18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В регионе обсудили, как будут развиваться особо охраняемые природные территории. 

На первом заседании созданного в конце прошлого года Общественного совета по вопросам экологической безопасности при губернаторе Алтайского края, состоявшемся 5 февраля, членам Совета была представлена Схема развития особо охраняемых природных территории (ООПТ) в Алтайском крае. С докладом выступил заместитель начальника Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды региона Сергей Авцинов. 

В ходе обсуждения его выступления профессор Алтайского государственного университета Марина Силантьева заметила, что презентованный доклад является значительно более реалистичным и перспективным документом по сравнению со своим предшественником. Впервые в нем уделено внимание сохранению степных экосистем Кулунды и Приобского плато, луговым степям и водно-болотным угодьям, уникальным для всего Северного полушария планеты, реликтовой черневой тайге и т.д. 

Координатор проекта Всемирного фонда дикой природы Елена Репетунова пообещала поддержку краевым инициативам на международном уровне. 

А руководитель экологической ассоциации «Алтай – XXI век», профессор, известный эколог Михаил Шишин призвал власти безотлагательно принять меры по охране уже имеющихся ООПТ, к примеру, заказников Кислухинского, Чарышского и др., где, по его словам, «сегодня творятся вопиющие вещи». 

Резюмируя доклад, председатель Общественного совета губернатор края Александр Карлин заметил: 

-Документом, который может рассчитывать на бюджетное финансирование, является целевая программа. Предложенная Схема развития ООПТ – это некая дорожная карта, следование которой должно преследовать какие-то стратегические цели. Но за ней должна последовать краевая целевая программа, разработку которой нельзя откладывать в долгий ящик. 

Глава региона также дал поручение своим подчиненным оперативно разобраться с проблемами и нарушениями, о которых говорили общественники. 

Вот текст выступления Сергея Авцинова, представляющего, на наш взгляд, большую социальную значимость и вызвавшего оживленную дискуссию. 


 

 

Схема развития особо охраняемых природных территорий в Алтайском крае

 

Уважаемый Александр Богданович, уважаемые члены Общественного совета по вопросам экологической безопасности! 

Особо охраняемые природные территории (далее – «ООПТ») являются объектами общенационального достояния. К ним относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Решениями органов государственной власти эти объекты полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны. 

Развитие ООПТ является одним из основных приоритетов государственной политики в области экологии. Данное направление связано с выполнением Российской Федерацией ряда международных обязательств в сфере охраны окружающей среды. 

В России сеть ООПТ развивается с 1916 года, когда был создан первый государственный заповедник. В настоящее время функционирует около 12 тыс. ООПТ различных уровней и категорий, которые занимают 11,3 % всей территории страны. 

В декабре 2011 года Правительством Российской Федерации утверждена Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года. 

На территории Алтайского края к 2017 году предусматривается организация 2 национальных парков федерального значения: «Тогул» на территории Тогульского, Ельцовского, Заринского районов и «Горная Колывань» на территории Змеиногорского, Курьинского, Третьяковского районов. 

 

В настоящее время в Алтайском крае ООПТ занимают 790 тыс. га, или 4,7 % от общей площади края. 

Наибольшее распространение получили ООПТ регионального значения, которые составляют 725 тыс. га, или 94,6 % от общей площади ООПТ в крае. 

Федеральные ООПТ представлены государственным природным заповедником «Тигирекский» и курортом федерального значения «Белокуриха». 

Структура ООПТ регионального значения представлена: 

  • 35 заказниками регионального значения – 704,5 тыс. га;
  • 51 памятниками природы краевого значения – 18,9 тыс. га;
  • природным парком краевого значения «Ая» – 1,9 тыс. га.  

В Алтайском крае также как и в других регионах Российской Федерации ООПТ регионального значения созданы без изъятия земельных участков у владельцев, собственников. 

(рисунок кликабелен)

ООПТ распределены по территории края неравномерно. Например, в Тогульском районе ООПТ составляют 32,5 % от площади района, в Чарышском – 8,0 %, в Угловском районе лишь 0,3 %. На территории 18 районов края ООПТ отсутствуют – это Бийский, Заринский, Поспелихинский, Рубцовский и другие районы. 

Самыми первыми в 1952 году были созданы на Салаире заказники Ненинский и Сары-Чумышский для акклиматизации бобра и американской норки. Затем – Завьяловский, Мамонтовский, Касмалинский (1964), Кулундинский (1966), Волчихинский (1969). В 70-х годах созданы Бобровский, Большереченский, Корниловский, Егорьевский, Тогульский, Залесовский и другие заказники. Главными объектами охраны были лось, косуля, ондатра, водоплавающая и лесная птица. 

К середине 90-х годов было создано 26 заказников общей площадью 690 тыс. га, которые находились в ведении крайохотуправления. 

Заказники создавались главным образом на землях гослесфонда – около 490 тыс. га. На землях сельскохозяйственного назначения функционировали всего 5 заказников общей площадью около 200 тыс. га (Благовещенский, Суетский, Уржумский, Лебединый, Чинетинский). 

7 октября 1999 года постановлением администрации Алтайского края № 692 срок действия 26 заказников продлен бессрочно, а на крайохотуправление возложены обязанности по контролю за соблюдением установленного режима охраны и оформлению эколого-экономической документации на них. В этом же году утверждены положения о 4 заказниках. 

Дальнейшие работы по подготовке Положений о государственных природных комплексных заказниках выполнялись уже Департаментом по охране окружающей среды Алтайского края. В 2007 году – утверждены положения о 22 заказниках, в 2008 году - ещё о 9. 

В 2003 году в крае появилась такая категория ООПТ, как природный парк краевого значения «Ая», который был образован на базе заказника «Озеро Ая». Природный парк создан в целях охраны и восстановления природных ресурсов, организации их использования в рекреационных, оздоровительных и эколого-просветительских целях. 

ООПТ представляют собой своеобразные «острова» безопасности для биологических видов от прямого антропогенного воздействия. С этих территорий происходит расселение растений и животных, расширение площадей восстанавливающихся ландшафтов. 

Сложно переоценить роль заказников в организации рационального устойчивого ведения охотничьего хозяйства. Заказник – это зона покоя для животных, где запрещена любая охота, проводятся биотехнические мероприятия, осуществляется охрана редких видов. 

В последние годы значительно возрастает рекреационная и туристическая значимость ООПТ для населения края и его гостей. Большой популярностью у туристов пользуются такие заказники как Каскад водопадов на реке Шинок, Лебединый, Чарышский, Бащелакский, Благовещенский, Завьяловский и другие. 

Важно понимать огромную роль ООПТ в формировании системы непрерывного экологического образования и просвещения. Это и обустройство экологических троп с последующим проведением на них экскурсий и открытых уроков для школьников, и проведение экспедиций и научно-исследовательских работ студентов средних и высших учебных заведений, и многие другие мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к природе у населения. 

Также просматривается роль региональных ООПТ как природно-хозяйственных полигонов, на территории которых возможен поиск, апробация и внедрение современных рациональных методов ведения лесного и сельского хозяйства. 

Нельзя забывать о том, что уровень состояния и развития ООПТ и охраны природы в целом неразрывно связан с формированием экологического имиджа Алтайского края. Природа Алтая, ее неповторимые ландшафты являются брендом не только в России, но и за рубежом. Уникальные природные объекты (например, озеро Ая, Тавдинские пещеры, гора Синюха) позволяют более эффективно позиционировать те или иные территории края и дают толчок для социально-экономического развития муниципальных образований. 

Действующая на сегодняшний день система ООПТ создавалась в рамках постановления администрации края от 06.04.2001 № 251 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий». Данное постановление реализовано далеко не в полном объеме, что связано отчасти с длительной реорганизацией природоохранных служб, отчасти с социально-экономической необоснованностью заявленных планов. 

В связи с изменениями природоохранного и земельного законодательства, действующая Схема развития и размещения ООПТ требует значительной корректировки. Также необходимо приведение ее в соответствие со схемой территориального планирования Алтайского края, с Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года. Кроме того необходимо принимать во внимание обращения органов местного самоуправления и накопленные материалы научных исследований. 

Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2011 г. № 148 в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации включены показатели охраны окружающей среды. 

Одним из показателей является доля площади территории субъекта Российской Федерации, занятой особо охраняемыми природными территориями, в общей площади территории субъекта. Эффективность деятельности Администрации края оценивается как рост значений данного показателя. 

Так, например, площадь ООПТ в Сибирском Федеральном округе составляет более 34 млн. га или 6,7% от общей площади. В округе наименьший показатель у Красноярского края (1,6 %), наибольший – Республики Алтай (22,2 %). 

В других соседних с Алтайским краем субъектах Российской Федерации процент площади ООПТ от площади субъекта составляет в Кемеровской области 14,7 %, Новосибирской области – 8,2 %, Томской области - 5,7 %. 

Напомню, в Алтайском крае ООПТ занимают 4,7 % от общей площади региона. 

Согласно материалам научных исследований Алтайского государственного университета и Института водных и экологических проблем, площадь ООПТ Алтайского края с учетом разнообразия и уникальности природных ландшафтов должна составлять 8-10 %. 

(рисунок кликабелен)

В 2011-2012 годах Алтайским государственным университетом в рамках ведомственной целевой программы «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» подготовлено научное обоснование Схемы развития особо охраняемых природных территорий Алтайского края до 2025 года. 

В основу схемы положена цель по сохранению и поддержанию потенциала особо ценных и уникальных природных систем края в условиях интенсивного хозяйственного освоения территории для обеспечения устойчивого развития региона. 

Географический анализ, выделение территорий и площадей, планируемых ООПТ, осуществлялись на основании полевых исследований с помощью геоинформационных систем. 

При разработке Схемы развития ООПТ использовался принцип построения экологического каркаса. Упрощенно – это система экологически взаимосвязанных природных территорий, позволяющая поддерживать экологическое равновесие в регионе и состоящая из узлов (ядер) и «коридоров». 

Узлами (ядрами) каркаса выступают существующие и планируемые ООПТ, правовой режим которых способствует сохранению и воспроизводству естественных ландшафтов, видов растений и животных. Сюда относятся заповедник, национальные и природные парки, заказники, памятники природы. 

Линейными составляющими или коридорами экологического каркаса края выступают зоны, которые уже имеют особый режим охраны:

 

  • водоохранные зоны;
  • прибрежные защитные полосы водных объектов;
  • ленточные боры;
  • государственные лесные полосы. 

 

Предлагаемая Схема развития ООПТ построена с учетом существующей сети ООПТ. Ведущим приоритетом Схемы является охрана редких и исчезающих видов растений, животных и среды их обитания. 

(рисунок кликабелен)

На период до 2025 года Схемой предусматривается организация 8 заказников, 1 дендрологического, 1 природного и 2 национальных парков, 31 памятника природы, а также расширение площадей 4 существующих заказников (Усть-Чумышский, Ондатровый, Лифляндский, Озеро Большой Тассор). 

В связи с тем, что большинство функционирующих ООПТ Алтайского края созданы на землях государственного лесного фонда, в разработанной Схеме приоритет отдавался созданию ООПТ на территории водно-болотных и степных ландшафтов. 

Образование новых и расширение существующих ООПТ в наиболее значимых ключевых природных комплексах позволит увеличить общую площадь ООПТ до 1,4 млн. га (7,9 % от площади края). 

К настоящему времени проведены научные работы в целях создания природного парка краевого значения «Кулундинский» на базе заказников «Благовещенский» и «Суетский», а также подготовлено обоснование расширения территории заказников «Усть-Чумышский» и «Ондатровый». 

Подготовлен и после проведения государственной экологической экспертизы направлен на согласование в органы исполнительной власти проект постановления Администрации края о создании комплексного заказника «Чарышская степь». Стоит отметить, что с инициативой создания данного заказника выступила Администрация Шипуновского района, которая и организовала подготовку научного обоснования и общественные обсуждения. 

Реализация Схемы развития ООПТ Алтайского края до 2025 года планируется поэтапно с учетом экономического и социального развития территории и финансовых возможностей. 

Работа по организации новых ООПТ предусмотрена по следующим направлениям: 

  • проведение комплексных научных обследований участков территорий края с целью организации на них ООПТ;
  • изучение мнения местного населения, органов местного самоуправления и иных заинтересованных лиц;
  • подготовка и утверждение нормативных документов о создании ООПТ;
  • разработка землеустроительной документации и внесение сведений об ООПТ в государственный кадастр недвижимости.  

Финансирование образования и функционирования ООПТ регионального значения осуществляется за счет средств краевого бюджета и иных не запрещенных законодательством источников. В частности планируется привлечь внебюджетные средства краевого государственного бюджетного учреждения «Алтайприрода», полученные за предоставление информационных, образовательных, рекреационных и прочих услуг. 

На 2013 и последующие годы в ведомственной целевой программе «Охрана окружающей среды на территории Алтайского края» предусмотрены следующие мероприятия: 

  • мониторинг состояния ООПТ;
  • ведение кадастра ООПТ;
  • биотехнические мероприятия на ООПТ;
  • оформление землеустроительной документации;
  • научные исследования, направленные на создание новых ООПТ;
  • создание и обустройство экологических троп на ООПТ;
  • мониторинг состояния объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Алтайского края;
  • экологическое воспитание и просвещение населения. 

Общий объем финансирования за счет средств краевого бюджета на 2013-2015 годы составит более 7 млн. рублей. 

Так, например, на начало 2013 года землеустроительная документация разработана для ООПТ площадью 285,795 тыс. га, что составляет 39% от общей площади ООПТ Алтайского края. В 2013 году планируется увеличить данный показатель до 60 %. 

Более подробно с проектом Схемы развития ООПТ Алтайского края можно ознакомиться на официальном сайте управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края: http://ecoregion22.ru/. 

Заканчивая выступление, еще раз хотелось бы отметить, что особо охраняемые природные территории являются одной из основных составляющих устойчивого развития региона. Развитие сети ООПТ согласуется как со Стратегией социально-экономического развития Алтайского края, так и со стратегическими документами Российской Федерации.