18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
19.12.2008

Взаимодействие всех уровней власти в социально-экономическом развитии

доклад Михаила Щетинина, вице-губернатора Алтайского края на совещании с главами муниципальных образований 18 декабря 2008 года
СОВЕЩАНИЕ С ГЛАВАМИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Барнаул, 18 декабря 2008 года

МИХАИЛ ЩЕТИНИН, вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиций.

 

«Усиление взаимодействия всех уровней власти в вопросах социально-экономического развития»

2008 год – это первый год реализации комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края, в которой определены векторы развития на ближайшие пять лет и на долгосрочную перспективу (до 2025 года), а также наиболее перспективные для края сферы экономической деятельности. В их числе - сельское хозяйство и пищевая промышленность, транспортное и сельхозмашиностроение, добывающее производство, биофармацевтика и туризм.

По ряду положений Комплексной программы мы уже имеем хорошие заделы, запущены многие проекты – в сферах транспорта, энергетики и газификации, в сельском хозяйстве и промышленности.

Началась работа над созданием кластеров в наиболее конкурентных секторах экономики края. В первую очередь, проект создания биофармацевтического кластера с центром в наукограде Бийске, который является одним из стратегических приоритетов и важнейшим элементом инновационной модели развития края.

Безусловно, большие перспективы у края связаны с реализацией проектов в сфере развития туризма, создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны.

Развитие сельского хозяйства, пищевой промышленности и сельхозмашиностроения во многом связаны с проектом создания в Алтайском крае особо значимой аграрной территории («Алтайское Приобье»), реализация которого будет осуществляться за счет весомой государственной поддержки в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства до 2012 года и ведомственной целевой программы Алтайского края. 23 декабря текущего года Концепция этого крупномасштабного проекта будет рассматриваться на расширенном заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса.

Реализации намеченных в комплексной программе проектов и переход к устойчивому экономическому развитию возможны только при активном участи всех органов исполнительной власти и местного самоуправления и эффективном использовании всех инструментов государственного регулирования и государственной поддержки.

Говоря о государственной поддержке социально-экономического развития, нужно в первую очередь, отметить высокую эффективность проводимой в последние годы органами власти инвестиционной политики, существенное улучшение в крае инвестиционного климата и рост активности инвесторов в реализации проектов. В последние три года объем инвестиций ежегодно увеличивался в сопоставимых ценах более чем на 20%, значительно превышая общероссийские показатели.

Органами исполнительной власти края активно привлекаются средства как краевого, так и федерального бюджетов. В течение 2008 года на территории края осуществлялась реализация 19 федеральных целевых программ, на финансирование которых из федерального бюджета привлечено 8,5 млрд. рублей, что в 1,5 раза выше уровня 2007 года. Основными направлениями их использования, как и в предыдущие годы, являлось развитие объектов социальной сферы, инженерной инфраструктуры и улучшение жилищных условий населения края. На сегодняшний день в стадии строительства за счет средств федерального бюджета на территории края находится 36 объектов, с участием средств федерального и краевого бюджетов – 66 объектов.

Четкая, организованная работа по взаимодействию органов исполнительной власти, участвующих в реализации адресной инвестиционной программы 2008 года, позволила не только выполнить запланированные объемы по стройкам и объектам, но и обеспечить завершение в текущем году строительства объектов, ввод в эксплуатацию которых был намечен на 2009-2010 годы.

1 сентября т.г. начался учебный год в новых школах Ельцовского, Ребрихинского, Солонешенского, Тюменцевского районов. В декабре откроется новая школа в г.Горняк Локтевского района. Завершаются работы на поликлинике в селе Ключи, акушерском корпусе межрайонного значения в г. Камень-на-Оби, пищеблоке акушерского корпуса в с. Тальменка, финансирование которых осуществлялось из бюджетов всех уровней.

С учетом всех источников финансирования на реализацию АИП в 2008 году по оценке будет направлено 7,4 млрд. рублей, из них 2,5 млрд. – средства федерального бюджета в рамках реализации на территории края федеральных целевых программ, 4,2 млрд. – средства краевого бюджета и всего 0,7 млрд. рублей будет профинансировано муниципалитетами на долевое участие в капитальном строительстве объектов муниципальной собственности.

В соответствии с Законом Алтайского края «О краевом бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» общий объем капитальных вложений из краевого бюджета на реализацию адресной инвестиционной программы на 2009 год возрастет до 5,9 млрд. рублей, т.е. более чем на 40%.

В ближайшие три года планируется ввести в эксплуатацию 243 объекта, в том числе такие капиталоемкие проекты краевого значения, как строительство регионального центра радиационной и экологической медицины, федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования, поликлиники, лечебно-диагностического и радиологического корпусов Алтайского краевого онкологического диспансера, реконструкция перинатального центра Алтайского края, зданий муниципальных городских больниц № 5 и № 3 под центр сосудистой хирургии и ожоговый центр соответственно, реконструкция зданий в городе Новоалтайске под краевой противотуберкулезный диспансер.

При этом следует иметь ввиду, что выполнение намеченных планов напрямую связано с поступлением налогов в бюджет.

В течение ряда лет в крае осуществляется государственная поддержка предприятий за счет средств краевого бюджета.

В текущем году на субсидирование части банковской процентной ставки в краевом бюджете предусмотрено 290 млн. рублей. Ключевыми условиями при отборе предприятий для оказания государственной поддержки из краевого бюджета являются, в первую очередь, отсутствие задолженности по налогам и своевременная выплата заработной платы.

Эффективным инструментом государственной поддержки технического перевооружения организаций реального сектора экономики края является лизинг. За 11 месяцев текущего года на лизинг техники и оборудования направлено около 460 млн. рублей, что позволило приобрести 161 единицу сельскохозяйственной техники, 19 единиц промышленного оборудования, 5 единиц оборудования и автоспецтехники для организаций жилищно-коммунального хозяйства.

В условиях финансового кризиса важным звеном механизма поддержки предприятий станет конкурс инновационных проектов «Новый Алтай» с призовым фондом 800 тыс. рублей, стартовавший в ноябре. Его задачей является содействие в продвижении инновационных идей направленных на повышение темпов экономического роста и техническое перевооружение предприятий, выявление проектов, представляющих наибольший интерес для инвесторов.

Отдельно хочу остановиться на вопросах взаимодействия органов власти по вопросам развития туризма в Алтайском крае.

В настоящее время Главэкономики приступило к разработке региональной Программы развития туризма, которая будет содержать комплекс мер по развитию туризма в крае с указанием конкретных проектов развития. Реализация Программы потребует четкого взаимодействия краевых и местных уровней власти не только по развитию объектной туристско-рекреационной базы, но и по совершенствованию межотраслевого формирования сферы туризма, как обособленной отрасли экономики.

По прогнозам Главэкономики, число туристов, посетивших край, по итогам текущего года увеличится на 21% и превысит 1 млн. человек, а количество предприятий отрасли составит более 600 единиц. Принимая во внимание интерес к развитию туристической деятельности в Алтайском крае, предлагаем Вам рассмотреть возможность участия, совместно с представителями турбизнеса муниципального образования, в выставочных мероприятиях, организуемых Главэкономикой.

Еще одним инструментом государственной поддержки экономического развития территорий края является формирование единой и эффективной региональной системы бюджетных закупок.

На сегодняшний день в Алтайском крае создана уникальная и единственная в Российской Федерации 100%-я централизованная система размещения заказов.

По итогам 11 месяцев 2008 года уполномоченным органом (Главэкономики) размещено заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на сумму 9,6 млрд. рублей, из них более половины - для нужд муниципальных образований края. Экономия бюджетных средств при этом составила 440 млн. рублей.

В рамках формирования единой региональной системы бюджетных закупок особое место отводится взаимодействию уполномоченного органа Алтайского края с муниципальными образованиями по проведению совместных торгов.

Однако, в текущем году администрации отдельных городов, таких как Камень-на-Оби, Рубцовск и Бийск не участвовали в совместных торгах, а часть муниципалитетов, включая города Барнаул, Заринск, Змеиногорск и Яровое, уклонялись от проведения совместных торгов.

Приходится констатировать, что деятельность муниципальных образований в сфере закупок не в полной мере отвечает требованиям Федерального закона № 94-ФЗ и нормативной правовой базы Алтайского края. Вместе с тем в вопросах отработки всего комплекса действий по размещению муниципальных заказов ответственность лежит в первую очередь на Вас - главах администраций муниципальных образований. Поэтому прошу внимательно рассмотреть все действия в этом направлении и принять меры по наведению порядка.

Главэкономики в соответствии с возложенными на него функциями будет продолжать начатую интеграцию муниципального заказа в систему региональных бюджетных закупок. Так, в текущем году нами размещено заказов для нужд муниципальных образований края на сумму около 5 млрд. рублей по объектам краевой инвестиционной программы, программе газификации, приобретению топлива, автомобилей и обеспечению других потребностей. Среди наиболее активных участников совместных торгов следует выделить администрации городов Новоалтайска, Белокурихи, Алтайского и Немецкого районов.

Хочу особо подчеркнуть, что эффективное размещение заказа – это не только решение ряда экономических задач, но и гарантия социальной стабильности.

Теперь несколько слов о таком важном для экономики и социальной сферы края вопросе как государственное регулирование тарифов.

Согласно действующему законодательству тарифное регулирование носит заявительный характер и осуществляется в рамках предельных уровней тарифов, устанавливаемых ежегодно Федеральной службой по тарифам для каждого субъекта Российской Федерации.

По результатам проведенной экспертизы расчетов, представленных энергоснабжающими организациями «большой энергетики», Главэкономики установлены тарифы на электрическую и тепловую энергию на 2009 год в рамках установленных ФСТ России предельных уровней тарифов.

В 2009 году средний тариф на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, увеличится на 10,8%, на электрическую энергию, поставляемую потребителям, - на 14,1%. Для населения тарифы на электроэнергию, возрастут на 23,8%, они установлены на уровне предельного минимального тарифа, утвержденного Федеральной службой по тарифам.

В результате проведения экспертизы расчетов цен (тарифов) на регулируемые виды продукции (услуг) на 2009 год обеспечена экономия средств потребителей, в том числе граждан и бюджетов различных уровней, на сумму более 6,7 млрд. рублей. Из них почти 5,3 млрд. рублей - от уменьшения затрат организаций «большой» энергетики.

На уровне муниципальных образований по-прежнему остаются актуальными проблемы взаимоувязки тарифной и бюджетной политики, комплексного подхода к эффективной организации функционирования систем коммунального комплекса. Проверкой нормативов потребления коммунальных услуг, размер которых устанавливается органами местного самоуправления, установлено, что отсутствует единый подход к их определению. Данное обстоятельство влечет за собой колебания размера оплаты коммунальных услуг для населения в различных муниципальных образованиях.

В связи с этим дальнейшая работа в сфере тарифного регулирования будет направлена на то, чтобы привести данную деятельность к единой методологической базе, согласно методическим рекомендациям ФСТ России.

Возвращаясь к вопросам социально-экономического развития территорий Алтайского края, хочется еще раз напомнить о пока еще новом для всех Вас инструменте развития – о комплексных программах, в которых каждый город, район, каждое поселение определили ориентиры и цели до 2017 года, к которым нужно стремиться.

Контроль за реализацией комплексных программ осуществляется через индикативные планы и через мониторинг планов действий..

Индикативные планы муниципальных районов и городских округов края сегодня утверждаются в составе Соглашений о социально-экономическом развитии между Администрацией края и органами местного самоуправления Они призваны усилить взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления в вопросах социально-экономического развития, повысить ответственность глав администраций муниципальных образований за развитие территорий.

Проекты Соглашений на 2009 год будут подготовлены до 1 марта, подписание их планируется до 1 апреля.

В целях стимулирования органов местного самоуправления к выполнению Соглашений в текущем году постановлением Администрации края № 389 предусмотрено выделение дополнительных финансовых ресурсов из краевого бюджета органам местного самоуправления за достижение наилучших результатов в реализации задач федерального, краевого, муниципального уровня.

Деятельность органов местного самоуправления будет оцениваться также в рамках Указа Президента Российской Федерации № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», соответствующий проект постановления Администрации края подготовлен.

В заключение хочется еще раз обратить Ваше внимание на необходимость проведения в крае единой экономической политики, учитывающей особенности развития каждой территории Алтайского края и обеспечивающей эффективное решение стратегических задач социально-экономического развития региона и муниципалитетов.