18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

В конце прошлой недели в администрации края прошло первое заседание рабочей группы по рассмотрению вопросов функционирования особо охраняемых  природных территорий на землях лесного фонда.

В центре обсуждения совещания, на котором председательствовал 1-ый вице-губернатор Сергей Локтев, стала проблема статуса и функционирования Залесовского заказника. Эта особо охраняемая природная территория (ООПТ) оказалась в последнее время в эпицентре жарких дискуссий и полемики между экологами и руководством лесной отрасли края, точку зрения которого озвучил на заседании рабочей группы заместитель начальника Управления лесами Алтайского края Владимир Шершнев. Вот его текст его выступления (публикуется с некоторыми сокращениями).


 

Уважаемые коллеги!

Должен сказать, что в течение всего периода действия  государственного природного комплексного заказника краевого значения «Залесовский» (а это 35 лет), не возникало вопросов о ведении на его территории лесохозяйственной деятельности…

Хотелось бы для начала до всех присутствующих довести лесоводственную характеристику заказника, а также взгляд управления лесами на возникшие вопросы и пути их решения.

Заказник Залесовский расположен на землях лесного фонда Залесовского лесничества на границе с Кемеровской, Новосибирской областями и более доступен именно со стороны этих территорий, что негативно сказывается в части самовольных порубок леса, затрудняет охрану его от пожаров.

Площадь заказника составляет 31,2 тыс. га, в том числе – земли, покрытые лесом – 27 тыс. га, с запасом насаждений: осиновых – 84%, пихтово-еловых – 16% (4,9, тыс. га, 0,7 млн. кубометров запаса древесины).

заместитель начальника Управления лесами Алтайского края Владимир Шершнев

Значительную долю лесных насаждений в заказнике образуют спелые и перестойные деревья,  пихты возраста свыше 80 лет и осины свыше 40 лет, с запасом более 1 млн. кубометров (30% общего запаса). В этом возрасте насаждения теряют свои средозащитные функции, увеличивается число пораженных болезнями деревьев, наблюдается их отпад, растут объемы выделяемого углекислого газа, резко возрастает захламленность, что приводит к повышению пожарной опасности в лесу.

Задача лесовода и заключается в том, чтобы своевременно назначить то ил иное лесохозяйственное мероприятие, которое бы преследовало не только экологическую, но и лесоводственную и экономическую составляющую.

Лесные участки в составе земель лесного фонда заказника находятся в федеральной собственности и по целевому назначению на 90% отнесены к эксплуатационным лесами (28 тыс. га). И только 3,2 тыс. га заказника отнесены к защитным лесам, которые расположены в запретных полосах вдоль рек.

Запланированные рубки спелых и перестойных регламентируются Правилами заготовки древесины. Согласно этим Правилам, в эксплуатационных лесах в целях заготовки древесины осуществляются сплошные рубки. Этот способ рубок возник не сегодня, он практикуется на протяжении многих десятилетий.

Ежегодный объем изъятия древесины сплошным способом на территории заказника составляет 21,3 тыс. кубометров на площади 154 га. Это 0,5% от площади и 28,5% от среднего ежегодного прироста закзаника. При таком подходе рубки по всей площади можно проводить в течение 200 лет. За этот период пихтовые насаждения смогут возобновиться и достичь возраста спелости (80 и более лет) более двух раз.

Ограничения по проведению рубок в Залесовском заказнике ранее не устанавливались. Последняя версия Положения о заказнике, которая утверждена Постановлением Администрации Алтайского края от 21 июня 2007 года, также не содержит прямого запрета на проведение сплошных рубок на территории заказника.

Проведенной экспертной комиссией госэкспертизой от 28 декабря 2011 года вносится предложение осуществлять рубки выборочным способом интенсивностью до 30% и снижением полноты насаждения до 0,5, с чем Управление лесами тоже не может согласиться, так как при назначении того или иного способа рубки необходимо учитывать характеристику насаждений (хвойные, мягколиственные и т.д.).

В то же время в заключении общественной экологической экспертизы содержится требование на запрещение всех видов рубок и проведение только выборочных санитарных рубок. Получается, что рубки планировать можно только тогда, когда насаждение начнет погибать или уже погибает, но в таком случае заготовленная древесина в лучшем случае будет использована на дрова.

Запрет либо ограничение проведения рубок приведет к тому, что не будут выполняться лесохозяйственные мероприятия, состояние лесов на территории ООПТ ухудшится, бюджеты потеряют платежи за использование лесов (747,4 тыс. рублей – арендная плата, 6 млн. руб. – налоговые платежи).

Произойдет сокращение рабочих кадров, как минимум на 20%. Особенно негативно это отразится на лесных поселках, где трудоспособное население связано, в основном, с работой в лесу.

До введения нового Лесного кодекса (2007 год) финансирование расходов из федерального бюджета на ведение лесного хозяйства в Алтайском крае составляло 17%, или 135 млн. рублей из 810 млн. руб., затраченных на эти нужды. Т.е. 675 млн рублей – это собственные средства предприятий лесной отрасли. По данным отчетов за 2011 год, из федерального бюджета на ведение лесного хозяйства в крае направлено в виде субвенций 110,9 млн. рублей (12% от потребности). А реальные затраты составили 909,4 млн. рублей. Видно, что 799 млн. рублей – это средства лиц, использующих леса.

Говоря о запрещении всех видов рубок леса (кроме санитарных) на территории заказников, нужно понимать, что при таком подходе размер пользования сократится на 875 тысяч кубометров и ежегодный дефицит средств, направляемых на ведение лесного хозяйства, составит 263 млн. рублей. Это может привести к сокращению 1700 человек, занятых в лесной отрасли. Все это негативно скажется не только на социальную составляющую, но и отрицательно отразится на охране, защите, воспроизводстве лесов.

Лес – это сложная живая система, компоненты которой тесно связаны друг с другом. Это первооснова мира животных и растений, в том числе редких и «краснокнижных». И наша с вами задача – сохранить и приумножить лесное богатство края.