18+

Более 2,8 миллиарда рублей направили в Алтайском крае в 2019 году на финподдержку семей при рождении детей

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер
07.06.2006
Тезисы выступления Министра Германа Грефа на заседании Правительства 07.06.2006

Уважаемый Михаил Ефимович, уважаемые участники заседания!

На ваше рассмотрение представляется  прогноз основных параметров социально-экономического развития на 2007 - 2009 годы, подготовленный Министерством экономического развития и торговли совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и с участием Банка России.

1. Особенности наступающей трехлетки 2007-2009 годов

Начну с того,  что в 2006 году российская экономика по объему ВВП превзойдет уровень 1991 года. Это не просто количественный рубеж и точка отсчета для экономических сравнений. Система институтов и структура экономики сейчас совсем другие, чем 15 лет назад, и мы вступаем в период, когда действительно начинает строиться новая экономика, которой еще не было в истории России, новая не только по своим законам и правилам регулирования, но и по уровню доходов, эффективности, технологическому потенциалу.

Наступающее трехлетие 2007-2009 годов в экономическом развитии России значительно отличается от предшествующего трехлетнего периода. Дело здесь, прежде всего, в существенном изменении факторов и механизма экономического развития, ужесточения ряда структурных ограничений роста.

Мне уже неоднократно приходилось говорить, что наша экономика находится на переломе, в переходной фазе, когда исчерпываются прежние источники роста. От того, насколько удастся активизировать новые источники, связанные, прежде всего, с инновационным технологическим обновлением экономики и раскрепощением предпринимательства, зависят и будущие темпы.

Какие новые ключевые особенности предстоящего трехлетия следует выделить?

Первая – резкое замедление экспорта углеводородов.

В отличие от прошлых лет динамика добычи и особенно экспорта нефти будет значительно отставать от темпов роста ВВП. Даже после ввода в действие новых трубопроводов, в том числе ВСТО, нефтяной сектор не сможет быть основным двигателем экономического роста. Темпы роста нефтедобычи составят в среднем 1,7% в год, против 9-11% в 2002-2004 годах.

Вторая особенность – ужесточение инфраструктурных ограничений.

И в 2003-м, и в 2004 годах при обсуждении прогнозов социально-экономического развития и Среднесрочной программы Правительства я уже говорил об инфраструктурных барьерах и их превращении в барьеры экономического роста. Сейчас мы подошли к рубежу, когда из-за отставания в развитии электроэнергетики, дорожной сети экономика несет прямые  потери. Потребление электроэнергии поднялось  до  89 процентов от уровня 1991 года, а в таких динамичных регионах как Москва, Санкт-Петербург, Калининградская область и ряде других регионов превысило его.  Можно сказать, что из-за недостатка сетевых и отчасти генерирующих мощностей в 2008-2009 годах можно существенно потерять в темпах роста.

Инвестиции в развитие дорожной сети упали с 2,9% от ВВП в 2000 году до 1,1% в 2005 году, а ввод дорог сократился более чем в 3 раза. Нам необходимо повысить и государственные, и особенно частные инвестиции в развитие дорожного хозяйства в несколько раз.

Третья особенность – сокращение предложения трудовых ресурсов.

С 2007 года Россия вступает в период абсолютного сокращения населения в трудоспособном возрасте, что в сочетании с растущим дефицитом квалифицированных работников и инженеров становится серьезным барьером роста.

Четвертая особенность – исчерпание запаса ценовой конкурентоспособности российских производителей, созданного девальвацией рубля в 1998 году.

Но проблема конкурентоспособности гораздо сложнее, чем вопрос курса. С одной стороны, по мере роста доходов населения возрастают требования к качеству товаров и услуг. То же следует сказать и о компаниях, осуществляющих модернизацию. С другой стороны – рынки открываются, это объективный процесс. И искусственно поддерживать конкурентоспособность компаний за счет заниженного курса становится бесперспективно. Следующая трехлетка – это трехлетка технологических инноваций, которые должны возместить потери конкурентоспособности вследствие укрепления рубля. Состоится это или нет – зависит от результатов наших усилий по созданию национальной инновационной системы, улучшения инвестиционного климата в стране и развития финансовых рынков.

Наконец, пятая особенность – новая ситуация с платежным балансом, в целом меняющая картину на финансовых рынках.

Опережающий рост импорта по сравнению с экспортом на рубеже 2009 года может привести к тому, что сальдо по текущим операциям стает отрицательным. С одной стороны, это позволит снять инфляционное давление избыточного притока валюты. С другой стороны, резко повышается чувствительность российской экономики к колебаниям на мировых финансовых рынках.

Действие всех этих факторов в совокупности формирует тенденцию замедления экономического роста. Если в 2004 году  ВВП вырос на 7,2%, то в 2005 году - на 6,4% а в январе-апреле текущего года рост составил, по предварительной оценке, 5,1%.  Для того, чтобы переломить эту инерцию торможения, нужны активные структурные и институциональные преобразования на всех «этажах» экономической системы.

Особенность нового трехлетнего прогноза состоит в том, что он как раз и показывает, к каким результатам приведет в ближайшие годы реализация  Среднесрочной программы и системы национальных проектов, насколько они позволят переломить инерцию торможения экономического роста.

 

2. Основные варианты прогноза

В рамках прогноза рассмотрены три основных сценарных варианта, отражающих те особенности предстоящей трехлетки, о которых я говорил выше.

Первый, инерционный вариант, отражает траекторию падения темпов экономического роста вследствие стабилизации экспорта углеводородов, с одной стороны, и ослабления конкурентных позиций российских производителей на внутренних и внешних рынках с другой. Этот вариант четко показывает, что при сохранении инерции темпы роста ВВП уменьшатся к концу прогнозного периода примерно до 5% в год с перспективой дальнейшего снижения.

От этого варианта, как от базы, был сделан пофакторный расчет того максимального эффекта, который может дать реализация пакета мероприятий по повышению темпов и качества экономического роста. Этот пакет включает:

национальные проекты; нефтегазовые проекты (ВСТО, Сахалин-2); комплекс высокотехнологичных ФЦП; особые экономические зоны;

меры институционального характера, предусмотренные среднесрочной программой; меры, предусмотренные в докладах отраслевых министерств; создание эффективных финансовых институтов развития, в т.ч. инвестиционного фонда и венчурного фонда.

Максимальный (я хочу это подчеркнуть) эффект от реализации этого пакета оценивается  примерно в 1 проц. пункт ВВП к 2009 году. Это позволяет остаться на траектории 6-процентного роста. Эта динамика представлена в  оптимистичном варианте -  2+.

Таким образом, определена «вилка», в которой может осуществляться развитие в 2007-2009 годах, и условия, при которых фактическая траектория роста будет приближаться к ее верхней и нижней границе.

Сегодня мы предлагаем рассматривать как основной умеренно оптимистичный вариант 2, который построен с учетом следующих факторов:

во-первых, реалистичной оценки конкурентного потенциала отраслей в условиях укрепления рубля и незавершенности институциональных реформ;

во-вторых, консервативной, и, как мы считаем, реалистичной оценки возможностей выхода на целевые показатели проектов и программ в условиях жестких финансовых, в том числе бюджетных ограничений.

Этот вариант показывает возможность выхода на параметры роста ВВП порядка 5,7% в 2009 году. Замечу, что это отнюдь не инерционный вариант роста. Напротив, он предполагает как повышение темпов роста, так и значительные качественные сдвиги вследствие активной экономической политики.

При уточнении прогноза пришлось пересмотреть ряд сценарных условий, одобренных Правительством 23 марта этого года.

Во-первых, из-за сохраняющегося перегрева мирового рынка прогноз цен на нефть поднят до 62 долларов за баррель в текущем году и 48 долларов в 2009-м.

Во-вторых, пересмотрены в сторону повышения тарифы естественных монополий. Это сделано в целях стимулирования энергосбережения и увеличения инвестиций в развитие инфраструктуры.

В-третьих, несмотря на снижение темпов роста в начале года, в марте-апреле экономика продемонстрировала достаточно сильный рост. В итоге оценка роста ВВП в текущем году  увеличена до 6,1%, а промышленности до 3,9%. Легко поддаться искушению вслед за повышением ожидаемых мировых цен на нефть поднять и темпы роста экономики. Однако делать  этого нельзя. Несмотря на чередующиеся волны оживления и падения выпуска, пока преобладает тенденция к замедлению экономического роста.

Кратко выделю основные характеристики второго сценария.

Первое. Он ориентирован на существенное увеличение инвестиций в электроэнергетику и другие сектора инфраструктуры, обеспечивающее ослабление инфраструктурных ограничений.

Второе. Реализуется активная социальная политика. Обеспечивается повышение реальной заработной платы в бюджетном секторе в полтора раза в 2005-2007 годах. Социальная пенсия повышается до 100% прожиточного минимума к концу 2008 года. Начинается финансирование пакета новых мер по стимулированию рождаемости.

Третье. Осуществляется запуск пакета национальных проектов и их поддержка в 2008-2009 годах на стабильном уровне финансирования.

Четвертое. Институциональные реформы дают эффект в улучшении конкурентоспособности российских компаний. Предполагается, что экспорт машиностроительной продукции после прошлогоднего падения вновь пойдет вверх, повысится доля инновационной продукции в структуре выпуска.

 

3. Структурные изменения в экономике и вызов конкуренции

Слабым звеном экономики в ближайшие годы останется промышленность, темпы роста которой все больше отстают от динамики внутреннего спроса.

В текущем году мы ожидаем прирост промышленной продукции на 3,9% и в целом за четыре года на 16,3%. Это почти втрое уступает росту розничной торговли и инвестиций. Разрыв между ростом спроса и предложения отечественных товаров в основном будет покрываться импортом.

Во втором варианте прогнозируется, что темпы роста импорта снизятся с 18,5% в 2005 году (в сопоставимых ценах) до 13,5-14% в 2008-2009 годах. В структуре импорта возрастет доля инвестиционных товаров, что в целом можно рассматривать как позитивный процесс, связанный с технологическим обновлением экономики и ростом прямых инвестиций.

Справочно: темп роста импорта продовольствия в 2007-2009 годах -  36% при повышении внутреннего спроса на  25%. В то же время производство продуктов питания возрастет за три года на 16%.

Мерой конкурентоспособности, в конечном счете, выступает способность нашего бизнеса экспортировать товары и услуги, особенно, с высокой долей добавленной стоимости. Если ожидаемое снижение мировых цен на нефть и металлы ведет к снижению объемов нашего экспорта в 2008-2009 годах, то экспорт машиностроительной продукции в результате   улучшения конкурентоспособности и расширения кредитной поддержки может повыситься до 16-19 млрд. долларов. Скромные результаты, но и они потребуют значительных усилий.

В первую очередь повышение конкурентоспособности потребует эффективной борьбы за снижение издержек по оплате труда и энергии, а тем самым - и опережающего роста производительности по сравнению с заработной платой, к чему мы пока только приближаемся.

Для того чтобы не проиграть конкуренцию с продукцией стран, известных дешевизной своей рабочей силы, нам необходимо резко интенсифицировать процессы технологического обновления. Пока мы отстаем от ведущих стран как по уровню государственной поддержки НИОКР, так и, особенно, по их частному финансированию. У нас расходы на НИОКР за счет государственных и частных средств составляют всего 1,2%ВВП, что уже уступает уровню Китая (1,3%ВВП), который планирует повысить эту долю до 2%ВВП в 2010 году. Для сравнения в Японии  доля расходов на НИОКР в ВВП составляет 3,2%, Финляндии – 3,5%, Израиле – 4,9%.

Несмотря на все эти проблемы, в прогнозном периоде наберут силу ряд позитивных тенденций, связанных с опережающим развитием обрабатывающих отраслей. Условием этого является как  расширение внутреннего спроса, так и предпринимаемые Правительством меры по поддержке авиапрома, привлечению иностранных инвестиций в  автомобилестроение, технологическому обновлению оборонного комплекса, развитию сельскохозяйственного машиностроения, легкой промышленности, повышению глубины переработки продукции лесного комплекса.

В результате можно ожидать повышения доли отраслей, выпускающих конечную продукцию с 39 до 40 и более процентов промышленного производства в 2009 году, при снижении доли нефтегазового комплекса с 20,5 до 19%.

Эти сдвиги в структуре производства и рынка возможны только при опережающем росте инвестиций в обрабатывающие отрасли, где сейчас сохраняется крайне низкий уровень инвестиционной активности.

Если говорить об окнах возможностей, то следует отметить, прежде всего, агропромышленный блок. Анализ состояния пищевой промышленности, в которой за последние годы было обновлено более 1/3 мощностей, а также достаточно устойчивое расширение внутреннего рынка показывают, что отрасль может расти в соответствии с верхней границей прогноза – на 5% ежегодно. 

Если говорить об ограничениях, то в качестве примера можно привести машиностроение. Анализ ситуации в автомобилестроении, производстве сложной бытовой техники и ряде других секторов показывает, что если отвлечься от деталей, картина везде достаточно схожа: исчерпание ценовых преимуществ, а в ряде случаев и мощностей – при невозможности или неумении привлекать длинные кредиты. Плюс – как правило, необходимость проведения достаточно масштабных НИОКРов.

Второй вариант прогноза, в соответствии с ориентировками проекта перспективного финансового плана, предусматривает снижение инвестиционных расходов федерального бюджета с 2,4% ВВП в 2007 году до 1,8% в 2009 году. В варианте 2+ предполагается как более интенсивный приток прямых иностранных инвестиций в результате улучшения инвестиционного климата, так и более высокий уровень инвестиционной активности российских компаний.

Кроме того, предполагается, что государство успешно проведет реорганизацию действующих и создание новых финансовых институтов развития, таких, например,  как государственный венчурный фонд, государственная корпорация развития (образованная на базе Российского Банка Развития и ВЭБа). Потенциальное предложение ресурсов из институтов развития в экономику сопоставимо с нынешним объемом инвестиций во все машиностроение.

4. Социальная политика - поиск компромисса.

В 2006-2009 гг. сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения за счет всех составляющих: заработной платы, трансфертов и выплат социального характера, доходов от собственности, предпринимательской деятельности. Денежные доходы населения в 2009 году по отношению к 2005 году возрастут по второму варианту в номинальном выражении  на 87,3%, в реальном выражении – почти на 40 процентов.

Вариант 2 показывает, что в силу жестких бюджетных ограничений не удается полностью решить ряд назревших социальных проблем – например, сближение уровня заработной платы работников бюджетной сферы  и средней заработной платы в целом по экономике. Коэффициент замещения - отношение среднего размера трудовой пенсии к заработной плате - остается к 2009 году практически на уровне 2005 года.

Пересмотр прожиточного минимума привел к значительному повышению социальной нагрузки на экономику – ожидаемый рост пенсий оценивается в 87%.

Из-за повышения прожиточного минимума несколько медленнее удается решать задачу снижения доли бедного населения. По оценке, в 2009 году она понизится  до  11.4%.

Поэтому выбор, который реально нужно сделать – это выбор между увеличением нагрузки на бюджет со стороны социальной сферы, и соответственно, сужением возможностей снятия инфраструктурных ограничений роста, или проведением структурных преобразований в социальных отраслях, прежде всего, ЖКХ и здравоохранении, позволяющий повысить эффективность используемых средств и поднять качество услуг. От этого выбора существенно зависит экономическая динамика в трехлетней перспективе.

 

5. Изменение тарифов естественных монополий

Предельные параметры повышения цен и тарифов на товары  и услуги субъектов естественных монополий в прогнозе  увеличены по сравнению со сценарными условиями.

            Темпы роста средних оптовых  цен на газ увеличены в два раза  - до 15%-14%-13%, с выходом в 2009 году на уровень 62 доллара за 1000 куб. м.,

 Средний рост предельного уровня  тарифов на электроэнергию  - в полтора раза – до 10% -9% -8% (примерно на 3-3,5 процентных пункта),

Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки  повышены менее значимо – до 8 -6 -5,5% (примерно на 1,5 п.п. в 2007 году и на 0,5 п.п. в 2008-2009 гг.).

Данные  предельные  параметры  ниже  предлагаемых ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России» и являются  компромиссным вариантом, так как основным критерием для формирования целевых параметров роста регулируемых тарифов на услуги естественных монополий в 2007-2009 годах является решение задачи снижения инфляции и сдерживание роста стоимости услуг ЖКХ.

Вместе с тем эти параметры обеспечивают устойчивое функционирование  естественных монополий и безубыточность реализации газа на внутреннем рынке.

Темпы роста тарифов на электроэнергию будут несколько опережать целевой уровень инфляции, что  обусловлено, во-первых, повышением затрат  на газ,  и, кроме того, высокой потребностью электроэнергетики в инвестиционных ресурсах на  проведение необходимой реконструкции и модернизации мощностей. 

Решение о повышении предельных параметров роста цен и тарифов естественных монополий связано с необходимостью повышения эффективности использования газа и электроэнергии у потребителей - за счет создания сигнала и экономических стимулов к реализации мер по снижению энергоемкости.

К повышению тарифов естественных монополий весьма чувствителен сектор жилищно-коммунального хозяйства.  Рост предельных тарифов ЖКХ составит в 2007 году 14-15% и в 2009 году понизится до 10-11%.

Повышение тарифов – это неизбежная плата за преодоление барьеров в развитии инфраструктуры. Учитывая тенденцию к либерализации рынка электроэнергии, нам необходимо быстро создать новую систему регулирования не только тарифов, но и всей сферы деятельности субъектов естественным монополий. Ряд таких предложений предусмотрен антиинфляционным планом.

Мы считаем, что в 2007 году в рамках регулируемых двусторонних договоров возможно либерализовать до 5% объема покупок. Дальнейшие шаги по либерализации будем делать по результатам этого эксперимента.

Повышение темпов роста цен субъектов естественных монополий  потребует увеличения  целевых показателей инфляции по сравнению со Сценарными условиями   примерно на 0,5 п.п. в год.

6. Прогноз инфляции и антиинфляционный пакет мер

Текущая динамика цен показывает, что в 2006 году  снижение инфляции до целевого уровня – вполне реальная задача. После тревожных итогов первых двух месяцев, в апреле и мае темпы  прироста инфляции резко снизились.  Прирост потребительских цен за пять месяцев текущего года (5,9%) заметно ниже прошлогоднего уровня (7,3%). За последние 12 месяцев прирост цен составил 9,4%,  приблизившись к целевому показателю, установленному на 2006 год.

Значимый вклад в замедление инфляции внесла   курсовая политика Центробанка –  за январь-май номинальный эффективный курс рубля  повысился почти на 2 процента. В результате  не только усилилась конкуренция импорта, но и снизились издержки потребителей импортного сырья – и, в первую очередь, производителей продовольствия.

Видны первые результаты реализации рассмотренного Правительством в прошлом году плана антиинфляционных мер в области структурной политики. Ограничения на рост тарифов ЖКХ привели к тому, что   их темп роста в этом году также вдвое ниже прошлогоднего. Определенные успехи достигнуты на рынке мяса – темпы прироста цен в текущем году замедлились вдвое.

В прогнозном периоде ожидается продолжение этих тенденций, в результате чего произойдут изменения в структуре факторов, определяющих инфляцию. Продолжится замедление роста цен на  продовольственные товары. Сдерживать рост цен будет прогнозируемое снижение реальных цен на бензин и другие виды ГСМ,  дальнейшее укрепление реального курса рубля. При этом в структуре инфляции будет расти  компонента  платных услуг населению, и не только  регулируемого сектора ЖКХ, но и  рыночного сектора - вследствие быстрого роста спроса  на услуги  по мере повышения доходов населения.

Несмотря на определенные успехи по борьбе с инфляцией в последние месяцы, обеспечивать снижение темпов инфляции  за счет  продолжающегося   высокими темпами укрепления курса рубля и наращивания импорта  дальше нельзя. Снижение темпов инфляции в прогнозном периоде должно  обеспечиваться   комплексом антиинфляционных мер, направленных и на рост производства отечественных товаров.

Пакет мер  подготовлен нами совместно с Минфином, Банком России, Минсельхозом и другими министерствами и ведомствами.

Справочно: Для снижения инфляции до целевого уровня очень важно не допустить роста цен на бензин за трехлетку более чем на 10-13%. Этого нельзя сделать без выстраивания системы мониторинга за ценами на ГСМ на локальных рынках и стимулирования конкуренции. А это сфера ответственности и Минпромэнерго.

Для краткой характеристики меры комплекса антиинфляционного пакета можно сгруппировать в 2 блока:

- Мероприятия в области денежно-кредитной и бюджетной политики, направленные на удержание инфляции в целевых рамках,  стимулирование сбережений населения

 - Меры по решению структурных проблем экономики, направленные на рост предложения товаров и услуг, снижение монополизма и развитие  конкурентной среды.

Что здесь нового? По первому направлению - это начало процесса взаимоувязки макроэкономических показателей прогноза и параметров денежной политики не только на год, но и на трехлетний период. Кроме того, меры по развитию   различных  форм сберегательных  институтов (рынков ценных бумаг, доступных для населения, системы страхования и др.) будут способствовать повышению спроса на деньги и замедлению скорости обращения.

Ужесточение денежной политики имеет свои пределы. Мы и так прогнозируем значительное укрепление курса рубля. В 2007 году реальный эффективный курс превысит  докризисный уровень. В 2009 году прирост Стабилизационного фонда может превысить прирост валютных резервов. В этих условиях вместо проблемы избыточной ликвидности мы может получить ее недостаток. Банку России тогда придется расширить рефинансирование банковской системы, что добавит в экономику денег,  без угрозы усиления инфляции.

Разрабатывая второй блок мер, Правительство ставило цель в первую очередь воздействовать на причины высоких темпов инфляции.

Ужесточением бюджетной политики, замедлением роста непроцентных расходов бюджетной системы можно ограничить объемы государственных капитальных вложений в инфраструктурные проекты, ограничить социальные программы, замедлить рост оплаты труда в бюджетной сфере. Но это не решит базовую, на наш взгляд, причину, лежащую в основе инфляции – длительное опережение роста потребительского спроса населения по сравнению с ростом предложения товаров и услуг.

Спрос населения растет ежегодно в денежном выражении примерно на 20%, а предложение отечественной продукции – только на 5-6%.  Как видно на слайде, разрыв между ростом потребительского спроса и отечественного производства с каждым годом только расширяется,  создавая базу для роста цен и конкурирующего импорта.

Поэтому мы считаем, что наибольший эффект для снижения инфляции, причем как ее монетарной, так и немонетарной составляющих, может принести  блок мероприятий, направленных на решение структурных проблем экономики – несовершенство конкуренции и недостаточное предложение. Крайне важно, что эти меры будут давать эффект не только в виде снижения инфляции, но и будут способствовать решению проблемы ускорения роста, без чего невозможно выполнить  те социальные задачи, которые поставлены перед нами в посланиях Президента как прошлого, так и, особенно, этого года.

Этот блок мер позволит снизить инфляцию по сравнению с инерционным уровнем примерно на 1 процентный пункт. И необходимо отметить, что  реализация этих мер – забота не только экономического блока Правительства и Банка России, но и всех отраслевых ведомств и Антимонопольной службы.

7. Резюме.

Обычно перед выборами все живут краткосрочными проектами и решениями. Тем не менее, необходим долгосрочный стратегический горизонт экономического развития, осуществления реформ и получения результатов.

Причем формирование и реализация этих усилий может занять весь среднесрочный период, прежде чем траектория экономического роста ощутимо изменится. Поэтому более обоснованным представляется изучение  этого процесса в рамках не трехлетнего планирования, а в горизонте 7 -10 лет, сопоставимом по длительности с предшествующим посткризисным периодом. Нам нужен долгосрочный прогноз-программа, согласованный с обновленной Энергетической стратегий, прогнозом развития технологий и институциональных преобразований.

В настоящее время в российской экономике отсутствует необходимый потенциал для роста темпом выше 6 процентов в год. А критическая масса производств, которые могут развиваться темпом выше 7 процентов, что требуется для удвоения ВВП, может быть сформирована только после 2011 года.

Первые три года формируются  сигналы к изменению  поведения субъектов экономики в новых условиях. В этот период закладываются условия для изменения структуры инвестиций и экономики. 

На следующем трехлетнем этапе будут уже видны результаты реализации технических и технологических решений и начала реализации крупных инвестиционных проектов. Произойдет реальное повышение эффективности инвестиций и снижение энергоемкости производства - как следствие внедрения энергосберегающих технологий.

И только на третьем этапе накопится критическая масса структурных изменений экономики. Теперь уже значительное по удельному весу ядро новой технологичной экономики, развивающееся  темпом более 7-10 процентов в год, будет определять более высокие темпы экономики в целом.

Подводя итог, хочу еще раз зафиксировать:

в качестве основного варианта мы предлагаем сегодня второй вариант прогноза, который базируется в целом на одобренных сценарных условиях, с уточнением ряда параметров.

Этот вариант весьма напряженный и, я бы сказал, противоречивый с точки зрения макроэкономической политики и социального развития. Но он является компромиссом между различными и разнонаправленными способами решения перспективных проблем. И в этом смысле он является, на наш взгляд, наилучшим.

Прошу поддержать.

 

Благодарю за внимание.