18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

С основным докладом на прошедшем в конце прошлой недели IV съезде Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» выступил вице-губернатор края Борис Ларин. Публикуем текст его выступления на форуме, в котором обозначены основные параметры муниципальной политики краевой власти в 2009 году и перспективы ее развития в ближайшей перспективе.


 

- В 2009 году экономика края развивалась в непростых условиях. Но благодаря полному использованию аграрного потенциала региона – рост отмечен как в производстве сельскохозяйственной продукции (на 19,2%), так и в производстве продуктов питания (на 15,8%). В целях развития аграрного сектора администрацией края осуществляется государственная поддержка сельского хозяйства.

 

В целом в 2009 году из федерального и краевого бюджетов на развитие сельского хозяйства и сельских территорий края направлено 4 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 2,9 млрд. рублей, краевого – 1,1 млрд. рублей.

 

Предпринятые меры позволили сохранить доступность кредитных ресурсов для сельских товаропроизводителей.

 

В течение года в сельскохозяйственном производстве реализовывались значимые инвестиционные проекты: строительство птицеводческого комплекса ООО «Алтайский бройлер» в Зональном районе и городе Бийске, свиноводческого комплекса на 24 тысячи голов ООО «Альтаир-Агро» в Ребрихинском районе, крупных животноводческих комплексов ООО «Западное» в Ключевском районе, ОАО «им. Гастелло» в Хабарском районе, КФХ «Функнер» в Немецком национальном районах.

 

Большой урожай зерновых, собранный в прошлом году на Алтае не был востребован рынком. Для стабилизации ситуации, при активном взаимодействии с Правительством Российской Федерации, принято решение о проведении дополнительных государственных закупочных интервенций в Алтайском крае на 500 миллионов рублей из федерального бюджета.

 

Сегодня главная задача – это подготовка к проведению весенних полевых работ. В крае организовано обеспечение более 3000 хозяйств края ГСМ со скидкой 10% от оптовой цены. Высокую степень готовности к весенним полевым работам можно отметить в Благовещенском, Ключевском, Топчихинском, Ребрихинском, Зональном и ряде других районов.

 

В 2009 году условиях антикризисного управления нам удалось реализовать ряд мер, направленных на стимулирование развития рынка труда.

 

Для стабилизации ситуации в 2009 году привлечены около 2,4 млрд. рублей федерального и краевого бюджетов. В результате сохранено 26 тысяч рабочих мест, создано более 11 тысяч новых рабочих мест, поддержана занятость 40 тысяч работников, 1300 безработных получили финансовую поддержку для организации собственного дела.

 

Тем не менее, остается сложной обстановка с занятостью населения в 13 территориях края, где уровень безработицы значительно превышает краевые показатели - это Кытмановский, Бурлинский, Славгородский районы.  

 

Продолжено активное формирование поддержки малого и среднего бизнеса. В рамках государственной поддержки, с участием Алтайского гарантийного фонда, фонда микрозаймов субъектами малого бизнеса в 2009 году привлечено 2 млрд. рублей кредитных ресурсов, обеспечена занятость более 10 тысяч человек.

 

В этом году в крае начнет действовать новый механизм поддержки малого и среднего бизнеса – софинансирование муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. На эти цели в краевом бюджете предусмотрено 6 млн. рублей. Предоставление субсидий местным бюджетам будет производиться на конкурсной основе.

 

При существующей недостаточности бюджетной обеспеченности большинства муниципальных образований социальное партнерство может стать одним  из эффективных инструментов для решения вопросов местного значения. Не менее важной задачей, требующей решения главами муниципальных образований - формирование социально ответственного поведения работодателей на рынке труда.

 

В 23 территориях края, среди которых: Баевский,  Благовещенский районы, города  Рубцовск, Бийск, Барнаул, имеются долги по заработной плате. Администрациям районов и городов необходимо активизировать работу межведомственных комиссий по регулированию рынка труда, ликвидации задолженности по заработной плате, использовать административные ресурсы контрольно-надзорных органов и механизмы социального партнерства.

 

Органами исполнительной власти активно привлекались средства федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ. Слабым звеном в этой работе является не соблюдение условий софинансирования местных бюджетов, несмотря на уменьшение размера долевого участия муниципальных районов в софинансировании капитального строительства. Не выполнены условия софинансирования Благовещенским, Завьяловским, Егорьевским, Заринским, Поспелихинским, Рубцовским, Смоленским, Троицкимй,  Тюменцевским, Усть-Пристанским районами. Смогли обеспечить участие в софинансировании работ в полном объеме администрации районов: Волчихинского, Кытмановского, Шипуновского и Угловского, благодаря чему введены в эксплуатацию новые школы. В 2010 году на реализацию мероприятий краевой адресной программы с учетом всех источников финансирования планируется направить более 5 млрд. рублей.

 

Взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам обеспечения стабильного предоставления жилищно-коммунальных услуг, создания благоприятных условий проживания граждан осуществляется, прежде всего, через программы федерального и регионального значения, а также через реализацию Федерального закона "О Фонде содействия реформированию ЖКХ".

 

Муниципальные образования, представившие заявки и выполнившие условия, предусмотренные в указанном законе, получили финансовую поддержку для проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жиль. В 2009 году освоено 4 млрд. 111 млн. рублей. Для продолжения этой работы в настоящее время имеются ресурсы в объеме 180 млн. рублей, к июлю текущего года возможно выделение дополнительных средств из федерального бюджета. Эффективно использовать выделенные ресурсы – общая задача глав муниципальных образований.

 

В рамках дальнейшей реализации мероприятий по газификации заключены соглашения с администрациями муниципальных образований о передаче полномочий по определению заказчика-застройщика и подрядных организаций по проектированию и строительству газораспределительных сетей. В 2009 году работа по газификации велась в 12 муниципальных районах и 4 городских округах. Построено 340 км газовых сетей, переведена на природный газ 101 котельная, газифицировано 6,5 тысяч квартир и частных домовладений. Общий объем капитальных вложений за счет средств краевого бюджета составил 600 млн. рублей.

 

Инвестиционные меры, принимавшиеся для преобразования жилищно-коммунальной сферы на протяжении последних лет, дали положительные результаты. В течение года было обеспечено стабильное предоставление жилищно-коммунальных услуг в большинстве муниципальных образований края. Возросли доходы организаций от оказания жилищно-коммунальных услуг, увеличилась доля организаций жилищно-коммунального хозяйства, работающих безубыточно. Стабильно с прибылью в течении 2009 года работали предприятия Косихинского, Краснощековского, Кытмановского, Кулундинского, Ребрихинского, Солонешенского, Солтонского, Табунского, Тогульского, Угловского районов, Барнаула, Бийска и Заринска.

 

Тем не менее, организации жилищно-коммунального хозяйства в своем большинстве убыточны. Сложная финансовая ситуация сохраняется в Рубцовске, Новоалтайске, Локтевском, Смоленском районах.  Наблюдается рост задолженности предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Нельзя отнести к эффективному хозяйствованию опыт работы 130 сельсоветов края, непосредственно оказывающих услуги ЖКХ, что прямо противоречит закону.

 

Вызывает озабоченность состояние задолженности бюджетных организаций и предприятий ЖКХ за потребленные энергоресурсы. Только задолженность за уголь составляет более 400 млн. рублей. Наибольшая задолженность у администраций городов Камень-на-Оби, Славгород, Бийск,  Завьяловского, Поспелихинского районов.
 

Необходимо взвешенно подходить к установлению тарифов на жилищно-коммунальные услуги.  Тариф с одной стороны должен обеспечивать компании жилищно-коммунального комплекса   определенную доходность достаточную для последовательной модернизации оборудования и сетевого хозяйства, с другой – тариф не должен быть обременительным для населения. К сожалению, многие главы муниципалитетов в угоду сиюминутным политическим интересам должным образом не контролируют данный процесс.

 

В целях рационального использования бюджетных средств необходимо довести до бюджетных учреждений лимиты потребления жилищно-коммунальных услуг, электроэнергии, ГСМ, услуг связи и усилить контроль за физическими объемами потребления указанных услуг.

 

В 2010 году особое внимание следует обратить на реализацию  федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» № 261-ФЗ. Экономия энергоресурсов бюджетными учреждениями к фактическому объему потребления 2009 года должна составить не менее 15 процентов за 5 лет. Мероприятия по энергосбережению имеют постоянный характер. До 1 августа 2010 года должны быть утверждены муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

 

В рамках антикризисных мер, проводимых Правительством РФ, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2009 № 253 в 2009 году обеспечено софинансирование и получены из федерального бюджета субсидии на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники. В край поставлено 415 единиц техники. Поставленная техника оплачена за счет средств федерального бюджета  в размере 350,4 млн. рублей, за счет средств краевого бюджета – 154,9 млн. Практически вся техника передана в муниципалитеты.

 

В 2010 году будет продолжена практика закупки автотранспортных средств и коммунальной техники на условиях софинансирования федерального и краевого бюджетов.

 

Формирование и исполнение бюджета в 2009 году происходило в условиях адаптации к изменениям экономической ситуации. Собственные доходы местных бюджетов в 2009 году имели положительную динамику, исполнены в сумме 10,6 млрд. рублей, или 100,3 процентов к уровню 2008 года (по краевому бюджету – снижение на 9 процентов). В 45 муниципальных районах и 7 городских округах поступления сложились выше уровня 2008 года, в 5 муниципальных районах (Благовещенский, Заринский, Каменский, Косихинский, Краснощековский) – прирост составляет более 20 процентов.

 

Параметры бюджета края на 2010 год сформированы в целях обеспечения реализации антикризисных мер, проектировки бюджета более напряженные в сравнении с предыдущими годами. Поступление собственных доходов в бюджет края планируется с ростом к уровню 2009 года на 1 процент (к 2008 году снижение составит менее 5 процентов). Однако прогнозируется снижение на 31 процент к уровню 2009 года финансовой помощи из федерального бюджета. Поэтому мы должны жить в условиях жесткой экономии.

 

Одной из ключевых проблем остается полнота уплаты налогов всеми плательщиками, активизация работы по погашению задолженности бюджетных учреждений по платежам в бюджет. Прирост недоимки по налогам, зачисляемым в местные бюджеты, за 2009 год составил 58 млн. рублей или 19 процентов.

 

Существенным резервом экономии бюджетных средств является повышение эффективности муниципального заказа.  По итогам 2009 г. почти 35% муниципального заказа Алтайского края было размещено без проведения конкурентных закупочных процедур и оформлено муниципальными контрактами и гражданско-правовыми договорами стоимостью до 100 тыс. рублей. При размещении данного заказа органами местного самоуправления не была обеспечена какая-либо экономия бюджетных средств, что является нарушением обязанности по соблюдению принципа эффективности их использования. В частности, более 70% муниципального заказа без экономии бюджетных средств было размещено Завьяловским, Заринским, Каменским, Курьинским, Михайловским, Панкрушихинским, Петропавловским, Тальменским, Хабарским районами. Такие действия могут привести к правонарушениям, и такие примеры у нас в крае уже есть. Решением Арбитражного суда Алтайского края признана незаконной сделка по заключению договора аренды транспортного средства между  администрацией района в лице главы Попова Владимира Александровича и ООО «Диво Алтая», в лице руководителя, являющегося близким родственником главы района. Сделка была осуществлена  с нарушением  требований Бюджетного кодекса РФ о необходимости размещения заказа на оказание услуг для муниципальных нужд путем проведения торгов. Подобное нарушение допустил уже бывший глава Благовещенского поссовета Браун. Это был первый случай, когда я был вынужден дать согласие на отстранение его от должности в соответствии с новыми положениями Федерального закона 131-ФЗ. При этом инициатива по отстранению принадлежала депутатам поссовета.  

 

В крае создана система проведения совместных торгов с участием органов местного самоуправления, заключены соответствующие долгосрочные соглашения со всеми муниципальными районами и городскими округами. Ее более полное использование позволит существенно повысить эффективность проводимых закупочных процедур, обеспечить их прозрачность.

 

При формировании расходов местных бюджетов в текущем году необходимо оптимизировать объемы и структуру бюджетных расходов с целью четкого определения приоритетов расходования бюджетных средств, максимально эффективного использования имеющихся ресурсов, отказа от реализации задач, не носящих первоочередного характера.

 

В связи с этим оптимизация расходов в бюджетной сфере была и остается ключевой задачей органов власти.

 

Понимаю, что для многих в этом зале одним из волнующих вопросов является уровень заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе глав муниципальных образований и служащих всех уровней. Однако следует понимать, что пока мы не изменим бюджетную ситуацию (а это зависит и от каждого сидящего в этом зале), придется еще некоторое время потерпеть. Однако предпосылки к решению этого вопроса имеются.

 

За период с 2006 по 2009 годы в крае сформирована эффективная модель здравоохранения, оказывающая все более заметное влияние на улучшение здоровья населения.

 

Ежегодно заключаются соглашения о взаимодействии в сфере здравоохранения и реализации приоритетного национального проекта «Здоровья», в рамках которого проводится строительство поликлиник, оснащение медицинских учреждений современным оборудованием. Развитие приоритетных направлений оказания медицинской помощи дополнительно поддерживается краевыми целевыми медицинскими программами. Однако какие бы средства мы не вкладывали в здравоохранение, какие бы не строили поликлиники, без должного отношения руководителей муниципальных образований, главных врачей, медицинского персонала, достичь качественного медицинского обслуживания невозможно. Примером безответственного отношения может являться всем известный случай в Ключевской районной больнице. Я еще раз обращаюсь к главам – чаще бывайте в учреждениях здравоохранения. И не только в них, но и в школах, детских садах, социальных учреждениях. Не проходите мимо мелочей! Любая мелочь может привести к очень тяжелым последствиям!    

 

Совместная работа органов власти по выполнению соглашений о взаимодействии по развитию  и совершенствованию системы образования позволила значительно укрепить и обновить материальную базу учреждений образования, заложить основы новой образовательной модели. При этом наиболее существенные изменения произошли в сфере общего образования. Доля школьников, обучающихся в учреждениях, отвечающих всем современным требованиям, возросла до 70 %.

 

Особое внимание уделяется экономической подготовке управленческих кадров системы образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Проводится работа по повышению эффективности взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросу реструктуризации образовательной сети. Имеется успешный опыт ряда муниципалитетов (Алтайский, Егорьевский, Заринский, Зональный, Родинский, Славгородский, Табунский, Тогульский, Тюменцевский, Хабарский районы) по реализации данного направления, где, несмотря на уменьшение численности учащихся, удалось значительно увеличить долю учащихся, обучающихся в современных условиях, а также повысить наполняемость классов. При этом развивается профильное обучение, осуществляется подвоз учащихся в базовые школы, ведется  системная и целенаправленная работа органов местного самоуправления и руководителей общеобразовательных учреждений по информированию общественности, что  позволяет избежать напряженности среди родителей учащихся и педагогов школ.

 

В то же время есть территории, в которых проблемы, связанные с развитием образовательной сети, требуют более эффективной работы органов местного самоуправления, это - Быстроистокский, Павловский, Солонешенский, Усть-Пристанский, Чарышский районы, гг.Камень-на-Оби, Барнаул.

 

В 2010 году в 40 муниципальных образованиях края планируется реструктуризировать 85 школ. При этом основной целью изменений сети является повышение доступности, качества и эффективности образования, а среди оснований для проведения реструктуризации следует, в первую очередь, определить социальные и педагогические эффекты.

 

Следует отметить, что инновационный характер образования становится важнейшим инструментом в деле обучения и воспитания детей, ключевая роль в этом деле должна отводиться учителю. Текущий год – Год учителя, совместными усилиями необходимо провести достойно все запланированные мероприятия, ведь Год учителя посвящен не только учителям школ, а всем тем, кто трудится на ниве образования.

 

При развитии экономики невозможно не учитывать необходимость участия государства в развитии культуры посредством принятия на себя обязанностей материальной поддержки, защиты национального и культурного достояния. В 2010 году весь мир отмечает 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Великая Победа на протяжении всех этих лет остается национальной гордостью россиян. В прошедшем году на высоком уровне выполнялись программные мероприятия ведомственной целевой программы «Ремонт и благоустройство памятников Великой Отечественной войны» в городе Новоалтайске, Змеиногорском, Михайловском, Тогульском районах. Но это лишь небольшой вклад в сохранение культурного наследия, благодаря которому передается память о подвиге предков будущим поколениям.

 

В 2009 году впервые была проведена работа по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 607. Определены муниципальные районы и городские округа, достигшие наилучших показателей эффективности деятельности в установленных сферах деятельности, выделены гранты в объеме 3 млн. рублей из краевого бюджета на премирование лучших территорий: в сфере образования и здравоохранения – Мамонтовский, Алтайский районы, ЗАТО «Сибирский»; в сфере развития инфраструктуры – Заринский, Волчихинский  районы, город Белокуриха. В текущем году мы намерены совершенствовать методику проводимой оценки  с учетом динамики развития муниципалитетов края и эффективности их управления.

 

Третий год для обеспечения целенаправленного взаимодействия в области социально-экономического развития Администрации края и органов местного самоуправления заключаются Соглашения, которые являются  действенным  механизмом реализации стратегических направлений социально-экономического развития края, комплексных программ развития края и каждого муниципального образования. Вместе с тем, по итогам выполнения Соглашений органами местного самоуправления за  2009 год, ключевой показатель – «доля достигнутых индикаторов в их общем числе» большинством территорий края выполнен на 60%, что не всегда обусловлено объективными трудностями при достижении взятых обязательств. Наивысшая доля выполненных показателей в Соглашении в Кулундинском районе (84%), более 70% запланированных обязательств выполнено в Ребрихинском, Табунском районах. В числе отстающих администрации г. Белокурихи – обеспечили выполнение только 43 % показателей,  Советского и  Бурлинского районов – 46%.

 

Ежегодное заключение Соглашений о взаимодействии в области социально-экономического развития способствует повышению инвестиционной активности, создает организационную и финансовую основу для совместного участия органов государственной власти края и органов местного самоуправления в реализации различных проектов в экономике и социальной сфере.

 

В целях обеспечения эффективной реализации возложенных на органы исполнительной власти Алтайского края функций и задач в части выявления проблемных вопросов, конкретных объектов, требующих срочного и безотлагательного реагирования и оперативного принятия управленческих решений, в системе органов исполнительной власти Алтайского края в 2009 году началось внедрение предметно-зонального (проблемно-объектного) метода государственного управления. Определена единая схема зонирования территорий Алтайского края, за каждым управленческим округом закреплен курирующий заместитель  Губернатора, в органах исполнительной власти Алтайского края и структурных подразделениях Администрации края произведено закрепление государственных гражданских служащих по направлениям деятельности за конкретными территориальными зонами. В текущем году необходимо проводить эту работу системно, определить правильные подходы к выстраиванию совместных действий органов власти для решения проблем особой важности для экономики края.

 

Еще одна тема – оптимизация территориального устройства местного самоуправления – задача, которая была поставлена перед органами власти в 2009 году. Первым результатом этой работы стало объединение двух муниципальных образований, слившихся в одно – Змеиногорский район. И сейчас уже можно говорить об этом объединении как о положительном примере для других территорий. Эта работа продолжается и на уровне сельских поселений. Уже подготовлены  проекты краевых законов об объединении сельсоветов в Ключевском, Рубцовском, Тогульском, Усть-Калманском и Целинном районах. Вышли с инициативой  об объединении сельсоветы еще 28 районов края (Ельцовский, Краснощековский, Локтевский. Мамонтовский, Тальменский, Шелаболихинский и другие).  Однако данные процессы необходимо проводить не фрагментарно, а системно. Любое объединение должно основываться, не только на возможностях, предоставленных действующим законодательством и волеизъявлении отдельных муниципалитетов, но, прежде всего, на стратегических документах регионального и федерального уровней и наборе сценариев социально-экономического развития объединенных территорий, прогнозировании возможных последствий таких решений.

 

Мы давно уже говорим об эффективных схемах формирования органов местного самоуправления. На начало 2010 года в крае преобладающей, как в целом по России, являлись муниципальные выборы депутатов представительных органов и глав муниципальных образований.

 

Однако есть и другие подходы. В настоящее время схема формирования органов местного самоуправления, предусматривающая избрание главы муниципального образования представительным органом из своего состава и назначение главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса, предусмотрено уставами 191 муниципального образования края, что составляет 24% от общего числа.

 

В российской Федерации по контракту назначаются главы администраций:

  • 25% городских округов (по краю 54,5%);
  • 36% муниципальных районов (по краю 33,3%);
  • 33% городских поселений (по краю 33, 3%);
  • 13% сельских поселений (по краю 19,9%, 163 сельских поселения в 26 районах края).
 

В 5 районах края представительные органы формируются из глав поселений и депутатов представительных органов поселений (Заринский, Каменский, Немецкий национальный, Новичихинский, Первомайский). Завершается процедура перехода на данную форму в Родинском районе.

 

В Российской Федерации около 10 процентов всех муниципальных районов формируют представительные органы путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов поселений, которые в дальнейшем назначают по контракту, на основании конкурса, главу администрации района. Считаю данную форму в наибольшей степени отвечающей требованиям сегодняшнего дня!

 

Уважаемые делегаты съезда!

 

Муниципальная власть – это самая близкая власть к народу. Но, говоря о качестве работы муниципальной власти, люди подразумевают работу государственной власти в целом. Уверен, что наши совместные усилия по продвижению и реализации реформы местного самоуправления  позволят нам успешно преодолеть все трудности и обеспечить долговременную стабильность и развитие, как на местах, так и в крае в целом.

 

В ближайшее время нам предстоит серьезная и сложная работа. 2010 год является юбилейным годом Великой Победы, годом 75-летия со дня рождения нашего земляка Германа Степановича Титова, 100-летие его отца, знаменитого сельского учителя и просветителя Степана Титова, 100-летия со времени посещения Алтая выдающимся государственным деятелем Петром Аркадьевичем Столыпиным. Полагаю, что это не просто юбилейные даты, а возможность для нас многое переосмыслить и выстроить работу с учетом этих ярких примеров Служения Отечеству, понятных для всех жителей края.

 

Нам необходимо консолидировать наши усилия в общем стремлении развивать Алтайский край, делать жизнь наших жителей более достойной!