18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер


И.Астахова, Е.Овчинникова, М. Философ.

(Публикуется в сокращении,

полную версию читайте на сайте www.kpmo.ru)

 

Итоги реализации комплексных проектов модернизации образования в субъектах РФ за 2008 год
 (аналитическая записка).

 

Институтом проблем образовательной политики «ЭВРИКА» проведен анализ степени реализации обязательств регионов  за 2008 год по шести направлениям КПМО (комплексные проекты модернизации образования – ред. Док22).

 

В аналитическом отчете подробно исследуются 6 направлений реализации комплексных проектов модернизации образования, как по регионам, так и в целом. Ряд позиций непосредственно касается Алтайского края, который по итогам анализа находится в рейтинге на третьем месте из приведенных 31 регионов. Это взвешенная и независимая оценка проходящих процессов в краевой системе образования.

 

Отмечая результаты по первому направлению реализации  КПМО «Введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей» авторы пишут, что «58,1% регионов выполнили свои обязательства на 100%. Это республики Алтай, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Чувашия, Алтайский, Краснодарский, Пермский края, Астраханская, Белгородская, Ивановская, Московская, Новгородская, Новосибирская, Псковская, Самарская, Саратовская, Тверская области.

 

25,8% регионов выполнили более 80% своих обязательств. 16,1% регионов выполнили менее 80% обязательств (но более 75%)».

 

Естественно, что самой сложной задачей для всех регионов стала задача выделения доли фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда работников ОУ согласно рекомендованным МОН РФ нормам.

 

Повышение зарплаты в общеобразовательных учреждениях регионов произошло в основном за счет:

увеличение доли фонда оплаты труда учителей в общем фонде оплаты труда образовательных учреждений;

изменения принципов начисления зарплаты и введения регламентов распределения стимулирующей части ФОТ;

оптимизации штатных расписаний (при переходе на НСОТ сокращаются штатные единицы);

оптимизации учебных планов.

 

Авторы подчеркивают, что «делать выводы относительно благосостояния учителя можно только лишь в сравнении его доходов с внешними по отношению к системе образования экономическими показателями. В данной аналитической записке для анализа были взяты такие показатели, как средняя заработная плата и прожиточный минимум по регионам (данные с сайта www.gks.ru). В ряде регионов благодаря введению НСОТ удалось поднять заработную плату педагогов выше среднего уровня заработных плат в регионе (Республика Алтай, Алтайский край, Еврейская автономная область, Калининградская область, Московская область, Саратовская область, Республика Северная Осетия (Алания))…

В некоторых дотационных регионах наблюдается существенный рост благосостояния учителей, что делает профессию учителя в регионах привлекательной (особенно в ситуации высокого уровня безработицы)».

 

Фиксируя процесс реализации направления (на основании анализа количественных показателей и обобщения данных аналитических отчетов регионов) авторы аналитического отчета называют следующие результаты:

 

«В основном обязательства регионов по данному направлению выполнены.

Заработная плата по отношению к 2006 году выросла во всех регионах – участниках КПМО.

 

В ряде регионов образовательным учреждениям предоставлена самостоятельность в части установления соотношений между различными частями ФОТ, определения видов и размеров коэффициентов, фиксированных надбавок и выплат стимулирующего характера (например, Калининградская, Амурская области).

 

Распределение стимулирующей части оплаты труда проводится с участием управляющих советов общеобразовательных учреждений с учетом показателей качества и результативности деятельности учителя.

 

Уменьшился разрыв в размере оплаты труда учителей, имеющих большой стаж педагогической работы, и молодых специалистов.

 

Кроме традиционных видов контроля школы вводят разные дополнительные виды мониторинга качества знаний учащихся. Регионы отмечают увеличение количества участников предметных олимпиад, научно-практических конференций, творческих конкурсов, фестивалей.

 

Происходит принятие учителями принципа оплаты за результат.

Регионы отмечают, что изменилась качественно в лучшую сторону и работа педагогов: увеличивается количество использования информационно-коммуникационных технологий и современных образовательных технологий. Произошла активизация инновационной деятельности школ. Введение стимулирующих выплат учителям способствует росту количества педагогических инициатив, а также повышению мотивации работы учителей. Наблюдается активность учителей в участии на различных конкурсах и заинтересованность в профессиональном росте. Вырос интерес в вовлечении большего количества учащихся во внеурочную деятельность. Повысилась заинтересованность учителей в работе с одаренными и отстающими детьми, в том числе во внеурочное время.

 

Активизировалось обсуждение качества образования и показателей качества в педагогической среде, активно в регионах к этому обсуждению привлекается общественность.

 

В школах увеличивается количество молодых специалистов.

 

Произошла оптимизация численности педагогических работников.

 

Происходит ощутимая дифференциация заработных плат педагогов внутри ОУ. Это отмечается в отчетах Самарской, Новосибирской, Московской, Белгородской, Астраханской, Калининградской областей, Красноярского, Краснодарского, Алтайского краев.

 

Наблюдается устойчивая тенденция к выравниванию зарплаты учителей к средней по экономике (Новосибирская область, Алтайский край, Республика Северная Осетия (Алания)).

 

Устанавливается открытость и прозрачность управления образовательными системами в результате участия представителей общественности в оценке труда учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.

 

Происходит становление новых и дальнейшее развитие ранее созданных общественных профессиональных институтов в связи с разработкой стандарта профессиональной деятельности педагогических и руководящих работников, обновлением требований к результатам профессиональной деятельности, введением новой модели аттестации педагогических и руководящих кадров, развитием конкурсного движения. Особенно это отмечается в Красноярском крае».

 

На основании выполнения обязательств по всем направлениям КПМО авторами аналитического отчета был составлен Рейтинг регионов по выполнению обязательств на 2008 г.

 

Место в рейтинге, регион

Сумма баллов

Псковская область

592,68

Новгородская область

591,03

Алтайский край

590,12

Московская область

589,88

Пермский край

589,35

Калининградская область

589,34

Республика Северная Осетия (Алания)

589,06

Республика Мордовия

586,59

Республика Саха (Якутия)

586,49

Томская область

583,95

Красноярский край

583,02

Астраханская область

582,58

Новосибирская область

580,66

Республика Бурятия

578,79

Чувашская Республика

576,7

Республика Алтай

572,17

Волгоградская область

570,54

Краснодарский край

568,86

Еврейская АО

566,67

Ивановская область

564,93

Воронежская область

562

Самарская область

561,95

Тамбовская область

560,7

Тверская область

556,09

Белгородская область

554,28

Саратовская область

551,83

Кабардино-Балкарская Республика

547,72

Калужская область

546,74

Свердловская область

545,86

Республика Карелия

516,22

Амурская область

469,68