В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет
В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет
С началом весны местные наблюдатели отметили весьма любопытную тенденцию, характеризующую политическую жизнь Алтая. Дело в том, что руководство «Единой России» заявило о своей готовности искать компромиссы с еще недавно, казалось бы, непримиримыми оппонентами. Лидер «единороссов» образно сравнил поиск точек соприкосновения с танцем, «когда девушка готова танцевать». Эту метафору в политической тусовке ехидно прокомментировали: мол, кто девушку танцует, то ее и… Ну в общем, понимаете. В этой шутке в известной степени нашло отражение недоверие политических конкурентов к последним инициативам алтайских «единороссов», которых оппоненты привычно подозревают в каких-то каверзах и подвохах. Между тем ситуация такова, что на Алтае «Единая Россия», с нашей точки зрения, просто вынуждена идти на достижение неких компромиссов, договоренностей с оппонентами. Во всяком случае, с наиболее вменяемыми и предсказуемыми из них, на площадке краевого Законодательного Собрания. Ведь именно оно в последние месяцы становилось источником скандалов и демаршей различных политических сил оппозиционного спектра, будоражило общество и, несомненно, вызывало недовольство исполнительной власти. Вспомним избрание сенатором Сергея Белоусова или последний бойкот сессии АКЗС депутатами от ЛДПР и КПРФ, на которой решались весьма принципиальные вопросы. К сожалению, в последнее время именно краевое Заксобрание, часть его депутатов, как раз и выступает в качестве организаторов уличных акций гражданского неповиновения, выплескивают внутрипарламентские и межпартийные разногласия и конфликты на площадь, пытаясь превратить ее в майдан, генерируют и провоцируют протестные выступления. В условиях углубляющегося экономического кризиса такая «игра с огнем» крайне опасна. Впрочем, думается, не меньше заинтересованы в поиске компромиссов и некоторые оппозиционные партии. К примеру, «Справедливая Россия», которой удалось избежать участия в этих скандальных «мероприятиях», негативно сказывающихся на имидже края и его руководства в Москве. Более того, лидер «эсеров», депутат Госдумы Александр Терентьев заявил о возможности переговоров с «партией власти» на определенных условиях, обозначив формат этого общения и выдвинув некоторые условия (на взгляд местных наблюдателей, вполне приемлемые и реалистичные). К тому же Терентьев недавно высказал поддержку переизбранию Александра Карлина на пост губернатора края. Это уже серьезная основа для некоего консенсуса, неких тактических договоренности на межпартийном уровне в Алтайском крае. Поводом для налаживания тактического партнерства являются и последние электоральные успехи «эсеров» на муниципальных выборах. Похоже, в «непримиримой оппозиции» произошел раскол, а «Справедливая Россия», наращивая политические мускулы, неуклонно дистанцируется от своих бывших «союзников», которые все больше напоминают политических лузеров, маргинализируются буквально не по дням, а по часам. Разумеется, каждая из партий хочет сохранить свое политическое лицо, своих избирателей. Однако не может не радовать тот факт, что в непростых нынешних условиях межпартийные или идеологические разногласия и противоречия отходят на второй план, а в качестве приоритета основные политические игроки готовы считать общественное согласие и спокойствие, социальную ответственность партий.
- Борис Александрович, чем готовы вы пожертвовать ради достижения стабильности и общественного согласия? Ведь компромисс – это всегда жертва, уступка… - Сразу оговорюсь: с точки зрения политических компромиссов мы, естественно не пойдем ни на какие уступки. В первую очередь это относится к оценке деятельности правительства, президента. Ведь критика критике рознь: есть конструктивная, а есть популистская, деструктивная. Принципами мы не торгуем. Или, как говорят, в борьбе идей нет компромиссов. Вместе с тем я согласен, что в последнее время скандалы, которые сопровождали работу краевого Законодательного собрания, носили вполне определенные политические цели, которые диаметрально расходятся с интересами края и его жителей. Хотя участники этих акций и преследовали разные цели – кто-то политические, партийные, кто-то сугубо личные, популистские. Однако повод для этих демаршей не носил какой-то политической окраски. С моей точки зрения, это были чисто технические вопросы. В чем он заключались? Дали или нет пять минут для перерыва, предоставили кому-то слово или нет, открыл первую сессию не старейшина депутатского корпуса, а кто-то другой из депутатов и т.д. Депутаты этого созыва отработали уже год. У каждого из них есть свои партии, свой электорат. И когда мы приезжаем в округа, избиратели задают нам вполне закономерные вопросы: а что там у вас происходит, что за бойкоты и скандалы? И нам порой нечего внятно ответить. Получается, что второстепенные организационно-технические вопросы вытесняют на обочину людей, которые собственно, нас и избирали. Зачастую сущностные, принципиально важные проблемы на сессиях оттесняются на второй план текущими, рутинными, второстепенными. По моему убеждению, именно Совет и мог бы взять на себя формирование повестки сессии, обозначать точки взаимодействия с администрацией края, давать какие-то поручения. В состав Совета должны входить руководители или представители фракций. Но основой для консенсуса в рамках такого политико-консультативного, организационно-политического органа должно быть общее согласие не допускать такого рода демаршей и шантажа, скандалов, которые имели место в последние месяцы. Чтобы не получалось, что вечером мы, руководители фракций, о чем-то договариваемся, а утром не исполняем достигнутых решений и договоренностей. В этом отношении это должен быть ответственный орган. В состав совета в согласованном формате должны войти четыре руководителя фракций, председатель, его заместитель и руководитель комитета по законности и правопорядку. Аппарат, председатели комитетов – это второй уровень. Такая конструкция никоим образом, по моему мнению, только упорядочивает взаимоотношения с фракциями. - Вопрос о создании Совета АКЗС уже решен? - Да, такая договоренность достигнута. Дело только за внесением этой инициативы на апрельскую сессию. Если в первоначальной редакции это предложение должно было быть внесено фракцией ЛДПР (а «Единая Россия» готова была его поддержать), то на днях, после переговоров было решено, что с докладом на сессии будет выступать представитель «Единой России». Либерал-демократы с этим согласились. Рассчитываем на поддержку этого проекта со стороны всех остальных фракций. - А возможно ли выстраивание каких-либо политических союзнических отношений в тактическом формате между «Единой Россией» и другими политическими партиями на Алтае? В последнее время в качестве такого потенциального контрагента нередко называют «эсеров»… - Таких задач перед собой наша партия не ставила и не ставит. Разумеется, региональный политический контекст имеет свою специфику, имеет свою подсветку. Кстати, ведь с той же «Справедливой Россией» мы поддержали на выборах нынешнего президента. Иными словами, основной, принципиальный вопрос у нас с ними решен. В тактической плоскости, на региональном уровне в смысле законотворческой деятельности для нас могут быть союзниками все, кто поддерживает курс президента и премьера. Поэтому я выступил в роли, если хотите, дамы, которая пригласила на белый танец кавалера (в свое время Борис Трофимов метафорично заявил, что «Единая Россия» готова станцевать танец с любой девушкой, если она на это согласна – Авт.), предложив всем оппонентам площадку для поиска компромисса. За чашкой чая были определены узлы, точки компромисса.
Первое – это создание Совета краевого Законодательного Собрания. Второе – количественный состав Мандатной комиссии. Третье – изменение регламента предоставления информации по голосованию. Четвертое – допуск к СМИ Пятое – обеспечение транспортом Было решено регулярно собираться всем руководителям фракций и по-мужски (теперь фракцию ЛДПР возглавляет Елена Клюшникова – Ред.) обо всем договариваться, что называется, на берегу. Моя корысть только в том, что я хочу снять обвинения в свой и фракции адрес об узурпации каких-то полномочий, преференциях, ущемлении прав других фракций и депутатов. Ничего этого нет, смею вас заверить! - Неужто политические претензии не возникали в ходе такого открытого обмена мнениями? - А тут возникает интересный вопрос: являются ли руководители других фракций самодостаточными политическими персонажами, обладают ли соответствующим партийным мандатом, чтобы решать какие-то политические вопросы или заявлять о своих кадровых амбициях? К примеру, претендовать на какие-то посты и должности в краевом Законодательном Собрании. Вот я, к примеру, одновременно и руководитель краевой парторганизации, и лидер фракции. Иными словами, мне ни с кем советоваться не надо. Уважаемый Александр Евгеньевич Мастинин! Переговорите с г-ном Тереньтевым, узнайте его мнение. А уж тогда будем обсуждать все ваши предложения. Уважаемый Виталий Александрович Сафронов! А вы переговорите с товарищем Багаряковым или с кем-то другим. Ведь надо жить по правилам, а не по понятиям. - Что же дальше? Можно ли рассчитывать, что конфронтационный период жизни краевого Законодательного Собрания миновал? - Действительно, лед тронулся. Один из оппонентов даже заявил: «Хорошо, что мы договорились!». Действительно, компромисс, как мне кажется и хотелось бы на это надеяться, достигнут. Однако думаю, торопиться с выводами и оценками не стоит. Ведь наши оппоненты не раз демонстрировали поразительное непостоянство и удивительную непоследовательность. - Есть ли пределы вашей готовности идти на компромиссы? - Еще раз подчеркну: мы не пошли на какие-то политические уступки. Это разговор ответственных руководителей фракций об организации эффективной работы краевого парламента. Это вопросы тактики, а не стратегии, идеологии. Ведь мы не обсуждали политические вопросы, бюджетные проблемы, курс администрации края. Это вовсе не исключает возможность и каких-либо политических компромиссов. Но только на основе сохранения стабильности в крае. - Какие фракции в АКЗС, с вашей точки зрения, не только декларируют готовность к компромиссу, но и реально делают сегодня конкретные шаги в направлении конструктивного сотрудничества? - У нас из четырех фракций три заявляли о своей лояльности президент и правительству и лишь одна – КПРФ - относит себя к оппозиции. В отношении коммунистов все понятно, это их принципиальная, бескомпромиссная позиция. А вот что касается «Справедливой России» и ЛДПР, то на краевом уровне позиция федеральных партийных структур иногда, к сожалению, существенным образом опосредуется субъективными факторами на уровне конкретных личностей и персонажей. Превалируют не положения партийных программ (если таковые вообще существуют), не идеология, а какие-то личные взгляды, отношения, эмоции. Неслучайно поэтому я и задаюсь вопросом, с кем вести переговоры, кто главный в этой компании и насколько эти люди выражают позицию партии. Получается, что сегодня мы договариваемся с кем-то из наших оппонентов, а завтра он умывает руки и не выполняет достигнутых договоренностей, своих обещаний. Взять, к примеру, фракцию ЛДПР. Мы выстраивали отношения с Арменом Шагиняном, лидером фракции либерал-демократов. Его позиция, позиция его заместителя были понятны. А потом оказывается, что вовсе не они определяют политику ЛДПР в краевом парламенте, а г-н Семенов (депутат Госдумы, руководитель краевой парторганизации ЛДПР – Ред.). Вот и получается, что в этих фракциях – и «СР», и ЛДПР – крайне зыбкая и нетвердая политическая основа. Мы готовы к компромиссам, тем более что принципиально проблемы, по которым они необходимы, можно пересчитать по пальцам одной руки. Первое. Переизбрание губернатора. Второе. Секвестирование бюджета. Острое обсуждение этой болезненной, но необходимой процедуры неизбежно и вполне естественно. Третье. Контроль за исполнением бюджета, финансированием отдельных программ. Здесь есть несколько очень принципиальных вопросов взаимодействия с администрацией края. В первую очередь в плоскости подготовки целевых, ведомственных программ. Разумеется, сложившаяся в этой области практика корреспондируется с федеральной моделью администрации, но финансируются они из средств краевого бюджета. Наконец, четвертое. Это подготовка законодательных инициатив в Госдуму. Практика показывает, что не более 2-3 процентов таких инициатив, поступающих из субъектов федерации, принимается в Госдуме. - Каков ваш прогноз развития внутриполитической ситуации в краевом парламенте? - Думаю, она нормализуется. - Эксперты и политические обозреватели прогнозируют, что апрель станет самым сложным в социально-политическом отношении месяцем. Затем начнется дачно-огородный сезон и возможности для мобилизации протестных настроений существенно снизятся. А как вы считаете? - Ожидаемые 4 апреля массовые акции протеста не оправдали надежд их главных идеологов и инициаторов. Пикеты в солнечный апрельский день насчитывали максимум 10-15 человек.
|