И.Астахова, Е.Овчинникова, М. Философ.
(Публикуется в сокращении, полную версию читайте на сайте www.kpmo.ru) Итоги реализации комплексных проектов модернизации образования в субъектах РФ за 2008 год (аналитическая записка). Институтом проблем образовательной политики «ЭВРИКА» проведен анализ степени реализации обязательств регионов за 2008 год по шести направлениям КПМО (комплексные проекты модернизации образования – ред. Док22). В аналитическом отчете подробно исследуются 6 направлений реализации комплексных проектов модернизации образования, как по регионам, так и в целом. Ряд позиций непосредственно касается Алтайского края, который по итогам анализа находится в рейтинге на третьем месте из приведенных 31 регионов. Это взвешенная и независимая оценка проходящих процессов в краевой системе образования. Отмечая результаты по первому направлению реализации КПМО «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей» авторы пишут, что «58,1% регионов выполнили свои обязательства на 100%. Это республики Алтай, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Чувашия, Алтайский, Краснодарский, Пермский края, Астраханская, Белгородская, Ивановская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Псковская, Самарская, Саратовская, Тверская области. 25,8% регионов выполнили более 80% своих обязательств. 16,1% регионов выполнили менее 80% обязательств (но более 75%)». Естественно, что самой сложной задачей для всех регионов стала задача выделения доли фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников ОУ согласно рекомендованным МОН РФ нормам. Повышение зарплаты в общеобразовательных учреждениях регионов произошло в основном за счет: увеличение доли фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда образовательных учреждений; изменения принципов начисления зарплаты и введения регламентов распределения стимулирующей части ФОТ; оптимизации штатных расписаний (при переходе на НСОТ сокращаются штатные единицы); оптимизации учебных планов. Авторы подчеркивают, что «делать выводы относительно благосостояния учителя можно только лишь в сравнении его доходов с внешними по отношению к системе образования экономическими показателями. В данной аналитической записке для анализа были взяты такие показатели, как средняя заработная плата и прожиточный минимум по регионам (данные с сайта www.gks.ru). В ряде регионов благодаря введению НСОТ удалось поднять заработную плату педагогов выше среднего уровня заработных плат в регионе (Республика Алтай, Алтайский край, Еврейская автономная область, Калининградская область, Московская область, Саратовская область, Республика Северная Осетия (Алания))… В некоторых дотационных регионах наблюдается существенный рост благосостояния учителей, что делает профессию учителя в регионах привлекательной (особенно в ситуации высокого уровня безработицы)». Фиксируя процесс реализации направления (на основании анализа количественных показателей и обобщения данных аналитических отчетов регионов) авторы аналитического отчета называют следующие результаты: «В основном обязательства регионов по данному направлению выполнены. Заработная плата по отношению к 2006 году выросла во всех регионах – участниках КПМО. В ряде регионов образовательным учреждениям предоставлена самостоятельность в части установления соотношений между различными частями ФОТ, определения видов и размеров коэффициентов, фиксированных надбавок и выплат стимулирующего характера (например, Калининградская, Амурская области). Распределение стимулирующей части оплаты труда проводится с участием управляющих советов общеобразовательных учреждений с учетом показателей качества и результативности деятельности учителя. Уменьшился разрыв в размере оплаты труда учителей, имеющих большой стаж педагогической работы, и молодых специалистов. Кроме традиционных видов контроля школы вводят разные дополнительные виды мониторинга качества знаний учащихся. Регионы отмечают увеличение количества участников предметных олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов, фестивалей. Происходит принятие учителями принципа оплаты за результат. Регионы отмечают, что изменилась качественно в лучшую сторону и работа педагогов: увеличивается количество использования информационно-коммуникационных технологий и современных образовательных технологий. Произошла активизация инновационной деятельности школ. Введение стимулирующих выплат учителям способствует росту количества педагогических инициатив, а также повышению мотивации работы учителей. Наблюдается активность учителей в участии на различных конкурсах и заинтересованность в профессиональном росте. Вырос интерес в вовлечении большего количества учащихся во внеурочную деятельность. Повысилась заинтересованность учителей в работе с одаренными и отстающими детьми, в том числе во внеурочное время. Активизировалось обсуждение качества образования и показателей качества в педагогической среде, активно в регионах к этому обсуждению привлекается общественность. В школах увеличивается количество молодых специалистов. Произошла оптимизация численности педагогических работников. Происходит ощутимая дифференциация заработных плат педагогов внутри ОУ. Это отмечается в отчетах Самарской, Новосибирской, Московской, Белгородской, Астраханской, Калининградской областей, Красноярского, Краснодарского, Алтайского краев. Наблюдается устойчивая тенденция к выравниванию зарплаты учителей к средней по экономике (Новосибирская область, Алтайский край, Республика Северная Осетия (Алания)). Устанавливается открытость и прозрачность управления образовательными системами в результате участия представителей общественности в оценке труда учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Происходит становление новых и дальнейшее развитие ранее созданных общественных профессиональных институтов в связи с разработкой стандарта профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников, обновлением требований к результатам профессиональной деятельности, введением новой модели аттестации педагогических и руководящих кадров, развитием конкурсного движения. Особенно это отмечается в Красноярском крае». На основании выполнения обязательств по всем направлениям КПМО авторами аналитического отчета был составлен Рейтинг регионов по выполнению обязательств на 2008 г. Место в рейтинге, регион | Сумма баллов | Псковская область | 592,68 | Новгородская область | 591,03 | Алтайский край | 590,12 | Московская область | 589,88 | Пермский край | 589,35 | Калининградская область | 589,34 | Республика Северная Осетия (Алания) | 589,06 | Республика Мордовия | 586,59 | Республика Саха (Якутия) | 586,49 | Томская область | 583,95 | Красноярский край | 583,02 | Астраханская область | 582,58 | Новосибирская область | 580,66 | Республика Бурятия | 578,79 | Чувашская Республика | 576,7 | Республика Алтай | 572,17 | Волгоградская область | 570,54 | Краснодарский край | 568,86 | Еврейская АО | 566,67 | Ивановская область | 564,93 | Воронежская область | 562 | Самарская область | 561,95 | Тамбовская область | 560,7 | Тверская область | 556,09 | Белгородская область | 554,28 | Саратовская область | 551,83 | Кабардино-Балкарская Республика | 547,72 | Калужская область | 546,74 | Свердловская область | 545,86 | Республика Карелия | 516,22 | Амурская область | 469,68 | |