18+

В Алтайском крае зафиксировали самые высокие темпы роста заработной платы за последние 15 лет

Подробнее…

Рубрики

Короткой строкой...

Аналитика

Экспертная оценка

Дословно

Инвестиции и инновации

Рынки и компании

Реплика

Промышленность и экономика

Повестка дня. Строительство.

Повестка дня. Рынок труда.

Повестка дня. Образование

Повестка дня. Здравоохранение

Повестка дня. Промышленность и энергетика

Повестка дня. Социальная сфера

Повестка дня. Село и АПК

Политотдел

Туризм

Баннер

 

Общая информация

 

Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири, на границе континентальной Азии в 3419 км от Москвы. Территория края составляет 168 тыс. кв. км, по площади  занимает 24-е место в Российской Федерации и 10-е место в Сибирском федеральном округе. На севере край граничит с Новосибирской областью, на востоке – с Кемеровской областью, юго-восточная граница проходит с Республикой Алтай, на юго-западе и западе – государственная граница с Республикой Казахстан, протяженность которой 843,6 км.

На начало 2008 года численность населения составила 2508,5 тыс. жителей (1,8% населения России), в том числе в трудоспособном возрасте – 1593,5 тыс. жителей (63,5% населения края). Отличительной особенностью региона является высокая доля сельского населения – 46,4% (по России – 27%).

 

На территории региона расположено 12 городских округов и 60 сельских районов. Административный центр - г. Барнаул.

В крае преобладают два типа ландшафтов: на востоке – горный, на западе – степной. Здесь богатый растительный и животный мир. В крае присутствуют почти все природные зоны России - степь и лесостепь, тайга, горы и богатые речные экосистемы.

Алтай располагает огромными запасами разнообразных природных ресурсов. Полезные ископаемые представлены месторождениями полиметаллов, железа, поваренной соли, соды, гипса, бурых углей и драгоценных металлов. Край знаменит уникальными месторождениями яшмы, малахита, порфиров, мраморов, гранитов, строительных материалов, минеральными и питьевыми водами, лечебными грязями. Регион богат лесными ресурсами. Лесной фонд составляет более одной пятой территории края и занимает площадь 3440,4 тыс. га. Из 13000 озёр самое большое – Кулундинское, его площадь 728 кв. км. Наиболее крупные реки – Бия, Катунь, Обь, Алей и Чарыш.

Экономика Алтайского края – это сложившийся многоотраслевой комплекс. В структуре валового регионального продукта (далее – ВРП) существенно преобладают доли обрабатывающих производств, сельского хозяйства, торговли. Данные виды деятельности формируют свыше 58% общего объема ВРП.

 

Современная структура промышленного комплекса характеризуется высокой долей обрабатывающих производств (свыше 80% в объеме отгруженных товаров). Ведущими отраслями промышленности являются производство пищевых продуктов, производство машиностроительной продукции (вагонно-, котло-, дизелестроение, сельхозмашиностроение, электрооборудование), производство кокса, а также химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий.

 

Алтайский край входит в число крупнейших производителей продовольствия в России: он занимает 1-е место в стране по производству молока на душу населения, 4-­е место - по поголовью крупного рогатого скота, валовому производству молока и по валовому объему производства зерна (с показателем 4,7 млн. т в 2007 году).

 

Трудовые ресурсы Алтайского края, подготовленные научными и научно-образовательными учреждениями различных профилей, характеризуются высоким профессиональным уровнем и способны удовлетворить потребность развивающейся экономики в научных исследованиях и высококвалифицированных кадрах для реализации инновационных проектов и размещения технологически новых производств.

 

Алтайский край находится на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков, в непосредственной близости к крупным сырьевым и перерабатывающим регионам. Через Алтайский край проходят
 
автомагистрали, соединяющие Россию с Монголией, Казахстаном, железная дорога, связывающая Среднюю Азию с Транссибирской магистралью, международные авиалинии. Выгодное географическое положение региона и его высокая транспортная доступность открывают широкие возможности для установления прочных экономических и торговых связей межрегионального и международного уровней.

Рекреационный потенциал в сочетании с благоприятным климатом юга Западной Сибири, богатое историко-культурное наследие предоставляют возможность для развития на территории Алтайского края разнообразных видов туризма и спортивно-развлекательного отдыха.

Инвестиционная политика Алтайского края направлена на формирование максимально выгодных условий для привлечения инвестиций:  совершенствование форм государственной поддержки бизнеса, развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической), укрепление экономических позиций края внутри России и за рубежом, обеспечение правопорядка.

Научно-технический и инновационный потенциал Алтайского края

Алтайский край обладает достаточно развитым научно-техническим и инновационным потенциалом, основу которого составляют организации, ориентированные на потребности оборонной промышленности, машиностроения и агропромышленного комплекса. Основой инновационной системы региона является г. Бийск, которому решением Правительства Российской Федерации в ноябре 2005 года присвоен статус наукограда. Предприятиями Бийска сегодня производится более 10% промышленной продукции региона, более половины которой – наукоемкая. При этом вся инновационная цепочка – от исследований и разработок до производства продукции – реализуется в рамках одного муниципального образования.

 

По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА» по уровню инновационной составляющей Алтайский край по итогам 2007 года в рейтинге субъектов страны занимал 21 место. В Сибирском федеральном округе регион уступает лидерство только Новосибирской и Томской областям, исторически ориентированным на выполнение функций научного обслуживания, и Красноярскому краю.

Важным фактором развития инновационной деятельности края является государственная поддержка, оказываемая на краевом уровне. В сентябре 2006 года принят закон «Об инновационной деятельности в Алтайском крае», предусматривающий комплекс мер и инструментов господдержки инноваций, среди которых – государственный заказ на прикладные для региона исследования и разработки, премии и гранты, компенсация части процентной ставки по банковским кредитам. Начиная с 2009 года планируется проведение регионального конкурса инновационных проектов.

 

Одной из точек роста инновационной активности в крае выступает проект создания Алтайского биофармацевтического кластера на базе ряда высокотехнологичных предприятий наукограда Российской Федерации г. Бийска. Целью проекта является разработка и выпуск инновационных лекарственных препаратов и субстанций, а также производство качественных недорогих биологически активных добавок в рамках замкнутой производственной цепочки.

 

Особенность формируемого кластера заключается в сочетании трёх компонентов: химико-фармацевтического, биофармацевтического производства и производства продуктов питания с заданными полезными свойствами.

Естественными конкурентными преимуществами кластера станут биофармацевтика и биопарафармацевтика – направления, основанные на использовании природных ресурсов Алтая.

 

Приоритетным направлением развития инновационной деятельности в крае является сфера нанотехнологий. В 2007 году в крае создана Ассоциация «Межрегиональный центр нанотехнологий» (далее – «МРНЦ»), объединившая предприятия и организации не только Алтайского края, а также Томской и Новосибирской областей. В 2008 году МРНЦ стал полноправным членом Некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация Наноиндустрии».

 

Сегодня МРНЦ разрабатываются проекты в сфере энергетики, такие как получение синтетической нефти и полукокса из бурого угля; в области живых систем – использование наноалмазов в качестве переносчиков фрагментов ДНК, разработка наноструктурных композиционных материалов и ряд других.

 

Дальнейшие перспективы инновационного развития Алтайского края связаны с упорядочением нормативно-правовых условий функционирования элементов инновационной системы, совершенствованием механизмов государственного участия в развитии региональной инновационной системы, повышением эффективности реализации перспективных инновационных программ и проектов, созданием правовой основы для деятельности новых субъектов инновационной системы, аккумулированием расходов на финансирование проектов технологической модернизации.

 

Инвестиционная привлекательность края и крупные инвестиционные проекты

 

Выгодное географическое положение, богатый природно-ресурсный потенциал, развитая рыночная и производственная инфраструктуры, высокий научный и инновационный потенциал и информационная открытость создают благоприятные условия для инвестиционной привлекательности и деловой активности региона. При этом основной акцент в инвестиционной политике сделан на формирование точек экономического роста - особых экономических зон, стимулирование разработки и реализации крупных инвестиционных и инновационных проектов, способных модернизировать производственный капитал, организующих производство конкурентоспособной продукции и обеспечивающих высокую бюджетную эффективность.

 

Инвестиционная активность предприятий края демонстрирует высокие темпы развития: на протяжении трех последних лет рост инвестиций в основной капитал в крае превышает средние показатели по Российской Федерации более чем на 5,9-9,1 процентного пункта. В 2007 году объем инвестиций в основной капитал составил 42,7 млрд. рублей (128,2% к уровню 2006 года). В январе-августе 2008 года рост объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 121,5% и превысил среднероссийский показатель на 8,1 п.п.

 

Общий уровень инвестиционного потенциала Алтайского края достаточно высок, по экспертным оценкам край на протяжении последних 10 лет входит в число первых 30 регионов России. По итогам 2007 года регион по данному показателю занял 24 позицию среди 83 субъектов России, будучи еще два года назад на 28 месте. При этом на 11 пунктов по сравнению с 2006 годом снизился инвестиционный риск. Всё это позволило Алтайскому краю улучшить своё положение в общем рейтинге регионов и повысить привлекательность края в целом.

Международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» в августе 2008 года присвоило Алтайскому краю долгосрочный рейтинг по международной шкале на уровне "BB-". По национальной шкале присвоен долгосрочный кредитный рейтинг "A+(rus)". Прогноз по рейтингам дается как «Позитивный». Согласно полученному результату экономика Алтайского края имеет высокую конкурентоспособность относительно других регионов России; имеется потенциал для привлечения инвестиций и возможность дальнейшего повышения рейтинговых оценок; край в полном объеме выполняет свои финансовые обязательства и при возникновении кредитных рисков способен их нейтрализовать путем использования альтернативных ресурсов.

 

Для обеспечения макроэкономической стабильности в регионе определены долговременные приоритеты, источники развития, создана современная система управления.

 

Законодательная база края обеспечивает комфортные условия для привлечения инвестиций, защиту прав собственности инвесторов, сводит к минимуму финансовые риски, предусматривает предоставление государственной поддержки инвесторов:

  • гарантии Алтайского края по кредитам, направляемым на реализацию программ (проектов);
  • субсидирование налога на прибыль, налога на имущество, части банковской процентной ставки по привлекаемым инвесторами банковским кредитам;
  • возмещение части расходов, связанных с приобретением машин и оборудования по договорам лизинга.

Эти меры позволяют существенно расширить круг организаций, осуществляющих реализацию инвестиционных и инновационных проектов, и создают условия для разработки новых.

 

В 2008 году вступает в действие еще один новый вид поддержки - субсидирование за счет средств краевого бюджета части процентной ставки по корпоративным облигационным займам на финансовом рынке, привлекаемым инвесторами (эмитентами) на реализацию инвестиционных и инновационных проектов. Право на получение государственной поддержки будут иметь реализуемые инвестиционные проекты на территории края в различных видах экономической деятельности, характеризующиеся новизной технических и технологических решений, и стоимостью не менее 500 млн. рублей. Достаточно эффективно действует краевой лизинговый фонд. В течение 2005-2007 годов на развитие фонда направлено около 700 млн. рублей средств краевого бюджета.

 

Администрация края стремится максимально использовать потенциал всех секторов экономики региона. При этом ставится задача использовать наши конкурентные преимущества – уникальный природный, туристско-рекреационный, научный и инновационный потенциал, трудовые ресурсы.

 

Работа органов исполнительной власти в направлении развития инвестиционной и активизации инновационной деятельности в регионе приносит свои результаты. Показатели развития края свидетельствуют о том, что инвестиционная привлекательность Алтайского края как региона с высоким инвестиционным потенциалом и низкими рисками ежегодно повышается.

 

Наиболее значимыми проектами, призванными обеспечить благоприятные условия для реализации потенциала нашего края, являются:

 

Крупные инвестиционные проекты, осуществляемые и планируемые для реализации в Алтайском крае

 

№п/пНаименованиеИнициатор проектаОбщая стоимость, млрд. рублей
1.Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»Администрация Алтайского краяБолее 30,0
2.Создание конденсационной электростанции (КЭС) мощностью 600 МВт и увеличение объема добычи угля до 2 000 тыс. тонн в годООО «Мунайский угольный разрез» 29,6
3.Создание игорной зоны «Сибирская монета»Администрация Алтайского краяБолее 28,0
4.Освоение Корбалихинского месторождения полиметаллических рудОАО «Сибирь-Полиметаллы»13,0 
5.Многоэтажная застройка, объекты общественного и коммунального назначения, инженерные сети и сооружения кварталов 2008, 2011 (г. Барнаул)МУП «Барнаулкапстрой»9,72
6.Многоэтажные жилые дома с встроенно-пристроенными помещениями обслуживания и зданиями общественного назначения микрорайона 16 «А» (г. Бийск)ООО «Бийскжилстрой» 8,43
7.Строительство высокотехнологичного завода по производству цементаООО «Концерн Алтайкоксохимстрой»7,0
8.Реконструкция Ребрихинского мелькомбината в современное предприятие по глубокой комплексной переработке пшеницыОАО «Пава»6,4
9.Строительство свиноводческого комплекса, соответствующего европейским стандартам, с прогрессивной технологией раннего отъема, оптимизацией кормления и внедрением энергосберегающих технологийООО «Алтаймясопром»3,7
10.Строительство птицеводческого комплекса мощностью 36 тыс. тонн мяса птицы в годООО «Алтайский бройлер»3,6
11.Создание мощностей и организация производства гусеничного многофункционального трактора А-600ООО «Алтайский трактор» 2,1
12.Строительство II-ой очереди цементного завода в п. Голуха ОАО «Цемент»1,7
13.Строительство жилого комплекса из трех 24 – этажных домов с объектами общественного назначения, подземными автостоянками, трансформаторными подстанциями, с противооползневым берегоукреплением рек Оби и Барнаулки (г. Барнаул)ООО «Компания ДМ»1,42

 

Ход реализации федеральных целевых программ на территории края

 

Реализация федеральных целевых программ способствует решению стратегических задач региона, развитию производственной и социальной инфраструктуры, рациональной системы экономического регулирования, активизации инструментов стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности и, как следствие, сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест.

Всего на территории края  в течение 2007 года осуществлялась реализация 18 федеральных целевых программ. На финансирование программ и проектов непрограммной части из федерального бюджета  в 2007 году направлено 5,8 млрд. рублей, в том числе капитальные вложения – 3,3 млрд. рублей.

 

В 2007 году введены в эксплуатацию:

  • в г. Барнауле: котельная КЖБИ по ул. Чкалова, вторая нитка напорного канализационного коллектора № 9, резервуар чистой воды емкостью 10000 куб.м на насосной станции III подъема, административное здание налоговых инспекций УФНС России по Алтайскому краю, лечебный корпус седьмой многопрофильной детской больниц на 154 койки; 2 блок-секции жилого дома для работников УВД, школа на 504  учащихся, учебно-лабораторный корпус гидромелиоративного факультета Алтайского государственного аграрного университета, краевое государственное учреждение здравоохранения «Алтайский краевой кардиологический  диспансер (операционный корпус, блок «Б»);
  • школа в г. Змеиногорске на 834 учащихся, складские помещения и овощехранилище в доме-интернате в с. Мамонтово Мамонтовского района;
  •  родильный дом на 15 коек с детским отделением на 25 мест и детской консультацией (2 очередь) в с. Поспелихе Поспелихинского района;
  • в г. Рубцовске: котельная № 4, оздоровительный центр (физкультурно-спортивный комплекс).

 

Молодым семьям в 2007 году выдано 898 свидетельств на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы; в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» 445 сельских  семей  и 262 молодых семьи в сельской местности получили возможность улучшить свои жилищные условия.

 

В 2008 году на территории края осуществляется реализация 19 федеральных целевых программ. Годовой лимит финансирования из федерального бюджета в 2008 году составляет 8,8 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2007 году, в том числе  лимит капитальных вложений – 6,7 млрд. рублей, из них на строительство Федерального Центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования  в г. Барнауле – 2,1 млрд. рублей.

 

На 1 октября 2008 года из федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ и проектов непрограммной части  получено 6842,7 млн. рублей (76,4 % от годового лимита), в том числе капитальных вложений – 4248,9 млн. рублей (72,7 %).

 

Основной объем федеральных бюджетных ассигнований по состоянию  на 1 октября 2008 года поступил на реализацию следующих федеральных целевых программ:

  •  «Модернизация транспортной системы России до 2010 года» - 1418,0 млн. рублей, ведется реконструкция автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт» и  участков автодороги Бийск-Белокуриха;
  • «Жилище» на 2002-2010 годы – 320,6 млн. рублей, в том числе подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» - 115,4 млн. рублей, что позволит улучшить жилищные условия 447 молодым семьям;
  •  «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы» - 257,0 млн. рублей, ведется орошение земель сельхозназначения в бассейне р. Бурлы, реконструкция Лосихинской оросительной системы;
  • «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы» - 74,4 млн. рублей;
  • «Социальное развитие села до 2012 года» - 114,3 млн. рублей, в том числе на газификацию сельских населенных пунктов - 18,8 млн. рублей,  на развитие водоснабжения в сельской местности – 26,5 млн. рублей, на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности – 67,5 млн. рублей, в том числе на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов – 25 млн. рублей. Это позволит улучшить жилищные условия 630 участникам программы.

Для строительства и реконструкции объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры краевой и муниципальной собственности из федерального бюджета в 2008 году планируется направить 285,9 млн. рублей. За счет этих средств уже принят в эксплуатацию больничный комплекс на 50 коек в с. Крутиха Крутихинского района, а также будут сданы акушерский корпус в р.п. Тальменка Тальменского района и районная поликлиника на 250 посещений в смену в с. Ключи Ключевского района.

 

На сегодняшний день введены в эксплуатацию детский сад № 25 в г. Барнауле, новые здания общеобразовательных школ в Ельцовском, Солонешенском, Тюменцевском, Ребрихинском районах.

 

Осуществляется реконструкция зданий средних общеобразовательных школ в  Шипуновском, Завьяловском районах, строительство детского ясли-сада в г.  Барнауле.

 

Продолжается работа по улучшению инженерной инфраструктуры: реконструкция водовода в г. Камень-на-Оби, канализационного самотечного коллектора в г. Славгороде.  Строится водопровод в р.п. Белоярск г. Новоалтайска а также водозаборные и водопроводные сооружения, водовод в Третьяковском районе.


 

Ход реализации бюджетных целевых программ

 

В 2007 году в крае действовало 38 краевых целевых программ (в их состав входит 21 подпрограмма). В течение года приняты и начали свое действие 13 краевых целевых программ, основные из них: «Дети Алтая» на 2007-2010 годы, «Модернизация жилищно-коммунального комплекса Алтайского края» на 2007-2010 годы, «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2007-2010 годы, «Предупреждение заболеваний социального характера и борьба с ними» на 2007-2011 годы и др. По итогам 2007 года в рамках целевых программ профинансировано за счет всех источников 21 773 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета – 4 793 млн. рублей (по сравнению с 2006 годом рост в 3,2 раза).

 

В январе-сентябре 2008 года в рамках программно-целевого метода планирования в крае действовало 40 бюджетных целевых программ, в том числе 23 краевые целевые программы и 17 ведомственных целевых программ.

Бюджетные целевые программы направлены на реализацию комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных социально-экономических проблем в крае.

 

Общий объем финансирования бюджетных целевых программ, определенный в программах, составляет 31 289,7 млн. рублей.

В отчетном периоде (по предварительным данным органов исполнительной власти края) на реализацию бюджетных целевых программ направлено 6 131,8 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета 4 054,4 млн. рублей.

 

1. Реализация краевых целевых программ.

  • За 9 месяцев 2008 года в крае действовало 23 краевые целевые программы (далее - КЦП), кроме того 20 подпрограмм.
  • По предварительным данным государственных заказчиков программ в отчетном периоде профинансировано за счет всех источников 5 138,8 млн. рублей, в том числе из краевого бюджета 3 073,1 млн. рублей.
  • Наибольший объем финансирования занимают программы, направленные на улучшение качества жизни населения края. Из общей суммы расходов краевого бюджета, предназначенных на реализацию программ, за 9 месяцев 2008 года на них выделено 2 200,3 млн. рублей (71,6 %). Более половины от всех расходов краевого бюджета на эти цели (1 114,3 млн. рублей) составило финансирование КЦП «Социальная поддержка малоимущих граждан и малоимущих семей с детьми» на 2007-2010 годы. Оказана помощь малоимущим гражданам: 117 тыс. семей получили субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; 199,8 тыс. малоимущих семей оказана материальная поддержка в форме ежемесячного пособия на ребенка; осуществлялась организация трудоустройства, психологическая поддержка и социальная адаптация, профессиональное обучение и профессиональная ориентация безработных.
  • Четвертая часть общей суммы расходов на реализацию КЦП из краевого бюджета направлена на мероприятия КЦП «Содействие занятости населения Алтайского края» на 2007-2010 годы. Объем финансирования с начала т.г. составил 744,5 млн. рублей. Средства направлены на выплату пособий по безработице и стипендий безработным гражданам, а также на мероприятия в области содействия занятости населения. Реализация программы в отчетном периоде позволила значительно сократить численность официально зарегистрированных безработных граждан (на 31,6 % к аналогичной дате прошлого года и 36,2 % к началу текущего года).
  • В отчетном периоде высока эффективность программ, направленных на охрану здоровья населения края.
  • В результате реализации 5 подпрограмм КЦП «Важнейшие направления развития специализированной медицинской помощи» на 2007-2011 годы приобретено медицинское оборудование и инструментарий для кабинетов врача общей практики; выполнено 387 оперативных вмешательств с применением методики искусственного кровообращения (88 % от годового плана). Реализация КЦП «Предупреждение заболеваний социального характера и борьба с ними» на 2007-2011 годы позволила достичь 100%-ный охват туберкулинодиагностикой пациентов противотуберкулезных учреждений.
  • КЦП «Дети Алтая» на 2007-2010 годы финансировалась из федерального и краевого бюджетов. В целом по всем подпрограммам и направлениям плановые целевые показатели были достигнуты. В результате реализации мероприятий подпрограммы «Здоровое поколение» младенческая смертность снижена до 9,1 ‰, число детей 1-ой группы здоровья составило 32 % (к концу года показатель планируется довести до 33,5 %).
  • На реализацию КЦП «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» на 2004-2010 годы в краевом бюджете на 2008 год запланировано 100 млн. рублей. За 9 месяцев текущего года субсидия на приобретение  жилья предоставлена 112 молодым семьям в объеме 38,8 млн. рублей.

 

2. Реализация ведомственных целевых программ.

  • На 1 октября 2008 года в Алтайском крае действовало 17 ведомственных целевых программ (далее - ВЦП), из них финансировались 16 программ.
  • По предварительным данным субъектов бюджетного планирования, за 9 месяцев 2008 года на реализацию ВЦП направлено 993,0 млн. рублей.
  • Наибольший объем финансирования занимают программы, направленные на развитие реальной экономики края. Финансирование ВЦП «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 годы составило 570,7 млн. рублей. Реализация программы позволила предприятиям значительно обновить парк сельскохозяйственной техники, в том числе приобретено 716 шт. тракторов, 514 шт. зерноуборочных и 104 шт. кормоуборочных комбайнов, на сумму 5,9 млрд. рублей.
  • В текущем году в рамках реализации мероприятий программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 годы» разработаны и приняты нормативные правовые акты Администрации края, направленные на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. Успешно функционирует Алтайский бизнес-инкубатор, в котором создано 64 рабочих места для начинающих предпринимателей. Финансирование программы в отчетном периоде составило 29,6 млн. рублей.
  • По направлению новое поколение в отчетном периоде осуществлялись мероприятия ВЦП «Развитие образования в Алтайском крае» на 2008-2010 годы, на реализацию которых из краевого бюджета было выделено 167,2 млн. рублей. В результате проведенных мероприятий приобретено 47 автобусов. В отчетном периоде в детских оздоровительных лагерях края оздоровлено 112,6 тыс. детей (52,2% числа учащихся 1-10 классов). Плановый показатель летней оздоровительной кампании 2008 года (52 %) за отчетный период выполнен.