18+

В Алтайском крае на модернизацию почти 200 объектов тепло и водоснабжения в 2021 году выделено 2 млрд рублей.

Подробнее…

Популярное за 100 дней

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
По мнению краевых властей, она должны стать площадкой качественного прорыва в развитии всего региона.

Кстати, о приоритете в развитии агломераций в российских регионах и их роли в региональном развитии недавно говорил и Президент РФ Дмитрий Медведев, выступая 11 ноября в Хабаровске: «Вокруг крупных городов должны формироваться т.н. агломерации, тем самым можно продвигать экономику региона…». Обратило внимание на развитие Барнаульской агломерации и общесибирское деловое издание «Приходный ордер», опубликовавшее материал на эту тему. Вот его перепечатка.


СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ.
Первый шаг к созданию Барнаульской агломерации сделан. Что дальше?

Городская агломерация – явление не новое. Только в России их больше двух десятков, в мире – не сосчитать. Одни из них так и остаются больше на бумаге, другие динамично развиваются. По какому пути пойдет Барнаульская агломерация? О том, что она будет образована, сомнений уже нет никаких: принципиальное решение об объединении Барнаула, Новоалтайска и пригородного Первомайского района на краевом уровне принято, согласие руководства трех муниципалитетов получено. Но главное, от слов власти перешли наконец-то к делу: Схема территориального планирования Барнаульской агломерации разработана и уже прошла экспертизу. Первый шаг сделан.

Разработанная столичным проектным институтом «ГИПРОГОР» по заказу администрации Алтайского края Схема территориального планирования Барнаульской агломерации определяет стратегию ее развития, обеспечивает комплексный подход к решению задачи повышения качества и уровня жизни населения трех территорий - Барнаула, Новоалтайска и Первомайского района. Документ также определяет градостроительные приоритеты, он будет увязывать планы муниципалитетов по развитию коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур в общих интересах, то есть в интересах агломерации. Агломерация должна стать отправной точкой для создания таких инфраструктур. Но насколько сама идея востребована муниципалитетами?

Агломерация (от лат. agglomerare — присоединять, накоплять) — компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном плане, но обладающих развитыми производственными, культурными, рекреационными связями. Чтобы агломерация не развалилась как карточный домик, она должна соответствовать четким требованиям. Во-первых, это наличие т.н. «маятниковой миграции» (регулярные и, что очень важно, массовые поездки людей на работу в другой населенный пункт и обратно, на учебу, на отдых, за покупками, с целью посещения театров и музеев и т.д.). Второе непременное условие – 1,5 часовая транспортная доступность, а также наличие регулярного сообщения между всеми муниципалитетами агломерации, то есть общая транспортная инфраструктура. Третье – плотность расселения объединяющихся территорий.

Важно, чтобы входящие в агломерацию территории имели каждая свои преимущества и этим были интересны остальным. Барнаул – это столица региона, крупный промышленный, научно-образовательный и культурный центр с развитой инфраструктурой. В общем, это центр притяжения не только для жителей близлежащих территорий, но для всего края. Новоалтайск – фактически это город-спутник краевого центра, имеющий развитую транспортную инфраструктуру и хороший логистический потенциал. Преимущество Первомайского района – значительные возможности жилищного строительства. Пригородный сельский район уже сегодня активно застраивается коттеджными поселками. Спрос барнаульцев на загородные дома сохраняется, но чтобы он рос, нужно расширять транспортную и инженерную инфраструктуру, что местному бюджету явно не по силам.

Это, наверное, и есть главная причина, почему территории решают объединиться в агломерацию: в одиночку каждая из них свои проблемы решить не в состоянии, а сообща это становится возможным, был бы взаимный интерес. Более того, эксперты подчеркивают: сочетание преимуществ и возможностей каждой территории может дать кумулятивный эффект для развития всей агломерации. А это и есть та сверхзадача, ради которой такое объединение и затевается.

На самом деле речь идет не только о развитии трех муниципалитетов. Это стержневой вопрос развития региона в целом. На территории этих муниципальных образований сосредоточены крупнейшие предприятия промышленности, энергетики, крупнейшие транспортные узлы. И от того, насколько эффективно будут решаться вопросы взаимодействия этих трех территорий, насколько в планировании их развития будут учитываться их особенности и преимущества, во многом зависит успешность развития региона в целом.

- Речь не идет о создании нового муниципального образования, городского округа и тем более сельского района, - подчеркнул губернатор Алтайского края Александр Карлин на Совете администрации региона при обсуждении проекта Схемы территориального планирования Барнаульской агломерации. - Речь идет о том, чтобы, сохраняя существующую структуру организации административно-территориального деления Барнаула и прилегающих территорий, обеспечить более плотное согласование вопросов развития этих муниципалитетов, в первую очередь, с точки зрения поддержания в рабочем состоянии и развития инфраструктуры – транспортной, энергетической и иной инфраструктуры жизнеобеспечения, что позволило бы создать более благоприятные предпосылки для развития экономики и социальной сферы Барнаула, Новоалтайска и Первомайского района.

- В проекте Схемы нашли отражение все поставленные муниципальными образованиями задачи по пространственной организации территории агломерации, - считает начальник Управления Алтайского края по строительству и архитектуре Александр Мишустин. – В 2011 году планируется провести согласование проекта в установленном законодательством порядке, после чего проект будет представлен в Министерство регионального развития РФ.

Идею создания Барнаульской агломерации поддерживают главы всех трех муниципальных образований, которые в это объединение войдут. Так, глава Первомайского района Владимир Бокарев считает, что агломерация позволит решить транспортные проблемы, актуальные для всех ее жителей: «Нередко человек живет на территории одного муниципалитета, работает во втором, а в третий часто приезжает по делам… Хочется верить, что Барнаульская агломерация станет основой для развития каждого из трех муниципальных образований».

- Барнаульская агломерация нам нужна, - считает глава Новоалтайска Александр Иванченко. - Мировой опыт показывает: для обеспечения высоких темпов экономического роста Россия уже сейчас должна переходить к развитию на основе т.н. нового портфеля ресурсов. Агломерации – источник будущей конкурентоспособности страны в условиях глобальной экономики. Интенсивное развитие агломераций – важная задача в рамках Стратегии России на долгосрочную перспективу.

По мнению Иванченко, неформально Барнаульская агломерация уже существует. Сегодня она находится на начальном этапе трансформации: формируется единый рынок – торговый, жилищный, рынок производственной недвижимости. Производственные отношения постепенно смещаются из краевого центра на периферию агломерации. Например, в Новоалтайске сегодня строится два серьезных транспортно-логистических центра крупных торговых сетей. Еще ряд предприятий готов размещать свои подразделения на территории Новоалтайска. Это объяснимо: в Барнауле свободных производственных площадок уже не хватает. Глава Новоалтайска подметил также новую тенденцию: люди сегодня ездят на работу не только из Новоалтайска и Первомайского района в Барнаул, но начали уже и в обратном направлении. Иванченко это радует. Он считает, что в Барнауле должна формироваться офисная империя – для осуществления эффективного управления агломерацией. А промышленные производства, торговые и развлекательные центры надо из краевой столицы постепенно перемещать на периферию агломерации.

Готовность войти в агломерацию Новоалтайск и Первомайский район высказывали и раньше. Если бы не Барнаул, прежнее руководство которого тормозило процесс, видимо, из опасения утратить контроль за финансовыми ресурсами. Нынешний глава администрации Барнаула Игорь Савинцев, занявший этот пост в прошлом году, идею вхождения Барнаула в агломерацию в качестве города-ядра поддерживает. Он считает проект экономически перспективным, инвестиционно привлекательным, а потому необходимым. И уже начинает рассуждать прагматически:

- Разработчики проекта затронули проблему освоения правого берега Оби. В свое время я был одним из противников этой идеи, так как посчитал, что эта затея слишком дорогая, - говорит Игорь Савинцев. - Но сегодня, сталкиваясь с ежедневными проблемами развития Барнаула, на ситуацию начинаешь смотреть уже немного с другой стороны. Считаю, что сегодня нужно произвести экономическую оценку, чтобы ответить на вопрос, что выгоднее – намыть правый берег и застраивать правую сторону или начинать строить развязку, чтобы выезжать из центра в новые кварталы. Не исключено, что освоение правого берега окажется менее затратным, чем освоение строительных площадок на левом берегу.

Игорь Савинцев предложил партнерам по агломерации сравнить стратегии развития всех трех территорий («наложить друг на друга») и посмотреть, где сходятся интересы сторон, что взаимовыгодного нужно сделать в первую очередь. Этими вопросами будет заниматься Межмуниципальный совет Барнаульской агломерации, который возглавил Савинцев.

Проект Барнаульской агломерации активно поддерживает администрация края. По большому счету, она его и продвигает, так как видит в агломерации много плюсов. Например, объединение финансовых возможностей муниципалитетов позволит привлекать больше средств частных инвесторов, а также средств по федеральным инвестиционным программам, которые, как известно, предполагают софинансирование из бюджета муниципалитета или региона. Тем самым появится возможность решать более масштабные, чем прежде, задачи.

Как важная составляющая экономического развития региона Барнаульская агломерация включена в обновленный проект Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года. Руководитель Центра государственного научно-исследовательского учреждения «Совет по изучению производственных сил» московский профессор Александр Пилясов высоко оценил производственный, кадровый, инновационный потенциал Барнаульской агломерации.

Яков Ишутин, вице-губернатор Алтайского края:

- Думаю, следующим этапом развития Барнаульской агломерации станет включение в его границы новых районов – Павловского, Калманского, Косихинского, Тальменского. Во всяком случае, предложения об этом со стороны разработчиков (московская компания РОЭЛ Консалтинг – Ред.) звучали. Однако это дело будущего, пусть, может быть, и недалекого. Пока же надо до конца разобраться с первоначальными участниками агломерации – т.н. «большой тройкой» - Барнаулом, Новоалтайском и Первомайским районом. Сегодня отрабатываются транспортные схемы, размещения строительных площадок с учетом взаимных интересов и т.д. Начало положено, основные документы разработаны, изучаем опыт других регионов (к примеру, Красноярского края). А там будем двигаться дальше, рассчитывая, в том числе, и на поддержку федерального центра, серьезных частных инвесторов. К примеру, планируем сдвинуть, наконец, с мертвой точки проект строительства современного мусороперерабатывающего завода в краевом центре. Есть серьезные планы, но о них позже, чтобы не сглазить…

Андрей Беспалов, «Приходный ордер», № 7 (54), сентябрь-октябрь 2011.

P.S.
Губернатор Алтайского края Александр Карлин о Барнаульской агломерации:
- Речь идет не только о развития трех названных муниципалитетов – это стержневой вопрос развития региона в целом. Здесь сосредоточены крупнейшие предприятия промышленности, энергетики, крупнейшие узлы железнодорожного, водного, воздушного транспорта, здесь проходят федеральные и региональные автомобильные трассы. Сердце края здесь: от того, насколько эффективно решаются вопросы взаимодействия трех муниципалитетов, насколько планирование развития будет учитывать их особенности, зависит успешность развития Алтайского края в целом.

СПРАВКА.
БАРНАУЛЬСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ. Соглашением от 14 октября 2009 года, заключенного между муниципальными образованиями Алтайского края, определен состав Барнаульской агломерации. В нее вошли городские округа Барнаул и Новоалтайск, Первомайский район.
Ориентировочные параметры агломерации (по состоянию на конец 2011 года):
• Общая численность агломерации по состоянию на начало 2010 года составляет 776 тыс. человек;
• Площадь – около 4,6 тыс. кв. км (Барнаул – 93,9; Новоалтайск – 8; Первомайский район – 359, 9 тыс. га);
• 40-45% промышленного производства края;
• более 40% инвестиций края в основной капитал;
• около 70% основных фондов организаций края;
• более 65% объема розничной торговли и предоставляемых населению услуг;