18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Первая организационная сессия Алтайского краевого Законодательного Собрания, на которой были избраны руководящие органы и утверждена структура АКЗС, прошла 6 октября. С этого момента можно считать, что краевой парламент приступил к исполнению своих обязанностей на 5 лет.

Обновление депутатского корпуса произошло значительное. Из 68 депутатов (34 одномандатники и 34 депутата по партийным спискам) - 38 избраны впервые или после перерыва (например, Владимир Семенов, который 2 созыва работал в Госдуме от партии ЛДПР). Максимально обновилась фракция КПРФ – все 8 депутатов избраны впервые (по спискам). Фракции ЛДПР и СР обновили свой состав на три четверти. По политическому опыту и молодости наиболее сбалансированной оказалась фракция ЕР: 25 депутатов имеют различный опыт работы в краевом парламенте, а 18 избраны впервые. При этом освободилось 2 места (одномандатник Валерий Елыкомов, победивший в 10 округе, прошел по спискам в Госдуму, а Сергей Белоусов вновь получил мандат на представительство Алтайского Заксобрания в Совете Федерации). В 10 избирательном округе (Павловский и Ребрихинский районы) будут проходить довыборы, а пока одно место в АКЗС вакантно. Заполнено оно будет только через год, так как довыборы будут проходить в единый день голосования.

Таким образом, у партии «Единая Россия» в краевом парламенте в настоящее время 42 голоса (место Белоусова займет кандидат из партийного списка). Учитывая, что простое большинство в Алтайском краевом Законодательном Собрании составляет 35 голосов, становится понятно, что все вопросы, которые не требуют квалифицированного большинства (две трети всех голосов), могут быть приняты решением одной фракции. Во всех остальных случаях необходим компромисс. Депутатский состав ЕР позволяет предполагать, что фракция сможет решить эту задачу именно из-за взвешенного соотношения опыта и молодости (в политическом отношении, а не в возрастном). Особая роль при этом будет принадлежать руководителям фракции ЕР (Борис Трофимов – руководитель, Андрей Осипов – заместитель), которым необходимо будет проявлять одновременно твердость и гибкость, чтобы получить дополнительную поддержку депутатов из других фракций.

Другое дело, что вопросов, которые требуют 2/3 голосов (в нашем случае – это и будет квалифицированное большинство), не так уж и много. Прежде всего – это Устав региона, в который вносились последние изменения в связи с предстоящим формированием Правительства Алтайского края. Еще один подобный вопрос – это преодоление вето губернатора, но такого в нашей практике еще не было. По актуальному же в ближайшее время вопросу – утверждение краевого бюджета – формально достаточно простого большинства (по точной формуле закона: большинство от установленного числа депутатов). Поэтому у ЕР есть необходимое количество законных оснований для исполнения своей избирательной программы, с которой партия победила на выборах. Чего не скажешь о других партиях, имеющих своих представителей в АКЗС.

Два сдерживающих фактора для всех партий-оппозиционеров в АКЗС – ограниченный численный состав и отсутствие политического опыта – будут какое-то время серьезно влиять на их выступления и заявления в краевом парламенте. Примеры есть уже на первой сессии. Мария Прусакова, лидер фракции КПРФ, предложила изменить регламент и ввести в структуру Заксобрания четырех заместителей председателя АКЗС – по одному от каждой партии. Желание понятно, но с логикой, управленческой целесообразностью и финансовым обоснованием – есть проблемы. Предложение не прошло. Первая политическая атака была отбита. Попытка изменить регламент и структуру АКЗС сразу не удалась. Это хорошо. Не самый лучший вариант, когда работа нового состава краевого Заксобрания могла начаться с изменения правил в угоду партийному тщеславию и желанию получить громкую должность.

Накануне сессии справедливоросс Александр Молотов в беседе с журналистом Бакфакса озвучил сценарий фактического срыва работы одного из комитетов краевого Заксобрания со стороны фракции. «Если с нами не будут вести переговоры, рассматриваем вариант войти всеми депутатами в один из комитетов, чтобы получить там большинство и иметь возможность принимать решения. Скорее всего, это будет правовой комитет, как рассматривающий наиболее широкий спектр вопросов». Деструктивный сценарий не был реализован, тем не менее, это весьма характерный пример возможных методов партийной борьбы в новом составе АКЗС. Нужно понимать, что работа любого комитета крайне важна, так именно там проходит основная проработка документа, который затем будет выноситься не сессию.  Наличие трибуны для выступлений, гарантированной реакции прессы и почти полное отсутствие серьезного политического опыта парламентской работы – все это может создать определенные трудности в работе нынешнего Заксобрания. То есть придется столкнуться и преодолеть проблемы роста представителей оппозиционных партий на уровне края.

Нужно осознать и принять: выборы и политическое противостояние закончились. Все мы ходим в магазины, к врачам, ездим по дорогам не как представители какой-либо партии, а как жители края. И проблемы, и задачи у всех нас одни и те же. И когда стоит задача их решения, мы исходим не из своих партийных пристрастий, а из общей целесообразности. Так и краевым парламентариям: в большинстве случаев необходимо принимать решение в интересах всех жителей края, а не только той части, которая голосовала на выборах по своим политическим ориентирам. Голосование шло по партийному принципу, а работать в АКЗС нужно, исходя из общекраевых задач и интересов. Тем более что работы предстоит очень много. И от решений, которые будут принимать депутаты, зависит жизнь всех без исключения жителей Алтайского края.

Первому заседанию сессии предшествовали сборы будущих четырех фракций, на которых вырабатывалась партийная позиция, велись активные консультации и определялись кандидаты на посты спикера и вице-спикера АКЗС, а также возможные руководители комитетов.

В результате голосование по кандидатуре спикера (Александр Романенко от ЕР) прошло спокойно и без проблем, тем более что его кандидатура была поддержана фракцией ЛДПР (57 голосов «за», 7 воздержались). Заместителем председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания – председателем комитета по аграрной политике и природопользованию также стал представитель ЕР Сергей Серов (46 голосов «за», 11 – «против», 6 – воздержались, 1 депутат не голосовал).

По кандидатурам председателей комитетов голосование прошло также без особых разночтений в позициях депутатов, не смотря на то, что все они – представители партии-победителя:

  • председателем постоянного комитета АКЗС по правовой политике на постоянной профессиональной основе избран Андрей Осипов (61 голос «за», 0 «против», 0 воздержались);
  • по местному самоуправлению  без отрыва от основной деятельности депутата – Борис Трофимов (63 – 0 – 0);
  • по социальной политике на постоянной основе – Татьяна Ильюченко (60 – 2 – 0);
  • по здравоохранению и науке на постоянной основе – Александр Лазарев (63 – 0 – 0);
  • по экономической политике, промышленности и предпринимательству без отрыва от основной деятельности – Альберт Лунев (61 – 0 – 0);
  • по бюджету и налогам без отрыва от основной деятельности – Владимир Устинов (60 – 1 – 1).

Здесь требуется некоторое пояснение. И Александр Романенко и Сергей Серов – новички на высоких должностях председателя и заместителя председателя АКЗС. При этом каждый из них уже много лет отработал в краевом парламенте – этот созыв у каждого из них уже пятый, на протяжении двух созывов возглавляли комитеты Заксобрания. Значит, достаточно серьезный опыт есть. Председатели комитетов, которых утвердила первая сессия АКЗС 7 созыва, также имеют достаточный опыт – за спиной у каждого как минимум второй созыв в депутатской работе. Среди заместителей председателей комитетов АКЗС от ЕР есть молодые политики Иван Мордовин, Николай Якушев. И вновь, как указывалось выше, баланс опыта и молодости. Другие партии, которые принято называть оппозиционными, получили свои места заместителей председателей комитетов. На постоянной профессиональной основе, то есть за зарплату, в АКЗС будут работать Ирина Шудра (ЛДПР) в комитете по социальной политике, Юрий Астанчик (КПРФ) – в комитете по аграрной политике и природопользованию и Людмила Суслова (СР) – в комитете по экономической политике, промышленности и предпринимательству.

Нужно отметить, что по двум комитетам сессия не утвердила заместителей председателей комитетов – по бюджету и налогам, а также по правовой политике. Это уже вопросы на вторую октябрьскую сессию. Да и по остальным комитетам количество заместителей может измениться. Все это на усмотрение депутатов. Но это уже текущие вопросы. А самое главное, что предстоит в скором времени решать народным избранникам – это утверждение краевого бюджета – основного закона, по которому предстоит жить Алтайскому краю и всем его жителям. Будут споры, доводы, компромиссы. Главное, чтобы результат работал на всех.

Справка:

За последние 12 лет партийная принадлежность депутатов АКСЗ (АКСНД) была различной. С 2008 года партия «Единая Россия» стабильно получает на выборах реальное преимущество по сравнению с другими партиями и формирует стабильное большинство краевого представительного органа.

2004 — 2008 годы (4 созыв):

 

  • «Единая Россия» — 31 человек;
  • «За наш Алтай» — 15 человек;
  • «Справедливая Россия» — 10 человек;
  • «Объединенные депутаты» — 8 человек;
  • Независимые депутаты — 5 человек.

 

2008 — 2011 годы (5 созыв):

 

  • «Единая Россия» — 45 человек;
  • «Справедливая Россия» — 9 человек;
  • КПРФ — 7 человек;
  • ЛДПР — 6 человек;
  • Независимые депутаты — 1 человек.

 

2011 — 2016 годы (6 созыв):

 

  • «Единая Россия» — 48 человек;
  • КПРФ — 9 человек;
  • ЛДПР — 6 человек;
  • «Справедливая Россия» — 5 человек.

 

2016 — 2021 годы (7 созыв):

 

  • «Единая Россия» — 43 депутата;
  • ЛДПР — 9 депутатов;
  • КПРФ — 8 депутатов;
  • «Справедливая Россия» — 8 депутатов.