18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

 

Уважаемые депутаты!

Уважаемые приглашенные!

Минувший год был насыщен значимыми политическими и экономическими событиями. Алтайский край вместе с Россией начал новый этап своей истории. Итоги выборов Президента Российской Федерации продемонстрировали высокий уровень гражданской активности избирателей в крае и поддержку проводимого им курса.

Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации определил приоритеты социальной политики: свободное развитие человека и обеспечение социальных гарантий, здоровый образ жизни и формирование современной системы здравоохранения, возрождение российской образовательной системы и сохранение культуры, обеспечение занятости населения.

2008-й год в России был объявлен Президентом России Годом семьи. От развития этого базового социального института зависит будущее страны, уровень её конкурентоспособности, темпы и степень развития.

Мы ставим семью в центр региональной политики. Одним из важных шагов в этом направлении стало принятие в прошлом году краевой целевой программы «Демографическое развитие Алтайского края на 2008–2015 годы», объединившей все ресурсы, которые можно использовать в целях укрепления здоровья, улучшения медицинского обслуживания, увеличения продолжительности жизни и роста рождаемости.

С 1 января 2008 года пособие на ребенка в семьях с доходами ниже прожиточного минимума увеличено на четверть, а пособие на ребенка одинокой матери – в 2 раза. С 1 ноября 2008 года ежемесячное пособие учащимся общеобразовательных учреждений из малообеспеченных многодетных семей выросло в 5 раз.

Предусмотрены и реализуются мероприятия по расширению сети дошкольных образовательных учреждений и увеличению мест в них. В прошлом году в крае построено или реконструировано 12 детских дошкольных учреждений на 1546 мест, в 2007 году – соответственно 7 и 387. Такую работу будем в дальнейшем наращивать, активно привлекая к этому муниципальные образования, тем более что до 2007 года на протяжении многих лет продолжалась только деградация сети дошкольных учреждений.

Впервые в Алтайском крае учреждена медаль «Родительская слава», которой мы поощряем семьи за достойное воспитание пяти и более детей.

Один из приоритетов государственной семейной политики – уменьшение числа социальных сирот. В 2006-2008 годах в крае в семьи граждан на воспитание передано 6696 детей. В прошлом году дважды повышалась ежемесячная компенсация расходов, связанных с их содержанием в семье опекуна или приемных родителей, её размер сейчас составляет свыше 4800 рублей; установлено единовременное пособие лицам, усыновившим детей, в размере 20 тыс. рублей. 77 граждан из числа детей-сирот получили безвозмездные субсидии на приобретение или строительство жилья.

Особое внимание уделяем поддержке молодых семей. Реализуемый в стране приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» является действенным подспорьем в решении жилищных проблем молодых семей и частью системы мер по улучшению демографической ситуации в крае. Всего с начала реализации проекта его участниками стали 1907 молодых семей - это в 13 раз больше, чем за 2004-2005 годы.

За 2006-2008 годы ввод в эксплуатацию жилья возрос на 59% (за 2003-2005 годы – на 8%). Построено 1,7 миллиона кв. м жилья, в том числе в минувшем году – 632 тысячи кв.м. Особо хочу подчеркнуть, что в крае активно обновляется и сельское жилье, на него приходится треть новостроек. За три года ввод жилых домов в сельской местности увеличился почти на 51%, в то время как в предыдущий трехлетний период наблюдался его спад более чем на 14%.

Получила развитие и социальная инфраструктура села. В 2008 году расходы краевого и федерального бюджетов на эти цели составили около 500 млн. рублей. В сельской местности построено 39 км сетей водоснаб­жения, 82 км внутрипоселковых газовых сетей. За счет бюджетной поддержки более 630 семей улучшили жилищные условия, 279 из них – молодые семьи и специалисты.

В 2008 году газифицировано 7,3 тысячи квартир и частных домовладений в городах Барнауле, Новоалтайске, Бийске, Белокурихе и 11 районах края. Введен механизм финансовой поддержки населения.
15 категорий социально слабо защищенных жителей за 2 последних года получили из бюджета 17 млн. рублей на газификацию жилищ. За три года голубое топливо пришло более чем в 21 тысячу квартир и домов.

По краевой целевой программе «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Алтайского края на 2007–2010 годы» в прошедшем году капитально отремонтировано или реконструировано 30 объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. В целях решения самых острых проблем в области обеспечения населения качественной питьевой водой с 2008 года в крае реализуется ведомственная целевая программа.

В крае началось решение проблем, которые копились десятилетиями. Мы изыскиваем в бюджете средства на проведение капитального ремонта жилья, привлекаем поддержку из федерального бюджета. В 2008 году улучшено техническое состояние 1189 многоквартирных домов, на эти цели из всех источников финансирования направлено около 1,2 млрд. рублей. Такой объем работ проведен впервые за многие годы. Но в ближайшие три года нам предстоит еще более масштабная работа. Мы должны освоить свыше 3 млрд. рублей только бюджетных средств, предназначенных для капитального ремонта домов и расселения людей из ветхого и аварийного жилья.

Для нас крайне важно, чтобы экономическое развитие обеспечивало адекватный уровень доходов населения. За три года рост реальной заработной платы составил 150,4% (за 2003-2005 годы – 130,4%), в том числе в 2008 году – 112%. Среднемесячная номинальная заработная плата увеличилась с 4914 рублей до 10076 рублей. Удалось повысить уровень доходов в таких важных отраслях, как социальная сфера и сельское хозяйство. Например, в здравоохранении заработная плата выросла в 3,2 раза, в том числе зарплата среднего медицинского персонала – в 2,8 раза, врачей – в 3,3 раза; в сельском хозяйстве – в 2,2 раза.

Расходы краевого бюджета на социальную поддержку различных категорий граждан в форме социальных выплат по сравнению с 2005 годом увеличились в 4,5 раза и в 2008 году достигли 4 млрд. рублей, а за счет всех источников финансирования – около 5 млрд. рублей. Введены дополнительные меры социальной поддержки тружеников тыла; дважды за последние три месяца повышались размеры ежемесячных денежных выплат краевым льготникам. Значительно расширен круг лиц, имеющих право на получение звания «Ветеран труда Алтайского края»: в прошедшем году оно было присвоено более чем 34 тысячам человек (в 2007 году – 27 тысячам человек, в 2005 году – всего 9 тысячам 370). В прошлом году в крае велось строительство и реконструкция более чем 70 объектов социальной сферы; пусковая программа года выполнена.

С 2008 года решаем задачи развития специализированной высокотехнологичной медицинской помощи. В сравнении с 2005 годом в 4 раза увеличились объемы помощи, оказываемой жителям края в федеральных центрах эндопротезирования и кардиохирургии, а результаты наглядно свидетельствуют об ее эффективности: смертность от множественных травм в учреждениях здравоохранения снижена с 51% до 10%, первичный выход на инвалидность сокращен на 48,4%.

Эти виды помощи, а также медицинскую помощь в области сосудистой хирургии и нейрохирургии мы финансируем и из краевого бюджета: в 2008 году выделено 224 млн. рублей, в 2009 году предусмотрели более 300 млн. рублей.

Количество операций по аортокоронарному шунтированию увеличилось в 3 раза, сведена к минимуму очередь на оперативное лечение. Смертность от болезней системы кровообращения за три года снижена на 8,5%, а от острого инфаркта миокарда – на 10,5%.

Проект концепции развития здравоохранения края, предполагающий создание медицинского кластера, обеспечит переход на инновационный путь развития всего регионального здравоохранения. Эту идею мы продвигаем на федеральном уровне. Внесены необходимые изменения в краевое законодательство. Для ускорения реализации предлагаемой нами кластерной модели Алтайский край в качестве пилотного региона будет включен в 2009 году в программу информатизации здравоохранения Российской Федерации.

Кроме приоритетных национальных проектов, обеспечено участие здравоохранения края в новых государственных программах: «Кровь», «Сосуды», «Безопасность дорожного движения». В настоящее время решается вопрос о включении Алтая в число десяти регионов России, в которых в рамках национальной программы за счет средств федерального бюджета будет обеспечена системная поддержка онкологической службы.

В здравоохранение края направлены существенные инвестиции. За три года введено в эксплуатацию 13 амбулаторно-поликлинических учреждений (за 2003-2005 годы – 8) на 1392 посещений в смену (в 1,3 раза больше, чем в указанный период), 11 больниц (за 2003-2005 годы – 6) на 866 коек (в 1,8 раза больше, чем в 2003 – 2005 гг.). В 2008 году произведен капитальный ремонт 47 объектов здравоохранения.

Но надо честно сказать, что разрыв между вложениями и отдачей, особенно в первичном звене медицинской помощи, пока заметен. В текущем году нам необходимо продолжить начатую работу и распространить систему управления качеством медицинской помощи на все учреждения здравоохранения, повысить уровень медицинского образования, укомплектованность лечебно-профилактических учреждений врачебными кадрами.

2009 год в России объявлен Годом молодежи. Сегодня, когда Россия выходит на новый этап развития, именно поколению молодых людей отводится особая роль в проведении социально-экономических преобразований.

В последние годы мы реанимировали молодежную политику в крае, восстанавливаем систему работы с молодежью в муниципальных образованиях. Главная цель нашей работы – развитие потенциала молодых кадров и эффективная самореализация личности в интересах развития региона.

В крае успешно реализуется краевая целевая программа «Молодежь Алтая» на 2007-2010 годы, позволившая увеличить грантовую поддержку социально значимых молодежных проектов почти в 15 раз – до 7,3 млн. рублей в 2008 году. Финансирование реализации проектов и мероприятий на конкурсной основе – основной принцип программы. За два года в крае осуществлено 338 проектов. Необходимо отметить, что наша система работы с грантами в сфере молодёжной политики признана одной из лучших в Сибирском федеральном округе.

Алтайский край является одним из лидеров стройотрядовского движения в России: в 2008 году сформирован 51 студенческий отряд общей численностью свыше 3 тыс. бойцов.

Вполне очевидно, что важным условием самореализации личности является качественное образование, наличие профессии. А экономика сегодня нуждается в мобильных, высокообразованных специалистах. Поэтому мы должны добиться того, чтобы наша система образования давала только самое современное, способное конкурировать на любом рынке.

Мы уделяем внимание всем ступеням образования в крае.

В системе общего образования мы приступили к реализации комплексного проекта модернизации (право на участие в нем край выиграл в федеральном конкурсе). В 2008 году продолжена реструктуризация образовательной сети. Переходим на систему финансирования учреждений по нормативам на одного учащегося, внедряем новую систему оплаты труда учителей, которая будет зависеть от качества их работы.

В крае продолжается реализация приоритетного национального проекта «Образование», получили развитие его новые направления.

Следует сказать о самых значимых:

Совершенствование организации питания в общеобразовательных учреждениях является важным шагом в деле охраны здоровья детей. В 2008 году в 175 школьных столовых края установлено современное технологическое оборудование. К 2011 году в рамках реализации краевой программы новое оснащение получат столовые 573 учебных заведений, в которых обучается более 70% алтайских школьников.

В 2008 году на капитальный ремонт образовательных учреждений края бюджетам муниципальных районов и городских округов выделено 143,7 млн. рублей, проведены ремонтные работы в 175 учреждениях образования.

За три года введено в эксплуатацию 16 общеобразовательных учреждений на 4883 места, в школы края направлено 782 комплекта современного учебного оборудования, 333 автобуса. В 2007-2008 годах закуплено 4850 комплектов школьной мебели. Алтайский край первым в Сибири завершил подключение всех школ к Интернету. Реализация краевой целевой программы «Развитие сельского спорта» позволила оснастить все школы на селе спортивным инвентарем. Мы приближаемся к тем стандартам, которые предъявляются к учебному процессу сегодня.

Не менее важное направление – государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Здесь мы решаем две задачи: обеспечиваем работой наши училища и решаем вопросы занятости населения. В 2008 году курсовую подготовку и повышение квалификации в образовательных учреждениях начального профессионального образования прошли 12 тыс. человек. Меняется структура набора в профессиональные училища и лицеи: за два года на 20% увеличилась доля приоритетных профессий, востребованных на рынке труда края.

Система начального профессионального образования нуждается в существенной модернизации, с тем чтобы она реально обеспечивала квалифицированными кадрами нашу развивающуюся экономику. В 2008 году в крае создано на конкурсной основе
3 ресурсных центра и 9 базовых площад
ок. Это дает учреждениям право на получение целевой бюджетной поддержки, но и отдача должна быть соответствующей. Для апробации инноваций по различным аспектам образовательной деятельности в крае созданы 4 учреждения начального профессионального образования со статусом федеральной и одно учреждение – краевой экспериментальной площадки. Мы ставим этим учебным заведениям задачу создания и распространения продуктивных технологий профессионального обучения, подготовки рабочих нового поколения.

Наряду с наличием качественного образования и эффективного здравоохранения, конкурентоспособность региона по параметрам комфортности проживания в нем определяет культурная среда.

Капитальные вложения краевого бюджета в сферу культуры существенно возросли, за три года их объем превысил 569 млн. рублей, это в 10 раз больше, чем за 2003-2005 годы. В учреждения культуры и художественного образования за этот период направлено свыше 350 комплектов компьютерного оборудования и множительной техники, более 500 комплектов музыкальной и звукоусилительной аппаратуры. В 2008 году Государственной филармонии Алтайского края выделены средства на приобретение концертного рояля.

Сдано в эксплуатацию практически утраченное здание Ребрихинского районного Дома культуры.

В этом году начнется реконструкция здания Дома культуры меланжевого комбината для Алтайского государственного молодежного театра, проектируется современный комплекс сооружений для старейшего в Сибири Алтайского государственного краеведческого музея, начнется строительство здания Алтайского государственного мемориального музея Г.С. Титова. К юбилею – 80-летию со дня рождения Василия Макаровича Шукшина мы завершим строительство фондохранилища Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина. Совместно с администрацией Бийского района ремонтируем сейчас сельский Дом культуры в Сростках.

Впервые в крае разработана ведомственная целевая программа «Ремонт и благоустройство памятников Великой Отечественной войны» на 2008-2010 годы. Она направлена на сохранение мемориальных сооружений, увековечивающих память о погибших в годы Великой Отечественной войны, и достойную подготовку к юбилею Великой Победы в мае 2010 года. Всего за период действия программы счет средств краевого бюджета будут отремонтированы 77 объектов культурного наследия с общим объемом финансирования более 36 млн. рублей.

Вопросы развития физической культуры и спорта – это базовые вопросы, которые всегда будут в центре нашего внимания.

Расходы на реализацию краевой целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Алтайском крае» на 2006-2010 годы в 2008 году составили 359,2 млн. рублей.В рамках адресной инвестиционной программы на строительство и реконструкцию спортивных объектов в 2007-2008 годах направлено 126 млн. рублей. До 2006 года средства на данные цели в краевом бюджете не предусматривались. Ассигнования из краевого бюджета целевым образом направлены на развитие сельского спорта в 26 муниципальных образований.

За 2008 год в Алтайском крае введены в эксплуатацию 14 спортивных залов и залов общей физической подготовки, 3 стадиона, 64 плоскостных спортивных сооружения.

За последние три года открыто 12 детско-юношеских спортивных школ, в которых занимаются 55 тыс. человек.

Второй год проводится смотр-конкурс «На лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди муниципальных образований Алтайского края». 10 муниципальных районов, 36 сельских поселений получили финансовые средства на приобретение спортивного инвентаря на сумму более 3,0 млн. рублей. Около 10,0 млн. рублей выделено из краевого бюджета на организацию и проведение краевых олимпиад.

Сегодня постоянно, с разной интенсивностью, спортом занимаются 16,4% населения, в 2006 году – 11,3%.

В 2008 году зарегистрированы самые низкие за последние пять лет показатели уровня преступности. Если за 2003-2005 годы число зарегистрированных преступлений возросло более чем на 40%, то за 2006-2008 годы снизилось на 19%. За три года на 30% уменьшилось количество убийств, на 50% – разбойных нападений, более чем на 40% – грабежей. На треть сократились случаи хулиганства, а число преступлений, совершенных несовершеннолетними – на 14,5%. Уверен, это – результат улучшения общей экономической ситуации и скоординированной работы всех правоохранительных органов, образовательных и молодежных учреждений, организаций, общественных объединений края.

Устойчивое развитие общества, повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации невозможно без сохранения благоприятного состояния окружающей среды.

В рамках краевой целевой программы мы решаем одну из самых больших проблем – ликвидация устаревших и пришедших в негодность пестицидов и ядохимикатов.2700 тонн запасов устаревших пестицидов собраны из разрушенных складов и вывезены на склады временного хранения. Край претендует на участие в пилотном проекте по созданию базовой региональной системы обеспечения химической и биологической безопасности в сфере обращения с пестицидами и агрохимикатами и соответствующей федеральной целевой программе. В этом году будут завершены работы по ликвидации хвостохранилища Золотушинского рудника. Проведена большая работа в сфере охраны водных объектов и защиты населения от вредного воздействия вод. Предотвращенный ущерб составил свыше 9 млрд. рублей.

Расширение производства и появление новых рабочих мест изменили ситуацию на рынке труда. Снижение уровня безработицы за 2006-2008 годы превысило 43%, в то время как за 2003-2005 годы она возросла почти в два раза - на 84%.

В крае наблюдается положительная динамика заработной платы в реальном секторе экономики. Но в условиях текущего периода необходимо продолжить и даже усилить работу, направленную на развитие механизмов социального партнерства, добиваться полноты и своевременности оплаты труда. Отраслевые нормативы оплаты труда должны все больше ориентироваться на превышение социальных минимумов доходов.

В целях рационального использования фонда оплаты труда в бюджетных организациях принято решение о введении новых систем оплаты труда работников в зависимости от видов экономической деятельности. Это позволит руководителям бюджетных учреждений за счет оптимизации численности работников, введения дополнительных форм платы за качественный и результативный труд, повысить заработную плату своим работникам не менее чем на 15%.

Особая забота – повышение доходов сельских тружеников. Ключевыми здесь являются два направления: рост производительности труда на основе внедрения новой техники и технологий и создание условий для эффективного ведения личного подсобного хозяйства.

Борьба с бедностью – один из главных приоритетов социальной политики в регионе, который на протяжении 15 лет стабильно занимал места в последних двух десятках регионов страны. В 2003 году каждый третий житель края имел денежные доходы ниже прожиточного минимума, в 2005 – каждый четвертый, к 2008 году – каждый пятый (19,5% от общей численности населения). Мы понимаем, что денежная составляющая не является единственным источником существования для значительной части наших земляков, особенно проживающих в сельской местности и малых городах. Тем не менее уровень денежных доходов является недопустимо низким, он ниже среднероссийского и среднесибирского. Вся экономическая и социальная политика в крае должна быть выстроена так, чтобы можно было решить эту задачу.

Уважаемые депутаты!

Показатели, характеризующие демографические процессы, – это самые обобщающие и наглядные свидетельства эффективности всей региональной социально-экономической политики. Это индикатор социального самочувствия людей, их уверенности в дне завтрашнем.

В прошлом году в крае родилось 30967 младенцев, что на 2307 новых жизней (на 9,2%) больше, чем в 2007 году. По сравнению с 2005 годом число рождений увеличилось на 4527. Долгих 16 лет в крае не рождалось в течение одного года больше 30 тыс. младенцев! В прошлом году в крае умерло на 5010 человек меньше, чем в 2005 году. Естественная убыль населения сократилась на 1 тысячу жителей: с 6,4 в 2005 году до 2,6 – в 2008 году. Если мы сохраним эту динамику, то в 2011 году сможем остановить процесс депопуляции региона. Эта задача ставится Президентом как общероссийская.

Не все проблемы демографического развития решены: несмотря на существенное снижение в последние три года, остается недопустимо высокой материнская и младенческая смертность. Мы имеем отрицательный миграционный баланс. Он ниже, чем в предшествующие годы, и миграция стала другой – напомню, что в 90-е годы и начале 2000-х из края около 200 тыс. жителей выехали за пределы страны, а сегодня наши земляки если и уезжают, то в другие регионы Сибири и Дальнего Востока, где рабочие руки пока ещё более востребованы, чем у нас.

Уже не единичны факты возвращения бывших соотечественников на родину. «Если бы мы знали, что Алтай будет развиваться так, как это происходит сегодня, мы никогда бы не покинули отчего дома», - это не выдуманные слова, мы их читаем и в письмах, слышим от наших бывших земляков во время их приездов к нам уже в качестве гостей.

Власть не имеет права ставить людей в ситуацию, когда они принимают вынужденные, подчас рушащие их собственные судьбы и судьбы их детей решения. И мы никогда больше не допустим ничего подобного!

Естественным способом самореализации и преодоления индивидуальных социальных трудностей, а также самым гибким инструментом реагирования на меняющийся спрос является собственное дело.
В предпринимательстве заложен большой потенциал для создания новых рабочих мест, для предупреждения безработицы, снижения социальных проблем. И мы стараемся помогать малому и среднему бизнесу, постоянно расширяя государственную поддержку, создавая его инфраструктуру.

Поддержка малого бизнеса сегодня возводится в ранг государственной политики. Об этом не раз говорил Дмитрий Анатольевич Медведев.

В 2008 году расходы краевого бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства увеличены по сравнению с 2005 годом более чем в 11 раз. Только в прошедшем году государственную поддержку в форме субсидирования части банковской процентной ставки получили 458 инвестиционных проектов, сумма привлеченных кредитных ресурсов приблизилась к 1 млрд. рублей. Свыше 100 субъектов предпринимательства участвовали в реализации проектов по техническому перевооружению крестьянских (фермерских) хозяйств. Предпринимателям, работающим и развивающим бизнес в сферах экономической деятельности, приоритетных для края, предоставлено 15 поручительств Алтайского гарантийного фонда, при этом сумма привлеченных кредитов почти в 4 раза превысила объем предоставленных гарантий. В текущем году поручительства будут предоставляться и сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

За три года край принял участие в 10 федеральных конкурсах по поддержке малого бизнеса, что позволило привлечь в этот сектор экономики бюджетные средства в сумме около 340 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета – 145 млн. рублей.

Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в валовом региональном продукте увеличилась в сравнении с 2005 годом на 5,4 процентного пункта и достигла 16%.

В 2009 году будем уделять особое внимание малому инновационному бизнесу. В 2008 году был проведен первый краевой форум бизнес-проектов, на который было представлено более 80 бизнес-проектов и бизнес-идей из 29 территорий края.

Бизнес-инкубатор в Барнауле вышел в режим стабильного функционирования, приступили к проектированию строительства его второй очереди, а также Центра поддержки предпринимательства. Проводятся мероприятия по созданию бизнес-инкубатора инновационного типа в городе Бийске и агротуристического типа – в Алтайском районе.

В текущий период перед нами стоит неотложная задача – производить продукцию с меньшими издержками, повышать производительность труда, снижать затраты энергоресурсов на единицу продукции, внедрять передовые технологии. В этом залог конкурентоспособности нашей продукции, нашей экономики в целом. Только инновационный характер производства сегодня имеет перспективы. Это касается не только промышленности, но и сельского хозяйства, строительства, других сфер экономической деятельности.

Определяющим фактором повышения конкурентоспособности экономики является инвестиционная политика. В последние годы мы вносим существенные коррективы в ее проведение. Увеличили бюджетное финансирование и постоянно совершенствуем механизмы государственной поддержки реального сектора экономики, что позволило в 2006-2008 годах повысить темпы роста инвестиций в экономику края в среднем до 125,4%, что превалирует над общесибирскими (123,6%) и общероссийскими (118,9%) показателями. И если в 2004 году в экономику края было привлечено 15,3 млрд. рублей, то по итогам 2008 года аналогичный показатель составил более 55,7 млрд. рублей, превысив уровень предыдущего года на 6,7%.

В 2008 году размер средств краевого бюджета, затраченных на поддержку реального сектора экономики, только в рамках деятельности инвестиционной комиссии увеличился по сравнению с 2005 годом
в 2,4 раза. В 2009 году расходы бюджета на эти цели возрастут на 40%.

В 2008 году сумма бюджетной поддержки реального сектора экономики только в рамках деятельности инвестиционной комиссии увеличилась по сравнению с 2005 годом в 2,4 раза. В 2009 году расходы бюджета на эти цели возрастут на 40%.

В 2008 году сельскохозяйственным товаропроизводителям края выпла­чено из краевого бюджета субсидий на сумму более 1 млрд. рублей, что в 1,3 раза больше, чем в 2007 году. Из федерального бюджета поступило свыше 2,5 млрд. рублей (в 1,5 раза больше аналогичного показателя 2007 года). Это позволило привлечь в сельское хозяйство края более 18,5 млрд. рублей кредитных ресурсов и направить их на обновление и модернизацию парка сельскохозяйственных машин и оборудования, а также на реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов. За последние три года приобретено 1565 тракторов, 1231 зерноуборочный и 308 кормоуборочных комбайнов.

Объем средств краевого бюджета, направленных в 2006-2008 годах на развитие лизинговой деятельности, превысил аналогичный показатель за предыдущий трехлетний период в 3 раза. Мы постарались сделать лизинг специализированной техники и котельного оборудования доступным для организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Существенно (свыше 3,3 млрд. рублей) увеличены расходы на финансирование мероприятий краевой адресной инвестиционной программы, ориентированной на развитие социальной и инженерной инфраструктуры. В 2008 году объем средств, направленных на реализацию инвестиционной программы, вырос по сравнению с уровнем 2007 года в 1,8 раза, а по сравнению с аналогичным показателем 2005 года - в 7 раз. Общий размер ее финансирования за счет всех источников, в том числе за счет средств федеральных целевых программ, составил свыше 6 млрд. рублей.

Устойчивость экономики в сочетании с благоприятным деловым климатом уже позволили ряду инвесторов разместить на территории края новые перспективные производства. Так, белгородской фирмой «Приосколье» реализуется уникальный проект производства комплексом «Алтайский бройлер» мяса птицы, соответствующего уровню мировых стандартов.

Сегодня предприятия края стали активно строить новые мощности и внедрять современные технологии. Например, ООО «Свинокомплекс «Озерский» ведется реконструкция животноводческого комплекса на 100 тыс.голов свиней. Введен в эксплуатацию молочный комплекс на 2000 голов в Ключевском районе, строятся животноводческие комплексы в Немецком национальном и Троицком районах (их совокупная мощность составит 3,4 тыс. головкрупного рогатого скота), свиноводческий комплекс на 5 тыс. голов в Ребрихинском районе. Всего в сельском хозяйстве края в 2008 году произведена реконструкция и модернизация животноводческих объектов на 25 тысяч скотомест. Решается главная задача – наращивая объемы производства, обеспечить сельских жителей дополнительными рабочими местами и удовлетворить потребности населения в качественной, экологически безопасной продукции.

В 2008 году в нашем регионе введена в эксплуатацию технологическая линия по выпуску крупного вагонного стального литья (ОАО «Алтайвагон», г. Рубцовск), вторая мельница по помолу клинкера (ОАО «Цемент»), линия нового прядильного оборудования (ОАО «Меланжист Алтая»), вторая очередь завода по производству древесно-стружечных плит (ОАО «Алтай-Форест»). Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности края реализовано 36 проектов технического перевооружения и расширения производственных мощностей, в 2009 году планируется осуществить еще 39 проектов.

Интенсивно обновлялась производственная база предприятий и организаций строительного комплекса. За три истекших года в эксплуатацию введены новые крупные производственные мощности на 17 предприятиях, что позволило в целом увеличить физический объем производства строительных материалов в 1,6 раза.

В программу развития транспортной системы России на 2010-2015 годы включены проекты реконструкции аэропортов г. Бийска и г. Барнаула с общим объемом финансирования свыше 5 млрд. рублей, а также мероприятия по развитию автомобильной транспортной системы края.

За 2006-2008 годы валовой региональный продукт увеличился на 32,2% (за 2003-2005 гг. – на 17,3%). В промышленности объемы производства за этот период возросли на 26,3% (за 2003-2005 гг. – на 4,8%), в сельском хозяйстве – на 12,5% (в 2003-2005 гг. отмечался спад на 6,2%), объемы розничной торговли увеличились на 54,4% (за 2003-2005 гг. – на 48,4%), платных услуг населению – на 37,9% (за 2003-2005 гг. – на 28,8%). Рост реальной заработной платы составил 150,4% (за 2003-2005 гг. – 130,4%).

Несмотря на засуху, в прошлом году мы собрали 4,1 млн. тонн зерна. Увеличились объемы производства мяса, молока, повысилась продуктивность животных. Улучшилось финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей. В 2008 году с положительным финансовым результатом закончили год 86% сельхозпредприятий (в 2005 году – 55,4%). Второй год подряд сельское хозяйство получает свыше 3 млрд. рублей прибыли, на треть увеличивается заработная плата в сельскохозяйственных организациях. Успехи достигнуты, прежде всего, за счет внедрения мировых инновационных аграрных технологий, а значит, есть основания ожидать дальнейшего роста в данной сфере.

Чтобы развитие края не останавливалось, нам предстоит решить блок застарелых проблем в топливно-энергетическом комплексе. В целях долгосрочного развития этой капиталоемкой отрасли в ноябре 2008 года утверждена Энергетическая стратегия Алтайского края на период
до 2020 года, предполагающая использование различных ресурсов.

В рамках программы газификации за три года построено более 1 тысячи километров газовых сетей, что в 2,7 раза больше чем за 2003-2005 годы, переведено на природный газ 306 котельных (в 3,2 раза больше аналогичного показателя предшествующего периода). Завершено строительство магистрального газопровода Барнаул – Бийск - Горно-Алтайск протяженностью 326 километров. Замечу, что это основа энергетической инфраструктуры.

Продуктивным прошедший год стал для алтайских дорожников. Реконструировано и введено в эксплуатацию 22,2 км автодорог, в том числе свыше 10 км автомобильной дороги «Бийск – Белокуриха» с асфальтобетонным покрытием. Продолжено строительство автомобильной дороги, которая позволит соединить районные центры – села Чарышское и Солонешное. Ремонтные работы проведены на 714 км автодорог, мостах и путепроводах протяженностью 604 погонных метра. Около 64 км асфальтобетонного бетонного покрытия уложено на городских дорогах. В г. Барнауле отремонтирован Змеиногорский тракт и подъездные пути к гребному каналу.

Расходы краевого бюджета на поддержку дорожного хозяйства увеличиваются на протяжении ряда лет. За 2006-2008 годы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог направлено 5,4 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в предыдущий трехлетний период. В 2008 году в эту сферу направлено свыше 3 млрд. рублей, или в 2,1 раза больше, чем в 2005 году.

В прошедшем году на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения направлено 415 млн. рублей. В 2009 году мы должны внедрить практику конкурсных отборов перевозчиков, работающих на регулярных межмуниципальных маршрутах пригородного и междугороднего сообщения. Предполагаем существенно увеличить объем средств на содержание региональных автодорог (на 56%) и их ремонт (на 78%). В краевом бюджете на 2009 год заложено 320 млн. рублей субсидий муниципальным бюджетам на развитие улично-дорожной сети.

Устойчивый рост экономики края обеспечил существенное увеличение доходов бюджета. В 2008 году мы получили на 27% больше доходов, чем в 2007 году, уровень 2005 года был превышен в 2 раза. Это означает, что у нас появляется возможность эффективнее решать задачи, предусмотренные комплексной программой социально-экономического развития края. В первую очередь, мы должны, сохраняя социальную ориентированность бюджета, увеличивать его доходную базу.

В прошедшем году значительно возросли расходы на социальную сферу – на 28% по сравнению с 2007 годом (а за период с 2005 года – более чем в 2,1 раза), в том числе на образование – на 27%, на здравоохранение и спорт – на 42%,на социальную политику – на 23%.

Режим экономии станет главной задачей для каждого бюджетополучателя. В сегодняшних условиях должна усилиться конкуренция за получение государственного заказа, а это – еще одна возможность для экономии средств бюджета.

Мы проводим реалистичную бюджетную политику с обеспечением необходимого запаса прочности основного финансового инструмента региона. По сравнению с уровнем 2005 года объем государственного долга края сократился в 3,4 раза, просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Алтайского края почти в 3,3 раза. На 1 января 2008 года Алтайский край занимал место в пятерке регионов России, полностью обеспечивших качество бюджетного управления.

В последние годы мы изменили систему регионального управления, сделав ориентирами стратегические установки. Устойчивое развитие региона, формирование сбалансированной экономики, выравнивание уровня экономического развития края по сравнению с промышленно развитыми регионами страны – таковы наши цели. На протяжении последних лет нами прилагались усилия по раскрытию имеющегося, но еще не использованного пространственного, ресурсного и интеллектуального потенциала края. Достигнутые результаты были бы невозможны без тесного сотрудничества с федеральными органами власти. Там, где мы были убедительны в своих предложениях и проектах, мы всегда получали поддержку федеральных структур.

Ушедший год является временем пересмотра аграрной политики как на федеральном, так и региональном уровне. Как известно, разработан проект доктрины продовольственной безопасности России. Алтайский край может и должен сыграть особую и очень значимую роль в производстве продуктов питания, обладающих высочайшими экологическими и потребительскими свойствами. В 2008 году мы сформулировали идею создания особо значимых аграрных территорий. В декабре 2008 года данный проект был рассмотрен и одобрен комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса. Проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» не только позволит решить задачи сельскохозяйственного производства, но и станет локомотивом развития перерабатывающей промышленности, даст новые возможности для восстановления выпуска в крае инновационной сельскохозяйственной техники с принципиально новыми производственными характеристиками. Немаловажное значение реализация проекта имеет для комплексного развития сельских территорий, создания комфортных условий для жизни селян.

Мы уверены, что осуществление перспективных инвестиционных проектов, новые подходы к эффективному развитию агропромышленного комплекса позволят краю войти в ряд успешных и прогрессивных регионов нашей страны.

Существенно продвигается выполнение другого стратегического проекта развития края, который может изменить облик региона и сделать его одним из ведущих центров туризма в России. За неполные два года, прошедшие после принятия постановления о создании на территории края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, проделана кропотливая работа по формированию оптимальных условий для ее развития. В августе 2008 года проведена «Бирюзовой Катуни», вручены свидетельства о регистрации её первым шести резидентам, совокупный объем запланированных ими на период реализации проектов инвестиций составит около 3,5 млрд. рублей.

Создание бренда особой экономической зоны в значительной степени помогло привлечь внимание к краю как к территории с быстро развивающейся туристической индустрией. В 2005 году наш край посетили около 400 тыс. человек, в 2006 – 600 тыс., в 2007 году - 800 тыс., в прошлом году - более 1 млн. отдыхающих.

Перспективы перехода региональной экономики на инновационный путь развития сегодня, в первую очередь, связаны с интеллектуальными ресурсами, накопленными в наукограде Российской Федерации – городе Бийске.

В 2008 году мы приступили к созданию биофармацевтического кластера на базе высокотехнологичных фармацевтических предприятий города Бийска. Возможности наукограда и привязка региональной медицинской науки к кластеру являются серьезными предпосылками для появления на фармацевтическом рынке нового мощного и самостоятельного игрока.

Приграничное положение и природно-климатические условия региона обеспечивают высокий потенциал для развития международного сотрудничества. Этот вопрос на протяжении нескольких лет постоянно находится в зоне повышенного внимания Администрации края.

За счёт международного сотрудничества наращивают потенциал предприятия самых разных сфер экономики края, учебные и научные учреждения. За три года реализовано свыше 200 проектов (в 2004 году – 40 проектов).

Администрацией края были приложены немалые усилия по формированию имиджа региона. Доброе имя способствует решению многих вопросов, важных для интенсивного развития территории, это и привлечение инвестиций, и расширение рынков сбыта продукции региональных производителей, и развитие туризма.

Всероссийский сельский сход, проведенный 13 февраля 2008 года в г. Барнауле, стал важным и серьезным событием в жизни не только края, но и всей России. Форум такого уровня позволил нам еще раз заявить о себе как о регионе, который может и должен стать территорией опережающего роста агропромышленного комплекса.

Следует еще раз отметить, что Алтайский край как неотъемлемая часть России вступает на новый этап развития. Сегодня нам необходимо уметь определять не только текущие задачи, но и видеть перспективу как региона в целом, так и каждого муниципального образования в отдельности. При этом новое качество социально-экономического развития нельзя обеспечить без повышения авторитета и роли местного самоуправления. Местные органы власти должны чувствовать ответственность за качество и результаты своей работы.

В крае накоплен опыт взаимодействия органов власти краевого и муниципального уровней. Так, второй год мы заключаем с органами местного самоуправления соглашения о взаимодействии в области социально-экономического развития территорий. Индикативные планы дают возможность комплексно подойти к оценке состояния муниципального образования, увидеть результаты его деятельности в экономике и социальной сфере.

Необходимо отметить, что в последние годы наблюдается рост числа муниципальных образований со средним и более высоким уровнем развития: если в 2005 году к этой категории относилось 55% всех муниципальных образований, то по итогам 2007 года – 61%.

На первый план выходит укомплектование органов местного самоуправления квалифицированными кадрами. В этих целях формируется муниципальный резерв кадров, способных к эффективной управленческой деятельности на местном уровне.

Укрупнение территорий путем объединения как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований в нашей стране стало тенденцией. Мы не остаемся в стороне от этого процесса. К укрупнению нас подталкивает необходимость оптимизации управления, проведения более эффективной социально-экономической политики, концентрации ресурсов на наиболее важных направлениях развития территорий, а в итоге необходимость обеспечения роста благосостояния людей. В 2008 году принят закон Алтайского края об объединении Тогульского и Шумихинского сельских Советов Тогульского района, по результатам референдума получено согласие населения города Змеиногорска и Змеиногорского района на создание единого муниципального образования Змеиногорский район.

Уважаемые депутаты!

Итоги социально-экономического развития края в прошедшем году мы рассматриваем в контексте последнего трехлетия – 2006-2008 годы. И это правильно, ведь многое из реализованного в 2008 году – продолжение планов и проектов, о которых мы говорили, в том числе и в этом зале, на аналогичных сессиях и в 2006, и в 2007 годах. В таком крупном регионе, как Алтайский край, ничего серьезного нельзя сделать с наскоку, с кондачка. Мы предпринимаем все для того, чтобы работа велась системно, глубоко, на перспективу. И такой подход себя оправдывает.

Если коротко подвести итоги большой работы и всех властных структур, и бизнес-сообщества, и общественных организаций, и подавляющего числа простых жителей края, то они, на мой взгляд, заключаются в следующем: нашими совместными усилиями удалось создать стратегический задел для дальнейшего ускоренного, опережающего, по сравнению с большинством других субъектов России, развития Алтайского края. Такую задачу три года назад мы перед собой ставили, и в целом мы её решили.

Уважаемые депутаты!

Ни соответствующая норма Устава Алтайского края, ни утвержденная вами повестка дня не обязывают меня освещать в сегодняшнем докладе актуальные оперативные задачи, на реализации которых сосредоточены усилия краевых властей.

Но оставить эти вопросы вне рамок рассмотрения на X сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания нельзя. Мировой финансово-экономический кризис самым непосредственным образом сказывается на реальном секторе экономики края уже начиная с конца третьего квартала прошлого года. И сегодня, спустя четыре с лишним месяца, рецессия проявляется в обрабатывающем секторе, в первую очередь в машиностроении, металлургии, ряде других отраслей промышленности, в строительном комплексе, в сфере транспорта.

В числе первых тяжелую поступь кризиса ощутили экспортно-ориентированные производства. Снижение доступности кредитных ресурсов на финансовых рынках поставило под угрозу срыва многие инвестиционные проекты предприятий промышленности, строительства, привело к недостатку оборотных средств у многих хозяйствующих субъектов. Более скромные по сравнению с итогами первых трех кварталов годовые показатели индекса промышленного производства, объемов грузового товарооборота, строительно-монтажных работ, а также рост впервые за последние три года уровня безработицы – прямое следствие этих кризисных явлений.

В отличие от ситуации 2004 – 2005 годов, когда причины резкого спада в экономике края укладывались в региональные рамки, сегодняшние процессы имеют глобальную первооснову, далеко выходящую за национальные границы.

Означает ли это, что мы должны, уподобляясь пассажирам самолета, попавшего в зону сильной турбулентности, «плотно застегнуть ремни безопасности и сохранять спокойствие», полагаясь лишь на надежность машины и мастерство пилотов?

С появлением первых симптомов приближающегося кризиса мы начали принимать комплекс мер превентивного характера, позволяющих минимизировать его последствия для экономики, бюджетной и социальной сфер края.

Во-первых, мы пересмотрели информационное обеспечение управленческой деятельности. Сегодня мониторинг экономических процессов мы осуществляем практически в ежесуточном режиме. Мы не придумывали каких-то новых статистических отчетов, основной массив информации добровольно передается хозяйствующими субъектами с учетом того, что она используется исключительно в целях оказания им оперативной помощи.

Во-вторых, применительно к каждой отрасли и территории были выделены группы предприятий, имеющих системообразующее значение с точки зрения характера и объемов производственной деятельности, числа работающих, размера налогооблагаемой базы и других параметров. Формирование федерального и регионального перечней таких предприятий – это, по сути, продолжение ранее проводившейся работы. Напомню, что в списках, составленных Правительством Российской Федерации, значатся 19 системообразующих предприятий и организаций края, в региональном – 87, из них 26 - крупнейшие предприятия АПК. С каждым предприятием, включенным в списки, на федеральном и региональном уровне ведется повседневная оперативная работа по сопровождению их экономической деятельности и оказанию необходимой помощи.

В-третьих, были скорректированы действующие механизмы инвестиционной и иной государственной поддержки реального сектора экономики – приоритеты отданы проектам, находящимся в высокой степени реализации, дающие максимальный мультипликативный эффект, в первую очередь в социальном плане.

В-четвертых, с целью увеличения для алтайских предприятий объемов государственного (включая оборонный) заказа, привлечения в регион дополнительных государственных инвестиций, облегчения допуска наших предприятий к кредитным ресурсам активизировано взаимодействие с федеральными министерствами, службами и агентствами, крупнейшими кредитными организациями.

В числе мер – соглашение между Администрацией Алтайского края и Внешэкономбанком, заключенное в декабре прошлого года. Сегодня в кредитном портфеле ВЭБа около десятка инвестпроектов предприятий и организаций края с объемом кредитных заимствований свыше 25 млрд. руб.

При активной поддержке краевой Администрации заключили крупные контракты на поставку продукции ОАО «Алтайвагон», ОАО «Алтайское тракторостроительное объединение», что обеспечивает выполнение значительной части их производственной программы на ближайшее время.

Следствием нашей планомерной работы с федеральными министерствами являются значительные объемы гособоронзаказа, которым обеспечены как минимум на ближайшие год-два ОАО «Ротор», ФКП «Бийский олеумный завод», ФНПЦ «Алтай», подавляющее число других предприятий ВПК.

Практикуем непосредственные обращения первых лиц края с просьбой об оказании срочной финансовой и иной поддержки базовым, градообразующим и другим социально значимым предприятиям региона в Правительство России, к федеральным министрам, в органы управления крупнейших национальных кредитных учреждений.

В-пятых, созданы и активно используются дополнительные организационные схемы, позволяющие максимально оперативно принимать и реализовывать управленческие решения, призванные своевременно купировать кризисные явления.

Так, специально созданная под моим руководством антикризисная рабочая группа, включая отраслевые рабочие подгруппы, действует в постоянном режиме, проводя необходимые согласования, изыскивая дополнительные ресурсы. Именно такой порядок работы позволил в декабре 2008 года оказать срочную помощь Алтайэнергосбыту в пополнении оборотных средств и не допустить срыва энергоснабжения значительной части потребителей края.

В-шестых, выработан и реализуется региональный комплексный план антикризисных мер, который тесно увязан с соответствующими документами Правительства Российской Федерации. План при необходимости корректируется, обеспечивается контроль за его исполнением.

В-седьмых, главный упор в работе сделан на минимизацию негативных социальных последствий финансово-экономического кризиса – недопущение полного закрытия производств и массовых сокращений, резкого снижения уровня доходов занятых в реальном секторе экономики. Для решения этой задачи активизировано взаимодействие с работодателями и профсоюзами, в том числе и в рамках трехстороннего соглашения, повышена степень ответственности контролирующих органов в области обеспечения безусловного соблюдения законных прав человека труда.

Значительные бюджетные ресурсы привлекаются для содействия занятости населения Алтайского края в 2009 году. Напомню, что на эти цели из федерального бюджета уже предусмотрены субвенции в размере свыше 1 млрд. 400 млн. рублей. Мы представили дополнительные расчеты в Минздравсоцразвития России, которые позволяют претендовать на дополнительные средства в объеме до 600 млн. рублей.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства России, принятым 31 декабря 2008 года, мной 15 января 2009 года утверждена региональная программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, предусматривающая возможность оказания реальной государственной поддержки 42 тысячам работников предприятий края.В соответствии с этой программой мы обратились в Правительство Российской Федерации с заявкой о выделении краю на эти цели дополнительно до 750 млн. рублей.

Очевидно, что такие немалые ресурсы нужно использовать по-хозяйски. Если мы и дальше будем продолжать порочную практику бездумной раздачи пособий, ничем другим себя особо не утруждая, никакого положительного эффекта не получим. Управление Алтайского края по труду и занятости населения, работу которого я беру под свой личный особый контроль, вместе с органами исполнительной власти Алтайского края, профсоюзами, работодателями и, что чрезвычайно важно, при активном участии органов местного самоуправления должно незамедлительно развернуть полномасштабную работу по предупреждению сокращений, созданию дополнительных рабочих мест, организации общественных работ, профессиональному обучению и переподготовке людей. Кризисную полосу мы должны миновать с минимальными потерями и максимально использовать негативные процессы для оптимизации хозяйственной деятельности в регионе, получения дополнительных конкурентных преимуществ.

По оценке специалистов федеральных министерств, ряда авторитетных экспертов, негативные последствия кризиса для Алтайского края могут проявиться менее интенсивно, чем в ряде других регионов. В числе обусловливающих факторов называются значительная доля в региональной экономике аграрного сектора, перерабатывающей и пищевой промышленности, большая диверсифицированность производственной деятельности, низкий уровень зависимости от добывающего сектора. Проводившиеся в последние три года собственниками при поддержке Администрации края мероприятия по масштабному обновлению основных фондов (Алтай-Кокс, Алтайвагон, многие предприятия промышленности стройматериалов, перерабатывающей, пищевой, лесной отраслей и агропромышленного комплекса), крупные капиталовложения в инфраструктуру региона, вне всякого сомнения, не только подняли его инвестиционную привлекательность, но и существенно повысили «антикризисный иммунитет».

Администрация края объективно оценивает все потенциальные угрозы, которые кризис несет не только экономике региона, но и, как следствие, его бюджетной и социальной сферам. Мы проводим постоянные консультации с Министерством финансов Российской Федерации, внимательно прислушиваемся к рекомендациям, исходящим от руководства главного финансового ведомства страны. Не исключаю, что с учетом макроэкономической ситуации и положения экономики региона мы должны будем оперативно внести позволяющие более эффективно и оперативно реагировать на потенциальные угрозы корректировки и в краевое бюджетное, и в налоговое, и в инвестиционное законодательство.

Хотел бы со всей ответственностью и убедительностью заявить, что все принимаемые нами сегодня меры будут направлены на защиту экономического потенциала края и сохранение достигнутого уровня социальных гарантий для населения.

Кликушество, околополитические спекуляции на тему кризиса не только не несут в себе никакого полезного компонента, но и дезориентируют население, попросту мешают нормальной, конструктивной работе.

Уважаемые земляки!

На прошлой неделе в этом зале прошло торжественное открытие Года В.М. Шукшина на Алтае. Только гению Шукшина было дано так воспеть свою малую родину. Немногие так глубоко и преданно, как Василий Макарович, могут любить её. Но каждый живущий на этой земле обязан все свои способности, весь профессионализм, всю свою жизнь посвятить родному Алтаю, его людям, их процветанию.

Успехов всем нам на этом достойном поприще!