18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Выступление заместителя губернатора Алтайского края Н.П. Черепанова на итоговой коллегии Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Уважаемые коллеги! Президент Российской Федерации поставил перед нами задачу сосредоточить все усилия на развитие современной социальной среды вокруг человека, которая бы обеспечивала ему доступ к качественному образованию. На первом месте, к обозначенным Дмитрием Медведевым эффективной и доступной медицинской помощи, культуре важную роль заняло и решение вопросов труда и занятости, чтобы это позволило не только сохранять, но и развивать российский народ. Я считаю, что среди всех задач системообразующей, которая помогает решать все ключевые вопросы формирования современной социальной среды вокруг человека, является образование. Губернатор Алтайского края принимает все необходимые меры для того, чтобы обеспечить приоритетную роль развития образования. Именно она, по его убеждению, и призвана сыграть инновационную составляющую в стратегическом развитии Алтайского края на долгосрочную перспективу до 2020 года в соответствии с разработанной стратегией и комплексным планом социально-экономического развития нашего региона. Это не только слова губернатора. Алтайским краевым законодательным собранием разработана и продолжает совершенствоваться необходимая нормативная база, а также подводятся существенные ресурсы под решение этих задач и обеспечения должной роли образования.

Консолидированный бюджет Алтайского края в 2008 году составил 58, 2 млрд. рублей. Из них – 56, 2% было направлено в социальную сферу. Это 33 млрд. рублей. 11, 1 млрд. руб. направляется в систему образования, то есть практически каждый третий рубль. Огромные средства для того, чтобы мы могли обеспечить не просто и не только сохранение системы образования, но и режим ее развития. Начиная от учителя, директора, руководителя муниципальной системы образования, начальника краевого управления по образованию и высшего должностного лица мы с вами ответственны за то, чтобы система образования работала эффективно, на конечный результат. А конечный результат – это достойное качество образования школьника, его конкурентоспособность, его способность как раз обеспечить тот самый инновационный путь развития Алтайского края. Система образования Алтайского края – особенная система, если ее характеризовать в сравнении с другими регионами. Образование нашего края имеет сельское лицо. 84% от всех наших школ – сельские, в которых занимается сегодня более 50% от всех учеников региона. Более половины всех сельских школ – малокомплектные. По инициативе губернатора края был принят закон, который защищает интересы малокомплектных школ. При этом мы исходили из идеологии, что на селе школа является градообразующим предприятием. Александр Карлин подчеркнул, что эту роль школа будет выполнять до последнего. На сегодняшний день у нас в регионе действует 1374 образовательных учреждения, в которых занимается 231 тысяча учащихся. Как положительный факт хотелось бы отметить уменьшение сокращения количества учеников. Если в 2004-2005 годах количество учеников сокращалось в год на 20 тыс. человек, в 2006 – на 14,5 тыс., то за 2008 год – 5 тыс. учеников. В образовательной отрасли сегодня трудится 46 тыс. человек, среди них учителя составляют ровно половину. Если сопоставить две цифры (231 тыс. учащихся и 23 тыс. педагогов), то на одного учителя приходится 10 учащихся. Коллеги, подчеркиваю: сегодня именно в школах сосредоточен интеллектуальный потенциал нашего общества, нашего края и его надо достойно, бережно и эффективно использовать для решения задач образования и воспитания наших юных граждан.

Воспитание ребенка, становление его как гражданина – важнейшая задача, которая сегодня усиленно позиционируется государством, властями на региональном уровне и хотелось бы, чтобы она была воспринята всеми вами и каждым педагогом. Решать эту задачу необходимо во взаимодействии с родителями, общественностью, привлекая к воспитательному процессу их всех не от случая к случаю, а постоянно и системно. Хотелось бы, Юрий Николаевич (Денисов, начальник Управления по образованию и делам молодежи - Ред), чтобы эта задача была актуализирована в 2009 году. Для совершенствования работы в этом направлении необходимо начинать вводить в работу образовательных учреждений критерии оценки воспитательной работы педагога. Воспитательный процесс необходимо считать одним из приоритетов в деятельности педагогических кадров образовательных учреждений.

Единое требование к воспитательной работе каждого образовательного учреждения и профессиональный уровень педагогического корпуса Алтайского края позволяет решать в полной мере задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Особое внимание прошу обратить на нынешний год, объявленный в крае годом Василия Макаровича Шукшина. Мероприятия, посвященные жизни и творчеству нашего земляка, не должны обойти стороной ни один детский коллектив, ни одно учреждение образования. Это не только моя к вам просьба, это поручение губернатора края Александра Карлина. Ответственность за его выполнение возложена и на глав местного самоуправления. По поручению губернатора Бийский педагогический университет разработал методические рекомендации по проведению мероприятий, посвященных В. М. Шукшину. Они были актуализированы и дополнены АКИПКРО (Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования – Ред.) и рекомендованы всем образовательным учреждениям для работы. Но подчеркиваю: не пытайтесь заформализовать эту работу!

Мне приходится еженедельно бывать в сельских школах и свою командировку я всегда начинаю со встречи со школьным коллективом. Смотришь внешне – вроде бы все аккуратно и правильно. Недавно я побывал в одной из сельских школ края. Заходишь, есть и уголок, посвященный Шукшину, в библиотеке соответствующий стенд оформлен. А начинаешь беседовать с учениками…. Я поговорил со старшеклассниками школы, которая является обладателями президентского гранта — никто (!) из учеников девятого класса так и не смог назвать мне какую дату мы будем скоро отмечать. А до названия какого-либо произведения Шукшина так и вообще дойти не смогли.

Еще одна тема, которую хотелось бы поднять в плане воспитательной работы - 65-летие победы нашей страны в Великой отечественной войне. Необходимо эту дату ввести в центр всей нашей воспитательной работы. Об этом недавно говорил губернатор края на прошедшем заседании оргкомитета «Победа», на котором рассматривался вопрос патриотического воспитания молодежи в Алтайском крае. Возьмите несколько тем для проработки. Например, в крае 1047 памятников участникам и героям отечественной войны. Многие из них просто бесхозны, или же к ним варварское отношение. И осуждая действия властей ближнего и дальнего зарубежья, мы у себя под носом такое творим! И подчас этого даже не замечаем. Хотелось бы, чтобы все 1047 памятников обрели своих шефов в лице учащихся местных школ, военно-патриотических клубов. Эту тему мы должны отработать достойно, также как уголки памяти и музеи в каждом образовательном учреждении. Прошу обратить на нее особое внимание.

Сегодня в школах края работают только специалисты, имеющие соответствующее образование, а среди учителей-предметников 92% - квалифицированные кадры. Но как негативный факт хочется отметить, что за прошедший год только официально 86 молодых специалистов – учителей покинули школы, не проработав в ней и три года. Причина – не только в экономических и бытовых условиях. Нельзя не видеть и конфликтных ситуаций между молодыми специалистами и учителями с большим стажем. С введением новой системы оплаты труда эти противоречия не сглаживаются, а нередки случаи, что и нарастают. Администрация школ не всегда находит правильный вариант решения проблемы, а иногда и намеренно не замечает психологического климата в коллективе. Все это приводит к тому, что проблема выходит за пределы образовательного учреждения, муниципалитета и даже края. В качестве примера могу назвать Барнаул, Павловский район и ряд других территорий. Уважаемые коллеги, конкретную задачу ставим сегодня перед вами: в работе с кадрами создавать приоритет для закрепления молодых специалистов. И это просто безобразие! И цифра 86 – большая для образовательных учреждений края. Нужно создавать все условия, для того, чтобы молодежь получала возможность закрепиться в наших образовательных учреждениях. Это позволяет и новая система оплаты труда, и та программа, которую мы осуществляем как жилищную в плане поддержки молодых семей, где приоритет отдан именно бюджетникам и особенно педагогам. Да, конечно, она не исчерпывает решение в полноте всех жилищных проблем молодых специалистов, но ее нужно в обязательном порядке принять, тем более, что мы нашли понимание со всеми главами муниципальных образований. Более того, обращаю ваше внимание и в первую очередь ваше, Юрий Николаевич, председателей комитетов по образованию муниципалитетов, и прежде всего селян: настойчиво эти вопросы решайте с главами местного самоуправления. Приехал молодой специалист – надо создать ему все условия для работы, в том числе и жилищные. Я обращаюсь ко всем руководителям муниципальных образований: используйте активно потенциал СМИ. Пропагандируйте труд молодого учителя, воспитателя, работника дополнительного образования. Продвижение молодых педагогических кадров – наша приоритетная задача. Только поймите меня правильно, а то вы сейчас начнете превратно истолковывать, что я против каких-то других категорий работников. Нет. И вы знаете, что администрация края и губернатор инициируют и реализуют целый ряд проектов по поддержке заслуженных и опытных учителей. Это гранты губернатора, премия им. Титова и мн. др. Прошу обратить особое внимание на вопросы формирования должных отношений между школой и общественностью, на организацию функционирования государственно-общественного управления в образовательном учреждении. Мы мало, недостаточно и не эффективно работаем с нашими работодателями – родителями учеников. Надо перестраивать эту работу и полнее использовать потенциал государственно-общественных органов управления образованием, которые для этих целей и создаются. Поэтому когда мы говорим об инновациях в школе – надо помнить и это направление нашей деятельности, хотя мы эти занимались еще в конце 80-х.

 

В образовательный процесс школ края уже вошли многие изменения и даже стали привычными. Заметно улучшились материальная база образовательных учреждений – за счет обновленных лабораторных классов, современного оборудования, получили дальнейшее развитие и современные средства информатизации. Но пользоваться этим мы пока умеем плохо, неэффективно используем в образовательном процессе данное оборудование. Может быть слово «неэффективно» и надоест вам сегодня, коллеги, но это слово – актуально. В одном районе я сказал: «Приеду через два месяца и посмотрю, как вы будете пользоваться новым оборудованием». Если наши педагоги не смогут пользоваться этими современными атрибутами новых технологий обучения, придется забрать все это. Многие учащиеся на голову выше педагогов в этих вопросах. Давайте не будем стесняться учиться! Думаю, это серьезный повод для размышления управления по образованию. Поэтому дело не в количестве установленных интерактивных досок и компьютерах, а в качестве их применения. Мы с вами говорим о том, что создаем единую образовательную среду, что в этих условиях обеспечиваем равный доступ ко всем современным технологиям образования, чтобы получить современное качество образования. Этим самым мы и воспитываем конкурентоспособных школьников и обеспечиваем их равные возможности для поступления в вузы. Но где же все это? То, что у нас сегодня в школах есть – это не наша с вами заслуга. Это государство повернулось лицом к человеку, вкладывая средства в сферы, которые напрямую влияют на качество жизни человека, и при этом мы убеждены, что такой сферой является, прежде всего, образование. Давайте то, что вкладывается, будем активно использовать в своей работе.

На коллегии Министерства образования и науки представителям Алтайского края дали слово как лучшей территории по реализации комплексного проекта модернизации образования. Я привел там пример: только за 2008 год из всех источников финансирования было вложено в модернизацию образования 1 млрд. 400 млн. руб. - сумма в четыре раза превышающая объемы финансирования отрасли в 2007 году. Но у нас такое не может быть каждый год – особенно в 2009, хотя и было заявлено, что социальные программы в регионе сокращены не будут. Давайте по-хозяйски, эффективно использовать то, что мы имеем. И не только с гордостью демонстрировать оборудованный самой современной техникой кабинет географии, но и работать на всем этом эффективно.

Нам предстоит серьезно, вдумчиво, коллеги, работать по теме реструктуризации. Но только давайте будем определяться в темпах, способах ее осуществления. Никто не говорит, что этот вопрос надо поставить на конвейер и бездумно, тупо, упираясь в цифры его решать, не задумываясь о судьбе педагогов, родителей, учеников. Решать эти вопросы необходимо взвешено.

Один из важных проектов, которые мы реализуем после комплексного проекта модернизации образования – модернизация школьного питания. Губернатор края Александр Карлин пошел на беспрецедентные меры, обеспечивая наше участие и победу в этом федеральном конкурсе. Была принята краевая программа по развитию школьного питания и за три года губернатором было выделено более 250 млн. руб. Это весьма значительные средства. Выделением краевых средств мы способствовали привлечению федеральных, благодаря чему краевая столица проводит значительную работу в этом направлении. В свою очередь мы проводим ревизии в каждой третьей школе края. Мы напрягаемся, но хотели бы, чтобы напрягались и муниципалитеты. Это не получается в Славгороде, Яровом, Красногорском, Петропавловском, Михайловском и ряде других районов. В этих территориях не выделяют средства на софинансирование и создание условий, для того, чтобы размещать технологическое оборудование. Но так же нельзя! Нам что, пересматривать районы и везти оборудование в другие школы? Если надо – давайте так будем действовать. Обращаюсь к председателям комитетов по образованию муниципалитетов – вы ответственные за этот вопрос, в том числе и за формирование мышления и принятие решений первых руководителей муниципальных образований.

Давайте сделаем и так, чтобы школьное питание стало доступным. Я имею в виду выделение средств на софинансирование муниципалитетами к выделяемым краевым средствам для того, чтобы помочь малоимущим и многодетным семьям. А получается так: мы выдели по 3,5 рубля, а муниципалитеты решили, что они имеют право теперь убрать свою добавку. В этом году значительное большинство районов выделили, но не везде. Давайте мы с вами эту работу будем продолжать. Здоровье детей, которое является ключевой основой для их развития, должно быть для нас приоритетной задачей.

В 2008 году мы ввели в строй шесть новых школьных зданий, и на этот год у нас не меньше задач. В текущем году предполагается выделить более 550 млн. руб. на эти цели. В регионе медленно, но верно уменьшается число образовательных учреждений, требующих капитального ремонта. В 2008 год их стало меньше на 175. Краевым бюджетом на 2009 год определена сумма в 350 млн. руб. на ремонт образовательных учреждений. Некоторые объекты вошли в краевую адресную инвестиционную программу. Избавление от ветхости, придание школе нового лица - и к этому надо относиться по-хозяйски. Я не заклинание вам говорю, но когда губернатор дает деньги, а их расходуют бездумно и бесхозно – такого допускать нельзя. Яркий пример в Сростках: деньги, которые выделили на ремонт крыши в школе, размазали и получили как в том мультфильме. Несколько шапочек из одной шкуры, которую носить нельзя. Сделали крышу так, что ее надо переделывать и просят деньги дополнительно и район и село. Но мы их выделили.

Благодаря проделанной работе мы увеличили процент обучающихся школьников в образовательных учреждениях отвечающих современным условиям с 45% до 54%. Давайте за этим процентами видеть и то, что я сказал, и по-хозяйски относиться к выделяемым средствам.

Говоря о вопросах, связанным со здоровьем детей, я бы хотел затронуть тему школьных социальных педагогов и психологов. Хотелось бы также отметить, что в образовательные учреждения выделена 51 ставка школьных инспекторов, но как показывает практика, количество конфликтных ситуаций, числа правонарушений среди несовершеннолетних уменьшается не намного. Учащимся общеобразовательных учреждений в 2008 году совершено преступлений на 15% меньше, чем в предыдущем, но возросла доля тяжких. В прошедшем году дети 16 раз кончали жизнь самоубийством, стреляли и резали своих сверстников, погибли под колесами на дорогах 24 ребенка – это же целый класс городской школы! Более 400 детей было травмировано. Для разрешения сложившейся ситуации необходимы согласованные действия органов управления образованием, здравоохранения, социальной защиты. Задачу ставлю общую, координатором ее будет выступать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Хотелось бы также обратить ваше внимание, коллеги, на то, что мы включили в критерии оценки деятельности муниципалитетов показатели, которые связаны с охватом летним оздоровлением детей и подростков. Набранные темпы в плане открытия летних загородных лагерей уменьшить никому не дадим, ни в количестве, ни в качестве их работы. Необходимо развернуть соответствующую работу в муниципалитетах. Управлением по образованию и делам молодежи была проделана очень большая работа, в том числе и та, которая обеспечивает взаимодействие с другими отраслями и работу в целом на создание благоприятных условий для развития экономики региона. Много было сделано для разработки и принятия программы «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для экономики края» и сейчас в непростых условиях развертывается работа по опережающему обучению тех людей, которые находятся на предприятиях при возможности увольнения. Начальное и среднее профессиональное образование должно внести в этот процесс и свой вклад вместе с другими структурами администрации края. Должен отметить большую мобилизующую и организаторскую работу, которую ведет краевое управление по образованию. Тем не менее, ряд сегментов у нас остались за кадром. В целом хочется поблагодарить за проделанную работу. Недостатки, которые мы с вами сегодня вскрыли, послужат хорошей мотивационной основой для нашей работы, в которой я желаю вам успеха. Спасибо за внимание!