Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья
Во время посещения Алтайского края и участия в работе антикризисного совещания под руководством главы кабинета министров Владимира Путина губернатор Красноярского края Александр Хлопонин любезно согласился ответить на некоторые вопросы корреспондента Doc22 и рассказал о проблемах Сибири, важности кооперации и неизбежности специализации регионов.
- Наши два края связывают давние экономические и культурные связи. Достаточно сказать, что регионы традиционно соперничали друг с другом в рамках социалистического соревнования. Что для вас Алтайский край?
-Недооценить значение сельского хозяйства невозможно! Алтай для нас всегда был территорией, которой мы гордились. Несмотря на то, что урожайность у нас выше, чем в Алтайском крае, ваш регион крупнее по валовому сбору зерна и опережает нас, собирая по 4 млн. тонн. К тому же у нас в основном кормовое зерно, а у вас продовольственная пшеница. Поэтому особенно важно взаимное сотрудничество наших регионов. На территории Красноярского края находится комбайновый завод, а у вас завод по производству двигателей к ним. Если не увязать эти процессы между собой, так и будет, что мы в нашем крае будем производить комбайны, покупая двигатели для них в Германии, а вы в Алтайском крае будете покупать американские или ростовские комбайны. Об этом мы будем договариваться с вашим губернатором и, думаю, найдем приемлемое решение. Тем более, что оба этих производства находятся, как мне известно, в руках одного собственника. Мы эти переговоры постоянно ведем. От них зависит судьба людей, занятых на этих производствах.
Красноярский комбайновый завод производит 2,5 тыс. комбайнов в год. Из этого числа Красноярский край покупает 30-40 комбайнов, а Алтайский край и того меньше. Парадоксальная ситуация! К комбайновому заводу в свое время были претензии в отношении качества. Сегодня это предприятие выпускает машины 4-го и даже 5-го поколения. Развивается сервисное обслуживание. При прочих равных условиях и мерах господдержки мы в состоянии организовать производство и сбыт нашей сельхозтехники в Сибири.
…Что же касается этого совещания, то на уровне председателя правительства нужно не уходить в мелкие и частные проблемы, которых хватает в каждом регионе, а надо обозначить приоритетные, стратегические вопросы. Я буду обозначать три основные темы. Первая – состояние федерального бюджета. Останавливать финансирование крупнейших инвестиционных проектов, которые находятся в очень высокой степени готовности, или пытаться эти проекты индикативно урезать, сократить на треть, это неправильно. Ведь за их реализацией стоят десятки тысяч работающих. В Красноярском крае это, к примеру, проект развития Нижнего Приангарья… Вторая тема – это тарифная политика. Если мы сегодня не ограничим рост тарифов естественных монополий, особенно в условиях кризиса это лишь еще раз уничтожит экономику Сибири. Ведь мы с вами находимся за 4 тыс. км от европейских рынков сбыта и за 4 тысячи – от азиатских. Надо, наверное, не повышать тарифы естественных монополий, а оптимизировать их собственные издержки, которые, по моим оценкам, внутри естественных монополий составляют в качестве резерва от 20 до 30 процентов. Есть еще и транспортный тариф. Нам сегодня выгоднее возить по железной дороге древесину с низкой степенью переработки, чем с более глубокой. Это какая-то паранойя, перекос в тарифах! И, наконец, третья, принципиально важная тема – вопросы банковской системы. Мне сегодня кажется, что на федеральном уровне нужно определить перечень региональных банков, которые должны работать не по международным стандартам, а по критериям, методике Центробанка России. Эти банки могут оказывать эффективную помощь предприятиям малого и среднего бизнеса, поскольку крупные банки не имеют опыта и возможности работать по всей территории регионов.
-Как, с вашей точки зрения, могут сотрудничать, взаимодействовать регионы Сибири?
-Я уже лет пять предлагаю создать какой-то сибирский аналог ВТО! У каждого региона есть свои конкурентные преимущества и недостатки. Нельзя конкурировать между собой на одной площадке, создавая искусственные препоны и барьеры. Если Алтай – это наша житница, то давайте спокойно потреблять вкусную продукцию, производимую в вашем регионе? Зачем мы всеми силами будем поддерживать наших производителей зерна и муки в районных Крайнего Севера при урожайности 2 ц/га?...
К сожалению, эта идея пока реализуется трудно, поскольку нет законодательных инструментов. Если на уровне Российской Федерации можно консолидировать через федеральный бюджет средства, то на уровне субъектов нет инструментов для консолидации бюджетных отношений. Я не могу, к примеру, передать бюджетные средства в бюджет Алтайский край. Зато я могу построить или развить за счет бюджета какое-либо предприятие на территории соседнего региона.
Под «сибирским ВТО» я понимаю некий набор соглашений, огромную юридическую работу, и набор возможностей по расширению взаимовыгодного и открытого товарообмена. Надо начинать двигаться в этом направлении!
|