие инфраструктуры, связанной с развитием транспорта и энергетики. Под инвестором признаётся лицо, осуществляющее капитальные вложения в развитие сельскохозяйственной сферы на особо значимой аграрной территории, признанное в этом качестве в установленном порядке. Отдельно субъектом являются сельхозтоваропроизводители, лица указанные фактически в законе о развитии сельского хозяйства. Следует отметить, что основой регулирования взаимоотношений между инвесторами особо значимой аграрной территории и органами государственной власти являются инвестиционные проекты и соглашения об осуществлении деятельности на особо значимой территории. Основой для признания инвестором является заключение соглашения и экспертиза инвестиционного проекта, и после этого уже основные документы, необходимые для включения в реестр инвесторов особо значимой аграрной территории. В главе 4 проекта регулируются отношения, возникающие в связи с заключением соглашения об осуществлении деятельности на особо значимой аграрной территории. Конечно, основные статьи связаны с осуществлением государственной поддержки товаропроизводителей и иной экономической деятельности на особо значимой аграрной территории. И здесь мы выделили четыре основных вопроса и отрегулировали четыре основных проблемы. Первое, мы сконцентрировали в одной статье все те формы государственной поддержки, которые в настоящее время могут быть реализованы за исключением, естественно, которые осуществляются по специальным федеральным целевым программам в области сельского хозяйства. Второе, инвестиционные возможности использования Инвестиционного фонда для осуществления соответствующих капиталовложений. И третье, это поддержка сельхозтоваропроизводителей на произведённую продукцию. То есть это субсидии, дотации из федерального центра. Данная форма в государственной поддержке расписана отдельно к каждому из субъектов, осуществляющих деятельность на зоне особо значимой аграрной территории. В целях создания инфраструктуры, необходимой для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности на особо значимой аграрной территории, законопроектом предусмотрена возможность создания объектов капитального строительства федерального значения в области энергетики и транспорта. В целях минимизации расходов бюджета на администрирование особо значимой аграрной территории, а также снижение административных барьеров для осуществления этой деятельности, предлагается не создавать отдельных структур для управления, а управление поручить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данные вопросы освящены в главе 3 проекта закона. Уважаемые коллеги, проект закона, согласно нашей экспертизе, в целом отвечает требованиям концепции к разработке проекта федеральных законов. Здесь есть основная идея, цель и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их права и обязанности, в том числе с учётом ранее имевшихся. Следует отметить, что данный закон имеет место среди законов, регулирующий сельское ли хозяйство, это специальный закон по отношению к общему закону о развитии сельского хозяйства в Российской Федерации. Даётся общая оценка правового регулирования субъектов, а также меры по поддержке субъектов инвестиционной и агропромышленной деятельности. Уважаемые коллеги, мы понимаем, что проект закона нуждается в доработке и претерпит изменения. Надеемся, что высокий профессионализм депутатов профильного комитета Госдумы и как законотворцев, и как специалистов в области сельского хозяйства позволит значительно улучшить данный проект закона. И не сомневаюсь, что в дальнейшем совместная работа, результатом которой станет внесение этого закона, на рассмотрение в Государственную Думу. Алтайское Приобье - это проект, который был разработан применительно к отдельной территории - Алтайскому краю. Проект закона особо значимой аграрной территории будет иметь значение не только для Алтайского края, но и других территорий, исторически которые имеют основную и важную роль в развитии сельского хозяйства России. Благодарю за внимание. Председательствующий. Спасибо, Сергей Валентинович. Александр Анатольевич Фомин. Пожалуйста. Давайте до семи минут. Фомин А.А. Спасибо. Я постараюсь даже быть более кратким. Заключение есть у участников комитета. Я бы хотел сказать о самом главном. В целом, оценивания проект, необходимо отметить уникальность и важность работы, проделанной Алтайским краем. Самый позитивный момент - это то, что горизонт планирования - это 2025 год. Это уникальная ситуация. Мы все прекрасно с вами помним, что до появления национального проекта, практические горизонты планирования сельского хозяйства измерялись федеральным бюджетом, то есть, по сути говоря, годовым. Те целевые программы, которые существовали в то время, они были мало финансируемые и не претендовали на какие-то стратегические вопросы. Очень важно, что в целом у государства начала формироваться аграрная политика на более долгосрочную перспективу. То есть первый этап был - национальный проект, затем появилась госпрограмма, затем закон о сельском хозяйстве. То есть шаги были последовательные и поступательные. В этом смысле законодательная инициатива и вообще инициатива по такому проекту заслуживает всяческого уважения. С первого впечатления перспективы принятия именно законодательства, он достаточно сложный. И мы прекрасно понимаем и знаем из опыта, как трудно продвигаются все проекты и инициативы, связанные с аграрной сферой на уровне правительства. Можно сказать о том, что подготовлена почва для принятия этого закона. В прошлом году, например, мы совместно с Общественной палатой, наш научно-экспертный совет рассматривал вопросы продовольственного баланса страны. Исследования, которые были проведены, заинтересовали и президента, и Председателя правительства. И на сегодня мы проводим глубокие исследования в продовольственных балансах всей страны на примере ключевых регионов. Я могу вам сказать, что Алтайский край как раз входит в эти ключевые регионы. Мы провели первую часть исследования, я, безусловно, вас с ним ознакомлю. И дальше будут исследования продолжаться. То есть они тоже могут стать основанием поддержки той законодательной инициативы, которая возникла в Алтайском крае. Кроме того, я бы хотел обратить внимание на главное высказывание, по сути говоря, для аграрного сектора в рамках той экономической ситуации, которая существует в мире и в стране, высказывание председателя правительства. Он по отношению к государственной поддержке сказал четко, что государственная поддержка в обмен на эффективность. Это как раз полностью совпадает с позицией, и Александр Богданович об этом сказал, что поддержка в первую очередь в аграрном секторе должна идти эффективно работающей. В этом плане Алтайский край как раз и есть пример такой эффективной работы. Хотелось бы сказать, что для Алтайского края принципиальным является не только принятие нового закона, но и, как для любого аграрного региона, совершенствование существующих законодательных актов. Я попробую на примере земельной политики доказать это. Дело в том, что неоднократно вносились законодательные инициативы, связанные с изменением законодательства по землеустройству. Как закона об обороте земель сельхозназначения, который уже отстает от нынешней ситуации, так и других законов: Земельного кодекса, о землеустройстве, о земельном кадастре. Практика уже наработана. На сегодня мы знаем, что именно Минсельхоз стал ключевым в этой тематике и сразу же пошла подвижка, потому что была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители всех министерств. Мне кажется, что опыт, наработанный этой межведомственной рабочей группой по именно совершенствованию вот этого законодательства, позволит и активно включиться в работу по вашей законодательной инициативе. В заключение я бы хотел сказать, что, безусловно, эта работа очень сложная, трудная, но в любом случае есть поддержка на самом высоком уровне президента, председателя правительства. И экспертное сообщество, которое, в общем-то, объединилось вокруг формирования государственной аграрной политики на примере нацпроекта, госпрограммы, закона о сельском хозяйстве, то, что сейчас идёт работа по земельной политике, безусловно, дает нам реальный шанс реализовать те важные и нужные инициативы, которые идут сегодня с Алтайского края. Спасибо. Председательствующий. Спасибо, Александр Анатольевич. Борис Абрамович Черняков - доктор, профессор, представитель Института США и Канады, наш эксперт. Пожалуйста. Черняков Б.А. Спасибо. Проект представлен в виде концепции и его технико-экономического обоснования. Он рассматривался на правительственной комиссии по АПК и получил принципиальное одобрение членов комиссии. Следует отметить, что концепция практически включает все необходимые компоненты, позволяющие оценить достаточную степень разработанности настоящего проекта. В ней рассмотрены такие важные аспекты, как природно-климатические условия и трудовые ресурсы, производственный и инфраструктурный потенциал, технические и технологические особенности, социально-экономические и финансовые проблемы, объекты развития. Важной особенностью проекта, имеющего в основе природную составляющую, является детальное рассмотрение земельных ресурсов данного региона, сложившихся земельных отношений и проблем сохранения и повышения плодородия сельскохозяйственных и рекреационных земель. Значительную долю в концептуальной части проекта занимают многообразные механизмы и программы решения проблем комплексного развития Алтайского Приобья. Осуществление проекта поэтапно. Представлены и сформулированы три основных этапа решения поставленных задач, рассчитанных на период до 2025 года. Не касаясь мелких деталей, необходимо указать, что технико-экономические обоснования, представленные в более чем двухсот страничном варианте, изобилуют множеством статистических и фактологических сведений в виде таблиц, графиков описаний и соответствующих резюме. В проекте рассматриваются необходимые для понимания проблемы и материалы не только регионального характера, но и странового в виде России и международного. В приложениях, открывающихся инвестиционным планом, подробно рассчитаны производственные планы, объемы необходимых государственных инвестиций, источники финансовых и иных средств, программы производства и реализации продукции и многое другое. Таким образом, представленный проект в целом отвечает требованиям, предъявляемым к подобным документам, и является достаточно аргументированным документом для принятия принципиальных, в большей части положительных решений. Ещё одно важное замечание относится к самой идеи создания специальных зон или, как сказано в концепции, особо значимой аграрной территории для решения продовольственной безопасности страны, увеличения ВВП за счёт роста валового регионального продукта, повышения благосостояния и уровня жизни населения за счёт АПК. Создание таких зон - первый признак индустриально-социальной модернизации аграрного сектора экономики и сельских территорий для решения новых современных задач. И главным образом для повышения качества жизни населения подобных территорий. В большинстве развитых передовых стран мира формирование региональной специализации зон наиболее благоприятных для развития жизненно важных видом сельхозпродукции или отдельных отраслей издавна является главнейшим принципом рационализации и модернизации аграрного сектора экономики страны. Так, США - в мировом аграрном лидере, давно обеспечившим не только внутреннюю продовольственную безопасность, но и неоспоримое первенство на внесшем рынке сельхоз сырья и продовольствия, специализация отдельных штатов, регионов на производстве главных видов сельхоз продукции - важнейший фактор интенсификации сельхозпроизводства. Она обеспечила сокращение производственных издержек, высокую производительность труда и ресурсов, специализацию, концентрацию производства, рациональное и экологичное использование природных ресурсов, и в первую очередь земельных и вводных. Она послужила также значительным ресурсом для энергосбережения производственно-аграрной практики. Я назову просто как факт, относящийся к штату Айова, который по площади занимает около 16 миллионов гектаров. Я просто должен сказать. Вот некоторые цифры для общего понимания. Они производят в настоящее время более 60 миллионов тонн зерна, более 15 миллионов тонн соевых бобов, откармливают 3,5 миллиона голов мясного скота, реализуют более 30 миллионов голов свиней, и по мелочи, имея 200 тысяч молочных коров, производят на каждой корове более 12 тысяч литров молока. Таким образом, наиболее важным следствием создания подобных аграрных зон, с индустриальным характером производства, стало решение социальных проблем и для сельского населения. Эта высокая занятость в его производстве и в сфере услуг, обеспечение достойной заработной платы при комфортных условиях труда, удобные бытовые условия не хуже городских, доступность объектов культуры, образования и других современных элементов, характеризующих высокое качество жизни жителей таких регионов. Несомненно, для создания таких зон аграрной территории требуется не только значительное время, но и сосредоточение крупных материальных и финансовых вложений. Ускорению этих процессов, без сомнения, в наибольшей степени способствует использование науки. Как показывает зарубежный опыт, высокая степень проработанности проектов, при образовании аграрных территорий в значительной степени зависит от уровня профессиональной подготовленности авторов и разработчиков проекта. Понимание ими насущных задач населения, владение ими всеми доступными инструментами формирования производственной и социальной среды планированного объекта. Именно поэтому при общей положительной оценки данной концепции представляется целесообразным необходимость более тщательной редакции представленных документов. Во-первых, из-за досадного наличия в них противоречивых, иногда недостаточно достоверных сведений, во-вторых, проведение отдельных разделов к единообразной структуре изложения, в-третьих, более детальная и точная оценка биоклиматического потенциала данной территории, главного лимитирующего фактора в сельскохозяйственном производстве Алтайского края. В-четвёртых, проверка отдельных расчётов, либо более детальная их расшифровка для понимания достоверности приводимых цифр. Возможно, указанные недочёты связанны с тем, что авторы проекта стремились ускорить реализацию очень важного почина, и, разрабатывая главное направление в создании особо значимой аграрной территории, не обратили необходимого внимания на второстепенные детали. Тем не менее указанные недочёты не умоляют важности, ценности и актуальности представленного проекта, который после указанной редакционной правки должен быть одобрен и для дальнейшей его реализации. Спасибо. Председательствующий. Спасибо, Борис Абрамович. Я обращаюсь к представителям регионов. Краснодарский край, Белгородская область, Республика Мордовия. Кто бы желал выступить? Потому что потом... Пожалуйста, Виктор Гаврилович - заместитель председателя Госсобрания Республики Мордовия. Сидя, Виктор Гаврилович, в микрофон. В.Г. Уважаемый Валентин Петрович, президиум, уважаемые члены комитета, коллеги, вопрос, сегодня поднятый на заседании комитета, очень злободневен для всех нас, особенно для меня как человека прожившего и работающего всю жизнь на аграриях. В 23 года я стал председателем колхоза, 11 лет работал Министром сельского хозяйства Мордовии. И сейчас представляю, что такое сельское хозяйство на сегодняшнем уровне. Вот то, что предлагается сейчас концепцией закона, короткая информация, которая у нас имеется, конечно, это мечта для любой республики и области. Мечта. Но когда губернатор докладывал, у нас Николай Иванович уже лет 10 мечтает о таком законе. Но просто закон принять это не значит, что там может что-то решиться. Политически у нас проблем никаких нет, с политикой чтобы, государство нас поддерживает. Вопрос сразу становится с финансированием. И когда называется здесь ограничение в три миллиона гектаров, не меньше, остальное мы будем, я не понимаю тогда суть закона. Если мы говорим об эффективности, то я вам приведу пример, Мордовия сегодня находится в первой семёрке по молоку, мясу, яйцу на душу населения. В Мордовии сегодня производят 800 миллионов яиц, через два года будут миллиард производить. Как вы нас будете считать, подцветками? Я думаю, тут мы не подцветки. Мы много учимся у Татарии. Они очень здорово работают, и у них есть чему учиться. Хотя мы обижаемся где-то, но они делают очень много. Мы стараемся им подражать. Мы с ними соревнуемся. Но такой подход, мне кажется, будет не совсем объективный ко всем остальным областям республики, которые имеют меньше трёх миллионов гектаров. Я что могу сказать, что то, что сейчас начато в России четыре года назад это как бы спасительный момент начался. Минимально, что нам дали 500 миллиардов, защищали, хорошо, мы за это спасибо говорим. Сейчас начало развиваться всё. И если бы ещё нам пять лет на таком уровне сохранили, уважаемые депутаты, финансирование, мы бы с Лукашенко и спорить не стали, пусть он там руками машет. Мы бы его задавили - через четыре года мы молока надоим больше. Но на сегодняшний день ситуация складывается такая, что он сливает сейчас молоко демонстративно, политику строит. А мы хоть сливай демонстративно для того, что у нас она просто убыточная. Я могу вам привести пример простой. Вот сейчас ориентируются уважаемые наши политики, чью позицию занимать, я не понимаю, негосударственную, мне кажется, только. Вот за прошлый год у нас цена реализации молока составила по России 10 рублей. Но вот вы помните прошлогоднюю зиму, молоко было до 16 рублей, 12, и вы помните, как правительство боролось против этих цен, но они всё-таки сложились. Никто для городского жителя ни копейку не убавил до сих пор, хотя сейчас молоко закупается по 6-6,5 - и не берут, а рассчитываются через месяц. Вы скажите, как сельскому труженику работать? А если как Мордовия вложила такие суммы, то через два месяца начнётся непроплата кредитов, возмещение процентных ставок и так далее. Поймите, у нас комплекс многотысячников, десять комплексов, а вообще-то 97 объектов реконструировали и вложили 13 миллиардов рублей. Нам приятнее всех было, пошло развитие, идёт объём, товарное производство. Не объём производства, а товарное производство у нас увеличивается на 14 процентов молока в год. А сейчас мы в тупике находимся, почему? Потому что это цена. Все говорят, как вот закон о торговле я вчера прослушал, не дай Бог обратно на доработку, и все пожалели супермаркеты, всем жалко. Товарищи, неужели всем непонятно, что у нас творится сейчас? Вот по 6 рублей мы закупаем, продают молоко. Что такое 6? Когда мы комплекс, бизнес-план закладывали, банкиры, наверное, здесь присутствуют, мы закладывали туда 12 рублей - 1 литр, с окупаемостью 15 лет, нам кредита дали на 5 лет, потом на 8 лет, а на 15 лет пока ещё не дали. Явно закладывали не те параметры, которые должны быть. Но сейчас молоко по цене 7 рублей или 6 рублей. И куда мы идём?! Даже не надо ничего изучать, не надо быть большим практиком, даже учёные наши уважаемые здесь выступали, я знаю и уважаю их. На столе сейчас возьмите проект любого комплекса, возьмите надой и просмотрите. И не надо никуда, и дайте записку официальную президенту и академику, и дайте Путину, дайте Медведеву. Пусть посмотрят, и всё будет понятно. И на этом мы успокоимся. Но если мы этого сейчас не сделаем - это беда. Второй вопрос. Я, Валентин Петрович, можно по земле. Да? Но земля - боль это наша. Сейчас здесь в информации по обороту земель там затронули, но я в повестке смотрю, нет, а в постановлениях там есть, обратно отфутболить курское предложение. Я вам приведу пример. Сейчас 3-4 процента в России земля не востребована, это умершие бабушки, а они имеют паи, их земля у нас в Мордовии обрабатывается. Прокурор предписание делает, наказывает руководителей, кто обрабатывает, да. Из-за чего? Потому, что он не платит налоги. Руководитель ... хочет заплатить налоги, но у него налоговая инспекция не берёт деньги. Почему? Потому что нет такого человека, нет собственника. Мы подаём в суд, мы собираем всю процедуру, длинная, собираем, всё, согласны мы, подаём в суд. Суд говорит: "Мы не имеем права принимать решение, потому что Земельный кодекс противоречит Гражданскому и нет судебной практики". Мы вышли с законодательной инициативой (прошлый год) здесь, сюда, и всё заглохло, сейчас обратно, заключение комитета, отдел комитета, что чего-то не соответствует, обратно чему-то не соответствует. Товарищи, но как понимать-то?! Здесь, в этой ситуации. Неужели две строчки нам изменят закон или кодекс, допустим, мы же, и вся страна на становление 20 лет. Мы же, правильно сказали, что Земельный кодекс его надо поправки. Не надо его выкидывать, не топтать, а поправочками. И там девять поправок, когда мы в Рязани, Горбунов нас собирал, мы выступали тоже, и год уж почти прошёл, в ноябре месяце. Надо сделать поправочки. Ничего не надо бояться, никому, это ради дела, иначе получается хаос. Всё. Спасибо. Председательствующий. Давайте всё-таки к теме вопроса, мы обсуждаем. В.Г. Я прошу, уважаемые члены комитета, поддержать по земле и закон о том, что сейчас обсуждается, мнение Республики нашей. Спасибо. Председательствующий. Спасибо. Владимир Андреевич Мекетов - Председатель Заксобрания Краснодарского края. Только я прошу, всё-таки по теме обсуждаемого вопроса. Наболело, понимаю. Из зала. Но где ж говорить тогда. Мекетов В.А. Уважаемый Валентин Петрович! Уважаемые...
Мекетов В.А. Уважаемый Валентин Петрович! Уважаемые депутаты! Во-первых, я хочу вас поблагодарить за ту возможность - присутствовать здесь на заседании комитета, послушать заинтересованный разговор вокруг инициативы субъектов Федерации. Вы знаете, это, в общем-то, даёт нам уверенность в том, что мы не один на один с решением проблем на местах, эти проблемы интересуют и вас. И, во всяком случае, я думаю, что по некоторым вопросам, наверное, по большинству из них в вашем лице мы всегда можем найти союзника. Что касается сегодня представленного проекта. Во-первых, действительно, в последние годы государство оказывает весьма существенную поддержку сельскому хозяйству. Да, мы говорим, что нам хотелось бы быть больше, а кто откажется от лишних денег. Но, с другой стороны, мы должны посмотреть, что зачастую эти деньги даются и тем, кто эффективно работает, и тем, кто неэффективно работает. И если мы говорим о том, что мы строим рыночную экономику (я прошу прощения, если можно, чтобы шума не было, чтобы он не отвлекал.) мы строим рыночную экономику, то скажите, в любой рыночной экономике участник бизнес-проекта может просто так деньги отдать? Он их отдаст только тогда, когда будет бизнес-план, когда он будет уверен в том, что эти деньги будут работать окупаемо. И вот то, что мы услышали сегодня в выступлении Александра Богдановича, он представляет этот проект на мой взгляд, это попытка выстроить именно вот такие грамотные отношения. Да, нас может испугать цифра, когда мы видим, высвечивается, если мне память не изменяет, где-то порядка 590 миллиардов рублей, но это на 16 лет. Из них если посмотрим, мы не можем обвинить сегодня в каком-то потребительском отношении этот субъект Федерации, потому что он говорит: дайте 30 процентов это федеральный бюджет, а всё остальное - это бюджет субъекта, местный бюджет и инвестиционные средства. При этом он говорит о том, что в три с половиной раза увеличат объём производимой продукции. Мы видели с вами, что сегодня почти 5 миллиардов рублей государственных средств идёт на поддержку ежегодно. Посчитайте на 16 лет в таком объёме, это получается 80 миллиардов. Умножьте на 3,5 и все бюджетные средства окупаются. То есть, он большего в принципе не требует. Но зато получается уникальная возможность у власти контролировать этот процесс. Ты деньги получил, должна быть отдача. Я не могу сейчас полностью обсуждать, скажем, содержание представленного законопроекта естественно, он будет дорабатываться. Я, единственное, один штрих только хочу сказать, и думаю, что разработчики с этим согласятся и уберут. Там, где вы говорите, что если мы вывозим продукцию за пределы Алтайского края, то 30 процентов нужно из бюджета на дотацию этой продукции. Во-первых, 30 процентов общего объема - это уже федеральный бюджет, поэтому не нужно претендовать на дотацию дополнительную. Во-вторых сегодня не получая тех объёмов, которые вы запрашиваете, скажем так, я не хотел бы, чтобы вы увидели противоречие в моих словах, вы являетесь первыми в России по производству муки. Мы сегодня вашу муку можем встретить на территории Краснодарского края в магазинах. Не получая поддержки не получая субсидий, она даёт достаточно хороший доход. Это же касается и крупяных культур. Дальше. Если не будет получаться с каким-то видом продовольствия, рынок продовольствия сегодня огромный он полупустой, мягко выражаясь, будете производить мясную продукцию и так далее итак далее. Если будете ставить вопрос о том, что нужны нам деньги для того чтобы мы через границу свою перевезли административную и где-то продали я думаю, толку не будет. Я не хочу упрекнуть своего коллегу, вы просто правильно поймите. Сегодня почему многие вопросы у нас в России не решаются? Классик когда-то сказал: когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. Если сегодня мы начнём говорить, что если нужно решить вопросы Краснодарского края, а чем хуже Мордовия, а чем хуже Алтайский край? И в результате нигде ничьи вопросы решаться не будут. Мы должны иметь какой-то пилотный проект. Мы должны видеть точку роста, на которую все должны ориентироваться. И ещё, уважаемые коллеги, несколько секунд вашего внимания. Я не могу замолчать тему, которую поднял Виктор Гаврилович, он её абсолютно правильно поднял, это тема молока. Он вспомнил о том, что молоко стоило 16 рублей за литр. Но я хочу напомнить, Виктор Гаврилович, что к 16рублям оно подошло с 5 рублей, и, причём, этот рост произошел стремительно буквально за три месяца. Почему это было вызвано? Второй вопрос у вас в повестке дня. Я думаю, те, кто представляет молочную промышленность, они знают, это было вызвано ростом цен на сухое молоко на мировом рынке. И нужно было отрегулировать цены на прилавке. И тогда отрегулировали. Меня беспокоит другой момент. Что сегодня, оставаясь стабильно высокой цена на прилавке, она остается низкой закупочной. И вот здесь хотелось бы, что бы и тот, кто перерабатывает молоко, помнил, что они зависят от тех, кто производит это молоко. И здесь арбитром должна выступить власть. У нас на местах нет, к сожалению, такой возможности. Но если мы проанализируем себестоимость работы перерабатывающих предприятий, некоторых из них, я не говорю обо всех то мы увидим что непроизводственные расходы достигают 27 процентов. Понимаете? То есть то, что в производство вложил, дальше не лезет уже через верх, непроизводственные расходы. Мы не можем отследить сегодня наценку торгующих сетей, а вот если выстроить долговременные отношения, то и 8 рублей или 8.50 как сегодня цена на молоко в Краснодарском крае, допустим, она может оказаться для многих рентабельной, кто может работать. Но, а кто не может работать, почему мы должны на него ориентироваться? Я думаю, что закон, который сегодня предлагается, он как раз дает возможность всем сориентироваться в этих мутных водах рынка и выбрать правильный путь и идти работать. И вообще мы должны научиться считать, не просто такие понятия, как "дорого", "дешево", а почему дорого, почему дешево, из чего складывается это дорого? И как сделать, чтобы оно было дешевле и доступней? Я поддерживаю этот законопроект. Если вы хотите услышать мое мнение, я его говорю от имени моих коллег-депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края. В Совете законодателей при Совете Федерации я являюсь председателем комиссии по сельскому хозяйству, я переговорил с моими коллегами-членами этой комиссии. Они тоже считают, что с чего-то надо начинать. И правильно будет, если вы, уважаемые депутаты Государственной Думы, депутаты нашего уважаемого комитета по сельскому хозяйству поддержите этот документ, и он будет реализован в федеральный закон. Спасибо за внимание. Председательствующий. Спасибо Владимир Андреевич. Я обращаюсь к депутатам Государственной Думы, членам комитета, кто бы хотел высказаться, только без повторов, очень коротко. Мы уже 1 час 15 минут обсуждаем этот вопрос. Геннадий Васильевич, у вас есть желание выступить? Начинайте вы. Кулик Г.В. Нет, коротко не получится. Конечно, надо отдать должное той работе, которую проделал край. В любом случае, для себя они определили приоритетные, особо приоритетные отрасли, для себя определили какие-то возможные реальные параметры при определенных условиях. И что особенно ценно - что это увязано и с переработкой продукции, с повышением доли края в объемах производства. Все это не пропадет, это ясно. Теперь по существу. Страшно хотелось бы мне, работающему по соседству с краем долгие годы, зная этот край, чтобы не остался под столом этот материал. Реализовать его. Скажу откровенно, на мой взгляд, вы выбираете не самый легкий путь для реализации того, что вы проделали. В чем интерес проекта, если отбросить объемные показатели, значимость края, которая понятна совершенно? Интерес проекта состоит в том, что вы как бы предлагаете новый этап в реализации аграрной политики в России. Да, она сложилась и сегодня как первоначальная поддержка отдельных отраслей. Да, она вырабатывала методы, пришли к выводу, что наиболее эффективен метод стимулирования кредита за счёт понижения доля хозяйства в уплате кредитной ставки. Да, она впервые сегодня сказала, что нужно решать комплексно и социальные проблемы. Но будем говорить откровенно, в этом отношении комплексного подхода к территории не получилось. Более того, если быть откровенным, то трудно сегодня территории увязывать и развитие здравоохранения, и народного образования, поскольку из разных точек, из Москвы идут эти все средства, дорожного строительства нет ясной перспективы и так далее, и так далее, что, на мой взгляд, эффективность, отдачу снижает. Вы берете на себя как бы ответственность, что вы готовы показать, что если будет комплексный подход к этому вопросу, и когда это будет и в руках края, то эффект будет выше. Это большая значимость вашего предложения. Надо эту идею на всех уровнях подчёркивать и указывать. Второе. Так или иначе вы предлагаете очень серьёзную меру правительства. Нам надо вернуться серьёзно к специализации регионов производства в сельхозпродукции. Мы забросили эту тему. Совершенно очевидно, что через 4 года максимум мы будем не просто поддерживать, а запрещать развитие, скажем, того же свиноводства или наоборот его угнетать разными методами, поскольку мы сегодня бросились с этой отраслью в такие регионы, где посевная площадь зерновых культур, а это основа для развития животноводства не превышает 20 тысяч гектар. Ну и что?! Нам надо так или иначе, в условиях России, с огромным разнообразием природных условий возвращаться к теме специализации сельхозпроизводства по регионам. Алтай интересен тем, что в крае от засушливой зоны степной, колунды, которая протягивается на целый ряд регионов, есть предгорная зона. Все природные зоны в крае представлены. Таким образом, можно изучать как наиболее эффективно организовать производство в той или иной природной зоне. В этом огромное преимущество края. Это должно учитываться. Я не буду дальше расползаться. Хочу сказать. Вы меня простите, я, может быть, по возрасту стал скептиком, но то, что я вижу вокруг - попытка подготовить закон федеральный об особо значимых сельскохозяйственных территориях на две Думы по времени, я думаю, не уложимся. Я говорю так, как я думаю. (Реплика из зала, не слышно.) Николай, можно шутить, а можно говорить с краем. Если вы берёте, вы такая же фракция, тем более опыта у вас. Берёте на себя ответственность, что вы не... Я сомневаюсь, чтобы мы с тобой до конца нашего пребывания этого смогли увидеть его даже не в первом чтении, а разосланным. Минуту. Ну ладно. Я ещё раз повторяю. Или мы здесь пришли поиграться перед краем, или честно сказать. Я говорю свою точку зрения совершенно честно. Поэтому я вижу решение этого вопроса по-другому. Я бы поставил вопрос о том, чтобы составить госпрограмму, которая разрабатывается, уточняется и будет уточняться. Появилась программа комплексного развития ваша формулировка значимых сельскохозяйственных территорий. Вот этот вопрос более реалистичен. Это можно сегодня, скажем, если мы примем такое решение, обратиться Думой в правительство. В конце концов, я готов в том, чтобы тоже самое фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поставила этот вопрос перед руководителем партии, перед председателем правительства. Давайте целевым образом, помимо того, что положено из той программы, госпрограммы скажем на те вопросы, которые здесь поставлены, чтобы нам их проверить, убедиться в эффективности. Добавим средства на программу целевой для Алтайского края для этой программы. Вот этот путь, на мой взгляд, более короткий, и он может быть реализован. При этом я вас очень прошу, только вы меня простите. Не надо вам, когда вы будет рассказывать насколько у вас лучше, чем у других. У нас у всех сегодня есть проблема повышать эффективность, то есть работать лучше. Вот вы хотите эту тему развивать. У вас для этого есть и природные условия, и опыт, и значимость края. Вот давайте, этим аргументируя, пойдем по этому пути. Если идти параллельными дорогами, я думаю, мы ни того, ни другого не добьёмся. Вот я откровенно прочитал ваш материал, знаю край, и ещё раз повторяю, поверьте мне, это моё личное искреннее мнение, и я готов за него драться, бороться и помогать, поскольку считаю, что сам постановка вопроса заслуживает того, чтобы это нашло реализацию в нашей аграрной политике. Спасибо большое. Председательствующий. Спасибо Геннадий Васильевич. Андрей Филиппович Кнорр, пожалуйста. Кнорр А.Ф. Уважаемые коллеги, несомненно, обсуждаемая тема сегодня актуальна, это подчеркивают все и в том числе представители регионов. И Геннадий Васильевич, и Борис Абрамович сейчас подчеркнули ряд моментов. В своем выступлении хотел бы ещё раз повторить, что Алтай действительно спектрально отражает территорию России как по наличию населения, так и по природно-климатическим зонам и по отраслевому признаку, что касается в области развития сельского хозяйства. Понятно, о чём идёт сегодня речь, и о чём говорил сегодня Александр Богданович. Речь идёт о том, что без переосмысления концептуальных основ регионального планирования развития агропродовольственного рынка в соответствии с новыми условиями вряд ли можно ожидать устойчивого развития аграрных территорий. И вот это сегодня подчеркивается, и об этом говорится во многих выступлениях. Содержательных предложений тем более предложений снизу не так уж и много. Потому я думаю, было бы правильно поддержать сегодня алтайскую инициативу по поводу комплексного развития аграрной территории, в том числе и авторитетом Государственной Думы, в том числе и авторитетом нашей партии. Алтайский край входит в число тех территорий, сегодня об этом говорилось, которые составляют основу продовольственной безопасности страны, и поэтому необходимость в этом сегодня есть. В отношении проекта можно было сказать несколько слов с точки зрения детализации некоторых моментов. Представляется, что это не заданный навсегда документ, его можно уточнять. И содержательно об этом сегодня говорил Борис Абрамович и другие. В том числе и в части поиска направлений инвестиций, и в части механизмов их реализации, а также с точки зрения расстановки приоритетов реализации. Об этом сегодня как раз и идёт речь и дискуссия. Например, мы уже обсуждали, в том числе и с Александром Богдановичем, ряд моментов, и это сегодня находит отражение в действиях региона, с точки зрения увеличения присутствия аквакультуры. И возможно было эти проблемы решать в том числе за счёт консолидации и оптимизации вложения средств, которые сегодня идут и с федерального уровня, и на региональном уровне. Целесообразно, чтобы проект позволил также устранить диспропорции, гармонизировать развитие всех территорий края и с точки зрения развития логистической системы. Функциональное зонирование края позволило бы обеспечить занятость населения путём межрайонной интеграции производителей и переработчиков промышленного производства, предприятий сервиса инфраструктуры с учётом их историко-географических, экономических и демографических особенностей. Наверное, на начальном этапе совершенно оправданным был подход поддержания любых предпринимательских инициатив начинаний без учёта логистической целесообразности и биоэнергетического потенциала земли. Но в настоящий момент, я думаю, что в результате и сегодняшнего обсуждения и других презентаций будут внесены соответствующие корректировки и дополнения в программу. Концепцией проекта предусмотрены средства на оформление находящихся в региональной и муниципальной собственности земель сельскохозяйственного назначения. Это очень важная и болезненная проблема, то, что касается земли. И об этом сегодня говорили наши коллеги из Мордовии. Я думаю, что эта тема заслуживает уточнения, в том числе и в представленной нам программе. Я думаю, что в регионе за счёт выделения средств произойдёт ускорение и оформление необходимых земельных отношений, в том числе на территории Алтайского края.
Поэтому то, о чём говорил сегодня Геннадий Васильевич, с точки зрения региональной специализации, это тоже подчёркивает актуальность реализации представленной нам программы. Более того, обеспечение продовольствием данных территорий потребует совместной занятости и обустройства, и социальной инфраструктуры. Необходимо также сопряжённое развития регионов, которое предполагает не только тотальное совпадение целей и моделей, сколько согласование интересов и отказ от дублирования функций и соперничества за ресурсы в отношениях между регионами. И в этом смысле региональная специализация ряда территорий, и, в частности, механизмы её реализации , возможные через придание отдельным из них статуса особых аграрных территорий, является средством увеличения точек пересечения сфер локального развития с федеральными, межрегиональными и глобальными процессами. Аграрные территории могут опередить в экономическом развитии крупнейшие индустриальные субъекты Федерации. Ярким примером тому является опыт белгородчины, территория, которой являлась она, была не в числе приоритетных ,достаточно провинциальна, а сегодня является в числе динамично развивающихся, одним из лидеров в этой области. Действующий в настоящее время механизм государственной поддержки ни в полной мере соответствует стратегии и развития крупных аграрных территорий, а также их природным и социально-экономическим особенностям. Примеры, которые приведены, были в Алтайском крае по поводу финансирования из расчёта на один гектар пашни, в два с лишним раза меньше, чем среднероссийский уровень. И это говорит о том, что данные подходы исчерпали себя, что сегодня нужно вносить определённые корректировки. Анализ кризисного периода показывает, что аграрный сектор едва ли не единственный из реального сектора, демонстрирующий сегодня позитивную динамику. Вот почему я призываю коллег: считать целесообразным, определить в Российской Федерации зоны опережающего экономического роста, особо значимые аграрные территории, и это вполне будет укладываться в логику действий уже принятых ранее нашим комитетом решений. Спасибо. Председательствующий. Спасибо, Андрей Филиппович. Николай Михайлович, пожалуйста. Харитонов Н.М. Уважаемый Президиум! Уважаемые участники! По обсуждению закона. Алтайский край, безусловно, в лице руководства, губернатора Законодательного Собрания выступили с очень ответственной идеей. Буквально несколько лет, не побоявшись, может быть, каких-то последствий определённых, сказали вслух о проблемах Алтайского края, которые присуще всему агропромышленному комплексу Российской Федерации. Безусловно, своей законодательной инициативой берут на себя колоссальную ответственность. Но хочу предостеречь, подобная поддержка подобным законом любой регион может за 8-10 лет вывести в ведущий не хуже там, где в Канаде, Борис Абрамович говорил, не хуже. Мы должны, помимо инициативы Алтайского края, в законе постараться убедить всех: и руководство страны, и население страны - в первых строках этого закона, прописав, что сельскохозяйственное производство агропромышленный комплекс - это жизнеобразующая отрасль. Вот это мы должны прописать. Я нигде, без всякого стеснения, тем более, что я сам новосибирец, всегда говорил: Алтай - это вторая Кубань. Но если соизмерить возможности Краснодарского края и Алтайского края, и на сегодняшний день, то различия они практически наведу, потому что возможности Краснодарского края с привлечением инвестиций, имея Черное море под боком и многое другое, гораздо возможностей больше. Но на сегодняшний день мы должны найти возможность убедить президента, правительство. Я бы хотел, товарищи, предостеречь от политических пристрастий и напомнить, что перед обеденным столом все мы, когда садимся, равны, как в бане перед тазом. И здесь доказывать не надо, кто чаще и сильнее любит Родину. Поэтому на примере Алтайского края, сам я новосибирец, подобные регионы можно отнести, Новосибирскую область, я имею в виду за Уралом, и Курганскую область, и Омскую область, и Красноярский край. Я не знаю, какая планка будет. Вот не случайно Мордовия возмутилась, как бы она может не попасть в этот проект. Но мы должны найти возможность либо по производству молока на фуражную голову, либо по производству урожая на гектар. Те края и области, которые имеют возможность получать высокий урожай, высокие надои, должны иметь возможность прикоснуться к этим деньгам, федеральным. Мы, многие депутаты Государственной Думы, бываем ежегодно на так называемой "зеленой неделе" в Берлине. И там многие участники, а собираются до 70 министров, ломают голову, как накормить миллиард голодных в мире. И последний раз я встал, когда закончились все вопросы, ответы, сказал: "Давайте мы создадим мировой аграрный банк под гарантии того или иного правительства, где народ голодует. Страна, берите кредиты, располагайте, к примеру, в Алтайском крае и Новосибирской области, заказывайте производство молока, мяса и другой продукции, на здоровье кормите голодающих". А мы же сегодня в своей территории, если вы говорите: Европа, мы друг друга пытаемся на рынках сожрать, не пустить со своей продукцией. Если по-хорошему в рамках "восьмерки", "двадцатки" начинать ломать голову реально, как накормить этот миллиард, может получить на самом деле ускоренными темпами развития и Алтайского края и в целом Российской Федерации. Поэтому этот закон, как может быть первый звонок, как может быть первым натяжением всех оглоблей и вожжей и обратить внимание на проблемы села, вот в лице Алтайского края необходимо принимать и поскорее. Поэтому, Геннадий Васильевич, мы с вами старожилы. И если захотим, все политические партии в обнимку, 450 голосов проголосуем в один присест. Вот я знаю закон о торговле, долго о нем говорили. Если сегодня мы захотим этот закон о торговле принять, мы его примем за два-три дня как другие законы, вы же знаете и понимаете. Полтора часа я встречался с вице-премьером Виктором Алексеевичем Зубковым. В конце я ему сказал: "Виктор Алексеевич, хотел бы надеяться, что ваше историческое пребывание на столь высоком посту и эгоизм Газпрома, где вы являетесь председателем совета директоров, не закроет проблемы АПК России". Пожал руку, вручил программу развития народно-хозяйственного комплекса КПРФ, сказал: до свидания и пошел. На самом деле проблемы села, как жизнеобразующей отрасли, мы должны независимо от политических воззрений дружно в рамках комитета, в рамках Государственной Думы решать безотлагательно. Этот закон двумя руками поддерживаю. Белоусов С.В. Член Совета Федерации. Уважаемые коллеги, я бы хотел немножко вернуться к истории и напомнить, что около ста лет назад благодаря столыпинским реформам край из рудодобывающего края, каким он был в XIX веке, стал аграрным. При этом была создана первичная инфраструктура. При этом десятки семей переселилось, и десятки тысяч переселенцев были из центральных областей переселены в край. Потом хотел бы напомнить целину, это порядка 50 лет назад. Была создана инфраструктура, был создан потенциал, была создана промышленность и сельхозмашиностроение. Я думаю, что принятие этой программы будет таким же эпохальным событием для Алтайского края и для страны. Председательствующий. Спасибо, Сергей Владимирович. Будем завершать? Виктор Иванович, пожалуйста. В.И. Я хочу выразить благодарность коллегам из Алтайского края, потому что данный законопроект направлен в целом на улучшение развития сельского хозяйства. Конечно, он требует доработки. И с учётом тех замечаний, я думаю, уверен, что данный закон нужен стране. Валентин Петрович, я бы просил включить меня в рабочую группу по доработке данного федерального закона. Председательствующий. Возьмите, пожалуйста, в руки проект решения по данному вопросу. Какие у депутатов есть пожелания, дополнения, замечания по тексту? . (Микрофон отключен.) ... за основу. Председательствующий. За основу? В завершении я хотел бы что предложить? Конечно, сама тема этой программы "Комплексного развития Алтайского Приобья", она заслуживает всяческой поддержки. И спасибо, Александр Богданович, вам и вашей команде за то, что вы целенаправленно работаете. Потому как долгосрочная перспектива и изложение её в виде отдельного документа с введением элементов планирования, я не побоюсь сказать, именно планирования индикативного, это заставляет всех серьёзно относиться к подобным программам. Вместе с тем я бы не стал зацикливаться именно на том, что вот закон. И он нас спасёт. Конечно, над документом работали, достаточно логично там всё изложено. Но есть, конечно, масса противоречивых моментов, связанных в целом с законодательством Российской Федерации. Что касается закона, я бы хотел предложить что? Одобрительно отнестись к самой программе комплексного развития Алтайского Приобья. Предложить Законодательному Собранию Алтайского края работать над этим документом с учётом сегодняшнего разговора и выступить в перспективе с законодательной инициативой. Что касается депутатов Государственной Думы, членов аграрного комитета, мы, конечно, за, и мы будем как соавторы по данному документу. Вот, наверное, суть сегодняшнего нашего разговора. Я благодарен Александру Богдановичу за то, что вы нашли возможность лично доложить столь серьёзный вопрос на заседании комитета. Это поможет нам вместе работать на перспективу. Кулик Г.В. Работайте над законом сколько хотите. Но мне жалко бросать под стол то, что сделано в Алтайском крае. Поэтому я предлагаю от имени Государственной Думы обратиться в правительство, чтобы в составе государственной программы, которая будет утверждаться, будет корректироваться, будет уже в этом году корректироваться, включить этот проект для того, чтобы начинать его потихоньку осваивать. Это вполне посильно. Если при этом будет учтено, что на этот дополнительный проект требуются хоть какие-то деньги. По крайней мере, моё предложение прояснит отношение к этому вопросу тех, куда вы попадёте со своим законом. Председательствующий. Я не возражаю. Но я не слышал вашего предложения, тем более что подобный разговор, мы же ведь были вместе с Александром Богдановичем на заседании правительственной комиссии по вопросам АПК. Геннадий Васильевич, сформулируйте, и мы включим в решение комитета. Кулик Г.В. Я ещё раз повторяю: обратиться... (Микрофон отключен.) По закону, как хотите принимайте решение. Дорабатывайте, работайте над ним, вносите, это другое дело. А обратиться от имени Думы к правительству о поручении включить в состав государственной программы развития Агропромышленного комплекса на 2010... такие-то годы, до конца она будет ещё, реализацию проекта Приобья, представленного тем-то, тем-то. Тогда будет какая-то возможность передать материал в Минсельхоз, в Минэкономику. Председательствующий. Не возражают члены комитета, чтобы такое включить положение? из зала. Валентин Петрович, я понимаю, что эта законодательная инициатива выйдет на трибуну Государственной Думы от Алтайского края. Так? Что эта инициатива переродится в федеральный закон, раз мы создаём комиссию, и выйти на Государственную Думу, на трибуну? Председательствующий. Мы для этого и собрались, второй час уже договариваемся. Именно так. Но надо просто учесть замечания, которые звучат. Вы слышали сегодня сколько несоответствий Черняков, допустим, обнаружил. Одно другому не мешает. А Кулик абсолютно прав о том, что мы должны попытаться предложить правительству, чтобы они специальным разделом включили эту программу. Поэтому, я говорю, одобрительно отнестись, а это поддержать. Принимается такой? Давайте поработаем над текстом. Геннадий Васильевич, пока мы будем стенограмму расшифровывать, напишите этот абзац, и мы его включим. Ещё какие-то есть дополнения, замечания по первому вопросу? Спасибо, кто был приглашён на первый вопрос. Всем спасибо. Уважаемые коллеги, давайте работать. Там уже очередь стоит на следующее мероприятие в этот зал. Второй вопрос. Предлагаю поступить следующим образом. Нам надо просто сегодня принять формальное решение в соответствии с Регламентом, все договорённости, которые были на двух предыдущих заседаниях по данному вопросу, учтены, доработаны. У нас есть соответствующее решение на рабочем... Что у вас там было? Комиссия рабочая, то есть Министерство сельского хозяйства полностью поддерживает то, что мы наработали. Более того, скажу то, что я уходил на 10 минут, это было связано с разговором с Виктором Алексеевичем Зубковым. Он просто передал пожелание председателя быстрее внести в правительство, там не будет длительной задержки, для того чтобы мы этот документ как можно быстрее приняли. Этот разговор буквально сегодняшнего утра, что называется. Предлагаю, не обсуждать, а принять решение для того, чтобы направить его в рассылку. Принимается? Из зала. Да. Председательствующий. Вот видите как хорошо. Третий вопрос. Да, Геннадий Васильевич, вы идите, пишите формулировку по первому вопросу. По личному подсобному хозяйству. По Ставропольской инициативе, Николай Иванович, пожалуйста. Борцов Н.И. Два слова сказать. Мы этот вопрос рассматривали в апреле на заседании комитета, рекомендовали законодателям Ставропольского края прислушаться к нашему мнению, переработать законопроект, перевнести новый текст, они прислушались, спасибо им. На сегодняшний день идея о том, чтобы регламентировать поголовье скота в наличном подсобном хозяйстве разделилось на две части. Никакой регламентации в полевом земельном участке нет держателю боя стада, а поголовье, которое в населённом пункте, на приусадебном участке, нормой будет установлено по данному новому тексту, уполномоченным Правительства Российской Федерации, федерального органа, а по-русски говоря, Министерством сельского хозяйства России. Соответственно, учитывая, что поменялась концепция, у нас опять регламентная норма. Мы обязаны разослать в регионы на 30 дней для того, чтобы узнать их мнение. Председательствующий. Все вспомнили, о чем идёт речь. Мы уже рассматривали его. Соглашаемся? Четвертый вопрос, пожалуйста, Николай Иванович, Курская инициатива. (Микрофон отключен.) Председательствующий. В данной ситуации речь идёт как раз, вот на Ставрополье - это горячая тема. . Для Ставрополья... (Микрофон отключен.) Председательствующий. Николай Иванович, пожалуйста, четвертый вопрос докладывайте. (Микрофон отключен.) Н.И. Законодатели Курской областной Думы внесли законопроект, направленный на упрощение процедуры оформления прав на земельные доли и, соответственно, упрощение процедуры, о чем сегодня из Мордовии говорили, в том числе на упрощение процедуры перевода невостребованных земельных долей. Скажем, тот, кто умер, и наследники не вступили, в муниципальную собственность для дальнейшего распоряжения этой землей. Законопроект, в принципе, перекликается с нашим законопроектом, идея разделяется. Но законодатели Курской области один момент не учитывают, а конкретно - это Гражданский кодекс. Там есть одна статья, в которой говорится, что выморочное имущество должно переходить в собственность не муниципальную, а в собственность Российской Федерации. Поэтому, приняв такую поправку, мы сразу попадем в противоречие с Гражданским кодексом. И поэтому заключение нашего комитета, мы - соисполнители по нему, следующим образом - рекомендовать Курской областной Думе дополнить законопроект ещё одной статьей и утрясти противоречие с Гражданским кодексом, то есть рекомендовать доработать и опять перевнести. Председательствующий. Какие предложения? Принимается? Сысоев А.М. Валентин Петрович, я прошу прощения. А в принципе-то идея Курского Законодательного Собрания права и объективна. Я понимаю, что она противоречит, но давайте мы тогда попробуем вносить изменения в Гражданский кодекс. Ну что такое? Допустим, в селе получается три гектара и что это переходит в собственность государства? Абсурд какой-то. У нас есть муниципалитеты, мы приняли закон о развитии муниципалитетов, регионам больше власть даём и натягиваем на себя не понятно какие одеяла. Председательствующий. Александр Митрофанович, вы вправе, как депутат, как человек, обладающий правом законодательной инициативы, вместе с курянами продолжить дальше работу. Найдете формулу, поддержим, Гражданский кодекс - в Гражданский кодекс давайте, вносите предложения. Сысоев А.М. Хорошо, но только не отказывать сразу курянам-то. Председательствующий. Хорошо. Пятый вопрос - о представлении Любови Михайловны Цветовой к званию "Заслуженный работник сельского хозяйства". Это инициатива региона и я считаю, что с ней надо согласиться. Нет возражений? Спасибо. По плану работы, Николай Иванович. Пожалуйста. Н.И. Учитывая, уважаемые депутаты, что сейчас начнутся депутатские каникулы, поедете в регионы для того, чтобы встречаться с прессой, с избирателями, план работы на осень составлен. Здесь записаны все законодательные инициативы, которые в комитете на рассмотрении, которые появятся в комитете и над которыми комитет работает. То есть это в помощь работы вам в регионе - раз. А второе - мы обязаны всегда на осеннюю сессию, на очередную сессию утверждать план работы. То есть проект плана работы подготовлен, с вашими замечаниями мы его можем утвердить. Председательствующий. Давайте так договоримся. Сегодня-завтра - время для возможных письменных дополнений и изменений. Если этого не будет, я в понедельник подпишу решение по данному вопросу. "Разное". Валентина Николаевна Иванова обратилась к нам с просьбой, чтобы мы на заседании комитета утвердили один документ по студенческим проблемам. Я участвовал в этом мероприятии, она здесь присутствует, но я ей не предоставляю слово, потому что она сейчас нам это все по новой будет рассказывать. Предложение такое - она письменно свои рекомендации представляет, я договариваюсь с Балыхиным, мы вдвоем подписываем и направляем по регионам. Согласны? Спасибо. Глущенко Василий Дмитриевич. Пожалуйста. Но очень коротко, нам не надо... Глущенко В.Д. Хочу сказать два вопроса государственной важности. Первый. В этом году, буквально было обращение в Росрыболовство, в правительство о передаче ему функций по организационно-правовому управлению рыбоводством. Было поручение Председателя правительства Зубкову - первому заместителю: "Прошу рассмотреть и доложить ваше мнение". Виктор Алексеевич поручил Набиуллиной, Скрынник, Крайнему, Кудрину, Басаргину: "Прошу совместно с отраслевыми союзами и ассоциациями рассмотреть данный вопрос и представить в установленном порядке в правительство согласованные предложения с проектом доклада и так далее". Месяц целый работало Министерство экономики, со всеми согласовывало. Учитывая просьбы регионов, пришли к выводу, что не надо передавать ничего, докладная была написана, Владимир Владимирович написал: "Согласиться", всё ..., писать. Об этом было ... всем, всем, всем сообщено, что в результате полномочий Минсельхоза о передаче по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере товарного рыбоводство, в соответствии с решением Председателя правительства, убрать. Председательствующий. Василий Дмитриевич, давайте... Глущенко В.Д. Нет, нет, нет, я хочу сказать. Буквально, две недели назад, принято другое решение. Это первый вопрос государственной важности. Говорит о том, что правительство, получается, подставляется просто правительство. Всем сказали, что да, а теперь нет. В течение полутора месяцев два разных решения. Авторитет от этого что, он падает же абсолютно, и не только в целом правительства, но и Владимира Владимировича Путина, чего мы вообще не может допустить. Это первое. Второе. Сейчас надо принять такое решение, я вашей прошу поддержки, потому что регионы поддерживают, оставить за Министерством сельского хозяйства наше сельскохозяйственное рыбоводство, которое проводится в прудах, карьерах, в садках и в других замкнутых водоёмах, и которое проводится, производится сельхозтовапроизводителями наравне с другой сельсхозтовародеятельностью. Понимаете, как в Астрахани, например. Там введены рыбосевообороты. В том же пруду один год рыба, два года - бахчёвые, потому что вымокает всё там, понимаете, и замечательно всё растёт, не надо не полоть, ни гербициды принимать, ничего не надо. Если мы передадим и упустим это дело, разрушим, понимаете, целую систему - это беда, нельзя этого допустить. Поэтому я прошу поддержать. Всё. Спасибо. Председательствующий. Василий Дмитриевич, спасибо. Все поняли, о чём идёт речь, о том, что ведомство господина Крайнего пытается забрать полномочие у Министерства сельского хозяйства в части сельскохозяйственного рыбоводства. И Василий Дмитриевич пришёл за поддержкой сюда. Я предлагаю. Первое. Подготовить и направить в адрес министра сельского хозяйства официальную позицию комитета по итогам этой информации, где изложить чётко, что мы против того, чтобы Минсельхоз был лишён этих полномочий, потому что это сельскохозяйственное рыбоводство. Второе. Я переговорю с Виктором Алексеевичем Зубковым о нашем сегодняшним разговоре, и передам смысл того, что мы защищаем позицию Минсельхоза в данном вопросе и Росрыб..., естественно, в этой ситуации. Вас устроит такое, Василий Дмитриевич? Глущенко В.Д. Да, спасибо большое, устроит, спасибо. Председательствующий. То, что вы предлагали первоначально, чтобы мы написали официальное письмо Председателю правительства, ну мы не будем через голову прыгать, извините, мы пойдём по инстанциям: министр, заместитель Председателя правительства, а дальше уже пусть они информируют его о том, какая позиция у нашего комитета. Согласны, члены комитета, с таким подходом? Сысоев А.М. Валентин Петрович, я прошу прощения. Председательствующий. Да, Александр Митрофанович, вы не согласны. Сысоев А.М. Нет, вы правильно всё сказали, но я считаю, для усиления этой темы, вот мы обращаемся к министру. А что мы сразу, давайте мы к Зубкову обратимся. Не надо к председателю Правительства, но к Зубкову... Председательствующий. Вы услышали только одно. Я же сказал, что я проинформирую Зубкова, и при необходимости, надо будет, я ему бумагу положу. Но первый человек в правительстве это министр, которому я официальную бумагу представлю. Василий Дмитриевич, прошу вас, до понедельника дайте проект того, как бы вы видели, а мы его подкорректируем. С Калининым вместе напишите. . Хорошо. Спасибо. Председательствующий. Согласны? Ещё какие есть вопросы, дополнения, замечания? Нет. Спасибо за работу.
|