18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Краевые власти обсудили итоги осуществления региональных целевых программ и краевой адресной инвестиционной программы в прошлом году и задачах на 2012 года.

По существу это важнейшие документы региональной политики, свидетельствующие о ее приоритетах и направлениях, а их осуществление демонстрирует эффективность работы региональной власти. С основным докладом на прошедшем накануне заседании Совета администрации края выступил вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиций Михаил Щетинин. Вот текст его выступления.


 

Об итогах реализации региональных целевых программ и краевой адресной инвестиционной программы в 2011 году и задачах на 2012 год

Региональные целевые программы являются основным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. Программный подход применяется в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.

В последние годы проделана значительная работа по реформированию института целевых программ: утвержден новый порядок разработки и реализации долгосрочных целевых программ, усовершенствована методика оценки их эффективности. Совокупность мероприятий целевых программ направлена на решение приоритетных задач, установленных Программой социально-экономического развития Алтайского края на период до 2012 года. Это позволило придать программам большую целевую направленность, обеспечить четкие условия и правила их разработки и реализации.

Doc22.ru Инфографика к докладу вице-губернатора  Михаила Щетинина об итогах реализации региональных целевых программ и краевой адресной инвестиционной программы в 2011 году и задачах на 2012 год

В рамках целевых программ средства направлялись на поддержку реформ в сфере образования и здравоохранения; на развитие ЖКХ и рынка доступного жилья; на модернизацию АПК, развитие производственной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства и др.

В 2011 году, как и в предыдущие годы, финансирование целевых программ имело преимущественно социальную направленность. Более половины средств, выделенных из краевого бюджета на региональные целевые программы (59,3 %), освоено в развитие социальной сферы.

Doc22.ru Инфографика к докладу вице-губернатора  Михаила Щетинина об итогах реализации региональных целевых программ и краевой адресной инвестиционной программы в 2011 году и задачах на 2012 год

Программно-целевой метод бюджетного планирования в крае применяется с 2006 года. С каждым годом увеличивается количество программ (если в 2006 году их было 32, то в 2011 действовало уже 76 региональных целевых программ). Возрастают объемы их финансирования (по сравнению с 2006 годом финансирование увеличено в 22 раза). В 2011 году за счет средств федерального, краевого и местных бюджетов на реализацию целевых программ направлено 19,1 млрд. рублей, привлечено 32,7 млрд. рублей из внебюджетных источников.

Doc22.ru Инфографика к докладу вице-губернатора  Михаила Щетинина об итогах реализации региональных целевых программ и краевой адресной инвестиционной программы в 2011 году и задачах на 2012 год

Вместе с тем, удельный вес бюджетных средств, распределяемых на программной основе, в общем объеме расходов консолидированного бюджета (за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета) по-прежнему остается низким. В 2011 году он составил всего 19%, тогда как в других регионах этот показатель уже достигает 80-90%. Например, в соседней с нами Омской области он равен 88%.

Получается, что основная часть ресурсов бюджета осваивается вне рамок целевых программ, что затрудняет проведение комплексной оценки эффективности бюджетных расходов, включая ответственность субъектов бюджетного планирование за расходование бюджетных средств, результативность всех реализуемых в крае мероприятий в той или иной сфере. Так, в крае второй год действует Программа модернизации здравоохранения Алтайского края, на реализацию которой направляются существенные средства, но целевого статуса она не имеет. Не используется программный подход в расходовании средств Дорожного фонда, Фондов обязательного медицинского страхования и др. Региональная практика показывает, чем больше бюджетных средств распределяется на программной основе, тем выше эффективность и прозрачность каждого вложенного государственного рубля.

Doc22.ru Инфографика к докладу вице-губернатора  Михаила Щетинина об итогах реализации региональных целевых программ и краевой адресной инвестиционной программы в 2011 году и задачах на 2012 год

Мониторинг и оценку эффективности реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ в крае осуществляет Главное управление экономики и инвестиций. В 2011 году оценка эффективности реализации целевых программ осуществлялась по пяти критериям:

- выполнение программных мероприятий;

- степень достижения целевых индикаторов;

- уровень освоения бюджетных средств;

- привлечение средств из федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников;

- соответствие объемов финансирования, обозначенных в целевой программе, бюджетным расходам, утвержденным законом о краевом бюджете.

По итогам 2011 года 69 целевых программ (91 %) получили высокую и среднюю оценку эффективности.

Однако отдельные целевые программы имеют низкую оценку эффективности. В целом - это результат неумелого управления за ходом реализации программами со стороны государственных заказчиков.

Doc22.ru Инфографика к докладу вице-губернатора  Михаила Щетинина об итогах реализации региональных целевых программ и краевой адресной инвестиционной программы в 2011 году и задачах на 2012 год

По предварительным итогам, низкую оценку эффективности получили 7 целевых программ из 76. Выявлены случаи предоставления недостоверной информации. Это касается долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Алтайском крае» на 2009-2013 годы, государственным заказчиком-координатором которой является Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности. После предоставления полной информации о реализации целевой программы, оценка эффективности повысилась с низкой (2 балла) до средней (6 баллов).

Кроме того, имеют место случаи, когда возникают проблемы со сроками финансирования. Так, по программе «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Алтайском крае» на 2011-2017 годы (Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству) заключено соглашение с Министерством регионального развития Российской Федерации 27 сентября 2011 г. Как следствие – средства федерального бюджета поступили в край только в конце декабря, в результате чего не были освоены.

5 целевых программ получили низкую оценку эффективности, т.к. требовали уточнения значений целевых показателей, корректировки перечня программных мероприятий. Государственные заказчики эту работу своевременно не провели.

Иными словами, органы исполнительной власти используют целевые программы как средство получения бюджетных средств, не уделяя должного внимания подготовке комплексных документов, направленных на достижение наибольшего социального и бюджетного эффекта.

Таким образом, в текущем году предлагаем:

1) обеспечить более активное использование программно-целевого метода при формировании бюджета;

2) по программам, получившим низкую оценку эффективности, устранить основные причины такого результата; обратить внимание на необходимость качественного и своевременного предоставления отчетности по реализации региональных целевых программ;

3) в целях консолидации бюджетных средств по основным приоритетным направлениям социально-экономического развития и обеспечения более эффективного решения задач, изучить возможность формирования государственных программ Алтайского края по аналогии с федеральным уровнем.

На федеральном уровне переход к целевому планированию расходования бюджетных средств осуществляется через госпрограммы, разработка которых позволяет повысить качество планирования, консолидировать усилия всех субъектов экономики для достижения стратегических целей. Перечень государственных программ утвержден распоряжением Правительства РФ в ноябре 2010 года. В настоящее время идет процесс их формирования.

Мероприятия региональных целевых программ капитального характера ежегодно включаются в краевую адресную инвестиционную программу, в которую также входят мероприятия федеральных целевых программ, софинансируемых за счет средств краевого бюджета.

В связи с принятием губернаторской Программы «75х75» и решением поставленных перед государственными и муниципальными заказчиками задач, изменение лимитов и финансирование проектов в 2011 году, в отличие от прошлых лет, носило оперативный и мобильный характер.

Doc22.ru Инфографика к докладу вице-губернатора  Михаила Щетинина об итогах реализации региональных целевых программ и краевой адресной инвестиционной программы в 2011 году и задачах на 2012 год

На начало отчетного периода объем капитальных вложений составлял 2,8 млрд. рублей. Исходя из поставленных задач, объем лимита капитальных вложений краевого бюджета к концу 2011 года был увеличен на 2,5 млрд. рублей.

В целом, в 2011 году на реализацию мероприятий краевой адресной инвестиционной программы за счет бюджетов всех уровней было направлено более 8,3 млрд. рублей.

В общем объеме инвестиций доля участия местных бюджетов в 2011 году не превысила 4 %, федерального бюджета –26 %.

Doc22.ru Инфографика к докладу вице-губернатора  Михаила Щетинина об итогах реализации региональных целевых программ и краевой адресной инвестиционной программы в 2011 году и задачах на 2012 год

Из краевого бюджета на финансирование работ в 2011 году было направлено 5,3 млрд. рублей, что более чем в 2 раза превысило уровень 2010 года. В том числе на софинансирование мероприятий федеральных целевых программ направлено 938 млн. рублей.

Doc22.ru Инфографика к докладу вице-губернатора  Михаила Щетинина об итогах реализации региональных целевых программ и краевой адресной инвестиционной программы в 2011 году и задачах на 2012 год

Основными направлениями финансирования с наибольшим удельным весом выделенных бюджетных ассигнований за счет средств краевого бюджета стали: газификация территорий края ( 515 млн. руб.), образование (1,2 млрд.руб.), здравоохранение (1,5 млрд.руб.), спорт ( 268 млн.руб.), культура ( 318 млн.руб.).

Финансирование работ на объектах Программы «75х75» в 2011 году составило более 2,6 млрд. рублей (в 2010 году - 1,4 млрд. рублей). Завершены общестроительные работы на 42 объектах. Выполнены работы по устройству кровель, усилению фундаментов, замене оконных и дверных блоков, полов, отделке внутренних помещений, устройству фасадов. Завершены работы по строительству 2 школ на 72 и 90 учащихся, (в Солонешенском и Тюменцевском районах), детского сада на 80 мест в Рубцовском районе, по реконструкции сетей водоснабжения в четырех районных центрах.

Ряд объектов социальной сферы, введенных в эксплуатацию в рамках Программы «75х75», имеет особую социальную значимость: радиологический корпус на 4 линейных ускорителя Алтайского краевого онкологического диспансера, театр для детей и молодежи в г. Барнауле, бизнес-инкубатор инновационного типа в г. Бийске.

В 2012 году планируется выделить из краевого бюджета не менее 1,1 млрд. рублей и ввести в эксплуатацию еще 32 объекта.

Главэкономики сформирован сводный перечень строек и объектов КАИП на 2012 год. Общий объем капитальных вложений на развитие объектов социальной и инженерной инфраструктуры за счет всех источников составит 7,7 млрд. рублей, в том числе 4,3 млрд. рублей – средства федерального бюджета, 2,8 млрд.руб. – средства краевого бюджета, 601 млн. руб. – средства местных бюджетов. Наибольшие бюджетные ассигнования предусмотрены на развитие здравоохранения (246 млн. руб.), образования (229 млн. руб.), жилищного строительства (246 млн. руб.), жилищно-коммунального хозяйства (239 млн. руб.).

В области образования продолжится реализация мероприятий по организации дистанционного обучения детей-инвалидов на дому, проведению противоаварийных мероприятий в зданиях школ, развитию дошкольного образования;

в области здравоохранения – по снижению детской смертности, развитию объектов, входящих в медицинский кластер, созданию условий для лечения участников Великой Отечественной войны, а также больных туберкулезом и больных с хронической почечной недостаточностью.

В крае будут созданы мемориальные музеи знаменитых земляков – Михаила Калашникова (Курьинский район, с. Курья), Михаила Евдокимова (Смоленский район, с. Верх-Обское), Роберта Рождественского (Косихинский район, с. Косиха); начнется реконструкция и реставрация Государственного художественного музея Алтайского края.

Администрацией края продолжится работа по созданию условий для занятия населения физической культурой и спортом, проведению мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.

Особое внимание будет уделено развитию объектов жизнедеятельности и жизнеобеспечения - продолжатся мероприятия по реализации долгосрочных целевых программ «Развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в Алтайском крае» на 2011 – 2017 годы, «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры Алтайского края» на 2011 – 2013 годы, а также улучшению жилищных условий населения края (обеспечение жильем молодых семей, граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых специалистов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2012 году пройдут основные мероприятия по формированию губернаторской Программы «80х80». Во всех муниципальных образованиях обеспечен прием и регистрация предложений. После широкого общественного обсуждения поданных предложений, будут подготовлены бюджетные заявки на капитальное строительство социально значимых для территорий объектов. Формирование Программы «80х80» войдет в мероприятия по разработке закона о краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Основными задачами, решаемыми в 2012 году, являются:

- продолжение работы по усилению контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов всех уровней, в том числе в части согласования параметров объекта в задании на проектирование, ужесточения критериев отбора проектов с учетом нормативной сметной стоимости единицы мощности объекта капитального строительства, демографического состояния территории;

- принятие мер по выполнению нормативных сроков строительства, видов и объемов работ, предусмотренных проектно-сметной документацией;

- активизация работы по формированию реестра проектов повторного применения (типовых проектов);

- сокращение объемов незавершенного строительства, сроков выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.