18+

Алтайский край лидирует в расселении аварийного жилья

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
24.12.2008

Комплексное развитие Алтайского Приобья

выступление Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина на Комиссии Правительства РФ по вопросам АПК. Москва 23 декабря 2008 года.

  

 

Комплексное развитие

Алтайского Приобья

выступление Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина на Комиссии Правительства РФ по вопросам АПК.

Москва 23 декабря 2008 года.

В последние годы сельское хозяйство признано одним из ключевых приоритетов в социально-экономическом развитии страны на самом высоком государственном уровне. Около трех лет назад стартовал приоритетный национальный проект «Развитие АПК», в прошлом году была принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Благодаря этому, стала ощутимо меняться ситуация в агропромышленном комплексе и мы, как один из ведущих сельскохозяйственных регионов страны, можем это наглядно подтвердить – в разы увеличились объемы кредитования и приобретения техники, строятся новые животноводческие комплексы, высокими темпами растут заработная плата и денежные доходы сельского населения.

 

Импорт и экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья в РФ

Вместе с тем, на фоне очевидных положительных изменений в развитии сельского хозяйства, потребление основных продуктов питания в стране значительно ниже рекомендованных значений, ощутима разница между различными регионами страны, отдельными группами населения. Высокими темпами растет импорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия, при этом его объемы по отдельным товарным группам, по мнению экспертов, превышают порог продовольственной безопасности страны - по оценкам Минэкономразвития России по итогам 2008 года объем импортной продукции составит 36 млрд. долларов США.

Дополнительную озабоченность вызывают возрастающие поставки в Россию некачественной или генномодифицируемой продукции.Еще свежи в памяти сюжеты с ввозом сухого молока из Китая, несертифицированного мяса из Польши и США, что создает реальную угрозу жизни наших граждан и здоровью будущего поколения россиян.

В этой связи считаем крайне актуальным скорейшее принятие разработанной в текущем году Доктрины продовольственной безопасности страны, в качестве стратегической цели которой предусмотрено надежное обеспечение населения России качественной и безопасной сельскохозяйственной продукцией, преимущественно за счет внутренних источников. Достижение этой стратегической цели предусматривает экономическую и физическую доступность продовольствия путем ускоренного развития аграрного комплекса.

В части обеспечения экономической и физической доступности продовольствия предлагаем в рамках государственной политики сделать ставку на опережающее развитие отдельных регионов страны, которые, в силу имеющегося агропродовольственного потенциала, могут выполнять функции особо значимых аграрных регионов, обеспечивающих продовольственную безопасность. В рамках проходившего в 2008 году в Алтайском крае Всероссийского сельского схода с участием Дмитрия Анатольевича Медведева, по вопросу развития сельского хозяйства, Администрация Алтайского края выступила с инициативой придания отдельным субъектам РФ статуса особо значимых аграрных территорий.

Алтайский край, который по праву называется житницей Сибири, является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в России. По площади пашни и зернового клина Алтайский край занимает первое место в России, по поголовью крупного рогатого скота – четвертое. Алтайский край - во многом уникальный зерновой регион, по карте которого можно увидеть все аграрные зоны России: на севере края плантации льна-долгунца, как в Вологодской области, на юге - бахчевые, как в Астраханской области, в наших непростых условиях выведены сорта и отработаны технологии выращивания сахарной свеклы, подсолнечника, возделывания фруктовых деревьев и даже винограда.

Сельское хозяйство играет определяющую роль в формировании экономики края – на долю сельского хозяйства приходится 17% валового регионального продукта (по России - около 4%), в сельской местности проживает половина населения.

 Руководством края сельское хозяйство рассматривается в качестве приоритета в социально-экономическом развитии региона, что выражается в последовательном улучшении условий для его развития и улучшения качества жизни сельских жителей.

 

Сельское хозяйство Алтайского края в 2008 году (оценка)

За последние годы в крае принят комплекс программных документов, охватывающих различные виды государственной поддержки отраслей сельского хозяйства, инициирована реализация целого ряда крупных инвестиционных проектов. Высокими темпами растут инвестиции в основной капитал, заработная плата, наблюдается положительная динамика производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

Государственная поддержка сельского хозяйства.

Направления господдержки На территории края активно реализуются инвестиционные проекты, начатые в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК», который придал мощный импульс развитию сельского хозяйства нашего края и, я полагаю, большинству регионов России. Благодаря поддержке федерального и краевого бюджетов объем финансирования сельского хозяйства вырос за 3 года в 2,2 раза, по итогам 2008 года эта сумма составит свыше 4,4 млрд. руб.

 

Расходы бюджета на сельское хозяйство

Однако, действующий в настоящее время механизм государственной поддержки не в полной мере учитывает специфику крупных агарных регионов, а также их природные и социально-экономические особенности.

Занимая четвертое место в России по поголовью крупного рогатого скота, край в расчете на 1 голову КРС в текущем году получил в 1,7 раза меньше средств из федерального бюджета по Госпрограмме, чем в среднем по Российской Федерации. Имея самую большую в стране посевную площадь сельскохозяйственных культур, край в расчете на 1 га получил средств по Госпрограмме в 4,7 раза меньше, чем в среднем по России.

По итогам 2007 года доля расходов консолидированного бюджета Алтайского края на сельское хозяйство составила 7,7% от общих расходов консолидированного бюджета (для сравнения - доля расходов консолидированных бюджетов субъектов России на сельское хозяйство в среднем составляет 2,5%). По доле расходов бюджета на сельское хозяйство Алтайский край является одним из лидеров среди субъектов России, занимая 3 место.

Вместе с тем, несмотря на существенные в бюджетном плане расходы: на 1 га пашни в Алтайском крае пришлось около 550 рублей государственной поддержки, тогда как в среднем по России – 1167 рублей, мы не можем обеспечить финансирование сельского хозяйства даже на среднероссийском уровне.

Федеральная государственная поддержка развитию агропромышленного комплекса оказывается в одинаковом формате как субъектам решающим продовольственную проблему в режиме самообеспечения, так и субъектам, играющим существенную роль в обеспечении продовольственной безопасности в общенациональном масштабе.

При этом по бюджетной обеспеченности Алтайский край занимает лишь 68 место в России. Это ограничивает возможности краевого бюджета по развитию социальной сферы, содержанию крайне разветвленной дорожной, энергетической инфраструктруры.

 

 

Характеристика Алтайского края

Так, по показателям протяженности автомобильных дорог край занимает первое место в России; в сельской местности находится более 1000 общеобразовательных учреждений (свыше 80% от их общего количества) и на их содержание приходится более четверти расходов консолидированного бюджета при среднем для российских регионов показателе чуть более 20%. В регионе сохранена сеть сельских учреждений здравоохранения, библиотек, клубов, спортивных сооружений. Согласно требованиям федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Алтайском крае создано 795 муниципальных образований – это самое большое количество муниципальных образований в России. 

Место Алтайского края в России по производству сельскохозяйственной и продовольственной продукции в 2007 году

Вместе с тем, Алтайский край, являясь крупным производителем сельскохозяйственной продукции и продовольствия, вносит свой вклад в продовольственную безопасность, как в регионах Сибири и Дальнего Востока, так и России в целом. Край производит каждую пятую тонну крупы в России, каждую седьмую тонну сыра, каждую восьмую тонну муки, а за его пределы ежегодно вывозится около 80% муки и крупы, около 70% сыра и около 20% животного масла. Таким образом, оказывая государственную поддержку сельскому хозяйству Алтайского края средствами краевого бюджета, мы фактически софинансируем обеспечение продовольствием населения ряда других субъектов. В целом, по экспертной оценке, до половины выделяемого из краевого бюджета объема государственной поддержки уходит за пределы края.

Кроме дополнительной бюджетной нагрузки, связанной с поддержкой сельхозтоваропроизводителей, существует целый ряд проблем в самой отрасли сельского хозяйства.  

Проблемы развития сельскохозяйственного производства

Это, в частности, высокий физический и моральный износ основных фондов, низкая инвестиционная привлекательность отрасли в совокупности с высокой кредиторской задолженностью и отсутствием ликвидного залога. Угрожающими темпами снижается численность населения в сельской местности, все острее стоит проблема кадров. Одной из насущных проблем, несмотря на определенные подвижки в этой сфере, продолжает оставаться недостаточное государственное регулирование рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

Решение этих проблем обозначено в рамках Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, как стратегических задач. Развитие отраслей и регионов в контексте проекта Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации должно осуществляться через создание зон опережающего роста, в данном случае - придания отдельным регионам статуса особо значимых аграрных территорий.

Особенно актуальным видится развитие такого региона, как Алтайский край, в свете дальнейшего освоения территории Сибири. По оценкам института региональной политики около 50% заявленных крупных инвестиционных проектов России будет реализовываться в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, для них потребуется создание порядка 600 тысяч новых рабочих мест, которые необходимо обеспечить, в том числе и продовольствием.

Цель и задачи создания особо значимых территорий, критерии отнесения к особо значимым территориям

Целью создания таких территорий является повышение продовольственной безопасности страны путем приоритетной и более масштабной государственной поддержки регионов, играющих наиболее значимую роль в решении продовольственной безопасности в общенациональном формате.

Признаками, позволяющими, по нашему мнению, отнести субъект Российской Федерации к особо значимой территории являются:

  • размер площади пашни;
  • доля сельского хозяйства в валовом региональном продукте;
  • доля сельского населения в общей численности населения региона;
  • производство валовой продукции сельского хозяйства на душу населения;
  • доля субъекта в производстве наиболее востребованных продуктов питания, формирующих продовольственную корзину граждан.
 

Основные направления государственной поддержки проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья»

Для развития данных территорий необходимо использовать как зарекомендовавшие себя меры государственной поддержки, но на особых, льготных условиях (мероприятия Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, средства Инвестиционного фонда, федеральные целевые программы), так и ряд новых, с нашей точки зрения, эффективных механизмов государственной поддержки.

В частности, Министерство сельского хозяйства России активно внедряет перспективный, на наш взгляд, механизм - поддержку значимых региональных программ, например, в рамках ведомственных целевых программ развития молочного и мясного скотоводства. Считаем, что концентрация ресурсов этого перспективного механизма на отдельных, особо значимых субъектах Федерации способно дать максимальный эффект, в то же время, учитывая приведенную выше специфику формирования бюджетов крупных аграрных территорий, полагаем, что необходимо обеспечить их участие в программах в приоритетном порядке и на льготных условиях.

В частности, эффективному развитию молочного животноводства будет способствовать субсидирование части затрат на реализацию молока базисной жирности, в объемах, превышающих расчетные потребности населения региона.

В Алтайском крае для ряда горных районов введен данный механизм государственной поддержки два года назад – практика показывает, что в данных территориях стабилизировано поголовье коров, увеличивается производство и надой молока. Учитывая, что Алтайский край вывозит значительные объемы сыра, животного масла, сухого молока на общероссийский рынок, введение данной меры государственной поддержки позволило бы последовательно увеличивать производство молока и снизить высокую зависимость России по молочной группе товаров от импорта.

Аналогичная мера предлагается в части субсидирования производства мяса.

 Развитие системы орошения в Алтайском крае

В проекте также предложено предусмотреть софинансирование за счет средств федерального бюджета строительства, капитального ремонта,комплексной реконструкции и эксплуатации внутрихозяйственных оросительных систем.

4 млн. гектаров пашни или более 60% от её наличия в крае находятся в зоне рискованного земледелия - недостаточного увлажнения, где количество осадков за вегетационный период составляет от 120 мм до 170 мм. На этой территории проживает половина сельского населения края. Одним из важнейших факторов обеспечения воспроизводства плодородия почв и развития сельскохозяйственного производства здесь является оросительная мелиорация, уровень развития которой в настоящее время не позволяет вести расширенное воспроизводство и становится серьезным ограничителем развития животноводства. Площадь орошаемых земель по состоянию на конец 1990 года составляла 200 тыс. га, по состоянию на начало 2008 года числится 75 тыс. мелиорированных земель, из которых 45 тыс. га не подлежат восстановлению. В настоящее время требуется реконструкция и капитальный ремонт порядка 35 тыс. га орошаемых участков, а также увеличение площади орошаемых участков в размере не менее 15 тыс. га. Совокупные затраты на данные мероприятия составляют порядка 5 млрд. рублей и без активного участия средств федерального бюджета их реализация крайне затруднительна.

Для развития растениеводства необходимо оказывать государственную поддержку приобретения средств интенсификации производства (минеральных удобрений, средств защиты растений, элитных семян) на более высоком уровне.

 

Техническое перевооружение сельхозтоваропроизводителей

Считаем необходимым ввести субсидирование за счет средств федерального бюджета части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для молочного животноводства.

В Алтайском крае за счет средств краевого бюджета данная форма государственной поддержки действует более 2 лет и показывает чрезвычайно высокую востребованность и эффективность. За последние три года объем приобретения техники и оборудования вырос более чем в 5 раз, по итогам 2008 года мы ожидаем, что объем приобретения техники и оборудования составит не менее 6 млрд. рублей.

Кроме того, существенный импульс развитию растениеводства, увеличению ввода в сельскохозяйственный оборот залежных земель, придало бы гарантированное установление на среднесрочную перспективу такой эффективной меры государственной поддержки, как субсидирование части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов.

Для снижения опасного воздействия суховеев, предотвращения эрозии почвенного покрова в Алтайском крае, как и во многих других субъектах России, был сформирован комплекс лесозащитных полос, который в настоящее время находится в неудовлетворительном состоянии – долгие годы не проводились санитарные рубки, закладки новых полос и высадки деревьев. В перспективе планируется реализация мероприятий по инвентаризации, межеванию и постановке участков лесозащитных полос на учет, финансирование затрат на их реконструкцию и восстановление. В настоящее время затраты на инвентаризацию, межевание, восстановление и реконструкцию 1 га лесозащитных полос превышают 10 тыс. руб. Учитывая, что только в Алтайском крае под лесозащитными полосами занято свыше 100 тыс. га, становится ясно, что средствами региональных и местных бюджетов данную проблему не решить. Поэтому, в представленном проекте заложено софинансирование за счет средств федерального бюджета восстановительной работы в лесозащитных полосах.

Хочу отметить еще одну важную проблему, связанную с регулированием земельных отношений.

В Алтайском крае в последние годы заметно активизировались процессы регистрации земельных участков, край занимает одно из первых мест в России по земельной ипотеке. Считаем, что наряду с уже принятыми решениями по сокращению процедуры оформления земельных участков, субсидирование части затрат сельхозтоваропроизводителей на оформление земельных участков существенно ускорит процесс регистрации земельных участков, позволит реально развивать рынок земли.

Для формирования современных и комфортных условий проживания в сельской местности актуальной задачей является развитие адекватной социальной и инженерной инфраструктуры. В этой связи в рамках проекта предлагается пересмотреть условия софинансирования строительства социальных объектов на территории края.

В рамках создания особо значимой территории, помимо мероприятий Государственной программы, предполагается реализация целого ряда проектов с участием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, мероприятий федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и реконструкцию объектов дорожно-транспортной сети, развитие газовых сетей, строительство объектов электроэнергетики.

На региональные инвестиционные проекты в особо значимых аграрных территориях должна быть отдельно выделена квота Инвестфонда и упрощена процедура прохождения документов: например, без двойного рассмотрения документов инвестконсультантами - иностранными банками, услуги которых оплачиваются десятками миллионов.

В целом, в рамках особо значимой территории запланирована реализация 18 крупных инвестиционных проектов на сумму около 80 млрд. рублей.  

Источники финансирования проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья»

Общая сумма инвестиционных вложений в рамках проекта – более 590,7 млрд. рублей, из них 40% - это государственные вложения, направленные на формирование производственной инфраструктуры, на субсидирование затрат по реализации проектов и 60% - частные инвестиции.

Безусловно, предлагаемый механизм государственной поддержки требует значительных средств федерального бюджета. В целях оптимизации расходов бюджета и получения максимального эффекта от вложенных федеральных ресурсов, считаем целесообразным реализацию предлагаемых проектом мероприятий осуществлять именно в отношении особо значимых аграрных территорий.

В основу проекта заложена идея перевода отраслей АПК на интенсивный путь развития и обеспечения к 2025 году значительного повышения уровня и качества жизни сельского населения Алтайского края.

В рамках реализации проекта на развитие социальной инфраструктуры необходимо 53,9 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - более 33 млрд. рублей.Мероприятия по развитию социальной инфраструктуры предусматривают:

  • продолжение работ по газификации и энергообеспечению сельских районов края;
  • строительство и реконструкцию дорожно-транспортной сети;
  • улучшение водоснабжения населения;
  • строительство и реконструкцию общеобразовательных школ, детских садов и медицинских учреждений;
  • осуществление жилищного строительства в сельской местности и обеспечение доступным жильем молодых специалистов.

Следует отметить, что придание статуса особо значимой аграрной территории не только позволит краю решить сугубо сельскохозяйственные задачи, но и станет локомотивом для развития перерабатывающей промышленности, даст новые возможности для восстановления производства инновационной сельскохозяйственной техники с принципиально новыми характеристиками.

Реализация проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» потребует радикальной структурной модернизации региональной системы высшего профессионального образования с акцентом на подготовку топ - менеджеров и специалистов для всех отраслей агропромышленного комплекса края. Ядром процесса должен стать Российский федеральный университет «Алтай», интегрирующий потенциал ведущих вузов Алтайского края, обеспечивающий взаимодействие с научно-исследовательскими институтами Сибирского отделения РАН, РАСХН и воспитание профессионалов нового поколения, необходимых для:

  • конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и сельскохозяйственной техники;
  • развития индустрии сельского туризма и оздоровления;
  • развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры в сельской местности.

Кроме того, необходимо отметить, что вступившие с 1 января 2008 года поправки в Бюджетный Кодекс Российской Федерации существенно ограничивают возможности ряда научных учреждений, техникумов и профессиональных училищ по участию в мероприятиях Государственной программы и краевых программ в АПК в части получения субсидий (а они, на примере некоторых училищ края достигают 2-3 млн. руб. ежегодно), участия в лизинговых схемах. Считаем целесообразным в рамках организационной поддержки реализации нашего проекта рассмотреть возможность изменения статуса данных учреждений федерального подчинения, воспользовавшись преимуществами Федерального закона об автономных учреждениях. Аналогичная работа по краевым учреждениям начнется в ближайшее время.

Дополнительный импульс инновационному развитию сельского хозяйства придаст создание на территории края агротехнопарка, проект которого подготовлен Администрацией края. Создание агротехнопарка будет способствовать более полному использованию научного потенциала края для развития аграрного сектора, повышению эффективности использования инновационных разработок в аграрном секторе, технической и технологической модернизации отрасли.

Учитывая воздействие мирового финансового кризиса на экономику России и сильную сезонную составляющую в сельскохозяйственном производстве, считаем возможным рассмотреть вопрос выделения дополнительных лимитов барнаульскому офису Россельхозбанка, который за последние годы стал по настоящему эффективным инструментом развития села. Кроме того, учитывая рост процентных ставок, предлагаем рассмотреть вопрос 100%-го субсидирования за счет средств федерального бюджета ставки Центробанка РФ по привлеченным товаропроизводителями кредитам.

В целях стабильного обеспечения населения страны основными продуктами питания и формирования государственного резерва, считаем возможным усилить государственное регулирование рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия, обеспечив гарантированный закуп сельскохозяйственной продукции у сельхозтоваропроизводителя.  

Вклад особо значимой аграрной территории «Алтайское Приобье»Вклад особо значимой аграрной территории «Алтайское Приобье» в социально-экономическое развитие Алтайского края и Российской Федерации позволит:

  • обеспечить стабильность на внутреннем рынке продовольствия на основе ускорения развития отечественного производства сельскохозяйственной продукции;
  • повысить продовольственную безопасность России и Алтайского края;
  • увеличить объем ВРП края в расчете на душу населения в 3,8 раза;
  • увеличить среднемесячную заработную плату на одного работающего в сельском хозяйстве в 7,3 раза;
  • снизить уровень безработицы в крае в 2 раза;
  • создать условия для достижения европейских стандартов уровня и качества жизни населения.
Цели и задачи проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» соответствуют целям и задачам Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Доктринам продовольственной и национальной безопасности страны, Концепции устойчивого развития сельских территорий и направлены на создание на территории края зоны опережающего развития агропромышленной специализации.