18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

Как известно, сегодня в Алтайском крае одновременно разрабатывается целый ряд стратегических для его развития документов. В этом ряду важное значение отводится разработке Схемы территориального планирования, которой занимаются специалисты авторитетного проектного НИИ и Управления Алтайского края по строительству и архитектуре. Этот документ должен в течение ближайших десятилетий определять перспективы и стратегию развития края.   

НЕОБХОДИМА СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

Схема территориального планирования (СТП) Алтайского края разрабатывается в  соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Разработка ее началась еще в 2006 году и ведется ЦНИИП градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), который выиграл конкурс на разработку Схемы. ЦНИИП градостроительства является высокопрофессиональной организацией, обладающей собственными уникальными методиками комплексных исследований, в частности, в области экономического анализа и прогноза. Заказчиком выступает администрация края. Работа над этим документом должна была быть завершена до 1 января 2008 года. Сегодня  разработаны проектные предложения, начинается этап согласования и внесения в них изменений.  Разработчики Схемы на Алтае уложились в ранее установленные сроки. Во многом это объясняется организованной работой всех звеньев. В сборе исходных данных участвовали все заинтересованные федеральные и краевые ведомства, структурные подразделения администрации края. А в экспертной оценке собранных и подготовленных материалов по комплексной оценке территории края принимали участие ученые и специалисты Алтайского края, в частности, Института водных и экологических проблема СО РАН  и Главного управления экономики и инвестиций (ГУЭИ).

Схема территориального планирования фактически представляет собой стратегию развития территории края, его инженерной, транспортной и проч. инфраструктуры. К тому же она вписана в пакет других стратегических документов. Так, к примеру, Схема территориального планирования рассчитана до 2030 года, Стратегия социально-экономического развития края - до 2025 года, долгосрочная программа – до 2017 и краткосрочная программа развития – до 2012 года.  

- Казалось бы, наш край изучен вдоль и поперек. Однако необходимо систематизировать и проанализировать всю эту имеющуюся информацию с перспективой эффективного использования всего имеющегося в крае потенциала. Надо понять, как можно использовать эти ресурсы, - полагает заместитель начальника Управления строительства и архитектуры Алтайского края Надежда Клюк.

Очевидно и другое: рассчитывать на приток серьезных инвестиций, которых с нетерпением ждет наш регион, сложно, если не будет в наличии программы, позволяющей четко понять, какими возможностями и перспективами обладает Алтайский край. Так, к примеру, инвесторы, готовые вкладывать средства в развитие туристско-рекреационной или игорной зон в Алтайском крае, вполне резонно интересуются: а есть ли в нашем регионе схема территориального планирования, предполагает ли она размещение этих зон именно в том месте, где планируется их организовывать и т.д. Таким образом, Схема территориального планирования - своеобразный «входной билет», карт-бланш для участия в федеральных инвестиционных программах, привлечения не только государственных, но и внебюджетных капиталовложений.  В первую очередь, частных, поскольку, как показывает практика, именно «частник» очень внимательно относится к наличию в регионе таких документов, участию региона в федеральных программах, поддержке региональных проектов на федеральном уровне. В своем роде это гарантия эффективности инвестиционного проекта, надежности капиталовложений.

К тому же у инвесторов, готовых вкладывать средства в строительство производственных объектов, развитие туристско-рекреационной или игорной зоны, возникают обоснованные вопросы: а какие объекты  инженерной инфраструктуры необходимо строить, сколько это потребует дополнительных средств, какого рода обременениями это может обернуться.  При наличии такого документа как СТП любой инвестор может получить интересующую его информацию о перспективах собственных капиталовложений.

Возникает резонный вопрос: а как соотносится Схема территориального планирования, разрабатываемая ЦНИИП градостроительства со Стратегией социально-экономического развития края, над которой трудится московская консталтинговая компания «РОЭЛ-Консалтинг»?

- У нас нет недопонимания по этому поводу. Стратегия тоже говорит о развитии региона, но в ее содержании и подходах есть свои, специфические подходы. Важно, чтобы намеченные стратегические перспективы учитывали реальные возможности территорий. Иными словами, Стратегия рассматривает перспективы развития шире, в более общем виде. Различия в подходах Стратегии и Схемы, конечно, есть. Но противоречий нет. Основные предложения материалов экономического блока, разработанных в ходе работы на Схемой территориального планирования, были включены в качестве составной  части Стратегии социально-экономического развития Алтайского края.  Вот почему главное, не загубить оригинальные подходы, предлагаемые учеными, а находить точки взаимодействия в интересах края, - считает Надежда Клюк.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ВЕРТИКАЛИ И ГОРИЗОНТАЛИ

Сегодня в каждом муниципальном образовании разрабатываются ежегодные планы социально-экономического развития. Очевидно, что эти документы должны будут коррелировать со Схемой территориального планирования, которая в своем экономическом блоке содержит конкретные предложения по эффективному размещению объектов индустрии, реальных производств. Иными словами, опираться на нее. Аналитическая работа авторитетных экспертов, участвующих в разработке СТП, как правило, тесно увязана с проблемами городов и районов края. И это подтверждает практика. В ходе разработки СТП проектные предложения московских проектировщиков нашил подтверждение и поддержку муниципальных властей на местах, делового сообщества в территориях Алтая.

Есть несколько принципиальных моментов, отраженных в Схеме территориального развития. Так, к примеру, разработчики отметили, что территория края очень мелко расчленена на районы. Это создает дополнительные сложности в управлении регионом. Эксперты выделили три экономические района – Барнаульский, Бийский и Рубцовский, которые делятся в свою очередь на субзоны. Это в свою очередь определяет и развитие транспортной и прочей инфраструктуры.

Важной задачей было провести сравнительный анализ развития разных территорий края, установить, какие города, населенные пункты и прилегающие к ним территории развивать в приоритетном порядке. Очевидно, что в процессе работы разработчики пришли к выводу: восточная часть края – более развита, нежели западная.

Сегодня при принятии любых управленческих решений, стратегическом планировании нужно учитывать, где чьи земли находятся – муниципальные, краевые или федеральные. Без этого невозможно планирование развития той или иной территории. Эта информация, кстати, тоже включена в Схему территориального планирования.

Специалисты ЦНИИП градостроительства первыми предложили создание на территории края нескольких индустриальных кластеров. К примеру, фармацевтического в Бийске. Потом эти идеи нашли свое отражение в Стратегии социально-экономического развития. Они также предлагают развитие приграничных территорий, создание в них логистических узлов.

Разработчики также посчитали, что особо охраняемых природных территорий у нас меньше, чем требуется. Нужно охранять не только уникальные природные объекты, но и другие. Без этого невозможно выживание территории.

Генеральные планы и схемы территориального планирования сегодня разрабатываются практически во всех городах края и в 20 сельских районах края. Это большое достижение с учетом того, что средств на это в муниципалитетах не хватает, не достает квалифицированных собственных кадров. А ведь беда еще и в том, что в России почти не осталось разработчиков – слишком дешево стоит эта работа, хотя требует огромных усилий, большого опыта и профессионализма. Но делать это, как показывает практика, совершенно необходимо. Без этого невозможно развитие территорий в современных условиях.

Кстати, надо отметить, что уже выполнен генплан Рубцовска – третьего по величине города Алтайского края. Недавно утверждены новые правила застройки города со всеми необходимыми регламентами, работа над которыми продолжалась почти три года.  Получается, что в настоящий момент Рубцовск – единственный город нашего региона, имеющий всю необходимую правовую базу для строительства и размещения объектов. Теперь туда по идее инвесторы должны толпой пойти, поскольку есть ясно и внятно сформулированная схема градостроительного зонирования города, с прозрачными и понятными правилами и условиями застройки. Чиновник уже не сможет диктовать какие-то условия застройщику, устанавливать дополнительные обременения. Инвестор сам выбирает участок под застройку в соответствии со своими желаниями, возможностями и конъюнктурой рынка недвижимости, планирует специфику планируемого к возведению объекта в соответствии с градостроительным зонированием. Несомненно, наличие такого принципиального документа будет способствовать оживлению развития города, привлечение в эту сферу инвестиций. Стоит отметить, что даже краевой центр только на подходе к принятию  Генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки.

- Мы уже 15 лет не занимаемся развитием территории. Вот возникают проблемы с застройкой в Барнауле, сокращением зеленых насаждений и градостроительным развитием краевого центра в целом, и становится очевидно: был бы Генеральный план – и ситуация могла выглядеть совсем иначе! – отмечает Надежда Клюк.

В известной степени это касается и сельских районов. Ведь в случае разработки схемы его территориального планирования стало бы понятно, какие объекты инженерной инфраструктуры и где необходимо строить, какие учреждения бытового обслуживания, здравоохранения и образования необходимо создавать и т.д. Пока, к сожалению, такие объекты строятся без всякого плана, зачастую хаотично и спонтанно, хозспособом, исходя из собственных возможностей муниципалитета и представлений его главы.  

Схема территориального планирования позволяет всем управленческим структурам принимать решения в унисон, согласованно. К тому же содержание СТП представляет собой мощную информационную базу, которой могут пользоваться все заинтересованные ведомства в интересах края, муниципальные образования для разработки документов своего перспективного планирования и  развития.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ

Проект Схемы территориального планирования дважды рассматривалась на заседаниях специальной рабочей группы под председательством вице-губернатор Яковом Ишутиным, в работе которой принимали участие как заинтересованные ведомства и представители заказчика, так и разработчики документа. Уже была представлена комплексная оценка территории края, состоящая из 5 блоков или рамочных направлений: экономического, природно-экологического, планировочной организация территории, инженерной и транспортной инфраструктуры. Именно по этим направлениям и оцениваются состояние и перспективы развития нашего региона.

Проектные решения, разработанных и предлагаемых учеными ЦНИИП градостроительства, сегодня проходят согласования на уровне муниципальных образований. Предложения также планируется согласовать с соседними регионами в той части, которая задевает наши общие интересы, ущемляет  права наши или наших соседей. К примеру, если речь идет о развитии какой-либо сопредельной природной территории или возведении какого-либо представляющего потенциальную угрозу экологии соседей  объекта. Предложения о добровольном сотрудничестве в сфере обмена информацией направлены в соседний Казахстан. Процесс согласования идет и с ведомствами, которые имеют собственные планы развития в тех или иных регионах.

Любопытно, к примеру, что в работе последнего совещания пожелали принять участие представители Российского космического агентства (Роскосмоса). Оказалось, что их заинтересовало будущее тех районов края, где происходит падение фрагментов ступеней космических ракет, запускаемых с космодрома Байконур. Дело в том, что Роскосмос выплачивает этим районам компенсацию.

Так что процесс уточнения проектных решений идет полным ходом. Оно и понятно: по графику, утвержденному Минрегионразвития, во втором квартале будущего года Схема территориального планирования должна быть  представлена в это министерство после окончательного согласования со всеми министерствами и ведомствами. А их ни много ни мало более трех десятков! Уже затем предстоит утверждение этого документа на уровне края. Загадывать, сколько она продлится, сложно. Однако очевидно,  затягивание этого процесса – не в интересах региона. Ведь администрация края заинтересована в реализации крупных инвестиционных проектов на территории нашего региона, в полновесном участии Алтая в федеральных целевых программах.  К тому же, как только будет принята СТП, то все средне- и долгосрочные программы будут разрабатываться с учетом содержания этого документа.  Иными словами, Схема – специфический юридический документ, обладающий особым статусом, специальный порядок  согласования и принятия которого определяет Градостроительный кодекс. Он же предусматривает внесение изменений и дополнений в Схему территориального планирования.

Ясно, что для  разработки планов перспективного развития края необходимо, чтобы соответствующие необходимые средства были заложены в бюджет. То есть соблюсти определенную процедуру. Также необходимо проведение согласования по поводу обременений и ограничений при разработке генеральных планов для городов края, со схемами территориального развития районов края. Разработчики генерального плана города Барнаула в границах муниципального образования также должны учитывать проектные предложения, заложенные в СТП.

Как бы то ни было, Схема территориального планирования Алтайского края после всех необходимых процедур должна быть окончательно утверждена постановлением губернатора края после рассмотрения ее на Совете администрации края. Надо отметить, что  ее утверждение не предусматривает проведения публичных слушаний. Оно и понятно: при обсуждении столь стратегически важного для нашего региона документа должна присутствовать аргументированная, профессиональная позиция, а не борьба мнений, зачастую дилетантских,  протекающая в плоскости досужих суждений.