18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Ответственность муниципальных органов власти в новых социально-экономических условиях должна существенно вырасти – этот тезис стал лейтмотивом прошедшей на днях в Барнауле конференции Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края». Причем в своем выступлении губернатор Александр Карлин констатировал, что именно ответственности зачастую в руководстве городов и районов края как раз и не хватает. Однако нередко эффективности и разворотливости не достает и краевым ведомствам, которые также не остались вне критики нашего губернатора.
 
 

ЧУДЕС НА СВЕТЕ НЕ БЫВАЕТ

 

Как свидетельствуют данные статистики, социально-экономическое развитие муниципальных образований в 2008 году в целом характеризовалось сохранением, начиная с конца 2005 года, положительной динамикой основных показателей. Разумеется, кризис вносит свои коррективы, но в целом основные параметры выше общероссийских и многих региональных. Более того, ситуация в экономике края постепенно начинает выправляться, сокращается глубина спада во многих видах экономической деятельности. Что же касается таких базовых для экономики края отраслей, как сельхозпроизводство и пищевая промышленность, то кризис даже придал им некоторый дополнительный импульс развития. А ведь эти сферы экономики, к слову сказать, во многом определяют благополучие муниципалитетов, в первую очередь, сельских районов. Так, по  предприятиям пищевой и перерабатывающей отрасли индекс промышленного производства за 5 месяцев этого года составил 123,8%, а объем производства в сельском хозяйстве за это же время - 17,2 млрд. руб., или 107,7% к уровню прошлого года (в России – 101,5%).     

 

- Чудес на свете не бывает. Да и сам кризис – не чудо, - подчеркнул Александр Карлин. - За последние годы мы проделали гигантскую работу по обновлению основных фондов пищевой и перерабатывающей отрасли, насыщению ее современными технологиями. Наш ориентир на более глубокую переработку сырья на территории края оказался верным. Все это в целом позволило удержать показатели по промышленности в целом и снивелировать социальные последствия кризиса.

 

Между тем, краевые власти видят перспективы сельского хозяйства, механизмы преодоления кризиса и последующего устойчивого развитии в первую очередь в расширении крупнотоварного производства. Взять, к примеру, животноводство и птицеводство, которое дало очень приличный прирост объемов уже в условиях кризиса – почти 25 процентов. Но ведь значительная доля этого прироста обеспечена именно относительно недавно введенными в строй крупными животноводческими и птицеводческими комплексами, которые в итоге стали своеобразным стабилизирующим фактором экономики региона в целом.

 

-  Если не это, то показатели были бы другими. Это ли не наглядное подтверждение тому, что магистральное направление развития сельского хозяйства, а именно - строительство крупных животноводческих комплексов,  выбрано верно? Другого пути нет, сколько бы мы не апеллировали к личному подсобному хозяйству, сколько бы мы не говорили о мелких фермах!.. Мы прекрасно должны понимать, что конкурентоспособную продукцию высокого качества, в соответствующих объемах могут давать только современные высокомеханизированные производства, - отметил наш губернатор, добавив. - Логика современного производства такова, что оно сосредотачивается на крупных площадках, куда подтягиваются и инфраструктурные ресурсы, и сырьевая база, и все необходимые компоненты.

 

В ФОРМАТЕ ПАРТНЕРСТВА

 

В течение трех последних лет в крае укоренилась практика заключения соглашений о взаимодействии в области социально-экономического развития между администрацией края и муниципальными образованиями.

 

- Вы все, наверное, почувствовали, что мы не относимся к этому документу как к какой-то формальности. Нам хотелось бы, чтобы по завершении года мы вместе констатировали более высокий уровень выполнения показателей, нежели в прошлом году. Однако считаю, что даже достижение трех четвертей от этих показателей – это уже результат, - отметил наш губернатор.

 

Кстати, с учетом нынешних реалий соглашения в этом году были подкорректированы. Тем не менее, как заверил губернатор Карлин, поддержка муниципалитетов не уменьшится. Так, в прошлом году в рамках реализации краевых и ведомственных целевых программ из краевого бюджета было направлено: на развитие городских округов – 2 849 млн. руб., муниципальных районов – 3 607 млн. руб. В этом году в крае реализуется 49 целевых программ. За счет всех источников финансирования планируется направить на их осуществление 36 млрд. руб., в т.ч. из краевого бюджета 8,4 млрд. руб.

 

Если от сухой бухгалтерии перейти к более наглядной статистике, то она дает такую картину. Объем финансирования программ на душу населения в 1 квартале текущего года составил от 271 руб. (Петропавловский район) до 687 руб. (Табунский район). Такой разброс, по словам губернатора, объясняются различиями в активности, предприимчивости и эффективности руководства территорий, заинтересованностью его в привлечении краевых и федеральных средств. Взять, например, программы «Жилище» и «Социальное развитие села» в части обеспечения жильем молодых специалистов в сельской местности. Кадровая проблема, как известно, остра для села. Так вот, в прошлом году из этих программ выпали Ельцовский, Змеиногорский, Славгородский, Солтонской, Суетский районы. А в текущем году оказались вне программ Ельцовский и Змеиногорский районы.

 

Как положительную тенденцию Александр Карлин отметил изменение подходов многих городов и районов края к формированию расходов по капитальному строительству. «Строим больше, а заявок получаем меньше. Так и должно быть. Вот когда сойдемся примерно в одной цифре, это будет означать, что мы начали понимать друг друга, не пишем друг другу пустых бумаг, не обманываем друг друга и людей», - обратил внимание губернатор.

 

Действительно, заявок стало чуть ли не вдвое меньше, хотя все равно достаточно много. И это при том, что было отсеяно много мелких заявок на капитальный ремонт объектов социальной сферы, которые вполне можно отремонтировать за счет средств местного бюджета.

 

- Просто кому-то таким образом надо было подчеркивать свою значимость  и заботу о людях. Хотел бы еще раз вас попросить. С одной стороны, прекратить мелкие сюжеты, которые вы просто обязаны решать сами. С другой стороны, понимать некую логику и элементарный порядок  в бюджетном процессе. Когда вы приезжаете через неделю после того, как принят бюджет или подписана краевая инвестиционная программа, это пустая трата времени. При этом нередко инициируются проекты без должной проработки, должного обоснования, - посетовал глава края.

 

Кстати, в этом году краевые власти пошли навстречу муниципалитетам и, учитывая сложности  в бюджетной сфере, уменьшили размер долевого участия для муниципальных образований с 20 до 5 процентов по объектам стоимостью свыше 50 млн. руб. и до 10 процентов по прочим объектам муниципальной собственности. «Считаю, что это хороший жест, хотя хотел бы оговориться, что дальше «съезжать» мы не собираемся», - резюмировал губернатор.

 

ИЗ ТЕНИ В СВЕТ

 

Несмотря на кризис, в этом году почти вдвое вырастет поддержка малого и среднего бизнеса. Однако его поддержка, ее формы до сих пор вызывают много нареканий. Хотя по качеству работы власти с бизнесом, ее масштабам и структуре Алтайский край является одним из лидеров в стране. И об этих проблемах, имеющих самое непосредственное отношение к муниципалитетам, говорил губернатор:

 

-  Сколько можно говорить о поддержке малого и среднего бизнеса и когда мы начнем им заниматься? У нас инкубаторы уже всех видов – и центральный в Барнауле, и научно-инновационный в Бийске, и аграрный в Алтайском районе… Есть и информационно-консультативные центры, и режим прямой интерактивной связи… А все как было, так и есть. Оказывается, самые элементарные вещи пущены на самотек. Почему, например, сборщики молока, скупщики мяса на убой, меда и др. не оформили по закону своего статуса? Почему эти люди занимаются предпринимательской деятельностью, выведя себя из сферы налогообложения, социальной защиты своих наемных работников и т.д.? Кто этим будет заниматься? Почему главы муниципалитетов только сидят и штампуют справки этим людям для постановки на учет в службу занятости? Это медвежья услуга для этих людей, ведь получая сегодня пособие по безработице, они исключают себя из целого пакета социальной защиты.

 

В качестве одного из способов выведения бизнеса, что называется, «из тени в свет» краевые власти предлагают применять на местном уровне краевой опыт «договорных отношений» с бизнесом. Краевая администрация имеет опыт заключения полномасштабных соглашений о государственно-частном партнерстве с крупными предприятиями, работающими на территории края. Многие муниципалитеты являются участниками этих договоренностей в качестве полноправной третьей стороны. Губернатор пояснил свою позицию:

 

- Подобные соглашения должны заключаться и на уровне городов и районов, и на уровне поселений, где работает бизнес. Бизнес, разумеется, разный, с разными возможностями. Считаю, что нужно выводить эти взаимоотношения на цивилизованный формат, а не решать проблемы воспитания социальной ответственности бизнеса в индивидуальном порядке, что иногда чревато, - резюмировал Александр Карлин.

 

АЛТАЙСКИЕ НАБОБЫ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

С какими же проблемами сталкиваются сегодня местные власти? В чем их причины? Губернатор обозначил несколько «болевых точек», отметив в первую очередь их субъективную природу. Тезисно обозначим его позицию, озвученную на конференции Ассоциации.

 

Земельный вопрос.

 

- Нельзя говорить об эффективном развитии крупных сельхозтоваропроизводителей без стабильных земельных отношений. Когда мы имеем в Павловском районе крупнейший на Востоке страны комплекс по откорму крупного рогатого скота и выдергиваем из-под него несколько тысяч гектаров пашни, абсолютно жизненно необходимых ему для обеспечения кормовой базы, о какой стабильности может идти речь?! Эти примеры можно множить. А ведь сейчас потенциальные инвесторы, которые заходят в регион, ставят условия: наличие инфраструктуры – дорог, энергетики, газа; кадров, инвестподдержка и, конечно же, земельные ресурсы, без которых аграрный бизнес попросту невозможен. У меня есть вполне четкие сигналы и информация о том, что задержка в межевании сельхозземель, в т.ч. и находящихся в фонде перераспределения, объясняется не только бедностью муниципальных образований. Есть и еще мотивация, о которой мы все знаем. Хорошо иногда чувствовать себя набобом: хочу – решу вопрос по земле, хочу – нет. Нужно иметь в виду, что он самый главный ответчик, в первую очередь, за вопросы социально-экономического развития муниципалитета.

 

Жилищно-коммунальная сфера.

 

- Жилищно-коммунальное хозяйство тема особая, для отдельной конференции. В этом зале ее можно все зимнее время обсуждать. Цифры есть, что и реформирование ЖКХ идет, и уже более 60 частных предприятий пришло в эту отрасль, и что 96% собственников жилья определилось с выбором способа управления… Все это хорошо, но иногда в эту сферу приходят частник с нечистыми помыслами, мошенники. Примеров этому много. Барнаул, где городская власть всю свою работу по сути свела только к жилищно-коммунальной сфере,  лихорадит и зимой, и летом. Не успели завершиться коллизии с Барнаулэнерго, сейчас новый скандал с платежами управляющим компаниям. И при этом какая-то отстраненность городской власти…

 

Почти 400 млн. руб. предприятия ЖКХ должны одному из основных конкурсных поставщиков угля в Алтайском крае. При этом около 80 млн. руб. – это долг местных органов власти перед предприятиями ЖКХ за организации бюджетной сферы. Я уже провожу предметный разбор и будут ответственность руководителей управлений по финансам и ЖКХ, которые не найдут должный алгоритм взаимодействия в этих вопросах. Но ведь и с вас, руководителей муниципалитетов,  ответственность никто не снимает!..

 

Не прекращаются попытки облегчить жизнь жилищно-коммунальной сферы за счет перекачивания денег из небогатых образования и здравоохранения в бездонную бочку ЖКХ. Когда целыми эшелонами уголь пропадает, неизвестно куда. Когда отапливаются несуществующие помещения. Когда тепло подается в таких объемах, что впору шашлык жарить при таких температурах…

 

По тарифному регулированию не все документы предоставляются на краевой уровень. Тарифное регулирование на местном уровне ведется, что называется, от потолка. Напрягают всех – и население, и бюджетную сферу. Правда, не тех, кто должен нести персональную ответственность за надежное функционирование ЖКХ. Абсолютно уверен в том, что сегодня жилищно-коммунальное хозяйство является у нас самым больным вопросом функционирования муниципальной власти. Мы многое сделали для того, чтобы навести порядок в образовании, здравоохранении, соцобеспечении, многое делается в инфраструктурном плане. Но ЖКХ – это образец того, что было в 90-е годы. Если мы эту тему не решим, то мы не решим основного – вопросы комфортного самочувствия людей, с одной стороны, с другой – эффективного использования бюджетных ресурсов.

 

Бюрократизм и коррупция

 

- Аппараты муниципалитетов поселенческого уровня перегружены по численности. Туда в массовом порядке принимаются люди с поддельными дипломами. А ведь глава поселенческой администрации прекрасно знает этих людей, которые, не выезжая из пределов села, приносят диплом об окончании Московской академии по предпринимательству, а глава оформляет его на муниципальную службу. А люди потому тычатся, чтобы навести элементарную справку, получить элементарную консультацию… До каких пор мы на муниципальном уровне будем имитировать наличие публичной власти?!..

 

Просил бы всех понять, что практика закупок на государственные и муниципальные деньги по желаниям руководителей учреждений и других распорядителей бюджетных ресурсов должна быть прекращена незамедлительно. Здесь есть очень серьезные недостатки и по учреждениям краевой подчиненности, и по муниципалитетам. Как понять, когда небольшое учреждение в Троицком районе все, начиная от мыла и кончая постельными принадлежностями, закупает в Москве? Это что за столичный уровень? И таких экзотических примеров немало, когда стоимость таких закупок в 1,5-2 раза выше, чем в розничной сети.

 

Налоги

 

- Прошу внимательно вместе с налоговыми органами проанализировать причины сокращения налоговых доходов муниципалитетов. Зарплата выросла, в бюджетной сфере более, чем на 10 процентов. В сельском хозяйстве тоже. Почему снижается сбор налогов на доходы физических лиц, имущество, земельного налога? Куда подевалась налогооблагаемая база, ведь земля и имущество у нас, слава Богу, не подешевели? Вопросы есть.

 

Здравоохранение и образование

 

- Мы не для того многие миллиарды вбухали в здравоохранение, чтобы законсервировать его в старом виде. И не надо посылать ко мне на прием людей, которые просят сохранить участковую больницу на пять коек, чтобы по-прежнему там кашку давать тем, кто на этих койках лежит, и измерять им температуру. Никакого эффекта, никакой современной медицины здесь рядом не стояло. Речь идет о том, чтобы с использованием современного оборудования, современных специалистов и технологий как можно больше людей охватить диспансерным обследованием, сделать упор на раннюю диагностику и выявление заболеваний, а затем этого больного под присмотром и приглядом краевой врачебной диспетчерской службы направлять в то лечебное заведение, где его примут, оперативно  и качественно пролечат… Не разворачивайте первичное звено здравоохранения в сторону собеса! Ведь, в конце концов,  главное - это здоровье людей, а не трудоустройство каких-то сиделок!..

 

То же самое и с образованием. Есть такая норма, принятая 20 лет назад, что сельский сход вправе решать, быть или не быть школе. Однако все это не подкреплено финансами. Нельзя эту проблему отдавать и на откуп отдельным, уже выработавшимся работникам образования, которые как огня боятся переходе учебных заведений в новый формат реформированного образования. Весь мир удивляется, когда в администрации решается судьба школы, где на 15 учеников 14 учителей, не считая обслуживающего персонала. Такого себе даже миллионеры не могут позволить!..

 

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ: СЛУХИ О МОЕЙ СМЕРТИ СИЛЬНО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ…

 

Проведению конференции предшествовала целая волна слухов о «свертывании» демократических принципов и основ формирования и деятельности органов местного самоуправления в крае. А если конкретно, то чуть ли не о «силовом продавливании» механизма  назначения глав администраций муниципалитетов по конкурсу вместо прямого избрания их населением. Между тем, федеральный закон предусматривает два равнозначных механизма наделения полномочиями глав администраций муниципальных образований – прямые выборы и назначение по конкурсу. В России сегодня 26,8% муниципалитетов назначают глав администраций по конкурсу. В Алтайском крае на такую форму перешли только 20,5% муниципалитетов. Не мог обойти эту тему на главном муниципальном форму края и губернатор:

 

- Решение должны принять сами муниципалитеты, руководствуясь здравым смыслом. Если мы с вами уверены, что тот или иной порядок обеспечит приведение  к власти у муниципалитете ответственного, компетентного, знающего дело человека, то мы и должны ориентироваться на этот механизм. А решение – за местным органом представительной власти. Никто никаким административным порядком, вопреки закону, вводить ничего не собирается. Это наша принципиальная позиция, и я о ней честно говорю.

 

Кстати, недавние изменения в ФЗ-131 дали местным представительным органам власти и губернатору региона полномочия по отстранению от должностей нерадивых глав администраций территорий, нарушивших закон. «Норма принята, она хорошая, но мы будем ее рассматривать как меру превентивную, меру универсальной превенции. Однако она может быть в любой момент реализована как норма практического действия», - подытожил губернатор Карлин.

 

Артем КУДИНОВ