18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Недавно в крае впервые прошел семинар-совещание, посвященный проблемам тарифного регулирования в Алтайском крае. В течение нескольких дней представители всех муниципальных образований региона досконально изучали все тонкости этой сферы. Специально для них были подготовлены методические рекомендации и нормативные документы. Проблем в этой сфере предостаточно. «Требования к нам постоянно ужесточаются, ведь и ФСТ совершенствует свою работу», - отметил вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиций Михаил Щетинин. Сегодня администрация края и Федеральный служба по тарифам завершает совместную работу над энергобалансами и как только будут разработаны определенные параметры, станут известны и предельные уровни тарифов, которые и лягут в основу тарифного регулирования. Понимая его социально-экономическую значимость, краевые власти пошли на широкую общественную экспертизу обоснованности тех или иных тарифов. Бал создан Общественный совет по тарифам, куда включены эксперты,  представители общественности и различных групп населения.

 

Как сообщил Михаил Щетинин, отныне вся процедура принятия решений в этой сфере будет максимально открытой, а проведение таких масштабных семинаров-совещаний станет традиционным.

   


Доклад  заместителя Губернатора Алтайскогокрая, начальника Главного управления экономики инвестиций М.П. Щетинина

«Тарифное регулирование на 2009-2010 годы и задачи на среднесрочную перспективу».

Барнаул, апрель 2009 года.

 

Согласно действующему федеральному  законодательству Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края (регулирующий орган в Алтайском крае), устанавливаются тарифы на электрическую и тепловую энергию, водоснабжения и водоотведения, перевозку пассажиров речным и автомобильным транспортом, в пригородном, железнодорожном  сообщении,  на сжиженный и природный газ, на лекарственные средства и др.

 

Тарифы на  электрическую и тепловую энергию устанавливаются в рамках предельных уровней тарифов, устанавливаемых ежегодно Федеральной службой по тарифам для каждого субъекта Российской Федерации. Тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливаются до принятия Закона Алтайского края о бюджете на следующий финансовый год.

 

Установление тарифов ниже минимального и выше максимального предельных уровней тарифов, устанавливаемых ФСТ России, не допускается.

 

Главэкономики устанавливает тарифы исключительно на основании результатов проведенной экспертизы материалов, представленных энергоснабжающей организацией.  Экспертиза  содержит оценку экономической обоснованности расходов,  оценку финансового состояния и уровня технического оснащения организации, планируемые затраты на проведение ремонтных работ, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для функционирования и развития предприятия.

 

При тарифном регулировании Главным управлением экономики и инвестиций проведена экономическая экспертиза представленных расчетов на установление тарифов:

  • для 258 энергоснабжающих организаций на электрическую и тепловую энергию;
  • для 15 организаций на  услуги систем водоснабжения и водоотведения;
  • для 29 организаций края на услуги в социальной сфере и на транспорте.

В результате проведения обязательной экономической экспертизы расчетов цен (тарифов) на регулируемые виды продукции (услуг) Главэкономики исключены  расходы организаций  на сумму  более 6,7 млрд. рублей как экономически необоснованные.  Это почти 40% от заявленных организациями расходов. Из них почти 5,3 млрд. рублей -  от уменьшения затрат организаций «большой» энергетики.

 

Подчеркиваю, тарифы, заявляемые энергоснабжающими организациями, не подписываются автоматически, как некоторые, порой даже серьезные руководители, заявляют. Все подвергается жесточайшей экономической экспертизе.

 

Большая часть затрат (на 2009 год - 67%), формирующих тарифы на электрическую энергию, устанавливается на федеральном уровне и включает в себя затраты на оплату:

  • электрической энергии, покупаемой на оптовом рынке электрической энергии (мощности);
  • услуг по передаче электроэнергии по единой национальной электрической сети (ЕНЭС);
  • услуг по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), оказываемых субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности); 
  • услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
 

Основную часть региональных затрат (71%) составляют затраты на оплату труда с отчислениями на социальные нужды (42,0 %) и амортизация и ремонт основных фондов       (29,0 %).


С целью снижения роста тарифов Администрация Алтайского края неоднократно обращалась в Федеральную службу по тарифам с просьбами о пересмотре структуры предельных уровней тарифов на электрическую энергию за счет минимизации роста федеральных факторов. ФСТ России не принято положительного решения по этому вопросу.

 

При установлении предельных тарифов принят примерно одинаковый прирост, несмотря на то, что дифференциация предельных тарифов в рамках Сибирского Федерального округа превышает 5 раз.
 

Минимальный уровень тарифов установлен в Иркутской области, а максимальный в трех регионах – Республики Алтай и Бурятия, Алтайский край. Причем иногда складывается парадоксальная ситуация: так, Байкал разделяет два субъекта – Иркутскую область и Бурятию, где тарифы разнятся от 55 копеек до 210 копеек.

 

В сравнении с другими регионами Сибири предельные тарифы для населения также являются наиболее высокими. Уровень тарифа в 4,5 раза выше минимального тарифа, установленного для населения Иркутской области.

 

Тарифы для населения Главэкономики устанавливает в рамках предельных уровней тарифов, установленных ФСТ России. Темпы прироста предельных максимальных тарифов для населения с каждым годом увеличиваются: в 2007 году прирост составил 12,7%, в 2008 году – 13,6%, в 2009 году – 27%. На последующие годы темпы прироста тарифов для населения в среднем по стране составят не менее 25% (согласно прогнозам Минэкономразвития).

 

Для Алтайского края на 2009 год ФСТ России установлены: минимальный тариф на электрическую энергию для населения в размере 237 коп./кВтч, максимальный – 244 коп./кВтч (с учетом НДС). Главэкономики за основу расчетов был принят нижний предел - 237 коп./кВтч (прирост к тарифу 2008 года - 23,4 %).

 

Учитывая невысокий уровень доходов населения Алтайского края, Главэкономики проводится политика максимального сдерживания роста тарифов. При расчетах принимаются во внимание все факторы, позволяющие свести тариф до возможного нижнего предела без ущерба для предприятий энергетики.

 

Средний тариф на электрическую энергию, поставляемую потребителям края, без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения составил 176,21 коп./кВтч (увеличение на 14,1 %), тогда как ФСТ России установлен максимальный прирост тарифов для Алтайского края – 15,6 %.
 
Расчет тарифов на электрическую энергию произведен Главэкономики строго в соответствии с действующим федеральным законодательством в области тарифного регулирования. В результате тарифы на электрическую энергию на 2009 год установлены дифференцировано по годовому числу часов  использования заявленной мощности. Это повлекло изменение порядка расчета тарифов по отношению к порядку тарифного регулирования 2008 года и рост тарифов на электрическую энергию, особенно на низком уровне напряжения с годовым числом использования заявленной мощности менее 5000 часов. В связи с этим установлены и введены в действие  средние одноставочные тарифы для потребителей края при отсутствии в договорах энергоснабжения конкретной величины числа часов заявленной мощности.

 

Для каждой сбытовой и энергоснабжающей организации Главэкономики установлено своё тарифное меню:

- ОАО «Алтайэнергосбыт»,

- ОАО «Барнаульская горэлектросеть»,

- ОАО «Алтайкрайэнерго»,

- ООО «Заринская горэлектросеть»,

- ООО «Бийскэнергосбыт»,

- ООО «Русэнергосбыт».

 

С целью оптимизации затрат на электрическую энергию потребитель имеет возможность выбирать в тарифном меню тарифы, применение которых позволит минимизировать расходы на оплату потребленной электрической энергии.

 

Тарифы на тепловую энергию

 

На 2009 год тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую электростанциями края в режиме комбинированный выработки, установлены Главэкономики в рамках предельных тарифов, установленных ФСТ России.

В среднем по Алтайскому краю – прирост к 2008 году составил 8,2% при  максимально возможном 11,2%.

 

Установленные Главэкономики на 2009 год тарифы на тепловую энергию для муниципальных и ведомственных котельных («малой энергетики») увеличились в среднем по краю на 14,1 %, что не превысило установленный ФСТ России уровень максимального прироста тарифов на тепловую энергию - 18,5%.

 

Указанные тарифы увеличились за счет роста заработной платы (согласно отраслевому тарифному соглашению), роста цен на топливо, определяемых по результатам конкурса.

 

Надо отметить, что впервые за все время существования регулируемого органа в Алтайском крае зарплата людей, которые стоят у топки или котла, предусмотренная трехсторонним соглашением, была учтена в тарифах.

 

Тарифное регулирование организаций коммунального комплекса (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение)

 

Тарифы организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере холодного водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов регулируются в зависимости от объемов реализации услуг либо органами местного самоуправления, либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

Увеличение данных тарифов ограничивается  индексами максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на  товары и услуги организаций коммунального комплекса, ежегодно устанавливаемых Федеральной службой по тарифам в среднем по субъектам Российской Федерации (в том числе и по Алтайскому краю). Главэкономики устанавливаются предельные индексы по муниципальным образованиям Алтайского края.

 

В среднем по Алтайскому краю фактические индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на  товары и услуги организаций коммунального комплекса не превышают индексы, установленные ФСТ России и Главэкономики.

 

После установления тарифов Главэкономики проводятся контрольные мероприятия по вопросам правильности установления органами местного самоуправления тарифов на коммунальные услуги, нормативов потребления коммунальных услуг и правильности взимания платы с граждан за коммунальные услуги.

           

В ходе проверок установлен ряд нарушений действующего законодательства в сфере установления тарифов и нормативов потребления на коммунальные услуги.

 

Так, нормативы потребления на водоснабжение и водоотведение установлены не во всех муниципальных образованиях края. Расчеты по установлению нормативов не отвечают требованиям Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые утверждены Правительством Российской Федерации.

 

В некоторых муниципальных образованиях  установлено наличие перекрестного субсидирования для различных групп потребителей  по различным видам коммунальных услуг (отопление, холодное водоснабжение), что противоречит действующему законодательству.

 

Отмечено неправомерное установление депутатами сельских советов тарифов на холодное водоснабжение, водоотведение и отопление, а также сроков введения в действие принятых нормативных актов и установление тарифов на срок менее года.

 

Материалы проверок органов местного самоуправления, в которых выявлены нарушения, направляются в прокуратуру Алтайского края для принятия мер прокурорского реагирования, докладываются губернатору Алтайского края, освещаются в средствах массовой информации.

 

Главам муниципальных образований необходимо  в кратчайшие сроки устранить выявленные нарушения.

 

В течение текущего года мы проверим все без исключения муниципальные образования. Губернатором поставлена задача навести в этой сфере идеальный порядок, и мы этого добьемся!..

 
 

 Цели и задачи тарифного регулирования на 2010 год.

 

Основная задача при осуществлении тарифной политики – максимальное соблюдение баланса интересов потребителей и производителей товаров и услуг в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.

 

Для реализации этой цели:

1. Главэкономики начата работа по подготовке тарифного регулирования на 2010 год:

  • формируются предложения по показателям сводного прогнозного баланса электроэнергии и мощности и предельных уровней тарифов  на электрическую и тепловую энергию для потребителей, в том числе  для населения, Алтайского края на 2010 год;
  • рассчитывается прогнозный рост тарифов на тепловую энергию для коммунальной энергетики и для предприятий коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации твёрдых бытовых отходов в среднем для Алтайского края.

Сформированные предложения направляются в Федеральную службу по тарифам, где проходит процесс согласования показателей по всем видам регулируемых тарифов.

2. Для повышения прозрачности и открытости тарифного регулирования губернатором Алтайского края утверждены составы Общественного Совета по энергетике, коммунальному хозяйству и тарифному регулированию и подгруппы по тарифному регулированию в составе межведомственной рабочей группы по мониторингу экономической ситуации и состояния финансового рынка Алтайского края. Все этапы тарифного регулирования будут обсуждаться на их заседаниях.

3. Главэкономики и Администрация Алтайского края необходимо продолжить практику обращения в Федеральную службу по тарифам с целью снижения тарифной нагрузки на потребителей электрической энергии края.

4. Будет совершенствоваться система информирования потребителей через средства массовой информации о предлагаемых уровнях тарифов предприятиями энергетики и результатах проведенных специалистами экспертиз.

5. Продолжится  государственный контроль деятельности предприятий энергетики и коммунального комплекса, а также органов местного самоуправления в сфере тарифного регулирования.

6. В связи с завершением реформирования энергетической системы в крае и переходом с 1 января 2011 года  на оплату электроэнергии по нерегулируемым ценам (в соответствии с федеральным законодательством) потребителям необходимо более активно изучать нормативную базу в сфере электроэнергетики. Это позволит избежать включения условий в договора энергоснабжения, дискриминирующих права потребителей. Со своей стороны Главэкономики  уже с начала 2009 года проводит активную разъяснительную работу с потребителями электроэнергии.

 

В условиях финансово-экономического кризиса будут минимизированы затраты сбытовых, энергоснабжающих и сетевых организаций, чтобы прирост тарифов для потребителей был минимальный.

 

Это совместные задачи всех субъектов регулирования.

 

Что касается пересмотра тарифов в текущем году,  - до конца года тарифы изменяться не будут. Об этом, кстати, твердо заявил 1-ый вице-премьер правительства Сергей Иванов на недавнем совещании с участием глав регионов СФО в Новосибирске.